В соответствии с правилами конкурса Премия может не присуждаться. По 2015 г. такое решение было принято Конкурсной комиссией и Учредителем. В 2016 г. победителем поэтического конкурса стал Юрий Бердан из США. По понятным причинам его интервью на форуме не будет.
Победитель поэтического конкурса «Пятая стихия» 2017 года
ОЛЬГА ФЛЯРКОВСКАЯВложение:
Флярковская.jpg [ 29.71 КБ | Просмотров: 6358 ]
Ольга, все знают тебя как разностороннего человека, интересы которого лежат в разных сферах профессионального и культурного творчества. Не могла бы ты, хотя бы в самых общих чертах, рассказать нам, чему ты отдаёшь приоритет?Валерий Сергеевич, здравствуйте! Спасибо на добром слове! Вопрос простой и одновременно сложный, попробую ответить. С тех пор, как после пятнадцатилетнего перерыва ко мне вновь вернулись стихи, они уже не позволили мне отвлекаться от «генеральной линии». Пусть не сразу, но решительно и бесповоротно они увели меня со всех «занимаемых должностей» в литературу. Это произошло не нарочно, не «по щукиному велению, моему хотению», но так, по камушку, складывалась жизненная дорогая, что вела в одну сторону – в сторону Поэзии. И то, чем я занимаюсь сейчас, полностью соответствует тому, чем я хотела бы и могу заниматься: я заведую отделом литературы и искусства в авторитетном альманахе, веду основанный десять лет тому назад Творческий клуб «Чернильная роза» при МИКК «Особняк Носова», который располагается в атмосфернейшем месте Замоскворечья и собирает поэтов, музыкантов, композиторов, артистов и чтецов со всей нашей страны, являюсь членом жюри пяти отличных фестивалей, в основном патриотической и исторической направленности, десять лет жизни отдала редактированию солидного литературного сайта (к поиску новых талантов и их продвижению всегда относилась с полной отдачей), пишу литературоведческие эссе, статьи. Самое главное – пишу стихи и немного прозу. У меня вышло четыре книги.
Вопрос о культурных приоритетах требует отдельного ответа. Если понимать культуру исходя из классического определения культуры как системы запретов, то я жду-не дождусь, когда мы перестанем бросать окурки из окон машин и выбрасывать мусор вдоль обочин наших дорог, очистим свою речь от мата и нам перестанут подражать в этом подростки, когда мы полюбим свои леса и реки и поймём, наконец, что они – живые, когда интерес к родной истории и гордость за свою страну станут естественным проявлением любви и уважения к Родине. Но начинается всё и всегда – с малого: с отношения к своей стране как к своему родному дому, где не приняты брань, грязь и наплевательское отношение к вещам, ибо они достаются – дорого.
При всём разнообразии твоих интересов, я могу вполне ответственно заявить, что ты являешься состоявшимся поэтом со своим поэтическим почерком, уже достаточно узнаваемым для людей, хорошо разбирающихся в поэзии. Об этом мы поговорим подробнее чуть позже, а сейчас я хочу тебя спросить: помнишь ли ты своё первое стихотворение или что-то из самого раннего, и постарайся вспомнить, чем было вызвано его появление?Спасибо за вопрос! Но позвольте мне возразить: человек, который считает себя в чём-то «состоявшимся», это остановившийся в своём развитии человек. Поэзия сама мгновенно поставит на место, лишь только понизишь планку притязаний к себе, лишь только скажешь: ну, это-то мне легко, это-то я умею, в этом я – мастер! Нет, скатиться с горы самомнения и звонко шлёпнуться очень легко. Поэтому и учат нас православные старцы: кто вас хвалит, вас обкрадывает. Всё сказано Пушкиным: «хвалу и клевету приемли равнодушно», не вступай в споры с глупцом, но не расставайся с главным вопросом: доволен ли ты сам, ВЗЫСКАТЕЛЬНЫЙ художник? Могу честно сказать, я из вечно недовольных собой, и недовольство это порой достигает грани отчаяния. Но зато и отвечаю за каждую строчку, потому что всё, сказанное мной, подвергаю сомнению.
В восемь лет ко мне пришло первое стихотворение. Я его помню до сих пор. Василёк, раскрывшийся у тропинки, показался мне одетым в «синюю майку». С этой минуты поэзия вошла в мою жизнь через мой мыслительный аппарат, она стала инструментом постижения новизны. Всё важное, происходившее в жизни, лучше всего было обсудить с самой собой при помощи стихов.
Поэзия — не обязательно только слово. Первый ожог красотой случился со мной в пять лет, близ карельского города Сортавала. Это было нереально сильное переживание увиденного, которое длилось всё время пребывания там. Был август. Скалы, сосны, грибы, мхи, весь доселе невиданный мной мир сделали меня поэтом. Я всё равно была бы им, даже если бы не написала ни одной строчки. Потому что поэзия — форма существования красоты. И знание о ней.
Существует мнение, что поэзия и музыка имеют в своей основе нечто общее. Тебе, воспитанной в музыкальной среде, это может быть более понятным, чем кому-либо. И попутно возникает вопрос - должен ли хороший поэт обладать музыкальным слухом?
Должен, на мой взгляд... Идеальный слух вылавливает чистые ноты. Но даже если поэт не обладает ярко-выраженными музыкальными способностями, он должен иметь т.н. «внутренний» слух, есть и такой. Он помогает не ошибиться в ритмизированной речи, без усилия сопоставляет между собой гласные и согласные звуки, легко избегая стука, свиста, толкотни шипящих согласных, неожиданных неблагозвучий типа «достигнув выси рая» (недавно вычитанный перл) и много ещё чего.
Но главное, конечно, лежит в метафизике творческого процесса как такового, в происхождении всех видов искусства из одного духовного корня. Поэзия – это уловленная и воплощённая в слове музыка небесных сфер. Во всяком случае, для меня это так.
Общеизвестно, что творчество - это способ самовыражения. Как по-твоему, что именно стремится выразить человек, когда обращается к стихосложению, что он чувствует и что им движет? Для меня ответ на этот вопрос стал краеугольным. В одиннадцатом году мне предложили от работы поучаствовать в творческом мероприятии в Библиотеке искусств в Москве, а именно – прочитать свои стихи. Я к тому времени успешно пребывала в самопредоставленном «творческом отпуске», занималась театральной аналитикой в ГИТИСе в должности главного библиографа. До сих пор благодарна заведующей нашей библиотеки за эту идею! Ведь тут и выяснилось, что заветная кожаная тетрадка в пупырчатой обложке бесследно исчезла. Вот просто как в воду канула... Нет её! Искала я, искал муж, искала вся семья, по сто раз осматривая-ощупывая каждую полку, каждый шкаф, каждый рукописный завал и завальчик. Что делать? В горле ком, на глазах слёзы. Хорошо, что я помнила на память пять-шесть лучших стихотворений. С этим выступила и получила горячее одобрение. Но стихов-то нет! Как нет и записанных там первых слов и выражений моих сына и дочки, их особенно было жаль! Эта потеря меня так потрясла, что я стала опять писать стихи, стихотворения пошли потоком, иногда приходилось выйти из метро, купить в киоске Союзпечати тетрадь и карандаш и снова продолжить путь. За эти годы произошёл технический рывок, любой смартфон с лёгкостью решит проблему записи неожиданно зазвучавших слов, но тогда было иначе... Однажды я просто раскрыла шкаф и сказала в него: «Я всё поняла. Отдайте!» Года через два я преспокойно обнаружила свою пропажу там, где мы все точно и не единожды осмотрели каждый сантиметр. Хотите верьте – хотите нет. Вот только обнаруженные там стихи уже не рождали во мне чувства, что я высказала всё, что хотела...
Однако вернусь к вашему вопросу о самовыражении, Валерий Сергеевич. Когда стихи пришли ко мне во второй раз, я его задала сама себе со всей определённостью: куда ты пойдёшь дальше, самовыражаться или выражать то чувство, которое, говоря словами Андрея Болконского из «Войны и мира», «есть во мне, в нём, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате». Мой осознанный путь – срединный, я не ухожу с головой в лабораторные поиски, хотя уважаю и приветствую их, не смотрю себе «в пуп», я хочу найти главное и сказать о нём, но так, как могу сделать это только я, через свою жизнь, через свою душу. Для этого я пишу, да и живу, как бы высокопарно это ни звучало. А уж как это получается, судить не мне. Иными словами: я не знаю и никогда, наверное, не узнаю: поэт ли я. Но я поэзии – служу.
Состязательность - часть нашей человеческой природы. В сфере литературной она очень хорошо реализует себя в конкурсах. И ты, как лауреат многих их них, можешь ли сказать, что они тебе дали? И еще о твоем впечатление, что они собой представляют, и как в них проявляются человеческие качества участников? Литературные конкурсы – дело хорошее. Сейчас их расплодилось великое множество, на любой, что называется, вкус. В этом деле важно не проявлять всеядности, тщательно отбирать тематику и всё-таки профессиональный уровень самих организаторов и жюри, если оно предполагается. Но это – очевидные вещи. Я начала участвовать в конкурсах, чтобы в какой-то степени найти ответ на свой вопрос: что и как я пишу, имеет ли это какую-то ценность. Второй побудительный мотив: узнать, что и о чём пишут другие люди, мои современники? Третий: обрести свою нишу, свою новую среду общения. Третий мотив не такой явный, но он был. Четвёртый мотив: обучающий, вернее, ученический. Это участие в конкурсах с профессиональным заданием и обсуждением, разбором. Весьма полезная штука!
Я помню август пятнадцатого года. Мы с мужем сидим в жарком автобусе во Пскове. По одному и группами собираются участники Фестиваля исторической и патриотической поэзии «Словенское поле». Предстоит поездка в Изборск, к месту проведения фестиваля. Люди здороваются, обнимаются. Постепенно мы знакомимся со всеми. Автобус трогается. Текут мимо окон зелёные холмы, поля, попадаются по обочинам дорог длинноклювые белые аисты: они что-то ищут в высокой траве.
-Ты представляешь себе, куда нас завели мои стихи? – говорю я мужу. Я точно помню, что была тогда совершенно счастлива.
С тех пор Псков, Изборск – мой ежегодный маршрут.
Ещё могу сказать, что конкурсная ситуация всегда немного стрессовая, кризисная. Люди очень хорошо в ней появляются. Смотри и запоминай.))
У всего есть и обратная сторона. Если я захожу на авторскую страничку на стихире или ещё где-нибудь и вижу список достижений размером в лист А4, то я понимаю, что имею дело как раз с этой самой стороной. Блеск медалей имеет свойство несколько ослеплять. Конкурсы могут быть определённым побудительным мотивом, средством, допингом. Но писать стихи только ради участия в конкурсах – избави Бог. Сейчас я участвую в конкурсах очень редко.
То, что ты стала активным участником поэтического конкурса Международной литературной премии имени Игоря Царёва «Пятая стихия», для меня не удивительно. Как большинство его участников, ты не могла не чувствовать приобщённость к той поэтической глубине и лучшим образцам её выражения, присутствующим в стихах Игоря Царёва. В 2017 году ты стала победителем этого конкурса. Можешь ли ты в его творчестве выделить то, что помогло тебе в твоём собственном поэтическом развитии? Да, очень дорожу этим высоким званием. Собственно, это была одна из самых первых моих наград. Волновалась на вручении, словно экзамен сдавала. Да так и было, на самом деле.
Не только творчество Игоря Вадимовича Царёва, но и пример его светлой личности всегда перед моими глазами. Я даже хочу начать с личности. Скромность, интеллигентность, мягкость, доброта, уважение к любому собеседнику, отзывчивость на многочисленные просьбы собратьев по перу – это то, каким и должен быть настоящий Поэт. Всегда в связи с этим вспоминается Пушкин – как он бережно относился к молодым литераторам. Таким и предстаёт в моих глазах Игорь Царёв – человеком, не способным никого унизить, оттолкнуть. Готовым всегда прийти на помощь.
Для меня огромный интерес представляет творческая «кухня» поэта: работа с рифмой, образом, колоссальное внимание к эффекту, рождаемому звуком, звукопись, музыка стиха. Огромная взыскательность и строгость к себе, ответственность за каждое слово, полное отсутствие небрежности. Всё – по максимуму! О рифмах Царёва пишутся и будут писаться литературоведческие исследования. Этому надо учиться у Игоря Царёва всем нам. Не могу удержаться от того, чтобы не привести цитату. Но и вырывать одну-две строки не получается. Приведу пусть одно стихотворение поэта, но полностью, сама вслушаюсь в его рифменные переливы-перекаты, в звоны его поэтического слова, загляну в трагическую смысловую глубину, почувствую медленное и неудержимое движение временных пластов и наших читателей приглашу сделать то же самое:
ЗОЛОТОЙ КОЖИМ
Золотая река, своенравный Кожим,
Многожильным течением неудержим,
Закипая в базальтовом тигле,
Прячет редкие тропы под мороком льда.
Ни Мамай, ни какая другая орда
Самородков его не достигли.
Рассыпаются прахом оленьи рога,
За века не изведав иного врага,
Кроме острых зубов росомахи.
Но, признайся мне честно, сакральный Урал,
Сколько душ ты невольно у неба украл
В необузданном русском размахе?
Вот и снова, едва ты кивнул: «Обожди!»,
Я влюбляюсь в твои обложные дожди
И холодные волны с нажимом,
И тревожные крики последних гусей
Над уже побелевшей горой Еркусей
И сметающим камни Кожимом.
Не печалься, Урал, твоя совесть чиста,
Как забытые кости в расстрельных кустах
И мелькание снежных косынок!
Но гляди, как седая старуха-заря
Каждым утром обходит твои лагеря,
Будто ищет пропавшего сына... Отдельно надо сказать о тематике стихов Игоря Царёва, о его позиции в них – гуманиста, патриота, просто в высшей степени порядочного человека. Город Ха (Хабаровск) обрёл в его лице своего Орфея. Прекрасно, что Игоря Царёва любят и ценят не только в Москве, но и на его малой родине, и по всей нашей стране, а благодаря Интернету, и в целом мире.
В том, что его поэзия становится всё более известной, есть немалая заслуга его верного друга, Музы и супруги Ирины Борисовны Царёвой. С полной самоотверженностью она кладёт жизнь на алтарь творчества своего мужа.
После победы 2017 года ты была приглашена в жюри «Пятой стихии», и вот уже седьмой год остаешься в числе его членов. На собственном опыте знаю, какая это сложная и кропотливая работа – провести четыре уровня оценки конкурсных произведений, определяя лучшее. Какие чувства ты испытываешь, когда видишь, что твоя высокая оценка работы конкурсанта не согласуется с ее весьма посредственной оценкой другими членами жюри (или наоборот)? Делаешь для себя какие-то выводы? Да, «Пятая стихия» – это уже моя родная стихия за столько лет.)) Здесь я учусь быть объективной, доброжелательно-строгой, ровной ко всем, даже к не согласующимся с моими убеждениями, текстам. Описанной вами ситуации с расхождением оценок на финальном этапе конкурса не избежать, нельзя всех рассчитать на первое-второе место: кому-то ты вынужденно ставишь оценки от одного до десяти. Да и вообще при оценке стихов я опираюсь только на своё образование, читательский опыт и вкус. Того же жду и от остальных. Поэтому к различию мнений отношусь совершенно спокойно.
Насколько работа в жюри может помочь тому, кто оценивает других, сделать собственную поэтическую палитру более красочной? Это имеет отношение и к редакторской деятельности, и к литературным сообществам, которые ты организуешь. Чему помогает твоё активное участие в проекте "Пятая стихия"?Работа в жюри относится не только к творческой, но и к общественной деятельности, а общественную работу я всегда любила. Здесь требуется подключать весь актив наработанного за всю свою жизнь: знание классической и современной поэзии, память, эрудицию, жизненный опыт – всё, чем ты богат. Это действительно напоминает работу редактора, но не с автором, а, как бы точнее сказать, с готовящимся сборником. Что-то пройдёт, что-то нет. Вообще я стараюсь не пропустить ни одной талантливой строки. Иногда блеснёт такой алмаз – и усталости от груды руды как не бывало! Талантливое, новое, живое всегда освежает.
А вот собственная поэтическая палитра при такой интенсивной работе всегда под угрозой. Поэтому разослав все лонги, шорты и виктори по любимым и родным фестивальным и конкурсным адресам, я делаю глубокий вдох и мысленно вытряхиваю всё прочитанное и услышанное. Большинство текстов меня покидает: мы пообщались, познакомились, пора и честь знать. А вот то, что относится к Поэзии, остаётся со мной навсегда. Таких текстов немного. Но это настоящие стихи.
Я очень надеюсь, что моё участие в проекте на протяжении стольких лет в чём-то пошло ему на пользу, что я сделала что-то хорошее. Я старалась и буду стараться дальше. Впереди новый сезон. И это для меня самое главное.
Несмотря на твою ярко выраженную индивидуальность, ты являешься человеком с отчётливо выраженной гражданской позицией, базирующейся на наших традиционных ценностях. Умение образно выразить лучшее, что составляет сущность нашей жизни, в определённой степени делает тебя близкой к поэзии Игоря Царёва. Допускаю, что способность увидеть это и в стихах других участников определило твое участие в жюри «Пятой стихии» и других конкурсов. Не могла бы ты более подробно пояснить, что именно в стихах ты хотела бы увидеть, и какие критерии для тебя основные? Постараюсь ответить...
Для меня русский поэт без гражданской позиции не существует. У нас особенная страна, вся история, весь ход событий призывают поэта к гражданской лирике. Пример всем поэтам – Пушкин. Когда его не стало, один из его друзей с горечью сказал, что «умнейшего мужа России» за буйного мальчика держали. Россия – сама по себе призвание, долг поэта. Я не знаю, как это объяснить. Но это не должно быть непременно «лучшее из возможного», что можно сказать: в поэзии нет запретных тем. Так, лживая патриотическая поэзия мгновенно перестаёт быть патриотической поэзией. Для меня не боящийся тяжёлых тем Игорь Царёв – поэт-патриот. Иной раз добавляют: «в лучшем смысле этого слова». Так вот: у слова «патриот» нет «худшего» смысла.
Вопрос о критериях в какой-то степени мы уже осветили. Скажу о том, что я ищу в поэзии. Я ищу в ней откровения о человеческой душе в условиях современного мира и поиска Бога, ответа на вопрос, для чего и как жить, чуда живого слова и преображённого этим словом мира. Я верю и знаю, что поэзия делает человека лучше, чище, добрее. Она учит его милосердию и умению слышать других людей и весь мир. Поэзия – школа Прекрасного в мире и в жизни. Поэтому для неё так важны гармония смысла и формы, красота и музыкальность звучания. Порой радует найденная оригинальность выражения поэтической мысли, поиск нового. Мне всегда очень импонирует неназойливая авторская эрудиция, умение создавать объёмные, стереофоничные картины человеческой жизни.
А ещё поэзия – это тайна. Вздох Божественной природы или как бы маленькая «чертовщинка», пространственное или временное смещение, некий вызов, укол совести или внезапная сердечная боль, некая действующая магия сочетаний на первый взгляд не сочетаемого, внезапный пульс, биение которого вдруг начинаешь чувствовать – поди попробуй, найди этому определение! Но это происходит в жизни, и ты понимаешь, что это она, Её Величество Поэзия. Но она не любит, когда её долго обсуждают. Это я точно знаю.))
И последний вопрос: немного о твоих творческих планах. На все творческие планы оказывает влияние наша изменчивая жизнь. Но я хотела бы провести презентацию новой книги «Синичка Севера», почитать стихи, увидеть и услышать друзей. Только на днях получила из издательства тираж. Книга выпущена в качестве приза вот как раз за победу на поэтическом конкурсе коломенским издательством «Серебро слов». Таким образом они издают меня уже во второй раз. И то, что книгу издают в России – для меня бесценно.
А так – в планах у меня новая книга...
_____________________________________________________________________________________________________
С победителем Поэтического конкурса 2017 года Премии имени Игоря Царёва «Пятая стихия», а затем с членом его жюри Ольгой Флярковской беседовал Валерий Белов.Далее смотреть:
https://forum.igor-tsarev.ru/viewtopic. ... 3967#p3967