Победитель поэтического конкурса 2019 года.
ЮРИЙ МАКАШЕВВложение:
Юрий Макашев.jpg [ 13.92 КБ | Просмотров: 6192 ]
Юра, «вживую» мы познакомились в ноябре 2019 года в Москве на Церемонии вручения наград Премии имени Игоря Царёва. Тогда мы разделили 1-е место в поэтическом конкурсе, и тот день был праздником для нас обоих. Мы и позже общались в сети, и поэтому позволь быть с тобой на «ты» как с давним знакомым. С тех пор прошло уже достаточно много времени, мы стали ещё старше, пережили не один ковидный год и другие не менее сложные и тяжёлые события. Тем не менее, оба продолжаем писать стихи и, кажется, не собираемся заканчивать с рифмами! Отсюда мой первый вопрос: с чего началась для тебя поэзия вообще и твоя поэзия в частности, когда у тебя родилось твое первое стихотворение и как быстро после него ты ощутил себя поэтом?Добрый день, Марк. Давний знакомый – это точно сказано, ведь прошло уже целых пять лет с момента нашей встречи. Поэтому с радостью отвечу на все твои вопросы.
Итак, с чего началась поэзия в моей жизни. Сложно выделить в потоке детских впечатлений и переживаний что-то главное, но я попытаюсь. В пять лет бабушка не просто научила меня читать, но и каким-то образом привила мне любовь к чтению. Перечитывая газеты и журналы из детского фонда совхозной библиотеки, я уже тогда обратил внимание, что существуют не совсем обычные, как-то по-другому сложенные и складно звучащие тексты. А когда в клуб привезли фильм «Руслан и Людмила», мне захотелось почитать что-нибудь еще «в рифму». На полках семейных библиотек у всей родни обязательно был томик Сергея Есенина, поэтому именно эти стихи оказались первыми осознанно перечитанными. А еще в дошкольный период совершенно случайно под руку попался «Фауст» Гете. И главное: в нашей семье очень много пели. Дядья играли на баянах, а все остальные пели. Песен было очень много. Это было так красиво, завораживающе и… складно. Тексты песен записывали с радиоэфира или с телепередач. Так я узнал, что есть на Алтае поэт Роберт Рождественский, который, как потом оказалось, пишет самые лучшие стихи о любви, на которые написано невероятное количество очень замечательных песен.
Где-то примерно в 8-9 лет я попытался срифмовать первые строчки. Это было по-детски очень наивно и пафосно. Строчки были о подвиге советского солдата во время войны. До ощущения себя поэтом было еще очень далеко, но первая записная книжка уже тогда появилась в ящике моего письменного стола.
У разных пишущих людей стихи занимают разное место в жизни. Для кого-то они способ уединения, кто-то – наоборот! – видит в них возможность раскрыть себя в качестве поэта именно в своём кругу. Третьи не могут не писать, четвёртые исправно рифмуют поздравления и эпиграммы для знакомых, а кто-то стремится к поэтической славе... Чем являются стихи для тебя?
Могу смело сказать, что бывало всякое. Сначала – способ уединения. Это когда ты хочешь рассказать в рифму об окружающем тебя мире, но не уверен, что у тебя из этого что-то получится. Потом появляется потребность показать это кому-то, чтобы понять – зачем и почему? В том числе, кстати, здесь имели место быть и поздравления родным, друзьям, знакомым… И когда тебе начинают совершенно разные люди говорить, что это, похоже, поэзия – ты уже не можешь ни дня без строчки. Но это раньше. Сейчас можно ответить более кратко. Стихи – это часть жизни, это возможность рассказать о себе и своих переживаниях в поэтической строке. Многие даже говорят: стихи – это как будто наши дети, и в чем-то я с этим готов согласиться. Но в нынешней непростой ситуации в мире я всем читаю стихотворение Людмилы Шарги, в котором есть замечательная строка: «Стихи – это просто желание выжить…» .
Я знаю, что поэту труднее всего оценивать себя и перемены в себе... И всё же хочу спросить: было ли в твоей жизни событие, заметно и значительно сказавшееся на твоём творчестве?
Такие события, конечно же, происходят, причем они не только помогают «взлететь» в творчестве, но и попасть на какое-то время в поэтический кризис. К примеру, когда все мои детско-юношеские опыты написания рифмованных строк прекратились, мне подумалось, что это была чисто случайность, своего рода хобби. Нет, какие-то строчки, посвящения и поздравления так и появлялись иногда, но не более того. Но однажды, уже в зрелом возрасте, за очень короткий промежуток времени, друг за другом ушли из жизни очень близкие люди. До сих пор помню, как в рейсовом автобусе Новосибирск-Барнаул, на клочке бумаги я записал неизвестно откуда пришедшие в голову строчки. Кто бы мог подумать, что это было только начало…
Сейчас в лексиконе многих критиков появилось новое выражение: «филологические стихи». Под ним понимается знание автором теоретических основ стихосложения и следование этим основам.
Существенны ли для тебя как для автора какие-то формальные правила? Работаешь ли ты над каждым новым своим произведением, испытывая неудовлетворение от начальных его вариантов, или пишешь «как Бог на душу положит»? Что для тебя важнее: наличие мысли, заложенной в произведение, или качественное построение стихотворения?
Очень интересный вопрос, Марк. Продолжу рассказ из предыдущего вопроса...
После того, как в автобусе записалось то самое стихотворение, стали происходить странные вещи. Идешь, например, по улице (или спишь ночью), а в голове складываются один за одним тексты. Сначала я их запоминал, потом пришлось записывать, так их было много. Захотелось показать их понимающим в поэзии людям. Так я оказался на сайте Стихи.ру. И вот там мне очень повезло встретиться с людьми, которые обратили внимание не только на мое, так сказать, творчество, но и на его подачу и оформление. Скажу коротко: через некоторое время, после очень точных и своевременных советов моих новых друзей по сайту, из тысячи опубликованных творений половину мне пришлось удалить. То есть, как «Бог на душу положил», меня вдруг стало не устраивать. Нет, у меня не появились «филологические стихи», выверенные и выправленные, такие «как надо». Просто пришло понимание, что кроме мысли должны присутствовать те самые, элементарные основы стихосложения. Хотя, если честно, я до сих пор не могу определить, в каком стихосложном размере написано то или иное моё стихотворение. Тем не менее, именно после всех этих событий, появилась уверенность в том, что какая-то часть написанного – это и есть поэзия.
Я хочу расширить вопрос о «правилах» в поэзии: должен ли поэт иметь «правила», связанные не с теорией стихосложения, а с принципами этического, политического, философского и прочего характера? Или он должен просто «следовать за рукой»? И как ты относишься к качественно исполненным стихам, смысл которых, однако, несет разрушительный и безнравственный характер?Настоящий поэт, по моему мнению, должен соответствовать не правилам, которые кто-то ему предложит безоглядно выполнять, а именно принципам. Другое дело, поэт ли это…
Безнравственные стихи? Они, к сожалению, имеют место быть, но я к ним не отношусь никак. Примерное понимание направления нынешних модных течений пришло после премии «Поэзия». Мне кажется, для того, чтобы поэзия стала лучше, совсем необязательно критиковать и разрушать то, что уже создано.
Следующий вопрос связан с Конкурсом Международной литературной премии имени Игоря Царёва, в котором ты в 2019 году победил и неоднократно был финалистом. В чём причина твоей верности этому Конкурсу, и насколько для тебя значимы творчество самого Царёва и его личность?Даже если бы я не побеждал и не был бы лауреатом этого конкурса, всё равно отсылал бы свои стихи. Не зря Ирина Царева каждый раз говорит, что это самый справедливый конкурс. Но самое главная причина – это творчество Игоря Царева. Прежде чем впервые принять участие, перечитал всю его страницу на сайте Стихи.ру, включая рецензии на стихи. Для меня это та самая классика, настоящие стихи, написанные не только настоящим поэтом, но и Человеком с большой буквы.
Принять участие в таком конкурсе, а тем более оказаться в гостях на церемонии награждения, а после принести цветы на могилу поэта – это как прикоснуться к чему-то большому и вечному. Это без преувеличения – событие в жизни.
Я знаю, что почти для любого творческого человека важна, скажем так, среда обитания и творческое окружение.
Как складываются твои отношения с поэтической и творческой средой твоего родного города? Какое влияние на тебя оказывает творчество «собратьев по перу»? Радуешься ли их успехам и учишься чему-то у них? Раздражают ли тебя бездарно написанные стихи, или ты к ним безразличен? Кроме нескольких публикаций в краевых газетах и журналах, а также выигранного конкурса на издание литературных произведений и собственно презентации изданной книги, к сожалению, в поэтической среде обитания больше нигде замечен не был. Хотя пару раз получал приглашения поучаствовать в жизни творческих объединений. Сначала на это банально не было времени, потом в процесс «вмешались» определенные жизненные ситуации… Но! Стараюсь следить за творчеством любимых мною поэтов и даже приобретать их новые книги. Люблю читать стихи в бумажном варианте. А еще люблю послушать, как читают стихи другие, особенно если это у них получается. Был на творческих вечерах Ах.Астаховой, Солы Моновой, Валентина Гафта, а в Барнауле не пропустил замечательный спектакль Светланы Крючковой со стихами Марии Петровых.
Бездарно написанные стихи стараюсь пропускать, не люблю расстраиваться. С другой стороны, а вдруг это только начало творческого пути, так называемая «проба пера»?
Мой последний вопрос носит чуть-чуть «личный» оттенок: делишься ли ты с кем-то из членов твоей семьи мыслями о стихах, интересуешься ли их мнением о недавно написанном? Если в твоей семье кто-то, кто пользуется твоим особым доверием? И является ли семья для тебя фактором, подвигающим к поэтическому творчеству?
Мне повезло. Мои стихи читают ВСЯ моя семья! Читала мама, которой уже нет с нами. Читает моя вторая половинка. Читают дочки. А теперь уже читает (и даже кое-что наизусть) внук. У каждого есть свои любимые стихи, есть стихи, которые вызывают непонимание и даже споры… Но это – мои самые верные читатели, которые видят только что появившиеся стихи первыми. Может быть, они от этого немножко устали, но, мне кажется, что самое главное, что я хотел им сказать в своих строчках, ещё недосказано. И только ради этого хочется, чтобы это волшебство продолжалось.
Слова стихами в полночь обернутся,
Чтоб поутру проснуться и узнать:
Над ними снова плачут и смеются
Согласные надеяться и ждать...
_____________________________________________________________
С поэтом Юрием Макашевым, победителем Конкурса имени Игоря Царёва «Пятая стихия» сезона 2019года, беседовал Марк Шехтман.Далее см.
https://forum.igor-tsarev.ru/viewtopic.php?f=28&t=1158