ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ВТОРОГО ТУРА ШЕСТОГО СЕЗОНА «ПЯТОЙ СТИХИИ»
Литературный обозреватель - ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ (Киев, Украина) Краткое вступление
Количество текстов, которые жюри отбирает для участия во втором туре, увеличивается год от года. Вот и в этом... Причем вызывающих сомнения стихотворений среди них практически нет. Значит, тем острее будет борьба за выход финал. Девизом этого сезона стала строчка из стихотворения Игоря Царева: «Мы, обнимаясь, смотрим вверх, а Бог играет на органе...». И от того, насколько полно и поэтически убедительно участниками удастся представить свою стихотворную интерпретацию этой темы, в значительной мере и будет зависеть оценка их конкурсных текстов Жюри. Уже традиционно обзор имеет следующий формат. После краткой характеристики текста приводится цитата из него, имеющее отношение к теме конкурса. Или просто значимая цитата. Обозреватель имеет (оставляет за собой) право по совокупности всех художественных и идейных достоинств (как он их видит своим субъективным взглядом) поощрить понравившиеся ему тексты дополнительными баллами (плюсиками). В путь.
1. П-1826
ЯНВАРСКОЕ Январь наступил, и в тетради январь, всё – бело. Метель за окном - и листы, как невесты на выданье. Я снова в курилке, я снова за круглым столом с моим недосыпом, который, наверное, выдуман. Но нет: в самом деле, на праздники ночь напролёт Все пьют, веселятся; глаза до утра – в телевизор, А я же, впустив потихоньку нагрянувший год, в час ночи уже был ко сну удивительно близок!
А в два уже спал. И салюты, и песенки «звёзд»: Всё мимо меня пролетело – сгорело, отпело. Мне снилась дорога, и снег, и ответ на вопрос: «Что наша душа(?), если нет уже бренного тела».
Я шёл по дороге. Ух, снега во сне намело! Сегодняшний – он, словно те сновиденья-сугробы. Когда же проснулся я, память мою унесло с открывшимся ей, на другие, не в яви, дороги.
Усталость моя! Бесконечный лихой недосып! И праздник – не праздник. И люди – тела, а не души… Вдали, по метели, мелькают голодные псы, И рвано висят их когда-то стоячие уши…
Выразительное описание сновидческого состояния и прозрения души, когда довольно условная отметка в человеческом существовании символизирует начало и нового этапа жизни, и движения по бесконечному кругу. Цитата в тему конкурса: «Мне снилась дорога, и снег, и ответ на вопрос: «Что наша душа(?), если нет уже бренного тела».
2. П-1827 ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕРТИКАЛИ Не жди листа отпавшего полёт, ни бабочки зигзаг, ни самолёт… Раскинув руки в яблочном саду, смотри на небо, как в последний раз, запоминай пустой иконостас и погружайся в эту высоту.
И ты увидишь белого слона, сбежавшего из дочкиного сна, бредущего куда-то на восток. Касаясь лба, под веткой, наяву, сквозь синюю-пресинюю траву Луны пробьётся призрачный росток.
И ангелов бесчисленная рать начнёт от солнца заживо сгорать, воспламеняя небо. Словно мзду, закравшись в стаю галок – больше ста, – закрасив серым алые места, они очертят блеклую звезду.
Приглаженною клевером тропой, в тунике, наспех сотканной трубой, июль пройдёт творцом в твоём раю и с холодком прошепчет: «Всё, пора…», приставив бедолагу комара у неба на обугленном краю.
И ты очнёшься. Ярким кулачком расщеплет кто-то пустоту пучком, привяжет всё к упавшему рублю. Поймаешь мегафоном снизу нить и станешь, улыбаясь, говорить: «Алло, алло… И я тебя люблю».
Земля продолжит делать оборот. С забора спрыгнет местный чёрный кот. Фонарь его нащупает лучом. Но нет примет, где сквозь пространство вновь прозрачная и вечная любовь идёт, как Месси, с «золотым» мячом.
Довольно раскованные уподобления и противопоставления небеного и земного и понимания их все же нерасторжимой связи. Цитаты в тему конкурса: «...сквозь пространство вновь прозрачная и вечная любовь идёт, как Месси, с «золотым» мячом...».
3. П-1830 И КОГДА КАЖДЫЙ КАМЕНЬ ЗАЙМЁТ СВОЁ МЕСТО…
И когда каждый камень займёт своё место, и незыблемой станет небесная твердь, утомленные боги объявят сиесту и забудут в дремоте за нами смотреть,
мы с тобой ускользнём из тяжелых объятий вездесущих "нельзя" и нелепых "зачем", мы с собой не возьмём ни молитв, ни проклятий, ни долгов, ни имен, ни заученных схем.
На молочном пути кисели отвердеют, став прокрустовым ложем для белой реки, озорно подмигнёт интриганка Галлея: "Ох, ребятушки, сны у богов коротки,
Ну а там, за рекой, жизнь светлей и масштабней..." И оставим мы всё на пустом рубеже, пробежим по мосту, и осыпятся камни, и спохватятся боги, да поздно уже.
Об освобождении от всего и вся и иллюзорности такого освобождения. Цитаты в тему конкурса: «мы с тобой ускользнём из тяжелых объятий вездесущих "нельзя" и нелепых "зачем"».
4. П-1831 ИДУ А в памяти - Моцарт, малина и весь горизонт. Упрямица, прячусь за спину узорных ворот. А в памяти - скрипка, и детство, и солнечный сад. Счастливица, это наследство едва ль разорят. И удочка в узкой ладони, и рябь по реке. Ступай по воде, но запомни: иди налегке! И Моцарт на скрипке играет,0 и дети в саду. Иду по воде, забывая, куда я иду.
Лаконичное и выразительное воспроизведение полетного чувства памяти и неустанного движения вперед. Цитата в тему конкурса: «Ступай по воде, но запомни: иди налегке!».
5. П-1833
СЛУЧАЙНОЕ РОДСТВО
Поправь очки со сломанною дужкой, расцвел цикорий, синева зовет. Из подворотни пахнет свежей стружкой, там кто-то курит, плачет и поет. В тумане зябком отсырели кровли, не разберу ни слова, хоть убей! . Взаимное доверье лечат болью, в бессилье оправдаться перед ней. Тревожат душу у кирпичной кладки, простывший день и краденый арбуз, Догадываюсь – режут правду-матку, и нож достанут, что козырный туз. А дальше будет курица от плахи бежать недолго и без головы. Бродяжий дух, напомнивший о страхе, не вразумит хозяина, увы. Цепочку пищевую понимая, кунжутным маслом пенится казан, Событий и поступков связь прямая, навязчиво бросается в глаза. Но в этом мире, созданном искусно, а дьяволу и в этом повезло, Причастности мистическое чувство обманывает весело и зло. Пронзительны родные захолустья, оправданное жизни естество. Прими же с горькой, просветленной грустью неясное случайное родство. Еще в руках бутылка с теплым пивом, и далеко оливковое дно, Банально все окончится обрывом, а в нем и есть спасение одно.
Текст определенные несовершенства которого можно при желании рассматривать как неизбежное следствие напряженного духовного поиска. Цитата в тему конкурса: «Бродяжий дух, напомнивший о страхе, не вразумит хозяина, увы».
6. П-1834
* * * И наметает снежные завалы Последняя суббота ноября... И шансов у меня сегодня мало Короткий этот день прожить не зря. Безжизненной, замерзшею рекою Стоят автомобили -- ну и пусть. Зато я знаю кое-что такое, О чем вам расскажу, когда вернусь... А у таксиста поломался "дворник". А светофоры сбрендили с ума. Хотя еще не завтра, лишь во вторник -- Наступит календарная зима... Зеленою бегущею строкою Свет ускользает от уставших глаз. Я улыбаюсь, кое-что такое Храня на всякий случай про запас... А на планете все не так, как было. Но все, конечно, будет, как всегда. Луна -- красна. Восходит с жару, с пылу. И с хрустом леденеют города... Таксист ворчит -- и нет ему покоя. Сигналит матом -- он под вечер злой. А я лелею Кое-Что Такое. И Кое-Кто витает над Землей...
Комментарий к предыдущему тексту можно буквально повторить применительно и к этому. А сходство ритмических и образных решений их поэтическое подобие только подчеркивает. Цитата в тему конкурса: «А я лелею Кое-Что Такое. И Кое-Кто витает над Землей...».
7. П-1843 ПОСМОТРИМ В НЕБО, ТАМ СТОИТ ТУМАН Посмотрим в небо, там стоит туман: Вода парит, сворачиваясь в капли. И тени всеблагих самаритян Озябли. Пустая хмарь, запазуха Христа, Дорожный атлас беспокойной стаи - Стоит туман, и это неспроста. А мы устали Носить чужие вести по дворам О сладкой воле с привкусом бензина, Посмотрим в небо с дальнего бугра Пока в низине Отцовый дом не выгорит дотла. Грозит, как перст, обугленная балка, И занялись соседские дома, А нам не жалко. Подбрось дровишек, яблоневый сад, Корми огонь кипящими плодами; Пока горит, никто не виноват, Мы тлеем сами, И всё стоим - убогим нет забот – Как пугала на разорённой пашне. Где нет пророка, Кибальчиш идёт, А нам не страшно.
Несколько однотипных текстов следуют один за другим. Их авторам будет о чем поговорить другом с другом. На земле и на небе. Цитата в тему конкурса: «Пока горит, никто не виноват, Мы тлеем сами».
8. П-1848
КРАНОВЩИК
Сергей Белов был крановщик плавучих кранов, Обычный, в общем-то, мужик, без тараканов, Без тараканов в голове и без зазнайства. Он очень рано овдовел и вёл хозяйство. Хозяйство вёл и дочь растил, а вечерами Он, засыпая, уходил к жене и маме. Туда, где счастью и мечтам предела нету, И где доверено ветрам вращать планету, И самовар шипит, как уж, - большой ведёрный, И дед бросает в глотки луж полоски дёрна. Где тихо с речкой говорят , склонившись, вётлы, А время - горький шоколад в ладонях тёплых… Сергей Белов был крановщик в порту на Волге, Там, где стерлядка и лещи, и пиво с воблой… Он в темноте домой спешил к любимой дочке, И ни кому не говорил, что сниться ночью.
Трогательная история, симпатичный герой, жизнь во сне и наяву. Цитата в тему конкурса: «И ни кому не говорил, что снится ночью». (Авторская опечатка в цитируемой строчке исправлена).
9. П-1864
ВЕЛАСКЕС
Привычно почернел до темноты дождливый день, бегущий краем моря. Признание украсило холсты Веласкеса, который также чёрен.
Всё так же глух старик ко тьме времён, подслеповат прищур севильской ночи, картинный вздох в пространство устремлён - к прелестнейшей из королевских дочек.
На затемнённый зеркалом портрет Венеры, что изогнута как рыба, не падает укрытый тенью свет от зрительских насмешливых улыбок.
Рябые мойры полотно плетут, черня в ковре условности приличий, метаморфозы рушатся, но труд художника пугающе трагичен.
Сильней инстинкт изгнания раба из гения, когда, надрезав кожу, тот просит у бессмертия: "Избавь", - и заточённый в рамки шепчет: "Боже".
А в темноте (с оглядкою на сон) рыдает дождь, больной испанским гриппом. Веласкес умирает за поклон очередному глупому Филиппу.
Весьма приблизительное описание (и понимание) взаимоотношений живописного образа и порождающей его действителшьности. Цитата в тему конкурса: «картинный вздох в пространство устремлён».
10. П-1866
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ
Помнишь Коммуна́рск? – Днепропетровскую Между гаражами и депо? – Мы с Тобой вдвоем идем по мостику, Ручеек внизу журчит легко….
Я там был, уже кошмарно взрослым – Офицер, атлет и книгочей: Пополам сломавшись, рухнул мостик, Пересох малютка тот ручей…
Нет давно и города такого, Области и даже той страны… Только на мосту стоим мы снова И друг дружке в ручейке видны.
Совсем уж немудренная история и незатейливый текст. Цитата в тему конкурса: «Только на мосту стоим мы снова И друг дружке в ручейке видны».
11. П-1867
Я ПОСТРОЮ ПОЭТАМ КОВЧЕГ
я построю поэтам ковчег: каждой строчки – по паре, каждой рифме – попутчик и каждому слову – певец… где-то падает медленный снег, хвалит сладкую дыню татарин, лето плачется в тучи, пастух собирает овец… за спиною – рюкзак, еще дальше – соленые волны, на вершине Медведя-горы без прописки живут облака… равнодушно встречает вокзал, без эмоций проводит… но пОлно – безголосы стихи до поры и бескрылы пока…
бесполезны всенощные споры и шорох за печкой, где в убежище верит наивно народный сверчок… эта зыбкая точка опоры, горячие речи: приходилось уже коллективно – огнём и мечом… длится каменный век, уж который по счёту?! создатель слово «вечность» опять набирает нетвердой рукой. я не верю в эфир без помех, что под маской героя предатель никогда не скрывается, «ять» без сраженья ушла на покой…
я не верю… и бревнышко к брёвнышку ценною ношей собираю изученный вдоль /поперёк алфавит. выпить лето до донышка, рухнуть – волнением скошен, это страшно, когда у поэта внутри не болит. или странно… медпункт на ковчеге – пустая затея, ни к чему чёрно-белый покой, где молчанье кладут на весы.
…а поэты, как птицы, на юг, взявшись за руки, улетели, и господь помахал им рукой, улыбаясь в седые усы…
Не могу сказать, что сильно впечатлили эти довольно сумбурные попытки воссоздания творческого процесса. Цитата в тему конкурса: «…а поэты, как птицы, на юг, взявшись за руки, улетели, и господь помахал им рукой, улыбаясь в седые усы…».
12. П-1876
СТИХИ О МОЛЧАНИИ
Горький сон мне явился сегодня под утро некстати, Что поставлен я паузой в Божьей великой сонате И меня, как скалу, огибают летучие звуки, Простирая в пространство прозрачные крылья и руки.
Мне ли критиком быть высочайшей Господней работы, Где в прекрасном согласии встали прекрасные ноты? Но надмирный Маэстро, увы, не узнает, что значит Быть молчащим меж тех, что смеются, поют или плачут.
Я себя утешаю: молчание необходимо! Ведь недаром прекрасно немое отчаянье мима, И затишье заката, и ночь, где ни ветра, ни звука. Ах, не верьте, не верьте! Быть паузой – тяжкая мука.
И что мудрость в молчанье – вы этому тоже не верьте, Потому что звучать – есть отличие жизни от смерти, Потому что иначе идти невозможно по краю! Может быть, я проснусь... Может быть, ещё что-то сыграю.
Интересная и последовательно развернутая аллегория со многими выразительными образными подробностями. Цитата в тему конкурса: «…Потому что звучать – есть отличие жизни от смерти». +
13. П-1877
СЕНТЯБРЬСКИЙ ПАГАНИНИ
Как-то, выйдя на кольце трамвайном, Сентябрём – обветренным и гулким, – Оказалась я – совсем случайно В незнакомом тихом переулке. Вдоль дорожек – тополя и клёны, Мальвы доцветающей – розетки... Ясень, сентябрём раззолочённый, Прямо на балкон раскинул ветки, Словно на старинной зарисовке. Странно было, слишком театрально, Что с балкона старенькой "хрущёвки" Музыка – пронзительно печальна. Даже не поверила сначала: Просветлённо, трепетно и зыбко Тоненькая девочка играла, Волшебство творил смычок над скрипкой: Солнце представлялось – колесницей, Жёлтый ясень – музыки обитель, Юная скрипачка – певчей птицей... (Я внизу – случайный чуткий зритель). И не надо ей концертных залов: Небо – в росчерке кленовых линий... Упоённо девочка играла, Девочка играла Паганини.
Цельная композиция о природе творчества и его восприятии. Цитата в тему конкурса: «Просветлённо, трепетно и зыбко Тоненькая девочка играла». 14. П-1880
КО ДНЮ ТЕАТРА . Театр начинается с вешалок, Сколько же там повешено... Шкурок: Плащей, пальто, Курток, Шуб-зимой! Так снимается первый слой... Верхнеодеждовый...
Далее - ярмарка тщеславия! В кулуарах веера: о славе, о славе... О славе!
Сэлфи, буфет, шампанское, Очередь...в комнату дамскую...
Припудрили носик, Расправили рюшки, Поправили побрякушки.
Звонок! Второй! Третий! Успеть бы...
Ох, разрешите-простите! Мягко, бархатно... Пожалуйста, не шуршите. Отключите! Программку бы...
Пространство сошлось, Качнулся занавес... Действие началось... Проваливаюсь...
Антракт.
Ещё один виток тщеславия, Но уже не о славе... Блуждающий взгляд, Лабиринтом крадется душа, Не спеша...
Рассеянные ответы-буфеты... На втором и третьем... Успеть бы.
Чем же окончится действие, Заключительного взаимодействия...
Бархатно. Мягко. Проваливаюсь... В артистов, музыку, чувства.. Как грустно!
Овации: Браво! Брависсимо! Фортиссимо...
Бинокль, Номерок, Пальто, Такси или метро... Что-то не то... Как-то не так...
Занавес. АНТРАКТ.
Описание театрального действа достаточно близко к реальности. Насколько оно глубоко и исчерпывающе вопрос спорный. Цитата в тему конкурса: «Что-то не то... Как-то не так...».
15. П-1881
ПРОРЕХИ Майское утро. Хрущёвка. Сирень. Папа фургон заказал на заводе. Едем на дачу. Вещей дребедень, вовсе и не обязательных вроде. Две керосинки и ватный матрас, ложки, кастрюли, коробка консервов... Всё пересчитано мамой не раз, и всё равно наша мама на нервах. Рокот мотора, начало пути. Синий асфальт под колёсами вьётся. Всё ещё, всё у меня впереди: Лето. Каникулы. Солнце.
Горячий мох податлив и упруг, качаются верхушки красных сосен, и солнца ослепительного плуг до головокружения несносен. А после наступает тишина. Рука назад закинута неловко. И тонкий край полуденного сна легко тревожит божия коровка. Наполнена до края чаша дня. И солнца луч, пробившись сквозь ресницы, горит, зелёной радугой дразня, которая не раз ещё приснится.
В рукотворном саду камней голос ветра почти не слышен. И читаются всё больней иероглифы чёрных вишен. В небе – клинопись птичьих стай, а внизу горизонт бумажный. И шкатулка чудес пуста, и что было вчера – неважно. Вечер пасмурный и немой, камни в сумраке незаметней. Крайний справа, булыжный – мой. И, наверное, не последний.
Здравствуй, шерстяное Рождество, золото игрушек в междурамьи, и под елью, всё ещё живой, свёртки с припасёнными дарами. Ватный мальчик, крашеный орех, шпиль, слегка ободранный по краю... Их полно – во времени прорех, и туда я руку запускаю. Зная, что под снежной пеленой, под листвой, чей срок судьбе проспорен, спит в утробе тёплой земляной завтрашняя радость спелых зёрен. Времена года, сезоны жизни, все согревающая и оплодотворяющая память. Цитата в тему конкурса: «Их полно – во времени прорех, и туда я руку запускаю». 16. П-1884 СИДИШЬ И КУРИШЬ, СМОТРИШЬ НА ЛУНУ Сидишь и куришь, смотришь на луну. Огни в монастыре давно погасли. Ночь плавает в тумане, будто в масле, но криком разрывая тишину, выходят из тумана клерикалы, в твой монастырь проникшие тайком. Они словами, будто кулаком, ударят и убьют кого попало.
Как будто из забытого кошмара они пришли и пальцами грозят. Ты виноват. И в этом виноват, И в этом тоже. Страшной будет кара. Постыдных обвинений череда Тебя как будто камнем придавила. Ты даже слово подобрать не в силах, не то, что оправдаться, и тогда выходит из тумана Доберман. Он белоснежный, он снегов белее. Тебе кладёт он морду на колени. Стихают крики. Всё покрыл туман.
Они не больше брошеной сигары - и ад, и клерикалы. И вина искуплена твоя и прощена, и вечность проступает как подарок. Она над головой твоей и за. И смотрит Бог собачьими глазами. Мир исчезает. Кончился экзамен. И лишь глаза, предвечные глаза. Своеобразные духовные видения. И их толкование. Но текст умело выполнен и читается с интересом. Цитата в тему конкурса: «И вина искуплена твоя и прощена, и вечность проступает как подарок». 17. П-1888 СТАРИЧОК У избушки старый скат набекрень И окна подслеповатый зрачок. И сидит перед окном целый день Тихий маленький сухой старичок.
Небо в стеклах отдает синевой, Раму держит проржавевший крючок. И, по-моему, там нет ничего – В той дали, куда глядит старичок.
Полколодца, да береза, да сруб – Перспектива коротка и близка. Нет дремать под телевизор ему б. Что же держит у окна старичка?
Что он ищет там вдали, за рекой, Раз не видно ни тропы, ни реки? Что, от солнца заслоняясь рукой, Видит там из-под бесплотной руки?
Может быть, когда и я у окна Разберусь, куда глядеть и на кой... Но пока еще дорога длинна – В обе стороны кручу я башкой.
Не дорос еще до мудрости той – То ли молод слишком я, то ли глуп, – Чтобы видеть тихий свет за рекой, А не дерево, колодец и сруб.
И не врежутся мне в память пока Ни стекло, что небу в цвет синевой, Ни тропинка через луг, ни река, Ни случайный огонек за рекой...
...Нас по миру разметают года, Не считаясь ни с добром, ни со злом. А когда вернусь случайно сюда – Не увижу никого за стеклом.
Заколочено крест-накрест окно, Отвалился почерневший крючок... Так что будет мне узнать не дано, Что он видел там вдали, старичок...
Очень душевный текст, перед ЛГ героем которого простирается еще долгая жизненная дорога. Но судя по всему, он на верном пути. Цитата в тему конкурса: «Не дорос еще до мудрости той... Чтобы видеть тихий свет за рекой».
18. П-1889
ФЛОРЕНЦИЯ
Остатки снега с черепичных крыш прозрачным языком февраль слизал. Флоренция. Туман. Из тёмных ниш на нас глядят белёсые глаза. Насмешливо: для них давно не нов наш юный мир из разноцветных снов, из первых путешествий – Рим–Париж, из твердой веры в истинность афиш – прекрасный вид, открыточный закат... из первой безболезненной любви – наверное, последней. А пока в своей беспечной, эфемерной вере над Арно мы с тобою кофе пьем, на нас печально глянет Алигьери… Светло вздохнёт. И вспомнит – о своём.
Впечатляющая зарисовка, удачно сочетающая выразительное описание окружающего пространства и его наполнение универсальными эмоциями.. Цитата в тему конкурса: «...на нас печально глянет Алигьери… Светло вздохнёт. И вспомнит – о своём...». +
19. П-1890 ПУСТОТА этот воздух, текущий прозрачной рекой, у тебя под рукой, у меня под рукой - все, что ныне осталось меж нами. я хочу стать частицей былого тепла, но всегда остаюсь только тем, кем была - возвращай мне себя временами.
это чувство, застывшее в сердце, как смог, не на миг - навсегда оставляет клеймо, в ностальгии меня уличая… и бежишь, непрерывно считая столбы от себя до себя, от судьбы до судьбы, постоянно назад возвращаясь.
эта нега, уснувшая в синих краях, остывает в ночи, словно старый маяк, навсегда потерявшийся в скалах. и пока расправляются крылья моста, из тоскующих окон летит пустота – та, что где-то меня отыскала.
значит, к памяти снова вставать на учёт – может я, может ты, может кто-то ещё обретёт в этой жизни опору, а пока в не туда, в не туда, в «нет» и «да» наше время стекает по кромке стыда, а беда поднимается в гору...
Понятная и близкая каждому элегия о чувствах, которые невозможно забыть и которые невозможно исчерпать.. Цитата в тему конкурса: «...и бежишь, непрерывно считая столбы от себя до себя, от судьбы до судьбы».
20. П-1892 РАССКАЖИ… Расскажи про особый уют, Где мурлычут пятнистые кошки, Монотонные люди живут, Балахонные носят одёжки. Навяжи мне шарфы и носки, И заботу по самое горло. Шерстяные у них колоски. Прорастают сквозь чудо и горе. Напои духомятной водой Сладкой-сладкой, горячей-горячей, Чтоб в потёмках ронялось ведро, Очевидное что-то не знача. Застели мне постель, погаси Трепыханье свечей колыбельных. Я приехал к тебе погостить. На неделю.
О кратких мгновениях человеческого единения. Таких незамысловатых и таких настоящих.. Цитата в тему конкурса: «.Я приехал к тебе погостить. на неделю».
21. П-1895
ФРЕСКИ
Было время – и мечты были. Может вовсе не мечты… Планы. Покрывались города пылью. Может быть, не города… Страны.
И любовь была тогда рядом. Может, вовсе не любовь… Дерзость. Были дни, когда решать надо. Может, даже не решать… Резать.
Было важно называть другом. Может, друг и не был им… Раньше. Было страшно (голова – кругом): Что же будет на Земле… Дальше.
Было… Было… Унывать – рано. Смотрим взглядом в небеса детским. А у Бога там свои планы… Ну не планы, может. Так… Фрески.
И здесь ощущение жизни во всей ее протяженности и перспективах. Унывать, действительно, еще рано. Цитата в тему конкурса: «Смотрим взглядом в небеса детским. А у Бога там свои планы…».
22. П-1896
ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ
О, Время! Милосердней с нами будь! Зачем бежишь, дорог не разбирая, Ещё душа в объятьях нежных мая, А под ногами жёлтым выстлан путь.
Ты не спеши, шальное, оглядись, Всмотрись в момент. Он дивен и прекрасен, И всё вокруг в твоей всесильной власти: И детский лепет, и былинки жизнь.
Постой! Петуньи розовый цветок Резные лепестки представил миру, Помедленней минутами жонглируй, Позволь ему напиться солнца впрок.
Твой быстрый бег всё изменить готов, Безудержно взрослеют наши дети, Мгновеньями летят десятилетья, Проходит детство дерзких шалунов.
Замри, прошу: пусть дольше длится миг, Когда мы молоды и дети рядом, Звенящий смех их – лучшая награда, Замри, прошу! Пусть дольше длится миг.
Время - тот еще Бог. Прежде чем дело дойдет до божьего суда оно само и вознаградит, и покарает. Цитата в тему конкурса: «И всё вокруг в твоей всесильной власти: И детский лепет, и былинки жизнь».
23. П-1902
В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ
Засыпать под колоколом весны На границе прадедовых владений – Вдалеке от заморозков лесных, На пути таинственных сновидений. В заресничье – ярусом берега, Занавес стекла просветлённей Цейса – И взлетает с палочкой к облакам В позументах сказочный капельмейстер. Вырастает, ширясь, хрустальный звон, Прерываем лаем гудков трамвайных – Языком пророческим наделен Колокола голос необычайный. Но тебе прилипчивый мил мотив, Что вливает в уши дуэт скорлупок… Лепестки ли, крылья ли распустив, Колокол блеснул, превращаясь в купол.
И в этом тексте преобладает чувство упоения жизнью. При единении земного и небесного. Цитата в тему конкурса: «Языком пророческим наделен Колокола голос необычайный».
24. П-1903
ОНА МОЙ АНГЕЛ
Моей жене...
Она мой Ангел. Как сказать еще? Когда я этот грешный мир покину, Она наивных ландышей пучок Возложит на безжизненную глину.
Тогда легко, неспешно и не злясь, Сияньем белым удивясь окрестным, В неясное родное возвратясь, Я поселюсь на облаке двухместном.
Лелея чувство светлое свое, Смотря на ландыши средь мертвой желтой глины, Я буду в ожидании ее Взбивать пушистых облаков перины.
Водой и ветром, снегом и дождем Пройдут года, как много раз бывало И мы друг друга снова обретем Под кипельным небесным одеялом.
И в жизни новой я ее найду Гораздо раньше. Пусть другие люди... Я с нею в первый класс в один пойду. Я обещал. А значит так и будет.
Ну, за неистребимую надежду! И до встречи в Раю. Цитата в тему конкурса: «И мы друг друга снова обретем Под кипельным небесным одеялом».
25. П-1906
РАЗМАЗАННАЯ ТЬМА
Размазанная тьма тягучей ночи, рассыпанные блёстки половиц высасывали грёз дремотных клочья из развороченных бессонницей глазниц.
И ноющее билось в рёбра резко: ещё, ещё, — ещё один толчок. И сквозь окно, дырявя занавески, в меня луна воткнула свой зрачок.
Всадила, провернув с беззвучным хрустом из неподвижности раздвинутых портьер, желтушно-лунное пронзительное чувство: нет бытия, и я — небытие.
Нет бытия извечного единства. Нет разделений сущего. Зато какое идеальное убийство: всё — сущее и сразу же — ничто.
И сразу бытие — в истлевший атом, в бессмысленный могильный материал. И где-то там заоблачный анатом свидетельство о смерти написал.
И где-то там, на небе пока смерти факт утвердить решает Судия, всё бьётся ноющее, — метит в размазанную тьму небытия.
Безмолвный и такой напряженный разговор с Луной. Когда в ЛГ вперяет свой взор чуть ли не зрачок Судии. Вечные вопросы и вечные не ответы. Цитата в тему конкурса: «нет бытия, и я — небытие».
26. П-1908
ЧЁРНЫЙ ГОРОД «Нева не хочет быть Невой, Уж каламбур наскучил ей избитый, И плещется она волной сердитой, Когда ей пушки говорят: не вой!» Федор Сологуб «Недоразумение с Невою» Шторкою дождя задёрнул ветер синеву, Чудо-юдо – чёрный город погружён в Неву. Гребни стали белым мелом, а гранит – гранат, Как от гнева, побелела пенная волна. Пей же, камень непослушный, краснотою губ Юго-западный ослушник воет - Сологуб Каламбурит - Где же кружка, невская вода? Лишь полуденная пушка канонадой вдаль… Бьётся, бьётся звук о волны, с ветром - о дома, Шпаги кончик оголённый - в неба закрома, В тучах пишущим собором (шпилем, как пером): «Чудо-юдо – чёрный город плавал топором...» И стихии пьяный норов, и стихи творцов… Дамба грудой луидоров, золотом венцов. Как награбленное злато сложено на дне – Для защиты Ленинграда Пётр на коне.
Питерское прошлое, настоящее, будущее. Что было, что будет, чем сердце успокоится. Успокоится ли? Цитата в тему конкурса: «Для защиты Ленинграда Пётр на коне».
27. П-1909 ЭТОТ МИГ Припав к цветку вдохну землистый запах, пройду по тропке дальше - в тишину. Дождю с листвы густой еще до-капать, а мне бы в ней бесследно утонуть, захлебываясь свежестью, внезапно прорвавшейся из клочковатых туч. Но ветер провожает их на запад, оставив капель дробный перестук...
Так дышит лес, глотая влагу жадно, а я стою, боясь вспугнуть его. И что там за спиной уже не важно, - вот этот миг и больше ни-че-го.
Каждое мгновение жизни, преходящее и проходящее у нас на глазах и вместе с нами бесценно. В этот момент. Цитата в тему конкурса: «И что там за спиной уже не важно, - вот этот миг и больше ни-че-го».
28. П-1910
ЖИЗНЬ
« – наследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём.»
Осенью, в марте, студеным кромешным летом, в полдень глухой, в полнолунье приходит, мнется. Я, – говорит, – без меня – ни мороз, ни солнце. Вы, – говорит, – без вас – заблудились где-то.
Мокрые в вышних дни, далеко над ними ливни лиловые, ветры от рук отбились. Я, – говорит, – через времени узкий люверс. Вы, – говорит, – и сюда и туда – нагими.
Все между строк в параллельной канве сюжета переведи с живого на бесконечность. Дальний маяк в океане – сверчок запечный; не потеряй, – говорит, – когда выйдешь в джетту.
Я говорю: ты кто, не моя ты вроде, разве не видишь, как лица вокруг оглохли; кто им покажет тебя в бирюзе и в охре? Ты, – говорит, и, не глядя в глаза, уходит…
Да, приведенный в начале и претендующий на остроумие и глубокомыслие эпиграф делает текст более удобным для восприятия. Другое дело, что остроумие и глубокомыслие этого эпиграфа носит довольно поверхностный характер. Цитата в тему конкурса: «Я, – говорит, – через времени узкий люверс. Вы, – говорит, – и сюда и туда – нагими».
29. П-1911
НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ НАС БЫЛО ДВОЕ
В тот день, устав от суеты Пропахших пылью шумных улиц, Сбежав из городского улья, Мы были вместе – я и ты.
Наш старый деревенский дом Дышал вечернею прохладой. Мы ели яблоки из сада И запивали их вином.
Потом знакомою тропой Пошли к реке – ладонь к ладони. За полем всхрапывали кони, Бредущие на водопой.
Пустынный пляж не ждал гостей, Но был доверчиво-приветлив: Купались ивовые ветви У берега в речной воде.
Глотал следы сухой песок, А прилетевший с поля ветер, Поймав нас в ласковые сети, Щекотно целовал в висок.
И рядом не было пока Ни одиночества, ни боли: Песок, река, деревья, поле, И теплый ветер на щеках.
Вздыхал о чем-то сонный лес. На всей земле нас было двое – Лишь ангел мудрой головою Качал сочувственно с небес…
Лирическая идиллия. Довольно целомудренная и достаточно незатейливая. Цитата в тему конкурса: «И рядом не было пока ни одиночества, ни боли.... Лишь ангел мудрой головою качал сочувственно с небес…».
30. П-1912
ТУМАННЫЙ МАРТ
Печальна моя сторонушка, Как падчерица в дому. В лесу не поёт соловушка, Берёзы в сквозном дыму. По веткам ветра развесили Туманов седых клочки. Дорога глотает месива Нежёванные куски. Бугрятся гусиной кожею Залатанные поля Под серой грязной рогожею И грезят о соболях. Вот- вот разродится паводком Ручей, разбухший от вод. И льдинки суетным выводком Затеют свой хоровод. Весна с голодной скотиною Тоскует в брюхе хлева. Но, уж, блестит под холстиною Зелёным шёлком трава…
Предвесеннее настроение и ожидание перерождения и возраждения. Цитата в тему конкурса: «Но, уж, блестит под холстиною Зелёным шёлком трава…».
31. П-1913
* * *
Я бы с удовольствием отсюда уехал, Жил бы в Европе или лучше на островах, И просыпался б от женского смеха, От голосов на чужих языках… Иногда болел бы душевной болезнью, Как на Руси называли запой, И вспоминал бы, как его – железный? - Занавес. Или какой-то другой… Я б не страдал без могил и берёзок, К тому же берёзки можно купить, Туда привезти, посадить. Стол из досок На радость туземцам во дворе сколотить…
Взять самовар в лавке у наших, Возложить перед ним перо и тетрадь, И пересоленный суп черепаший Деревянными ложками из миски хлебать… А потом, отрыгнув, записывать рифмы - «Россия – косые» и «Русь – я вернусь», И размышлять, какие мы скифы И откуда у хлопца испанская грусть…
Я бы с удовольствием отсюда уехал, Поселился б в Европе или на островах, И просыпался б от громкого смеха Смуглых охотников на черепах… Мне бы не снились родные могилки, Только б я думал, встав поутру - «Вот интересно, а пуля в затылке Застрянет, если ствол приставить ко рту?»
И не надо ЛГ никуда уезжать. В русскую рулетку куда сподручнее играть на Родине. Цитата в тему конкурса: «... а пуля в затылке застрянет, если ствол приставить ко рту?».
32. П-1914
НАЧИНАЕТСЯ ЗИМА
Деревянные дома, бани и сараи. Начинается зима в захолустном крае.
Здесь, на воле, испокон по-другому мыслят – до начальства далеко, а до Бога близко.
Дерева стоят, светясь, упираясь в небо, укрепляют с небом связь, вознося молебен.
Обязуются вовек веры не утратить. И на мир нисходит снег щедрой благодатью.
Все таки зима особенная пора - чистая, свежая. Зимой точно ближе к Богу. Цитата в тему конкурса: «.И на мир нисходит снег щедрой благодатью».
33. П-1916
НОЧНАЯ ГРОЗА.
Звучала музыка грозы, Литавры гулко рокотали . А старый пёс тянул басы, Но в ноты попадал едва ли… И мелкой дробью каблучков Просыпался горошек града, А в омуте твоих зрачков, Смеясь, плескались чертенята. Звучала музыка сердец, Симфония грозы пленила… По небу дирижер – Творец Небрежно разливал чернила. Бросали свечи мягкий свет, Рождая в сумраке виденья… Твой взгляд был нежностью согрет, Пьянил до головокруженья.
Носились тучи в унисон С порывами ветров шальными. Подкрадывался к дому сон, Умытый струями косыми… Звучала музыка в ночи, Ей вторя, мы тихонько пели. А под мерцание свечи Сопело счастье в колыбели.
Гармония любви и упоения жизнью в самых главных ее проявлениях. Цитата в тему конкурса: «...под мерцание свечи сопело счастье в колыбели».
34. П-1919
* * * Живя в пространстве для меня ином, Бог говорит на языке земном, Поскольку я небесный глас не слышу…
Слетает щебет с воробьиной крыши, За дом мой просят образа в углу, Скучая по домашнему теплу, Вздыхает в трубах ветер по ночам. Закончена работа черновая: Мир сотворен. Я только повторяю Названья, что уже даны вещам. И без меня хватает дел у Бога, Но я ищу, хоть не найду никак Слова такие, сказанные так, Чтобы от просьб дойти до диалога.
Творчество как продолжение и хоть в какой-то мере воплощение Божьего замысла. Цитата в тему конкурса: «Бог говорит на языке земном, поскольку я небесный глас не слышу…».
35. П-1923 ВЕСЕННЯЯ БОРОТЕРАПИЯ Пять песен прослушать всего-то, от города серой весны до мест, где художник работал над профилем каждой сосны. Где холодом веет снаружи, а ноша беззвучья легка, шагнёшь и заложены уши, но слышно как тают снега. Как небо, вполне театрально, стряхнув чешую облаков, трепещет рыбёшкой зеркальной в сосновой сети. Далеко хвоинкой у самой макушки забыты мирские дела… Ещё не пророчат кукушки, букет не раскрыла смола и хочется, словно ты в храме, отвесить природе поклон, пытаясь увидеть глазами, куда столько лет утекло?
Восторг единения с природой как неиссякаемый источник вдоохновения. Цитата в тему конкурса: «...до мест, где художник работал над профилем каждой сосны…».
36. П-1924
ГЛАЗ
Дочка, а что ты рисуешь тихонько в альбоме? Травку зелёную, красную крышу на доме, Дверь маловата, она с подоконником вровень. Окна зато получились почти вполстены. Чёрным – трубу, и дымок из нее тоже чёрный, Набок склонился, упрямому ветру покорный. Серую птаху – усердно в полёте проворном Мошек глотает, не чувствуя, впрочем, вины.
С Тузиком будку под низеньким деревом вишней, Жёлтое солнце... Что там нарисовано, выше, В правом углу? Подожди, без очков плохо вижу. Облачко? Нет? Присмотрелся – да это же глаз! Точно, овальный – зрачок, уголки, роговица, Снизу и сверху от контура – тонко ресницы. Доченька, чей он? Откуда? Тебе он приснился? – Папка смешной, это Боженька смотрит на нас!
Умную кроху поглажу по тёплой головке. Жизнь – колесо, быстро крутится до остановки. Планы, попойки, удачи, порой нестыковки – Суетно, некогда взгляд от земли оторвать. – Где-то на небе грустишь ты, мой ласковый Боже, Глядя на деток своих, на тебя непохожих. Ради куска, что послаще, полезут из кожи, Лишь бы схватить или, попросту, взять и отнять.
Только когда человеку становится плохо, Сразу – стенанья, поклоны, аврал, суматоха. Просит спасенья у прежде забытого Бога Ломится в церковь, суёт невпопад кошелёк... Дочка, рисуй этот глазик вверху на картинках. Помни, Господь вездесущ, хоть всегда невидимка. В сердце моём растопилась колючая льдинка, Свечку зажжём, пусть для Бога горит огонёк.
Устами младенца глаголит высшая истина! Цитата в тему конкурса: «...это Боженька смотрит на нас!».
37. П-1929
ДОЖДЛИВОЕ
...А примета, выходит, верная... Продолженье к утру ясней – Вяжут тучи тугими в̀ервами* К небу темную сушь полей,
Утекает тропинка серая. Чешет пястью затылок тать** – Старорусской надежной мерою В помощь путнику чья-то мать.
И, закинув котомку з̀а плечи, Покрестив суеверно рот, Зашагает, отбывший давеча Свой десятый острожий год.
На пригорок – дорогой склизкою Через узкий гнилой мосток. Вдруг затянет тоску сибирскую Изможденный седой ходок.
Запоет в унисон с раскатами О страданиях без кут̀а***, Про судьбину свою треклятую, Где до пекла – одна черта.
Непосильной согбенный ношею, Старожилец сидельных мест, Отпоет он навеки прошлое, В грязевую бросая месь.
И в груди что-то вдруг замечется, Подопрет под худой кадык. Закричит, Колымою меченный, Зарыдает навзрыд старик.
Отболеет заря тщедушная. И, свободно от черных хмар****, То ли множится солнце лужами, То ли поздний горит стожар*****.
*веревки **вор *** родной кров ****тучи *****старинное русское название звездного скопления Плеяд
Старорусский шансон с неотменимым все же присутствием Бога. Цитата в тему конкурса: «Вдруг затянет тоску сибирскую изможденный седой ходок».
38. П – 1931
ПРИСЛУШАЙСЯ
Прислушайся, как первозданно, ало звучат в согласьи осень и любовь: как тихие палаццо и каналы венецианской ночью голубой.
И кажется, что сделаны рассветы из серенад. Я назову, грустя, Хабаровск наш за музыку и ветер страною восходящего дождя.
Социализм – он отжужжал, как улей. Мы жизнь назад сквозь запахи весны из пионерской комнаты шагнули в явь, полную бессмертной тишины...
Как классно – правда? – было б жить на крыше, как Карлсон, ближе к звёздам, ближе к снам!.. Начнётся листопад – мы вмиг услышим его печаль. Печаль и птичий гам.
Ты приоткрой балкон. Обнимет, голых, прохлада нас дальневосточно пусть. Грусть – это нежность, нежность – это грусть рифмующихся с осенью глаголов.
Такая светлая, такая внятная печаль! Цитата в тему конкурса: «Грусть – это нежность, нежность – это грусть рифмующихся с осенью глаголов».
|