Игорь Царев - Пятая Стихия

Форум
Текущее время: 04 дек 2024, 01:49

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Стихи финалистов. Обзор В.Г.
СообщениеДобавлено: 09 авг 2015, 13:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 ноя 2013, 14:15
Сообщения: 149
Обзор Финала

Вот и подошел к завершению второй сезон конкурса «Пятая стихия» памяти Игоря Царева.
Поэтический раздел конкурса и в этом году получился очень достойным.
Имя победителя еще неизвестно.
Можно только строить предположения, но все во власти Учредителя. Жюри свое слово уже сказало. Обозреватель тоже.

И еще одно обстоятельство стоит отметить.
В прошлом году подобный обзор я назвал «Наброски к портретам участников финала».
Сейчас на такое обобщающее название не решусь.
Все дело в том, что я был сторонником, если не инициатором того, чтобы в этом сезоне участники представляли не подборку, а по одному стихотворению.
Конечно, нагрузка на членов Жюри и Оргкомитет при этом значительно уменьшилась и стала едва ли не комфортной.
Но вот судить о творческой манере автора и его поэтической индивидуальности по одному тексту с моей стороны было бы чересчур самонадеянно.
Так что будем рассматривать исключительно конкретные тексты.
Не посягая на большее.

И говорить о стихах претендентов мы будем в том порядке, в котором они завершили второй тур. Сразу после авторского текста приводится моя оценка текста на предыдущем этапе. Затем плюсиками обозначены мои предпочтения. А дальше я пробую их развить и обосновать.


1. П-1139 Елена Копытова (Рига, Латвия) – 90 баллов

Дымы отечеств
Всё мимолётно и непоправимо.
Лохмотьями – на шпилях – облака.
Отечество клокочет едким дымом
в прокуренной груди товарняка.
В ознобе Город; каждый перекрёсток
вздыхает: «Лишь бы не было войны!»…

– а, помнишь? –
мы в безумных девяностых
взрослели на развалинах Страны…

Наш мир, давно потерянный, не рухнет.
Нам – по большому счёту – всё равно,
когда и с кем на тех же самых кухнях
пить то же полугорькое вино. –
За то… чтобы у стен отсохли уши,
чтоб слово закипело, как слеза…

а Бог молчит, с прищуром глядя в души –
в который раз не знает, что сказать. –
Возьмёт – по паре – всех (как при Потопе),
чтоб каждый удивлялся, что – живой,
пока по угасающей Европе
гуляет призрак Третьей Мировой…
и мимо проплывают чьи-то лица –
глаза в глаза – сплошной «лицеворот».

…но будет перевёрнута страница.
…и Стрелочник часы переведёт.

…а время… –
ни черта оно не лечит! –
«Мгновения… как пули у виска»…

– давай, покурим, все «дымы отечеств»
бесстыдно выдыхая в облака…

Актуальное душевное состояние лирического героя передано очень выразительно и поэтически интересно выстроено.
+++

Что можно сказать, перечитав это стихотворение.
Цельная поэтическая картина. Все ее на первый взгляд разрозненные фрагменты образуют единое поэтическое пространство.
А частая смена ракурсов и внутренняя смена ритмов позволяет все время поддерживать высокое эмоциональное напряжение текста.

История (большая История) предстает напряженной и драматичной во всех своих проявлениях и отражается ими в душах лирических героев.
«Отечество клокочет едким дымом
в прокуренной груди товарняка…»
Все эти ощущения – от личных истоков
«… а, помнишь? –
мы в безумных девяностых
взрослели на развалинах Страны…»
и до жгучей современности
«…пока по угасающей Европе
гуляет призрак Третьей Мировой…» –
порождают своеобразную отрешенность и отстраненность от происходящего.
«Нам – по большому счёту – всё равно,
когда и с кем на тех же самых кухнях
пить то же полугорькое вино…»

Скажете, совсем уж безысходный фатализм?
Что поделаешь, если таково восприятие жизни, которая дает для него вполне определенные основания.

А надежда? Разве на то, что
«… будет перевёрнута страница.
…и Стрелочник часы переведёт…».

Не слишком оптимистично. Зато честно.
Будь еще финал чуть повыразительнее…


2. П-123 Клавдия Смирягина (Санкт-Петербург, Россия) – 88 баллов

В.Д.
В медном подсвечнике сальная
Свечка у няни плывет...
Милое, тихо-печальное,
Все это в сердце живет... (с)
И. Анненский. «Сестре»

Ночь кудель сонливо тянет, перематывая дали,
заполняет сном корзинку, на скамеечку присев.
Под пушистыми кистями вижу кружево педали
и литые буквы «Зингеръ» на чугунном колесе.
По зелёному жаккарду бродят уличные тени,
звон последнего трамвая вязнет в плотных облаках.
И мурлычет песни барда наш приёмничек настенный,
сам себя перебивая позывными Маяка.
Стол, ночник, на гриб похожий, две кровати по соседству,
между ними дверь в кладовку, пола узкая межа.
Сладко-сладко, не тревожась, спит твоё смешное детство,
сдвинув узенькие бровки, мишку бережно прижав.
Спи, малыш, пока мы вместе. Сон с годами всё короче.
Жизнь таких узлов навяжет без раздумий и стыда!
Пусть тебе послужит вестью нежность этих междустрочий.
Может быть, прочтёшь однажды. Может, вспомнится когда...

Насыщенно и достоверно. Творчески переработанные приметы повседневности сплетаются в причудливый поэтический узор и безотказно соприкасаются с душами читателей.
+++

Зачин текста сразу задает ему нужный ритм и темп:
«Ночь кудель сонливо тянет, перематывая дали,
заполняет сном корзинку, на скамеечку присев…».

И сразу становится понятно, что неторопливое повествование не нуждается в резких переломах сюжета. Наоборот плавное его разворачивание позволяют придать неброским с виду приметам быта полную поэтическую достоверность и выразительность.

Чего стоит только такие убедительные подробности:
«Стол, ночник, на гриб похожий, две кровати по соседству,
между ними дверь в кладовку, пола узкая межа…».
Негромкая завораживающая колыбельная песенка, неразрывно соединяющая жизнь и судьбы героев, маму и дитя.

И финал, ничего, казалось бы, определенно не утверждающий и вместе с тем настолько убедительный…
«Спи, малыш, пока мы вместе. Сон с годами всё короче.
Жизнь таких узлов навяжет без раздумий и стыда!
Пусть тебе послужит вестью нежность этих междустрочий.
Может быть, прочтёшь однажды. Может, вспомнится когда...».

Текст, заслуживающий самой высокой оценки.


3. П-134 Галина Булатова (Тольятти, Россия) – 88 баллов

Река

Волга, Вятка, Ока и Кама – вот четыре родных сестры.
Между этими берегами пращур мой разжигал костры.
Волховал, приготовясь к севу, и поглаживал оберег,
Чтоб вовек родовое древо пило воду из этих рек.
Чтобы бьющийся слева бакен направлял бы уключин скрип,
И горел бы огонь прабабкин и прадедов на спинах рыб.

...Начинала цвести ясколка, разливался в лугах апрель,
Лучше няньки качала Волга лодку – мамину колыбель.
Знали слово «война» с пелёнок, но хранил беззащитных Бог,
И от «воронов» да воронок он судёнышко уберёг, –
Только омуты да стремнины, но недаром родня ждала:
Скоро доктором станет Нина, будет новая жизнь светла.

...Вечный зов соловьиной Вятки, зачарованный край отцов:
Здесь писал угольком в тетрадке душу русскую Васнецов.
Здесь грозила судьба расстрелом в сорок первом за колоски...
По сестрёнке, навеки в белом, плакал Ванечка у реки…
И остались они живые, целых пятеро, мал мала...
Славный врач из Ивана выйдет, будет новая жизнь светла.

...Первый скальпель, уколы, грелки и родительский непокой:
Это я родилась на Стрелке, между Волгою и Окой.
Если есть у свободы запах, это запах родной реки...
Напиши-ка, смеялся папа: наши – с Вятки, мол, вы – с Оки.
Вслед за мамою ехал Грека через реку, а в реке рак,
И молочными были реки, и кисельными берега...

Утка в море, хвост на заборе, Волга зыбает корабли,
В Жигулях Жигулёвским морем нарекли её журавли,
Натянув тетиву рассвета на Самарской Луки изгиб, –
Это стих, ниспадая в Лету, проступает на спинах рыб,
Это посвист далёкой Стрелки, что почувствовал печенег
По вибрации крупных, мелких – всех впадающих в Каму рек.

«Ты – река! И теперь ты – Кама!» – крикнут белые берега.
Может, это такая карма? Может, это одна река?
Может, это игра течений? Может быть, по воде круги –
Многоточия изречений той одной, родовой реки?
…Волга, Вятка, Ока и Кама, – и щепотью ведомый перст
На груди четырьмя штрихами, как судьбину, выводит крест.

Стихи, течение которых столь же стремительно, обильно и неостановимо, как и у рек, что в них упоминаются.
++

Безусловно, привлекательный замысел. Через индивидуальные судьбы показать историю всего народа на широком историческом периоде. И сопоставить его с течением значимых и всем знакомых российских рек.

Временные перебросы и уподобления текста не избавляют его от известной линейности изложения, но вместе с тем отмечены и целым рядом удачных находок:
«Лучше няньки качала Волга лодку – мамину колыбель…»
«...Вечный зов соловьиной Вятки, зачарованный край отцов:
Здесь писал угольком в тетрадке душу русскую Васнецов…»
«Утка в море, хвост на заборе, Волга зыбает корабли,
В Жигулях Жигулёвским морем нарекли её журавли…»

На фоне этих впечатляющих поэтических находок перипетии личных биографий героев выглядят более трафаретными. При всем уважении к их нелегкой и одновременно целеустремленно созидательной жизни.

Что касается стихотворной культуры текста, то она достаточно высока, умело организована строфически и ритмически.
И если для меня следующая рифма:
«Вслед за мамою ехал Грека через реку, а в реке рак,
И молочными были реки, и кисельными берега...»,
выглядит не вполне аккуратной, то ведь это только раз.

Но главное в этом стихотворении ощущение Родины, России и своей к ним причастности.
Мне кажется именно об этом строки:
«Если есть у свободы запах, это запах родной реки...»
И свои чувства автору удалось выразить сполна.



4. П-1173 Наталья Малинина (Ярославль, Россия) – 85 баллов

Вербное
А вот и пристань…Толгский монастырь
Полощет купола свои в купели
Апрельской Волги. Мы давно хотели,
Покуда дачи с пляжами пусты,
Подкрасться к деревянному причалу,
Не привлекая оголтелых чаек,
Не расплескав непрочной красоты.
…Как будто с вербы жёлтая пыльца,
Твой смех осядет на пейзаж прибрежный.
Я снова умолчала слово «нежность» –
Попробуй сцеловать его с лица.
Пусть это будет временная суть
Того, о чём теперь не скажешь всуе.
Осыплются пыльцою поцелуи
И вербой прорастут когда-нибудь.
…Как плещется, как бьёт крылом закат
Огромной водоплавающей птицей!
Наверно, мне не раз ещё приснится
И берег, и волна, и долгий взгляд,
Твоё повечеревшее лицо,
И это состояние прибоя.
…Да, «всё пройдёт»,
Но не для нас с тобою
Пока что эта мудрость мудрецов.
…Взлетит над Волгой колокольный звон
В неслыханной ещё аранжировке:
В нём – верба, вечность, поцелуй неловкий
И наших сочетание имён.
В нём – суть и муть неверных «вешних вод»,
В нём то ещё, за что «господь-прости-нам».
…И лишь одной поэзии по силам
Осуществить синхронный перевод.

Впечатляющая панорама, развернутая во времени и пространстве. Следить за ее деталями, которые отмечены многими поэтическими находками, очень интересно.
++

Замечательная лирическая зарисовка, в которой переплетаются и глубоко личные чувства, и высокие поэтические обобщения.

«А вот и пристань…Толгский монастырь
Полощет купола свои в купели
Апрельской Волги...»
«Мы давно хотели…
Подкрасться к деревянному причалу,…
Не расплескав непрочной красоты…».

Здесь это «мы» особенно значимо. Через такое единение душ постигаются и их связь, и осмысление мира.
И отвлеченного в высь, и одновременно вещного и осязаемого.
«Твой смех осядет на пейзаж прибрежный.
Я снова умолчала слово «нежность» –
Попробуй сцеловать его с лица…»
«Осыплются пыльцою поцелуи
И вербой прорастут когда-нибудь...»
«Наверно, мне не раз ещё приснится
И берег, и волна, и долгий взгляд,
Твоё повечеревшее лицо…»


Вселенская гармония, составляющая суть жизни, преломляется в каждом ее проявлении.…
«Взлетит над Волгой колокольный звон
В неслыханной ещё аранжировке:
В нём – верба, вечность, поцелуй неловкий
И наших сочетание имён…»

Как все это выразить, как донести вовне? Поделиться этой нечаянной и заслуженной радостью?
«… лишь одной поэзии по силам
Осуществить синхронный перевод…»

Пожалуй, лучше и точнее не скажешь.



5. П-1141 Андрей Данилов (Енисейск, Россия) – 83 баллов

Глухомань…
Глухомань...Занесенная снегом Сибирь...
Пустота... Состояние, как у стакана.
Можно выменять счастье- технический спирт
За ружье у надежного дядьки Ивана.

Тишина. Через тракт перескочит лиса-
Рыжий штрих неестественно огненных красок.
И зовут и звенят в голове голоса...
То ли скрипка с альтом, то ли альт с контрабасом.

Безнадежность. Тоска. Середина зимы.
Седина. Половина души до зарплаты.
Все расписано. Путь от сумы до тюрьмы
Или проще - до белой больничной палаты...

Я ушел, я уехал, я просто исчез,
Превратился в туман и рассеялся в небыль...
...То ли снег опускается тихо с небес,
То ли лес поднимается медленно в небо.

Настроенческие стихи. И настроение их понятно и знакомо. Но, по-моему, на большие поэтические обобщения они пока еще не выходят.

Возвращение к истокам всегда трогает.
«И зовут и звенят в голове голоса...»

У каждого они свои, а вывод, как правило, один и тот же: жизнь проходит, заканчивается, прошла.
И хорошо, если не совсем стороной, а задела хоть краешком.
«Все расписано. Путь от сумы до тюрьмы
Или проще - до белой больничной палаты...»

Найдет ли герой достойный выход из подобной предопределенности:
«Я ушел, я уехал, я просто исчез,
Превратился в туман и рассеялся в небыль...»

Как знать, хочется надеяться.



6. П-118 Акимов Геннадий (Курск, Россия) – 81 баллов

Щучье слово
Ночевал в кособокой избушке
на краю деревеньки пустой,
попивал, согреваясь, из кружки
травяной горьковатый настой.
Пёс таращил туманные бельма,
мышь точила бревно в уголке,
и хозяйка, суровая ведьма,
мне читала судьбу по руке,
обещала, как высшую милость,
самоедство, скитания, злость.
Чем поила – в крови заклубилось,
что пророчила – то и сбылось:
гуси-лебеди, стежки-дорожки
за собою меня увлекли
пересказывать шепот сторожкий,
байки неба, воды и земли…

Догорает судьба, как бумага.
Для какой же волшебной строки
ты шатался по свету, бродяга,
всё упрямо сбивал башмаки?
Ни семьи, ни надежного крова –
только речи строптивой шипы,
только поиски щучьего слова,
где ни света тебе, ни тропы.

Замечательно выверенный и сбалансированный текст. Я бы сказал, очень надежный в поэтическом смысле. Мои комплименты.
++

В этом стихотворении фольклорная традиция творчески переработана и тонко и точно осмыслена.
И вместе с тем текст поэтически очень емок и выразителен.

Лирический герой
«Ночевал в кособокой избушке
на краю деревеньки пустой,
попивал, согреваясь, из кружки
травяной горьковатый настой…»
А будущее из прошлого виделось и туманным, и определенным.
«…хозяйка, суровая ведьма,
мне читала судьбу по руке,
обещала, как высшую милость,
самоедство, скитания, злость…».

И, в общем-то
«…что пророчила – то и сбылось…».
А герой нашел свой путь в этом будущем, ставшим настоящим, свои «…стежки-дорожки…», стал:
«…пересказывать шепот сторожкий,
байки неба, воды и земли…».

Вот и пришла пора делать выводы, подводить итоги:
«Догорает судьба, как бумага.
Для какой же волшебной строки
ты шатался по свету, бродяга…?»
И ответ, может, для кого-то и не слишком убедительный:
«…только речи строптивой шипы,
только поиски щучьего слова…».

Но, мне кажется, следует поклониться автору в пояс за этот подвижнический подвиг.
От имени поэзии. И во ее славу.



7. П-114 Анастасия Приеднице (Саулкрасты, Латвия) – 80 баллов

Где гнездятся ночи
снится даже не эта любовь, а та.
в коридоре торчит — что рояль в кустах,
говорит — я болен, дружок, и стар,
это всё пустое.
тишина, сквозняк, листопадный свет,
и тебе впервые за столько лет
повернуться-уйти-не смотреть вослед —
ничего не стоит.

снится некогда умерший рыжий кот,
почему-то во снах он всегда живёт,
ты кладёшь ему голову на живот —
щёки шерсть щекочет.
склон какой-то горы, и трава желта,
сколько счастья — уткнуться лицом в кота
и не думать, кто из вас нынче там,
где гнездятся ночи.

снится даже не этот дурацкий стыд
и не то, что кто-то тебя простит,
снится школьный двор, вода и карбид,
сигареты, карты.
а ведь ты исправился, осознал,
обещал — не сунусь в старый подвал,
и опять подвёл, и опять пропал,
и понять бы — как так.

снится — станция детства, река, понтон.
и, синеющий ветер хватая ртом,
понимаешь: это и есть твой дом.
не другой, а этот.
успеваешь подумать — урвал, украл,
но октябрь открывает небесный кран,
поезда уходят за виднокрай:
от тебя — к рассвету.

И почему так щемит сердце? А оно всегда болит по ночам, по проходу жизни от настоящего к прошлому. И к неизбежному, но такому невнятному будущему. Все удалось выразить.
++

В этом лирическом монологе таком пронзительном и таком щемящем переплетаются ночи и дни, прошлое и настоящее. И любови, навсегда угнездившиеся в памяти.
«…снится даже не эта любовь, а та…»
«…и тебе впервые за столько лет
повернуться-уйти-не смотреть вослед —
ничего не стоит…».

В стереоскопически отчетливых снах все еще живы. И незабываемы, и любимы.
«…снится некогда умерший рыжий кот,
почему-то во снах он всегда живёт…»,
«…уткнуться лицом в кота
и не думать, кто из вас нынче там,
где гнездятся ночи…».

Столько всего перемешано в этих рваных сновидениях. И ничего не утрачено из того, что было (и будет?).
«…снится даже не этот дурацкий стыд…»
«…обещал — не сунусь в старый подвал,
и опять подвёл, и опять пропал…».

Снится, снится, снится…
«…станция детства, река, понтон…»,
«…понимаешь: это и есть твой дом,
не другой, а этот…».
Но все это уплывает, расплывается.
«…поезда уходят за виднокрай:
от тебя — к рассвету…».

Как не хочется просыпаться в эту жизнь!
Как тяжело.



8. П-1100 Татьяна Партина (Одесса, Украина) – 77 баллов

Прага. Собор святого Вита
Кто это строил? Наверное, гений!
Столько столетий строительной битвы...
Несколько сотен массивных ступеней
К Богу приблизят быстрее молитвы.
Пусть поднимаются... Этот, с одышкой,
Хмурый толстяк и субтильного вида
Юная мама с кудрявой малышкой
Бодро штурмуют владение Вита.
Где-то остались: кормящийся ловко
Лебедь под старым мостом (с лебедями
фото отличное!); речка Чертовка,
Уличный чёрт, галерея с чертями;
Гашек, незримо гуляющий с Кафкой
(Оба туристов считают ревниво,
каждый своих); сувенирная лавка
С куклами-ведьмами; кнедлики с пивом.
Это внизу. А сейчас по спирали
Пусть поднимаются выше и выше
В небо, что облаком с отсветом стали
Смотрит на чудные красные крыши.
Те, что за чашкою крепкого чая
Каждое утро Господь созерцает,
Мелкие шалости людям прощая, –
Глина смягчает и Бога, бывает...
Новая порция фотоулыбок.
Жаль, что идти далеко до фонтана,
В чашу которого можно для рыбок
Выбросить все медяки из кармана.
Спуститесь – бросьте хотя бы для мыши
Горстку монет сквозь решетку подвала.
Вечер идёт. Черепичные крыши
Небу тепло возвращают устало.
Греется Первый Гончар на планете,
И достаёт из-за пояса флягу...
Все города - это чьи-нибудь дети.
Бог улыбается, глядя на Прагу.

Казалось бы просто туристические впечатления, но сколько в них человеческого тепла, зоркой наблюдательности и пронзительной нежности.
+

Вопрос, которым, к сожалению, мы не всегда за обилием впечатлений задумываемся задаться:
«Кто это строил? …».
И напрашивающийся ответ:
«…Наверное, гений!».
И безусловный. Потому что
«Несколько сотен массивных ступеней
К Богу приблизят быстрее молитвы».

С этой высоты так отчетливо различимы и
«кормящийся ловко
Лебедь под старым мостом»,
и
«Гашек, незримо гуляющий с Кафкой
(Оба туристов считают ревниво,
каждый своих)…».

Но «Это внизу…», а тем временем просветленные человеческие души
«… по спирали
Пусть поднимаются выше и выше
В небо, что облаком с отсветом стали
Смотрит на чудные красные крыши…».

Туда, где так хочется верить, что
«Каждое утро Господь созерцает,
Мелкие шалости людям прощая…».

И в заключительных строчках текста все те же высокое умиление и неугасимая надежда:
«Все города - это чьи-нибудь дети.
Бог улыбается, глядя на Прагу…»

Согревающие сердце стихи.


9. П-1126 Марина Матвеева (Симферополь, Россия) – 77 баллов

***
С утрева делать нечего. День, будто сдутый шар.
В окна вползает к вечеру потного полдня жар,
температурит, лапушка, хочет моих пилюль.
Не разрешает бабушка. А на дворе июль.
Где-то в Сибири лаково-белым цветет сирень.
Наша же в май отплакала, словно в подушку. «Встрень
дедушку с поликлиники, медленно он идет.
И ходунков, былинонька, Бог тебе не найдет
в старости», – прошептала мне бабушка, хлеб в руке,
мякиш, как льдинку талую, плавя на языке,
ложечка, чай взволнованный, дует, жара, жара…
Я в белых шортах новеньких прыгаю со двора –
и мотыльком по улицам. Медленно он идет…
Бог – не слепая курица – что-нибудь да найдет,
что-нибудь да отыщется летним тягучим днем…
На ветростёклах тыщами – блики. …Давай свернем
в тот переулок, дедушка, помнишь, ты там играл
в детстве и с некой девушкой угол облюбовал
для поцелуя первого… Сам рассказал. Забыл?
Как в Воскресенье Вербное веток ей раздобыл, –
хоть запрещали праздновать, – в церковке освятив…
Бог – Он болезнь заразная. Скольких «врачей» сплотив,
мудрых и доморощенных, не излечила власть
прежняя. …Так короче нам, бабушка заждалась –
маленькая и верная, будто лампадный свет,
помнящая те вербочки тысячи тысяч лет.
Чаю тебе остудим мы, булочку подадим.
Видит Господь: не судим мы – будет же не судим
мир, оголенным проводом тычущийся в живьё…
Бог – дай Ему лишь повод – нам сердце отдаст Своё.

Несколько спотыкливая, но, безусловно, возвышенная поэтическая речь. Несмотря на довольно приземленный словарь. Но ведь это только удачный прием, не правда ли?
+

Текст, пронизанный памятью и любовью. И понимание, и сочувствие, которое он может вызвать, будет вполне искренним.
Поэтическая картина, вместившая в себя целую жизнь.
С утра и до вечера, от рождения до смерти.
«В окна вползает к вечеру потного полдня жар…»

Лирическая героиня выходит встречать не только своего дедушку, а и свое прошлое.
И свое будущее.
«Давай свернем
в тот переулок, дедушка, помнишь, ты там играл
в детстве и с некой девушкой угол облюбовал
для поцелуя первого…»
«…в Воскресенье Вербное веток ей раздобыл…»

Возвращение обязательно состоится.
Разве можно не вернуться туда, где
«…бабушка заждалась –
маленькая и верная, будто лампадный свет,
помнящая те вербочки тысячи тысяч лет…»

И главное, что это запомнил автор. Прочувствовал, примерил к себе.
Как высшую истину и мудрость
«Видит Господь: не судим мы – будет же не судим
мир, оголенным проводом тычущийся в живьё…
Бог – дай Ему лишь повод – нам сердце отдаст Своё...»

А все потому, что
«Бог – Он болезнь заразная…».

Как и это наполненное любовью и верой стихотворение.



10. П-174 Ольга Флярковская (Москва, Россия) – 76 баллов

Лето северных островов
Лето северных островов,
Час блаженства природы нищей.
Этот край к чужакам суров,
Для своих здесь – и дом, и пища.

Дедов остров* хранит вода,
Что не только на вид студёна.
Тащит Сухона лес, суда.
Баржа тянется вдоль затона.

Здесь по солнцу идут часы.
Здесь текут в Заполярье реки.
Над разливом, испив росы,
Облака закруглились «в греки».

Здесь затихла моя тоска…
Чья-то лодка плывёт к причалу.
И верней не найдёшь куска,
Лишь его заслужи сначала.

Разгрузи от леща баркас:
Рыбу – в вёдра, и вымой днище.
Здесь народ на улов глазаст
И спокойной воды не ищет.

Здесь, на острове, долгий день
Над рыбацкой избой курится,
А рукав подлинней надет
Не к тому, чтоб складней лениться.

Ветерок поутру кусач –
Стылый пасынок океана.
Горький привкус от неудач
Выдувается покаянно.

Был на Троицу звон густой,
А к Успению – звон печальный.
Здесь на Божий взяты постой
Скит да п`устынька изначально.

Здесь мошкой именуют гнус,
Здесь не жалятся, но жалеют,
А ненужная роскошь – грусть
Лишь под утро кольнёт: болею…

Здесь морошки наешься впрок
И забудешь огни столицы.
Здесь привычней свистит юрок
Голоска городской синицы.

Лето северных островов
Отцветёт по-девичьи кратко,
Но запомнится, как любовь,
Всё отдавшая без остатка…

*Дедов остров — хутор в Тотемском районе Вологодской области. Расположен на острове посередине реки Сухона. На нём находится заштатный мужской монастырь Троицкая Дедова пустынь.

Несмотря на отдельные замечания, картина такого близкого и родного русского Севера в целом задалась.
+

Детальная и подробная картина северного русского быта. Вроде бы и обыденного, но наполненного глубоким смыслом и исторической памятью.

Автор воссоздает ее последовательно и кропотливо.
«Лето северных островов,
Час блаженства природы нищей…»
«…вода,
Что не только на вид студёна.
Тащит Сухона лес, суда.
Баржа тянется вдоль затона…»
«Здесь по солнцу идут часы.
Здесь текут в Заполярье реки…»

Здесь жизнь сурова и требует от тебя нелегкого труда и полной самоотдачи.
«…рукав подлинней надет
Не к тому, чтоб складней лениться…»
«верней не найдёшь куска,
Лишь его заслужи сначала.
Разгрузи от леща баркас:
Рыбу – в вёдра, и вымой днище…»

И вместе с тем в своей настоящести дает душе приют и успокоение.
«Здесь затихла моя тоска…»
«Горький привкус от неудач
Выдувается покаянно…»
«Здесь не жалятся, но жалеют…»

И здесь не просто краткая передышка, а такое необходимое каждому очищение.
Которое по возвращению в городскую суету будет еще долго вспоминаться.
«Лето северных островов
Отцветёт по-девичьи кратко,
Но запомнится, как любовь,
Всё отдавшая без остатка…»

Все сказано в этом тексте. И сколько в нем невыразимого словами!


11. П-1138 Евгений Овсянников (Нижний Новгород, Россия) – 76 баллов

Никогдабрь

Это месяц твой – Никогдабрь,
Это город твой – Навсегдад.
Это в горних чертогах – дождь,
а на твёрдой земле – вода.

Где листвы был обрушен флёр,
Амальгама сошла с небес,
Серебря зеркала озёр,
Паутинкой стянула лес.

То ли сплин в ребро, то ли бес, бес-
козырная дама тьмы,
С каждым вздохом теряя вес,
Испаряются наши сны.

В слюдяном окошке рассвет.
Час сиреневый. Всё как встарь.
Белый жемчуг далёких лет.
Это месяц твой – Никогдабрь.

Интересные словесные находки, последовательно и образно проведенный сюжет. Стоит отметить.
+

Судя по всему, автор молод. И в любом случае стихи у него очень молодые, свежие.
С повышенным вниманием к звучанию слов, поисками новых форм, словесной игрой.
«Это месяц твой – Никогдабрь,
Это город твой – Навсегдад…»

И очень хорошо, что только словотворчеством автор не ограничивается, а пытается и в такой своей и своеобразной форме выходить на более интересные образы
«…бес-
козырная дама тьмы…»
и убедительные поэтические обобщения
«С каждым вздохом теряя вес,
Испаряются наши сны…».

Текст органично закольцован, но, пожалуй, этим в значительной мере и исчерпывается.
И лирический герой, похоже, полностью тождественен автору стиха.
Некая отстраненность в этом случае явно не помешала бы. Хочется надеяться, что все придет. Со временем.

Безусловно, перспективный автор. Или, как говорят в боксе, «проспект».

Резюме

Учредитель огласит свой вердикт. И я с ним не смогу не согласиться.

А над призами личных симпатий буду еще думать.

Читателей же приглашаю к обсуждению этого обзора на Форуме.
Было бы крайне интересно услышать ваше мнение.

В. Г.


Последний раз редактировалось Александр Лелянов 04 сен 2015, 23:40, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стихи финалистов. Обзор В.Г.
СообщениеДобавлено: 09 авг 2015, 18:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 авг 2015, 05:21
Сообщения: 20
Не буду здесь ни о текстах, ни об авторах-финалистах – только самые общие впечатления. Да, действительно, как ранее заметил г-н обозреватель, уровень высок. В финале очень достойные тексты, несколько просто великолепных. Хотя, на мой взгляд, некоторые, не прошедшие в финал из второго тура, им не уступают, а некоторые даже по поэтическому качеству кое-какие из финального превосходят. Но это вещи обычные и естественные – вкусы, предпочтения, личные ощущения, естественная для таких «летучих сфер» субъективность, etc. Плохо, когда благодаря тем же вкусам и предпочтениям, серое и заурядное предпочитают яркому и талантливому. К счастью, здесь такого нет.

Теперь, прошу прощения, - о шкурном. Я участник конкурса, не прошедший в финал, но речь пойдёт не о баллах и местах (всё понимаю - никаких претензий), хотя формально и об этом, а, как ни странно и, возможно, глупо звучит, об авторском самолюбии (не пойму – почему так на этот раз задело?!). О небрежном, сгоряча хочется сказать – наплевательском отношении к своему конкурсному тексту. (Говорю не о всём жюри – в нем большинство людей, которых я бесконечно ценю и восхищаюсь), а об одном его члене. Я далёк от мысли о кознях и интригах - уверен, что инцидент вызван спешкой и, повторю, небрежностью. А похоже, что и просто непрочтением текста.

Затерялась бумажка, на которой я записал свой индекс (вечная история!), поэтому не слишком приглядывался к процессу – все равно неизвестно, что сказал о тексте обозреватель, какие баллы от кого получил… Сегодня увидел результат (вместе с фамилией и индексом), проанализировал путь своего стиха к завершению его конкурсной истории. Порадовался высокой оценке и двум плюсикам от обозревателя (мнению которого безоговорочно доверяю и профессионализм которого для меня вне сомнений), увидел себя сразу же за спиной последнего по счёту финалиста – что ж, не так плохо: хороших авторов здесь изрядно, мест в финале всего-ничего. Нормально. Потом пригляделся к цифири. И здесь меня, не буду изображать мачо, покоробило.
От члена жюри №1 во втором туре мой стих получил просто «мусорный рейтинг». Самый ничтожный из всех, частвующих во втором туре. Самый низкий (без меня) – на два балла выше моего, и то, у всего у двух, кажется, а то и у одного (пишу по памяти, перед глазами нет таблицы). У других членов жюри мой рейтинг оказался вполне приличным: если без №1-го – где-то в середине финального списка.

Возвращаюсь к пресловутым «личным мнениям и индивидуальным предпочтениям». Допускаю, да это общеизвестно, и я с этим сталкивался неоднократно и как член жюри, и как конкурсант (можно ещё привести примеры касательно нашей классики) – нередко то, что вызывает восторг у одних мэтров, приводит к спазму отторжения у других. И не было бы у меня ни малейшего шевеления – ни в недрах болезненного авторского самолюбия (впервые в жизни, ей-богу, такое проявилось!) ни обиды за этот чистый отличный конкурс и за его организаторов, которые мне предельно симпатичны, чуть ли не до нежности (есть грешок – сентиментален!), не дёргался бы я с этим дурацким комментарием, если бы не… На предварительном этапе судья №1 выставил мне достаточно высокий бал. Если вычленить финалистов из общего списка, то из одиннадцати в том предварительном, четыре получили от него оценку более высокую, чем я, один такую же, шесть – меньшую. С чего же это на следующем этапе мой текст стал настолько отвратителен для члена жюри №1( замечу – кстати, очень хорошего поэта)? Ну, зачем так метаться, господин член жюри №1, буквально по-девичьи: сегодня - люблю, завтра – ненавижу. На каком этапе не читали?

А так все нормально. Я очень люблю поэзию Игоря Царёва. Хороший конкурс, высокий уровень, отлично организован. Вот поэтому крайне жаль, что не буду в нем больше никогда участвовать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стихи финалистов. Обзор В.Г.
СообщениеДобавлено: 09 авг 2015, 21:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 ноя 2013, 22:21
Сообщения: 550
Юрий!
Хоть Вы и не назвались, но у меня нет сомнения в том, с кем я разговариваю, поскольку только у одного нашего автора сложилась описанная Вами ситуация. Именно эту ситуацию я уже обсуждала с Оргкомитетом, так что Вы - это Вы :P

Как Вы верно заметили, "личные мнения и индивидуальные предпочтения" - это то, с чем, увы, не поспоришь. Поэтому я не буду обсуждать мнение члена жюри №1. Более того, скажу, что, направляя на конкурс именно этот текст, Вы должны были предполагать, что изначально рискуете встретить и непонимание, и отторжение :oops: :o
Именно так и случилось - отсюда "мусорный балл".

Но...
Мы с В.Г. уже отметили Вашу конкурсную работу и очень точно описанную Вами неоднозначную ситуацию вокруг нее (ведь мы видели Вас в финале!) А вчера мы даже решали, кто из нас объявит Вас лауреатом своего "Приза симпатии". Я победила :D

Сейчас я нарушаю мной самой прописанные заповеди "сохранения интриги до Церемонии вручения наград", но это тот самый случай, когда нарушение оправдано с чисто человеческих позиций ("мусорный балл" не может быть изменен, но должен быть нивелирован), поэтому не жалею о своем поступке. Поверьте, Вы высоко оценены и учредителем, и литературным обозревателем, и большей частью жюри - а это немало. Поэтому прошу Вас свою обиду на одного из членов жюри просто забыть. Он так видит - и это его право, которое надо уважать, даже если его мнение меняется.

Действительно, среди работ, не прошедших в финал по баллам, есть такие, которые максимально заслужили быть в первых рядах. Но, как я много раз говорила, любой конкурс - в чем-то лотерея. Мы же приложим все силы, чтобы авторы этих произведений почувствовали наш интерес к их творчеству. Наверное, этим наш конкурс и отличается от многих других - он открыт, результаты конкурсной комиссии не могут быть изменены Учредителем, но он имеет право и на свое слово.

Буду надеяться на встречи с Вами в наших дальнейших конкурсах.

С уважением,
Ирина Царёва


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стихи финалистов. Обзор В.Г.
СообщениеДобавлено: 09 авг 2015, 22:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 авг 2015, 05:21
Сообщения: 20
Ирина, большое спасибо за то, что поняли, за благожелательный и мудрый ответ - ничего другого я от Вас не ожидал. Только одна маленькая уточняющая ремарка. Я объяснил в реплике свою позицию, вероятно, слегка сумбурно: меня абсолютно не шокировала оценка "ниже плинтуса", у меня никаких претензий к члену жюри за его неприятие моего стихотворения - здесь все понятно и объяснимо, тем более, что я познакомился с его творчеством и приблизительно уяснил его нравственные и тематические установки. Моя претензия заключается лишь в пародоксальности и необъяснимости факта, что один и тот же текст получил от одного человека (профессионала, между прочим) сначала вполне положительную, а потом уничтожительную оценку. Ни чем, кроме крайне небрежного, а поэтому обидного отношения к текстам, да и к самому конкурсу, я не увидел. Ни о каком "пересмотре" или "нивелировании" - не помышлял, и на эту глупость даже подсознательно не покушался. Моя единственная (наверняка несбыточная) мечта, чтобы член жюри прочитал наш диалог и хотя бы в двух словах объяснил свои мотивы, тем самым избавил бы меня от страданий когнитивного диссонанса (я, конечно, не очень всерьёз, хотя на самом деле это было бы неплохо). Написал я свой комментарий с пылу-жару, может быть, сказал что-то лишнее, но думаю, меня понять можно. Будем считать, что инцидент исчерпан. Еще раз спасибо Вам и всем из Оргкомитета, кто ко мне столь благоприятно отнёсся. Успехов творческих и личных. Юрий


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стихи финалистов. Обзор В.Г.
СообщениеДобавлено: 10 авг 2015, 02:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 ноя 2013, 22:21
Сообщения: 550
Юрий! Уточняющая ремарка не требовалась :) Я изначально поняла все правильно. И упаси меня Бог подозревать Вас в ожидании "конфетки" в качестве снадобья от конгитивного диссонанса :)))

Еще задолго до Вашего письма я отметила для себя несоответствие двух оценок одного и того же стихотворения одним и тем же членом жюри. 4 из 10-ти баллов к 3-м из 15-ти и у меня не увязалось, тем более, что 4 балла в его первой балльной шкале - достойная оценка, а 3 балла по второй шкале - действительно ниже плинтуса. У меня это тоже вызвало внутренний дискомфорт, который я, будучи классическими "весами", попыталась уравновесить доступным мне способом, не считая себя вправе влиять на оценки членов жюри или требовать от них отчет. Ведь у меня есть право "учредительских баллов" и "приза симпатии". Но озвучиваю я свои решения по использованию этого права только в самый последний момент. И я никогда не обсуждала бы это с Вами, если бы не Ваш прямой (и совершенно справедливый) вопрос, требующий честного ответа.
Так что "пересмотр" - это наше решение, не связанное с Вашим письмом, поверьте.

А объяснения участников конкурса с членами жюри - вряд ли правильный ход. Так же, как и учредителя с членами жюри :). Согласитесь :)))

Я не прощаюсь.
С теплом,
Ирина


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стихи финалистов. Обзор В.Г.
СообщениеДобавлено: 10 авг 2015, 03:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 авг 2015, 05:21
Сообщения: 20
Соглашаюсь! Будем считать - все в истории. У нас в Нью-Йорке сейчас ранний вечер, у вас глубокая ночь. Мне совестно за то, что, вероятно, выбил вас из колеи, и вы не отложили разговор на утро или день, а ведете его вместо крепкого спокойного сна. Да и повод вобщем-то частный, никакой не особый. Рабочий в сущности момент. Все в порядке. Благодарен. Юрий


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стихи финалистов. Обзор В.Г.
СообщениеДобавлено: 12 авг 2015, 17:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 фев 2014, 12:56
Сообщения: 11
Откуда: Санкт-Петербург
Большая часть стихотворений, прошедших в финал конкурса, по моему мнению, не соответствуют девизу и поставленным задачам. Процитирую их: "Если прошлый сезон прошёл под девизом «…лишь сердца сорванная пломба с неуспокоенной души…», то для этого сезона избраны строки:
…И до сих пор сквозь все пределы
Я этим городом ведом…
Игорь Царев.
(Город «Ха»).
Мы ждём произведения, в которых воспеты дорогие сердцу автора места, ждём стихи о Малой родине, о детстве, о родной земле, о событиях, определивших жизненный путь наших конкурсантов".
Когда я выбирал стихотворение для этого конкурса, то понимал, что задача не из лёгких (в результате пришлось для конкурса сочинить "Про черниговский клуб "Динамо"). Поэты больше пишут о своих душевных взрослых состояниях и меньше о Малой родине - городе или деревне своего детства. В финальных стихотворениях Малая родина почти отсутствует. Стихотворение о "дымной" истории России (максимальное число баллов) совсем не про город, которым "ведОм". Следующее стихотворение по числу баллов - о смешном спящем детстве (обобщённый интимный образ)... и т.д. Тематические рамки стихотворений оказались весьма широкими, т.е. близкими к неопределённым. Здесь явная ошибка судейства (несоответствие установленным конкурсным критериям). Читая комментарии обозревателя, сравнивая с прошлогодним обзором, понимаешь, в какой затруднительной ситуации оказался Владимир Гутковский (надо "держать фасон" конкурса). Стихи прошлого года были гораздо сильнее и выразительнее и обзор был ярче и интересней.
Ну что ж, поэтический конкурс это лотерея, но конкурс одного стихотворения - лотерея в степени N.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стихи финалистов. Обзор В.Г.
СообщениеДобавлено: 12 авг 2015, 20:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 ноя 2013, 22:21
Сообщения: 550
Я не соглашусь с Вами, Геннадий. Строки "... городом ведом..." не следует рассматривать как конкретное ожидание стихотворений о любимых городах. В судьбе Игоря жизненной вехой стал город детства, у другого человека - иная веха. И, как мне казалось, поясняющие слова ("...дорогие сердцу автора места, стихи о Малой родине, о детстве, о родной земле, о событиях, определивших жизненный путь...") дали простор для включения авторов очень разных стихотворений в эту тему. Простите, если Вы, как, возможно, и еще кто-то, ввели себя в заблуждение "городом" и "Малой родиной".
Добавлю, что "сердца сорванная пломба" в работах прошлого сезона тоже далеко не везде просматривалась :) У всех эта "пломба" оказалась разной, и это так естественно...

Если бы Вы внимательно читали отчет Гутковского, то увидели бы, что ему не надо было "держать фасон конкурса". Наш обозреватель отметил, что "Поэтический раздел конкурса и в этом году получился очень достойным". И, думаю, он сам подтвердит, что большая часть нынешних финальных работ достойна высокой оценки и не только не уступает, но и превосходит многие прошлогодние тексты (говорю это с его слов).

Не соглашусь и с тем, что обзор прошлого года был ярче и интересней. Обзор выполнен в ранее оговоренных рамках и на высоком уровне. Обозреватель сам был инициатором конкурса одного стихотворения, так что сам для себя он "затруднительную ситуацию" не создавал - за победу боролись конкретные представленные авторами стихотворения, конкретные стихотворения и были оценены.
Автор предыдущего комментария (а это очень достойный поэт, который, увы, тоже не прошел в финал) пишет: "...как ранее заметил г-н обозреватель, уровень высок. В финале очень достойные тексты, несколько просто великолепных". Это и мое мнение.
У Вас другое. Вы имеете на него право. Извините, но в этом случае я не готова Вас поддержать.
С уважением,
Ирина Царева


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стихи финалистов. Обзор В.Г.
СообщениеДобавлено: 13 авг 2015, 09:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2014, 22:09
Сообщения: 2
Я-то думал, что мои пароли устарели и на форум я зайти не смогу.
Все-таки смог.

И теперь скажу несколько слов от себя по сути затронутых проблем.

Случай Юрия Бердана это даже не случай, а казус.
От которых не избавлен ни один конкурс.
Я лично сожалею, что его стихотворение не попало в финал.
Это был бы очень серьезный повод для очень серьезного разговора.


О размышлениях Геннадия Миронова.

Хорошо ли это или плохо, но, как показывает практика, девиз конкурса далеко не всегда в полной мере соответствует представленным произведениям. Или они ему.
Может быть потому, что любой девиз носит отчасти искусственный характер.
И буквальное следование ему существенно сужает творческий диапазон авторов.
Вместе с тем, когда этот диапазон размыт до беспредела, тоже возникают определенные сомнения.

На мой взгляд, в этом сезоне конкурса памяти Игоря Царева необходимые пропорции соблюдены. Как и в прошлом году.

Я очень благодарен Геннадию, за то, что перед тем, как написать это, мне пришлось перечитать материалы финалов первого и второго сезонов.
Весы долго колебались, но в конце концов я пришел к выводу, что не могу отдать решительного предпочтения ни одному из них.
Они вышли примерно равноценными.

Другое дело, что в прошлом году я обнаружил несколько очень ярких и для себя новых имен.
Это сезон сложился несколько «спокойнее».

А если говорить о стихах самого Геннадия, то, опять же на мой взгляд, в прошлом году у него была очень мощная подборка, и она вполне заслуженно попала в финал.
В этом же году жюри, очевидно, решило, что пусть и очень трогательного текста для выхода в финал недостаточно. Их выбор.
Может быть, формат одного стихотворения оказался слишком ограниченным и не позволил автору полностью раскрыться.
Повод для обсуждения.

Давайте откровенно взаимодействовать и таким образом устранять возникающие недоразумения.

С уважением,
В. Г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Стихи финалистов. Обзор В.Г.
СообщениеДобавлено: 14 авг 2015, 14:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 фев 2014, 12:56
Сообщения: 11
Откуда: Санкт-Петербург
Ирина и Владимир, спасибо за ответы!
Спорить здесь бессмысленно.
Будем сочинять стихи.

С уважением,
Геннадий Миронов


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB