Дорогие друзья!
Завершен второй тур конкурса «Пятая стихия-2018». Стать участником второго тура – это уже победа.
УЧАСТНИКИ ВТОРОГО ТУРА: П-1509 – Попов Александр – Москва П-1514 – Востриков Сергей – Воронеж П-1519 - Земсков Андрей – Владивосток П-1520 – Макеев Сергей – Москва П-1527 – Бахарева Маргарита – Москва П-1531 – Крупинин Александр – Санкт-Петербург П-1533 – Трудлер Алекс – Израиль П-1534 – Андреева Эвелина – В.Новгород П-1537 – Поклонная Людмила – Якутск П-1538 – Комиссарова Татьяна – Москва П-1540 – Смагина Виктория – Томск П-1541 – Грачев Владимир – Симферополь П-1543 – Суханова Вера – Смоленск П-1551 – Макашев Юрий – Барнаул П-1552 – Трунин Александр – Калуга П-1556 – Миронов Виктор – М.обл.,Мытищи П-1562 – Рашковский Аленсандр – Норвегия П-1563 – Максимычева София - Ярославль П-1564 – Морозов Александр – Беларусь П-1568 – Самусенко Галина – М.обл, Коломна П-1572 – Долгановских Юлия – Екатеринбург П-1574 – Стебаков Аркадий – Москва П-1575 – Большакова Ирина – Санкт-Петербург П-1576 – Карцев Соэль – Германия П-1578 – Голубенко Евгений – Украина П-1592 – Булатова Галина – Казань П-1601 – Тихоненко Наталья – Омск П-1524 – Болгов Анатолий – Санкт-Петербург П-1577 – Ефимова Светлана – Тавда П-1604 - Михлин Геннадий – Финляндия П-1608 – Степанов Андрей – Казахстан П-1612 – Левитина Любовь – Израиль П-1613 – Орлова Ирина – Санкт-Петербург П-1621 – Свирская Людмила – Чехия П-1624 – Кетов Владимир – Германия П-1634 – Чирков Владимир – Москва П-1641 – Ворошилов Сергей – Петрозаводск П-1647 – Рябина Ирина – Вологда П-1600 - Кожина Анна – Иваново П-1636 – Пономарева Марина – Москва П-1649 – Китик Владислав – Одесса, Украина П-1651 – Кочнова Ольга – Тверь П-1653 – Левина Виктория – Израиль П-1660 – Великжанин Павел – Волгоградская обл. П-1672 - Соболев Александр – Ростов-на-Дону П-1679 – Крикливец Елена – Беларусь П-1684 – Садыков Денис – Ижевск П-1692 – Молчанова Инна – Иркутск П-1693 – Литвишко Владимир – Ессентуки П-1696 – Пеньков Владислав – Эстония П-1701 – Кузнецов Дмитрий - Калуга П-1702 – Березняк Татьяна – Украина П-1703 – Копытова Елена – Латвия П-1709 – Шалашова Александра – Москва П-1713 – Овчарова Елена – Томмот, РФ П-1716 – Тащенко Анна – Украина П-1718 – Кузьмина Светлана - М.обл, Хотьково П-1723 – Маньков Виктор - Удмуртия
А дальше… Это ведь конкурс, который (повторюсь еще раз) – всегда в определенной степени лотерея. Скажу честно, этот сезон меня немного разочаровал. И, прежде всего, тем, что авторы, творчество которых заслуживает гораздо более высокой оценки, чем они получили в этом сезоне, в балльной таблице второго тура оказались далеко не в первых рядах. Даже по небывалому разбросу оценок конкурсной комиссии можно судить о том, что и члены жюри порой были в растерянности. Знаю, что многие из вас будут пробовать свои силы в нашем конкурсе еще раз, а потому хочу для них и для всех разъяснить некоторые моменты, которые позволят вам понять причину таких результатов. - Прежде всего, надо понять, что на этапе отборочного, первого и второго туров автор оценивается по одному стихотворению. И только тогда, когда по этому стихотворению будет сделан отбор в финал конкурса, жюри открывает страницу этого автора (указанную в анкете) и определяет по совокупности работ, кто из финалистов лучший. Не будем скрывать, порой у автора, вышедшего в финал, другие стихотворения не очень радуют жюри… но он уже вышел в финал, и так в нем и останется. А другой прислал не самое лучшее из того, что у него есть, и в первые ряды не попал, хотя его стихи заслуживают большего. Отсюда вывод: ПОДХОДИТЕ ТЩАТЕЛЬНЕЕ К ВЫБОРУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ. Оригинальная мысль, оригинальная рифма, умение проявить доброжелательность к окружающему миру, отсутствие пафоса и рецептов, как жить, любить, думать, отсутствие того, что называют «потоком сознания» - вот что мы ждем от вас! - Обращайте внимание на девиз конкурса. Сравнивать стихи, написанные о разном, сложно. А в этот раз многих подвели именно слова из девиза «… любя и веря вопреки» - некоторые участники восприняли их в качестве призыва присылать исключительно любовную лирику. Неужели трудно было прочесть стихотворение Царева (которое было предложено в анонсе конкурса), чтобы понять, чего от вас ждут? А ведь за несоответствие девизу снимаются баллы…
Уверена, что в следующий раз те, кому не хватило баллов для выхода в финал, обязательно в него попадут. Все – молодцы, все таланты, все этого заслуживают.
Расшифровываю жюри:
№1 – Анна Фуникова (Электросталь, Моск.обл.), №2 – Никита Брагин (Москва), №3 - Лариса Морозова-Цырлина (Москва), №4 – Юрий Бердан (США), №5 – Елена Крадожён-Мазурова (Хабаровск), №6 - Ольга Флярковская (Москва), №7 – Игорь Витюк (Москва).
Теперь, когда завершен второй тур, мы хотели бы познакомить и вас, и ваших болельщиков со стихами, прошедшими в него. Их вы можете увидеть в оценке конкурсных работ литературным обозревателем (ниже).
Таблица результатов, а, следовательно, и конечный суммарный результат второго тура, еще не носят окончательного характера. В ней уже проставлены дополнительные баллы от Литературного Обозревателя (ЛО), но еще не внесены баллы Помощи Учредителя (ПУ). Так что пока интрига выхода в финал и расстановки участников по баллам сохраняется. Дополнительные баллы и конечные результаты можно будет увидеть в этой же таблице в конце августа 2018 года. Одновременно будет представлен список финалистов и расширенный обзор литературного обозревателя по работам, вышедшим в финал.
Всем желаю удачи!
С благодарностью за радость знакомства с вашим творчеством,
Ирина Царёва
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ВТОРОГО ТУРА ПЯТОГО СЕЗОНА «ПЯТОЙ СТИХИИ» ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ (Киев, Украина)
Краткое вступление от литературного обозревателя
В этом году во второй тур прошли 58 произведений. Немалое количество. Возможно, Жюри, как это уже не раз случалось, оказалось довольно либеральным. Многим участникам был выдан своеобразный аванс, и у них появился шанс отобраться в финал. Тем интереснее будет дальнейшая борьба. Девизом этого сезона стала строчка из стихотворения Игоря Царева: «И жить – назло печали зимней, любя и веря вопреки…». И от того, насколько полно и поэтически убедительно участниками удастся представить свою стихотворную интерпретацию этой темы, в значительной мере и будет зависеть оценка их конкурсных текстов.
Уже традиционно обзор имеет следующий формат. После краткой характеристики текста приводится цитата из него, имеющее отношение к теме конкурса. Или просто значимая цитата. И по совокупности всех художественных и идейных достоинств текст может быть поощрен дополнительными баллами (плюсиками) от обозревателя. Чье мнение, конечно, субьективно. Как и любое другое.
1. П-1509
ОТ ДВУХ БОРТОВ
От двух бортов - да в середину Вгонял шары свои недуг,
И жизнь рвалась, как паутина
Меж пальцев непослушных рук.
Ещё белел мой слабый парус,
От брызг не прятал я лица,
Но жизни меньше оставалось,
Чем оставалось до конца.
Свою судьбу готовясь встретить,
Я жил, не веря, что живу,
Но слово - легкое, как ветер,
Меня держало на плаву.
Я клин пытался выбить клином,
Я запретил себе покой;
Лишь слово - мягкое, как глина,
Тогда имелось под рукой.
Плыла трясина под ногами,
Но, пробираясь по воде,
На слово - твердое, как камень,
Я опирался в пустоте.
А мой недуг бок о бок, вровень
Со мною крался, полз, шагал.
Вот так же, чуя запах крови,
Подранка стережёт шакал!
Я знал, что он в борьбе искусен,
Он, власть почувствовав свою,
Железной хватки не отпустит
И не предложит мне «ничью»!
…В моих потерь реестр пространный
Он снова пункт отдельный внёс…
Но слова - грамоты охранной
Он опасается всерьёз!
Текст, в котором тяготы личной судьбы не становятся поводом для уныния, а порождают мужественные и очень откровенные ощущения ее приятия и понимания. И преодоления! Цитата в тему конкурса: «Свою судьбу готовясь встретить, я жил, не веря, что живу,
но слово - легкое, как ветер, меня держало на плаву».
2. П-1514
И БУДЕТ СНЕГ… Зима приходит, не такой как ждали.
Плеть ветра на исходе декабря
Морозом жжет простуженные дали,
И взглядом пятна снега ищем зря.
Листва, что завтра станет прошлогодней,
Пластается в измученной траве.
Просёлочные версты всё охотней
Теряются в небесной синеве.
Вдруг на пригорок выскочит дорога,
И сердце от простора и тоски
Захолонёт. А после понемногу
Отпустят повседневности тиски.
И будет снег, как неизбежность слова,
Оброненного в гулкой тишине.
И будет снег, как хрупкая основа
Вращенья мира от тебя ко мне.
Лирическая зарисовка с достаточным количеством выразительных деталей, в которой любовная линия удачно вписывается в окружающие пейзажи и соответствующее время года.. Цитата в тему конкурса: «И будет снег, как хрупкая основа вращенья мира от тебя ко мне».
3. П-1519
ЗИМНИЕ АНГЕЛЫ
Дымное солнце над Владивостоком,
Снега на грош, третий день декабря,
В пробках машины. А в небе высоком
Ангелы наши незримо парят.
Город портовый они охраняют, Как только могут, от стылых ветров – И простывают, и слёзы роняют. Жалко, для ангелов нет докторов…
Где-то в мансарде старинного дома Около тёплой каминной трубы С медным ковшом капитанского рома Пишут нам ангелы Книгу Судьбы.
Радость и горе, прощанья и встречи – Всё предусмотрено в ней наперёд. Ангелы гасят оплывшие свечи, - Утром опять подниматься в полёт,
Чтобы дорога была безопасна, Чтоб не запутались наши следы. Ангелы справятся, ангелам ясно – С нами в пути не случится беды.
Тихая бухта вздыхает о лете,
Вьётся над Угольной серая гарь,
А на Окатовой и на Столетье
Пишет по стёклам картины декабрь.
Вечером город огнями украшен. В небо мы смотрим и машем рукой: Спите спокойно, хранители наши! Ангелам тоже положен покой
Довольно оригинальная и убедительная попытка соединения реальной повседневности с библейскими аллюзиями. Не уверен, что вполне каноническая, но достаточно поэтичная. Цитата в тему конкурса: «Ангелы гасят оплывшие свечи, утром опять подниматься в полёт…».
4. П-1520
НОВЫЙ ДЕНЬ
Паутину тугих проводов расплетает апрель –
и клубки сизарей попадаются в эти же бредни.
По двухцветной мозаике стылых, горчащих земель
ты идёшь в направлении неба от ранней обедни.
Первый луч, как мальчишка, залезет в заснеженный хлам,
искривляя в стекляшке квартал, простоявший полвека –
и тебя не поймут удивлённые лики реклам:
над асфальтною гладью летящего вдаль человека.
Южный ветер погладит ворону пустым рукавом,
не отнимет ей посланный ломтик «Голландского» сыра,
он посмотрит в глаза исчезающих вмиг за углом,
как в осколки когда-то разбитого, хрупкого Мира.
И раскрутит забвенье свою «кольцевую» юлу.
И расплещется свет, целый свет, на отдельные лица.
Новый день над тобою потянет на нитке иглу
и пришьёт к высоте эту часть искривлённой столицы.
Загудит мостовая под прессом несчитанных ног.
Ты сбежишь от неё и закроешься в святости мнимой –
там, где веточки вербы нашли для себя уголок,
и где мятною пастою пахнет улыбка любимой.
Зачеркнётся диаметром времени скомканный день.
Ты, кривляясь, начнёшь под жужжание МИКМАво бриться,
а зрачок на стене – худосочного фикуса тень –
на бесхитростный быт с любопытством привычным – косится.
…На намокших ресницах качается ветреный век
и подолы деревьев проезжею частью марает,
где от часа шестого до часа девятого снег,
снисходящий с небес, на распятьях столбов умирает.
Искренний лирический монолог, которому не слишком вредит даже известная вычурность словесных конструкций. Цитата в тему конкурса: «…снег, снисходящий с небес, на распятьях столбов умирает».
5. П-1527 ВЯЗАНОЕ НЕБО
Когда с обветренной землёй простится осень поцелуем и растянувшись, облака повеют - холод неминуем, я сяду в кресло у окна вязать для нас с тобою небо, взамен хандрящего пока. Надеюсь, справиться до снега, до вьюг, что путают следы и кружат окоём в бесцветии, до стужи, ранящей умы в столь молодом ещё столетии, до странных ледяных дождей, что кроны превращают в люстры, а город наш родной в музей, шаги где раздаются хрустом.
Я постараюсь всё связать - мечты, надежды, ожидания: надежду – младший даст поспать, а старший, без напоминания уроки сделает один и уберёт свои игрушки; мечту - здоров чтоб каждый был всегда от пяток до макушки; удачу - получился торт и старые мне впору платья; и радость– кончился ремонт и всё смогу теперь убрать я; любовь - конечно, без любви становится иное тусклым. Как хорошо, что вместе мы так часто сходимся во вкусном- мы ожидаем от судьбы одних и тех же вдохновений.
Я справлюсь, справилась почти. Но, если вдруг мороз сомнений начнёт заковывать всё в лёд – расправлю вязаное небо. Под нашим небом хворь пройдёт, а из подтаявшего снега с детьми налепим снежных баб, снеговиков и куклу Зину. И согревая счастье так, переживём любую зиму.
Симпатичный и поэтичный текст, пусть и не слишком мудреный. Но умудренный.. Обретение семейной (человеческой) идиллии со всеми ее радостями и сложностями. Цитата в тему конкурса: «И согревая счастье так, переживём любую зиму».
6. П-1531
СКУЛЬСКАЯ Ты ходишь по городу с лыжными палками, Скульская.
Безумствует пух тополиный и в нос забивается,
Надежды, зимой заржавевшие, вроде сбываются,
И раннее лето уже наступило и буйствует.
Забудь эти палки. Снега безвозвратно растаяли,
А пух тополиный - не снег, это только пародия,
И птицы щебечут, они возвратились на родину.
Стрижи-интроверты и те собираются стаями.
Здесь туя не спит, замышляя свои шишкоягоды.
Они будут цвета небесного, нежно-пахучие.
А я по бульвару иду и надеюсь на лучшее.
Мне хочется верить, что снова окажемся рядом мы,
Что годы уймутся, что лысина вновь разлохматится,
Ты палки отбросишь, их летом таскать не положено,
И мы рассмеёмся, носы перепачкав мороженым,
И сладкий пломбир потечёт на зелёное платьице.
Победную песню пою, и бренчу на гитаре я,
Свой флаг водружаю над миром, подобно Кантарии.
Есть только любовь, а всё прочее лишь комментарии.
Проникновенный и трогательный текст. И его персонаж (женского рода), и лирический герой стоически переносят все проявления односторонне направленного времени и продолжают надеяться на лучшее. На самое лучшее. Цитата в тему конкурса: «Есть только любовь, а всё прочее лишь комментарии». +
7. П-1533
РУБАШКА
Я надену рубашку изнанкой вовнутрь,
прочитаю почище молитву
и пойду по дорогам, где курят и пьют,
пряча глубже опасную бритву.
Сигаретным приветом сигналят огни
из подвалов беспечного детства,
и визгливые крики: "Пятерку гони!" -
из окошка в тени по соседству.
Марлезонский балет, автомат ППШ,
чёрно-белые фильмы о главном...
Я листаю в дороге, почти не дыша,
деревянные ветхие ставни.
Надоело смотреть на культурный массив,
запечённый в кулич поколений.
Я опять становлюсь безнадёжно ленив,
поднимаясь по скользким ступеням.
И слышнее звучит паровозный гудок:
"Ваше время - пожалуйста - вышло."
Снова видится мне бесконечно далёк
капитан деревенских мальчишек.
Путь дочитан с листа без серьёзных помех
до абзаца, до перечня радуг.
Я надену пижаму изнанкой наверх -
может, сон будет крепок и сладок.
Не только лирический герой надевает «пижаму изнанкой наверх» (зато рубашку, как положено), но и сам этот текст иногда выглядит не очень умело оформленным. Но в искренности и точности взгляда ему отказать нельзя. Значимая цитата: «Я листаю в дороге, почти не дыша, деревянные ветхие ставни».
8. П-1534
ЗИМА СОШЛА МЕТЕЛЯМИ С ХОЛСТА
Ты говоришь, что я уже не та, Чей образ дорисован был тобою. Зима сошла метелями с холста, Так с отсыревших стен ползут обои. И нас самих осталось по чуть-чуть: Непримиримых, словом обделённых. Я тишину в ответ перемолчу, А ты меня перемолчи, влюблённый Совсем в иной придуманный пейзаж, Где краски ярче, и мазки искусней, И нежности насквозь не промерзать, А снег лишён трагического хруста, Где ты – творец картины, и верша Её судьбу, осознаёшь едва ли, Что в полотно вселяется душа Того, чья кисть безжалостна в финале.
Чувствам ЛГ текста веришь безоговорочно, а поэтическая техника автора только подтверждает его непридуманность и подлинность. Значимая цитата: «Я тишину в ответ перемолчу…».
9. П-1537
ЗА ТВОРОГОМ. ВОРОНЕЖ
За творогом, топча крупинки снега, молочной спелости апреля удивляясь, к открытию бреду в универсам. И лёгкого озноба турбулентность вчерашний перелёт напоминает, и в воздухе, поросшем снегопадом, стоят деревья, как перчаточные куклы, и каждое – как чёрный человек.
Когда вчера пустилась я по небу в побег из ледяного городка, то думала: опустится вода на тёплый город, оживёт лягушка [я о себе] и в плаванье фигурном натешится неделею дождя [синоптики на картах нагадали], но не сбылось, и распустился снег.
За творогом в тепло универсама из снега, как Хаврошечка к корове в приветливое ухо из обид и страхов, грустной ласточкой ныряю и выхожу с пакетом, на котором отчасти птичье имя города. Деревья уже не куклы злого кукловода, не чёрные лихие человеки, а дерева как дерева. Они спешат на месте в сторону своей же узорчатой зелёной майской сени для проходящих девушек в цвету.
Отметив юность кода «18», по деревянной лестнице взлетаю, позвенькивая ключиком. Звеня весёлым сердцем, обретаю дом. Пора заняться сотвореньем мира в душе и лепкой сырников на кухне.
Мой первенец, мой сырник лучезарный [едок проснулся и летит на свет], ты весь в меду, ты солнцем напомажен, ты этим утром «мера всех вещей»!
Уверенный и убедительный текст. Я вообще являюсь поклонником верлибра, и здесь его лучшие качества проявляются в подробностях разнообразных и поэтичных. Бытовые детали получают возвышенное осмысление и становятся настоящими стихами. Значимая цитата: «Пора заняться сотвореньем мира в душе и лепкой сырников на кухне». +
10. П-1538 В ПОЕЗДЕ Люди медленных пространств, мы только сейчас по-настоящему начинаем различать сорта времени.
Марика Гонта, из письма А.Фадееву, ноябрь 1942
Как будто бы родились в поезде Под перестуки бесконечные -
Читатели вагонных повестей,
Где каждая строка отмечена.
Прикрыты снегом, как рогожею,
Промелькивают мимо сосенки.
Какие дни стоят хорошие,
Жаль только уходящей осени.
Жаль до безумия, до колики
Непрожитого и прошедшего,
Мальца на старом мотороллере,
И на пустом перроне женщину.
Всё мимо, мимо дни короткие
С мелодией, когда-то слышанной, -
Виолончели звуки кроткие
Над левитановскими крышами.
Бесконечное движение в ограниченном пространстве. О проходящей жизни и ее, несмотря ни на что, высоком смысле. Лаконичный и содержательный текст. Цитата в тему конкурса: « Всё мимо, мимо дни короткие с мелодией, когда-то слышанной…». +
11. П-1540
И ДНИ ЗА ДНЯМИ КОЛКАЯ ВОДА
И дни за днями колкая вода
вступает в силу.
Холодеет время
до жёлтых листьев.
Скоро невода
паучьи полетят ловить осенних
в тугой комок клинической тоски
по яблокам несбыточных эдемов,
и торкнется межрёберно «беги!»,
усталый кролик интернетных мемов,
беги туда, где каждому дано
смотреть и видеть жемчуг в мутном иле,
смешное и наивное кино,
где нас вели за ручку и любили,
а яблоки лежали на траве
планетами, упавшими с орбиты,
гудели пчелы массовый привет
дворовым клумбам,
день дрожал на нити
воздушным шаром – дунь и улетит
в неведомое за седьмое небо,
и дождевой рассыплется петит
на пыль дороги, не читаем, нем, но
по-детски чист, облаян рыжим псом -
охранником за теплую горбушку,
и каждый вздох молочно-невесом,
и ангел шепчет светлое на ушко
об оперённом слове.
До поры
осенних лет - пуды съедобной соли.
...И катятся по блюдечку миры,
и спит в походной шляпе белый кролик…
Высококачественная поэзия. Волшебная и завораживающая. И такая насыщенная, многоаспектная. Как она соотносится с темой конкурса? Да она со всем соотносится… Значимая цитата: «...И катятся по блюдечку миры, и спит в походной шляпе белый кролик…». ++
12. П-1541
МЫ ПЕРЕЖИЛИ ЭТУ ЗИМУ
Мы пережили эту зиму. Такая длинная зима! Холодный ветер чисто вымел Любви и боли закрома, Оставил белую пустыню — Бумаги белой чистый лист, И непомерную гордыню — Такую глупую гордыню, Ах, этот ветер — эгоист.
Потом, потом все будет сниться Миндаль, цветущий в январе, Снежинки-слезы на ресницах, Подснежник первый во дворе... Блаженна райская прописка В Крыму, на Южном берегу — Где помнят ветви тамариска — Лишь ветви помнят тамариска Те две фигуры на снегу.
Те две фигуры-изваянья, Тоской сведенные с ума. Сюжет банален — расставанье... Зима, вы знаете, зима. И безнадежные движенья Сплетенья слов, сплетенья рук, И неизбежное забвенье, И неизменное забвенье, Как удаляющийся звук.
Все тает, тает со снегами И с этой долгою зимой... Да вы догадывались сами О расставаньи, ангел мой. Мы пережили вместе зиму, И наш роман — как снежный путь. Дай Бог, Вам быть еще любимой, Дай Бог, еще Вам быть счастливой, О, ангел мой, когда-нибудь...
Мы пережили эту зиму. Такая длинная зима...
Мелодичный, напевный текст со вполне доступными, может, иногда слегка облегченными эмоциями. Закольцовка – самое выразительное его место и самая:. Значимая цитата: «Мы пережили эту зиму. Такая длинная зима …».
13. П-1543
СТАРАЯ БАШНЯ
Река забвенья сносит сети, Лишает воли и ума. Там, где тепло, всё тонет в Лете, Ну, а у нас стоит Зима. Она засыплет створ у башни, В которую когда-то мы Искать ходили день вчерашний, Пугаясь призраков и тьмы. Под сводами металось эхо, Там пятый век шёл смертный бой, И сверху сыпались в прореху Потоки крупки ледяной, Колючие, как струйки крови, Давно замёрзшей в облаках. Скрипели доски ветхой кровли И сковывал животный страх, Гнетущий, застарелый, вязкий, Застрявший здесь с тех самых пор, Когда в кровавой свистопляске Сёк ляхов боевой топор. Пространство начало сужаться. И чтоб не сгинуть, не пропасть, Нам оставалось – целоваться, Впервые в жизни пылко, всласть. С испугу - не по зову плоти – В тот вечер испытали мы Мощнейшее оружье против И страха смерти, и зимы.
Зима в тексте, безусловно, присутствует. Решение остальных задач, поставленных перед конкурсантами, под сомнением. Цитата в тему конкурса: «…испытали мы мощнейшее оружье против и страха смерти, и зимы».
14. П-1551
ЗВОНОК НА НЕБО
Киоск у остановки. «Мне – «Вечёрку». Я на ходу читаю на «стене»*: «Недорого. Звонок на небо». Номер. И снизу (очень мелко) – о цене.
В подъезде – тишина. Звоню. Устало Ответил голос на седьмом гудке: «Дежурный по Небесной. Просто Павел. У Вас минуты три, накоротке». С надеждой – я: «Соедините лично. Хотелось бы услышать Самого». «Попробуем. Он, правда, на больничном. И принимает через одного». Мне повезло: « Да, сын мой, говорите», – Негромкий бас заполнил телефон. «Как там мои на небе, подскажите?» «Минутку»,– кашлянув, ответил Он.
«Вопрос у Вас – немножко необычный. Привычней мне – «Спаси и Сохрани». И, полистав какие-то странички: «Да, всё в порядке. Вижу. Вот они.
Им хорошо здесь. Тихо и не больно. Светло-светло – у нас ведь нет ночей… Им здесь тепло (и потому – спокойно) От огоньков поставленных свечей».
Вздохнул: «Вот так. Терпите и… любите. Нелишним будет просто помечтать. И в Завтра будет всё, как захотите. Не нужно Завтра мучиться и ждать…»
Короткие гудки. Щелчок. И – ветер… Нетронут счёт. Как холодно внутри. Пустой подъезд. И я – один на свете. В руках – газета номер тридцать три. *«стена» - страничка объявлений.
Простой, понятный искренний текст, вызывающий такое же сочувствие и душевный отклик. Значимая цитата: «Терпите и… любите. Нелишним будет просто помечтать».
15. П-1552
*** Сквозь февральскую серую вьюгу, чтобы стало кому-то тепло, кто-нибудь, позвоните в Калугу, просто так позвоните... Алло.
Сквозь неявную жизнь, сквозь вопросы, на которые брезжит ответ, сквозь бездомные сны, сквозь белёсый ниоткуда струящийся свет,
сквозь последнее наше дыханье, сквозь оправу, что ночи черней, просто прозой и просто стихами, просто музыкой - это верней.
Заслуживающая внимания лаконичная и выразительная миниатюра. Цитата в тему конкурса: «…просто стихами, просто музыкой - это верней».
16. П-1556
ДОРОГА В ОСЕНЬ
Красива просто невыносимо В дороге осень. Свои рубины с небес осины Роняют оземь. И серьги, кольца – берёзок злато, И звёзды клёна – Всё это вижу летя куда-то Неутолённо!
В зелёной хвое, смотри, рубины – Как жаркий всполох! Горят есенинские рябины И синий полог! И в этой сини – горчинка ягод И искры истин. Как поцелуи, на тело лягут, На землю – листья.
В дороге осень – перед глазами, Как фрески храма. И можно сутками, а не часами Пить панораму: Кагор осины, коньяк рябины, Мускат берёзы Из чаши синей небес – старинной – Где светят звёзды!
Живописная пейзажно-дорожная (не только!) зарисовка, которая выглядела бы куда более органично в конкурсе иной тематики. Но и здесь прозвучала вполне достойно. Значимая цитата: «Красива просто невыносимо в дороге осень».
17. П-1562
КАЖЕТСЯ
Мне кажется, что день уже длинней, чем год назад, чем год, чем жизнь... Короче, мне кажется, что чем весомей прочерк, тем меньше в нем коротких зимних дней, похожих на начало февраля, на сон во сне, на загнанного зайца; их странное умение казаться длинней, чем вечность елочных гирлянд – намек на то, что нам еще дано продлить, продлить, продлить очарованье, а что там будет в солнечной нирване, и будет ли – а впрочем, все равно... Как просто жить от Пасхи к Рождеству, не думая о времени и страхе, и лишь потом, от Рождества до Пасхи... Мне кажется, что я еще живу.
Насыщенный метафорами и образами текст, которые хорошо считываются относительно заданной конкурсной тематике. Даже две цитаты в тему конкурса: «…чем весомей прочерк, тем меньше в нем коротких зимних дней»; «Как просто жить от Пасхи к Рождеству, не думая о времени и страхе…».
18. П-1563
ЧТО СЛОВА
что слова - сиротство. пустуют гнёзда. беспощадна осень, но злей зима. из стеклянных нитей холодный воздух, выйдешь в ночь на ощупь, худа сума. словно странник набожный посох держишь и бредёшь к трамваю поверху вод. поначалу зол, грубоват, осержен, а потом осадишься: - что ты? вот льёт луна на землю сироп лимонный, и блестит седеющая трава. а по полю звёздному - анемоны, смотришь в глубь небес, взгляд не оторвать! и на миг почудится: вот он, рядом, шелестит тяжёлым своим крылом. а в душе твоей - и покой, и радость оттого, что за руку ты ведом.
Как по мне, автор несколько перебрал по части просторечного изъяснения, но общая тональность текста, безусловно, благостная. Цитата в тему конкурса: «…а в душе твоей - и покой, и радость оттого, что за руку ты ведом».
19. П-1564 ВЯСКОВАЯ* ЛЮБОВЬ А Ванда варит борщ наваристей и гуще, В подполье у неё солёные грибы. Зачем мне говоришь, что Юзик Броньки лучше, Потом смываешь кровь с рассеченной губы. Так быстро подросла и обрела фигуру Невеста с животом! Стоит, едрёна вошь! Распутная душа, беспутная натура! А, может быть любовь? Хоть хрен их разберёшь... Я на твоей спине сейчас сломаю палку! Узнаешь у меня отцовскую любовь! Подумала б о нас, когда себя не жалко... Я доберусь ещё до этих женихов! Гадала мать вчера не на кофейной гуще, Как завернуть дела, чтоб избежать потерь. Вот ты мне говоришь, что Юзик Броньки лучше, Нужна ли ты ему брюхатая теперь? Чего же не ждала, когда его любила? Зачем с другим в лесок ходила за холмы? Теперь они вдвоём друг другу чистят рыла, Вернулся ведь вчера бродяга из тюрьмы... Ну, что теперь стоишь и воешь, как белуга? Из-за тебя сейчас весь этот мордобой! Мелькают кулаки, ещё убьют друг другу, Пойду-ка окачу студеною водой. Недаром говорят, что наши бабы - дуры... Хорош уже реветь, пойди, умой лицо. Сейчас их разницу, поговорим, покурим... Когда-то ж я не зря работал кузнецом. Навряд ли разговор нам предстоит короткий... Чем думала сама? А надо б головой! Пойди, накрой на стол, поставь побольше водки... Ох, грешная душа, вясковая любовь...
*Вясковая. (Бел.) – деревенская..
Колоритный текст, ничего не скажешь. И, наверное, не придуманный, все так и есть на самом деле. Значимая цитата: «Пойди, накрой на стол, поставь побольше водки... Ох, грешная душа, вясковая любовь...».
20. П-1568
***
Я видела сегодня лёд на луже. Да иней на траве лежал с утра. Зеркально-тихий плёс речной остужен туманом утренним. Осенняя пора вступила в завершающую фазу. Полощет ветром одинокий лист. Прозрачный воздух холоден и чист. И пустота полей привычна глазу.
Мы подружились с осенью уже. Для нас обеих отгорело лето. Весна и юность затерялись где-то. Стоит зима на ближнем рубеже, грозя сердечный погасить огонь.
А он взметнётся, разгорится снова, – калиново-рябиново-кленовый – лишь струны потаённые затронь.
Вечерние часы теперь тихи. Сопят себе в подушку сладко внуки. В конце концов, не избежать разлуки. Но стопки книг коснутся чьи-то руки, и жизнь легко уложится в стихи.
Взвешенный и сбалансированный текст. Его негромкая выразительность хорошо гармонирует с поэтическим разговором о многих важных вещах. Значимая цитата: «Мы подружились с осенью уже. Для нас обеих отгорело лето».
21. П-1572
СОН ЯКОВА У ПОДНОЖИЯ ПОТЁМКИНСКОЙ ЛЕСТНИЦЫ
— Что за дела? — услышь меня, Господи! — Что за дела? Каждый охотник желает знать — и я вместе с ним, где кончился цвет — лишь море черно, лишь сажа бела? Откуда их столько — крылатых, а сверху нимб?
То вверх удаляются, то приближаются вниз — вектор пути начинается с точки, в которой лежишь. Глаза б не смотрели, но смотришь на женский истошный визг, а эти, все в белом, не видят — ступени, коляска, малыш!
Плывут и плывут потоки белых — целая рать! — лестница тянется следом — туда-сюда, скачет коляска по лестнице — им бы сдержать, секунда-другая — ступени, удар, беда!
Я открываю рот, я пытаюсь кричать, воздух — горяч! — обжигает мою гортань, в мареве дымном тает несчастная мать — ракурс меняется — вновь белоснежная ткань
по ветру плещется — и тишина, тишина — где же тут кнопка, чтоб в уши ворвался звук?! — Яков, — шепчет мне белый, — коляска катится на небо, а вовсе не вниз — человече, ты близорук!
Только представь, он родился — и сразу в рай, будет весь в белом, с крыльями, сверху нимб, хочешь — ешь яблоки, хочешь — летай да играй, не бойся, ему не больно, ведь я вместе с ним!..
/Здесь грубая склейка, здесь не хватает плёнки — истлела, сгорела, осела в чиновном кармане — не угадать — и не надо! — чей замысел тонкий кадр за кадром погиб в черноморском тумане?/
...Сколь воду ни лей, но последняя капля — предтеча: грохнула пушка на бутафорском линкоре. Просыпается Яков, расправляет затёкшие плечи и держит чёртову лестницу параллельно морю.
Очень интересная поэтическая композиция, в которой библейские мотивы своеобразно выражаются через кинематографические мотивы и преломляются посредством операторского (человеческого) объектива. Цитата в тему конкурса: «…коляска катится на небо, а вовсе не вниз — человече, ты близорук!». +
22. П-1574
ВОЙДИ, МОЙ ДРУГ!
Войди, мой друг! Хорошие стихи (нет, не свои!) тебе я обещаю. Дела мои, как видишь, неплохи… Фантомы подсознанья укрощаю я в доме этом; храмовой свечой крещу углы, снимая копоть сглаза и мерзостей людских. Скажу ещё: нет зависти здесь и другой проказы.
Мне угол этот – крепость и дворец, прислужников здесь нет и нет фискалов, мечта поэтов и судьбы венец - последний дом из песен аксакалов. Здесь нет страстей, намёков, полуправд, и мысль чиста, и нежности излишни, и сущностная летопись утрат горит в печи с корнями старой вишни.
И чистота, и пепел, и огонь… Не это ль то, чему приспело время? Ты нежное в былом теперь не тронь… Давай поворошим в огне поленья и будем говорить с тобой - «сейчас», а, может быть, о будущем мечтая, слукавим чуть в возвышенных речах, свой возраст, как всегда, не замечая.
Давай поговорим о нас с тобой, о том, что на сегодня стало Главным, стихи друзей изысканной строкой согреют душу… То-то будет славно! И, радости душевной не тая от встречи и тождественности мыслей, пей чарку золотого янтаря за нас и всех, кто радуется жизни!
Текст посвящен сугубо профессиональному восприятию поэтических проблем. В самых разных их проявлениях. Но вряд ли чему-то большему. Значимая цитата: «… и сущностная летопись утрат горит в печи с корнями старой вишни».
23. П-1575
МЕДЬ
Табличка "В парк", а парка нет в помине. Трамвай на перекрестке дребезжит, И мегаполис множит этажи, Пытаясь оторваться от равнины. Всё меньше света дню принадлежит; Ты в сетке дел, как муха в паутине, И год к концу, а осень – к середине Склоняется, меняя падежи: Сначала лист, потом дожди и крупка, И взгляду твоему наперерез Всё падает и падает с небес Под ноги то, что скользко или хрупко. Уже пора о чём-нибудь жалеть, Внимая с меланхолией уместной, Как сквозняками уличных оркестров Октябрь из труб вылущивает медь.
Когда тебя теряют безвозвратно Дырявые карманы площадей, Осмелишься – и сам собой владей Среди колонн поротных и парадных. Катись один потёртым пятаком, Всё тот же дурень круглый, неразменный, Катись по ободку своей Вселенной, Минуя люки сточных катакомб. Раз по ребру прочерчена межа, Решись пойти с собой на мировую – Орлом иль ряшкой пасть на мостовую К подошвам хладнокровных горожан.
Не привыкать довольствоваться малым – Закрыть глаза на невесомый снег И ощутить бронёй усталых век Его прикосновение к металлу.
Противостояние человека окружающему миру. А, скорее, предстояние перед ним. Исход предопределен, но малые радости бытия все же дарят надежду на избавление (?). Значимая цитата: «Всё тот же дурень круглый, неразменный, катись по ободку своей Вселенной …».
24. П-1576 ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЮНОСТЬ Сядь, наизусть напоследок не выучив Тяжесть Невы и ажур берегов, В поезд плацкартный изящнейшей выточки, В самый зелёный на свете вагон.
В воздухе, лёд обнажая бледнеющий, Буковка "М" свет из юности льёт. Первой любовью некстати болеющий Мальчик к часам в ожидании льнёт.
Радуга сна сквозь Союза действительность Движется, по монументам скользя. Фугою Баха звучат удивительно Те голоса, что услышать нельзя.
Вдоль перестроечной, хищной сумятицы Чёткая линия – за горизонт: Белые лилии, страстные пятницы, Тихий приют и для жизни резон.
Катится поезд по цейсовски скрещенным Рельсам дороги, ведущей туда, Где ударяется в узкие трещины Первых проток роковая вода.
Там паутинки цветущей акации Сети мембранной поют в унисон, И улыбаются встречные грации, И продолжается сказочный сон.
Насыпь глотает колёса стучащие, Свет фонарей замедляет разгон: Где-то остались друзья настоящие, Самый зелёный на свете вагон. Еще одна дорожная зарисовка. И при этом довольно небрежно исполненная. Но дорога продолжается? Так что будем надеяться на новые более впечатляющие встречи. Значимая цитата: «Где-то остались друзья настоящие, самый зелёный на свете вагон».
25. П-1578
НИКОГДА Плачь мужик, сегодня можно плакать. Слёзы – чудотворная вода… Но и слёзы горькой боли накипь В сердце не размоют никогда.
Плачь мужик заразно и занозно. Нараспашку плачь, до чувств шестых. В путь последний из дому выносят Ту, что всё поймёт и всё простит.
Мама, просыпайся, слышишь, мама, Сын пришёл, встречай его, встречай. Снег на рамах, словно соль на ранах. И в зрачках родных остывший чай.
Плачь мужик, сегодня плакать можно. В сердце, будто в дом, вошла беда. Мама встретить и обнять не сможет Ни сейчас, ни завтра, никогда.
Трогательный текст. Не во всем совершенный, но находящий душевный отклик и сердечное сочувствие. Значимая цитата: «Плачь мужик заразно и занозно».
26. П – 1592
ДЕСЯТОЕ ЛЕТО
Казалось, в жизни не предашь привычку, умницу, натуру, однако я свой карандаш сменила на клавиатуру.
Я поменяла города, работу, имя и пространство, в котором красная звезда была как символ постоянства.
Когда же – «трижды жди меня» – обещанное рассмеялось, я не убавила ни дня: подумаешь, какая малость
меж вечным именем жены и безымянностью на пальце, – когда ромашки так юны, а я древней неандертальца;
когда ржаные корабли плывут в полях моей эклоги, и я – дитя сырой земли, она мои целует ноги.
О этот дождь, о этот гром, и золотая круглость сена, и перекат весёлой пены у теплохода за бортом;
Луны смешная воркотня, четвёртый спас, таённость пенья, и жизнь простая, как репейник, – всё это я. Люби меня. Достойный текст, о том, что нас окружает, и от чего мы неотделимы. Значимая цитата: «и жизнь простая, как репейник, – всё это я. Люби меня».
27. П-1601
МЕЛОДИЯ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ
Невосполнимы все потери И безучастны зеркала, В пылу несбыточных феерий Сгорают крылышки дотла.
Из-под шагов опавшим пеплом, Седым холодным и немым, Уходят серые проспекты В сугробах северной зимы.
Над перекрёстками столетий В неверных бликах фонарей Снежинки раздувает ветер, Как миражи минувших дней,
И песню снежной круговерти, Деля с метелью свой талант, Выводит бережно на флейте Совсем промёрзший музыкант.
Несёт мелодию позёмка По льду дорожному в разбег, Метель шальная сетью тонкой Сплетает музыку и снег.
И, так легко, так незаметно, Нас ловит, словно невзначай, В свои невидимые сети Простой мелодии печаль.
Деревьев тёмных силуэты Кружатся в резком свете фар, И три серебряных монеты Небрежно брошены в футляр.
…Всё бросить и начать сначала В который раз за много дней! И снова флейта зазвучала В душе моей.
Несколько вычурно. Но автор так воспринимает себя и мир. Или только так у него получается все отражать. Значимая цитата: «Снежинки раздувает ветер, как миражи минувших дней».
28. П - 1524
НАД САДОМ. МОТЫЛЁК Осень пронизана запахом яблок, Гроздья рябин разжигают костры. Листья сгорели, а время озябло. Мысли о смерти легки и быстры
Жёлтый осадок в небесном стакане Тайной успений вздохнул под ногой. Крик журавлей разразился и канул, Сердце сжимая надсадной дугой.
Клин пролетел далеко за домами, К югу понёсся в неведомый страх. Зной улетучился в небо дымами. Песня о жизни занозой остра.
Дума о бренном до стона тягуча. Вот бы не ведать про душу и плоть, А превратиться в пылающий случай И разливать незаметно тепло.
Ладно и споро, без яда с упрёком В землю проникнуть и корни согреть, К листьям подняться под утренний клёкот И захлебнуться с дождями в игре.
Божья ли милость идти в листопады, Падать и снова над садом парить, И мотыльком над осенней лампадой Вам о мечте и любви говорить.
Особых возражений не вызывает. Но и восторгов тоже. Неровная и со значительными перепадами изобразительность текста. Цитата в тему конкурса: «…время озябло. Мысли о смерти легки и быстры».
29. П-1577 ВМЕСТЕ
Когда, на грани добра и зла, Титан замешивал атмосферу, Любовь земная уже несла Нас в первородном, потоке сером.
Когда, отделяя от света тьму, Бог ладил Землю своей десницей, Мы помогали с тобой ему, Став среди прочих одной частицей.
Когда слоями легла вода, И жизнь сквозь толщу её глядела – Мы были вместе уже тогда Планктоном, рыбами, белым мелом.
Когда нас тверди отдал прибой – Меняя облик свой и личины, Все времена мы прошли с тобой И стали женщиной и мужчиной.
…Ромашка, мята и лабазник, Крикливый кречет над вешкой дальней... Я знаю, мир потому возник, Что вместе были мы изначально.
Еще одна версия сотворения мира. Не сказать, чтобы очень убедительная. Но любящий человек как центр мироздания… с этим спорить трудно, да и не нужно. Цитата в тему конкурса: «Я знаю, мир потому возник, что вместе были мы изначально».
30. П-1604
СМЫЧОК РВАЛ НЕРВЫ
Смычок рвал нервы в переходе, где люди в хмурую погоду с вокзала на базар без броду топтали снежную шугу. Скрипач обычной той породы, кто многие познал невзгоды, но он играл для всех и многих, кто с сигареткой на бегу.
Когда-то, пацаном, он слышал, отец-скрипач играл на крыше, а выше этой самой крыши был только лунный небосвод. Отец был беден, но не нищий, и вот теперь под тусклой нишей, мажорными тонами дышит толпа, спускаясь в переход.
А где-то у другого входа играла флейта для народа, она (застенчива немного) как будто бы звала подруг. И оказалось, что в итоге флейтистка – ангел, недотрога, заблудшим душам ради Бога дарила звуки нежных губ.
Над городом века летели, гобои, арфы и свирели, рожок шотландский… То и дело звучала дудка пастуха. Со всех окраин и пределов своеобразные напевы слетались дружно – а капелла без боли, горя и греха.
Под гул органный – форте, престо вдруг все вздохнуло и воскресло. А что воскресло повсеместно, то не объедешь стороной. Но стало никому не тесно в том мире хора и оркестра, и дирижировал маэстро – скрипач на крыше под луной.
Такая вот музыкально-космическая фантасмагория. Немного путанная и слишком многословная, но обладающая своеобразным обаянием. Значимая цитата: «Под гул органный – форте, престо вдруг все вздохнуло и воскресло».
31. П-1608 ШТЫРЬ
В маленькой деревне, рядышком с погостом, Старая церквушка - чёрные кресты. Только вот что плохо: прихожан не густо - Две глухих старухи, дед Иван, да Штырь.
Штырь — весёлый пёсик, рыжий, словно солнце, С добрыми глазами, ласковым хвостом. Дед, как внука, любит своего питомца, Кормит белым хлебом, поит молоком.
С пенсии колбаски купит граммов двести, Поровну поделит: "Ешь, бродяга Штырь. Что пойдём, посмотрим, церковь как? На месте? Да к сынкам заглянем - положить цветы.
Ты-то их не знаешь... Крепкие ребята: Родине служили в городе Герат*. Там вот и погибли. Что молчишь, лохматый? Посидели, хватит, всё - пойдём назад".
В маленькой деревне три избы остались, Старая церквушка, да большой погост. Дед Штыря погладит: "Ах, какая жалость, Почтальон нам снова денег не принёс".
*Герат – город и провинция в Афганистане.
Помянем и мы ребят, они это заслужили. И стихи об этом точные и проникновенные. Значимая цитата: «В маленькой деревне, рядышком с погостом, старая церквушка - чёрные кресты».
32. П – 1612 ТРЕВОЖНОЕ - Время повисло на стрелках часов, страхи ползут из притихших лесов. Двери и окна запри на засов, мой любый. Вдаль не смотри, отойди от окна, может осколком поранить луна. Чуешь, как мелко дрожат тишина и губы. Видишь, как низко висят у воды острые звёзды из тонкой слюды, знаешь, кровавые в небе следы остались. Не поднимай к ним, любимый, лица, стоны от неба слышны без конца. Это приметы войны и свинца, и стали.
- Полно, от ветра дрожит тишина, прочно приклеена к небу луна, нас не достанет, не тронет война, я знаю. Дом устоит против злобы и лжи. Только от ветра стекло дребезжит. Чай вскипяти и детей уложи, родная. Август уходит, печальный добряк. Воздух не кровью – закатом набряк. Вышили звёзды платок сентября всего лишь. Сонной травой зарастает быльё, осень стучится, мы примем её. Что же ты зябкое сердце своё неволишь? С летом прощается ветер в лесу, листья, не пули, держа на весу, стонет, жалея их цвет и красу. Их много! Сложит к порогу ковром поутру, хочешь – красивый букет соберу, осень впущу. И со стёкол сотру тревогу.
Что поделаешь, если окружающий апокалипсис настойчиво стучится в самое мирное жилище. Заслонит ли от него домашнее тепло и верная любовь? Не будем думать о самом худшем. Будем надеяться и верить. А что остается… Значимая цитата: «Август уходит, печальный добряк. Воздух не кровью – закатом набряк». +
33. П-1613
НА ПУТИ ОТ БДТ ДО ВЛАДИМИРСКОГО
Вдоль Фонтанки бегут фонари, Словно длинная цепь золотая, А вдали, приглушённо вздыхая, Белым заревом Невский горит. Здесь покой — у замёрзшей реки, Ранний сумрак и синий, и жидкий, Фонари в нём парчовою ниткой Мелко ткут золотые стежки. Рассыпают свой жёлтый уют По сугробам, как скатерти, белым, А дома отступают несмело В темноту и как будто растут. Небо светится дальним окном Цвета странного — тёмной сирени. И куда-то уходят волненья, Словно ты при свече в упоеньи Пёстрым бисером шьёшь полотно. А в промоинах чёрных вода Чуть рябит среди скрого льда. Щербаков — просто узкая щель, В нём темно и немного теплее. В мягком сумраке прошлое реет, Точно время тут село на мель. Во дворах приютились века, Там в потёмках мальчишки играют. Крики звонкие в воздухе тают, Словно слышатся издалека. Здесь чудесно, и нравится мне Плыть по улице между веками. Что-то шепчет цветными огнями Новогодняя ёлка в окне. Но Владимирский новый пассаж Вырастает чертогом Кощея, От него жуткой нежитью веет, Сине-красной подсветкой наглеет Чьих-то денег убогая блажь. А на той стороне белый храм И метро, и толпа... Будни там.
В прошлом году был в Питере. И видел нечто похожее. Или показалось? Нет, точно похожее на нечто. Спасибо за ожившие воспоминания. Значимая цитата: «В мягком сумраке прошлое реет, точно время тут село на мель».
34. П- 1621
РОЖДЕНИЕ СЫНА
Я помню этот день в конце апреля: Дышать мешало небо - кверху дном, Все лампочки во мне уже горели, Как светофоры в городе родном.
Сын, узник мой, на волоске от воли Ты рвался в мир, где вьюги и ветра, Где спутаны диезы и бемоли, Восторг и ужас, завтра и вчера...
Как удержать мне память - повитуху - Одну на всех - за белую полу? Во имя сына...и святого духа... Бил многоточья ливень по стеклу...
И вновь рассвет - сквозь прорези тумана, И роскошь пустоты блаженной... длись... Просторен вздох...Мы оба - сын и мама - В миг этот бесконечный родились
Незабываемость описываемого события и момента невольно сказывается на связности изложения. Но это можно понять и простить. И порадоваться за ЛГ. Значимая цитата: «Как удержать мне память - повитуху - одну на всех - за белую полу?»
35. П-1624 ***
Мир не слишком приятен. В нем случается туго. Там не каждый – приятель. Не любая – подруга. Там случайное солнце и стабильные ветры, И всегда что-то льется с расстояния метра.
Мир не слишком приятен – он вообще не подарок. Он то слишком прохладен, то безудержно ярок. То дожди, то туманы. То паденья, то срывы. То вожди да обманы, нападенья да взрывы.
Мир не слишком понятен, в нем все сплошь – антиподы. Там полно белых пятен и загадок природы. Ах, неладно с тем миром. И не то в нем читают, И не тем там кумирам похвалы воссылают.
И возносят моленья всё не тем, кому надо, И встают на колени в ожиданье награды, И нельзя докричаться, даже если все ясно, И бессмысленно драться. Потому что – напрасно.
И никак не добьешься, чтоб тебя понимали, Даже если пропьешься до копейки в кармане, Даже ежели в глотку, чтоб тебя уважали, Даже ежели в водку чёрт-те что намешали.
И иллюзий не строишь в полумраке квартиры, И порою завоешь на ночное светило, И в бессонной тревоге все так вязко и смутно, И всю ночь – монологи. В потолок. А наутро...
Встанет рыжее солнце и заглянет в окошко, И на стуле прогнется полусонная кошка. Недоступен и ясен, новый день наступает... Мир, конечно, прекрасен. Если кто понимает!..
Текст представляет из себя довольно сложную поэтическую конструкцию, логика построения которой не проста. Но главное: вывод, к которому приходит ЛГ, вполне позитивен. Значимая цитата: «Мир, конечно, прекрасен. Если кто понимает!»
36. П-1634
В САМОМ НАЧАЛЕ НЕБА «Мир устроен не так нелепо, Как нам чудится в дни печали, Ведь земля – это то же небо, Только в самом его начале» (Игорь Царев)
Отлетают последние птицы, В голубую осеннюю небыль. Где-то там исчезают границы, Где-то там продолжается небо.
От судьбы оправданий не требуй, Чем бы годы тебя ни венчали. Ведь земля это, все-таки, небо – На его изначальном причале.
И не нужно законов и правил В беспредельной дали, где ты не был. Пусть дорога тебя не оставит, Где земля обрывается в небо…
"Мудрецов" и "пророков" не слушай, У судьбы не проси, и не требуй. Где кончаются небо и суша, Там всегда начинается небо.
И когда ничего не исправить, И не нужно ни зрелищ, ни хлеба, Пусть последняя стая растает Между морем, землею и небом...
Текст, представляющий собой достаточно убедительные вариации на тему, заданную Игорем Царевым в эпиграфе к нему. Будем считать, что он имеет некоторое отношение и к теме этого конкурса. Значимая цитата: «Пусть последняя стая растает между морем, землею и небом...»
37. П-1641
ПО ПЕРВОЛЕДЬЮ
В луч несмелый пухом белым осыпается снежок. Поутру спешат карелы на озёрный бережок. Осторожною походкой проверяют тонкий лёд. Знают все – по перволёдку окунь бешено клюет.
Холод вдарил раньше снега, в самый раз достать пешню. Пригорюнилось Онего – приморозило клешню. За два дня от Вознесенья встал припай до Повенца*, как по щучьему веленью, на потеху удальцам.
Застеклило поздновато: на дворе уже январь. Над деревней дыма вату солнце красит в киноварь. Первый лёд колышут воды, будто нянчат малыша. Дед Иван, забыв про годы, лунки рубит, не спеша.
Лунка первая… Вторая… Лёд со спичку. Мать честна! Видно, как в воде играет самодельная блесна. Стужа лезет под одёжку. Гулким эхом стонет лёд… Оп! Упрямую рыбёшку дядя Ваня достаёт.
Смотрит ласково со взгорья стародавнее село. Через радость, через горе жизнь течёт смертям назло. – Что ж, дядь Вань, давай за рыбку! С полкило, поди, горбач! Расцветает дед улыбкой: «Водку лить али первач?». ______________________________________________________________________ *Повенец и Вознесенье – посёлки на северном и южном берегах Онежского озера.
Обаятельная зарисовка зимней рыбалки и непрекращающейся ликующей жизни. Цитата в тему конкурса: «Через радость, через горе жизнь течёт смертям назло».
38. П- 1647
ДОМАШНЕЕ СОЛНЦЕ
Мне часто в последнее время не спится – Скрипят половицы, скрипят половицы… В буфете посуда Размыто белеет. Лохматою птицей На форточку память неспешно садится И смотрит оттуда
На то, как на донышко тёмной кормушки Луна рассыпает горстями из кружки Монетки-червонцы. А рядом со мной тёплой мышкой-норушкой Лежит под подушкой, сопит под подушкой Домашнее солнце.
Бывало, мы вместе гуляли на воле, Искали дорогу из облачных штолен По ниточке эха. Спешили за ветром, как сказочный Кролик, И знали пароли, хранили пароли От комнаты смеха.
Теперь мы домашние. Праздник вчерашний Отмыт от нелепиц и ровно раскрашен, Приученно дремлет. Нам дождик не страшен, ни капли не страшен. Спи, солнышко. Жаль, что не станет домашним Упрямое время…
Текст, как повод сполна ощутить всю полноту и теплоту так привычно окружающего нас. Припомнить все хорошее. И подумать о будущем. Мельком. Значимая цитата: «Жаль, что не станет домашним упрямое время…».
39. П-1600
***
Город нас никогда не видал вдвоем. Жизнь твоя – штрихи в путевом наброске. Мой же мир уныл, как окна проём И кончается почтой на перекрёстке. Никогда этот город не знал тепла. Алюминий небес так тяжёл и прочен: Даже воздух закован в квадрат стекла, Проступая каплями многоточий… Заслонит реальность тетрадный лист; И уже вдвоём мы вдыхаем влажный Сон морей, который горяч и мглист, И летит сквозь волны корабль бумажный, Хороводят звёзды на потолке, Обласкает скулы солёный ветер – Ощущаю тебя сквозь письмо в руке, Отправляю – ответным – себя в конверте. Пусть мой город опять поглотит меня, Обещаю воскреснуть к концу недели – И любовь, как дар твоего огня, Пронесу сквозь колючий туман метели.
Взаимное притяжение сквозь пространство и время тоже может стать точкой опоры для любящего человека. Иногда надолго, навсегда. Хорошо, если оно взаимно и обоюдно. Значимая цитата: «Ощущаю тебя сквозь письмо в руке, отправляю – ответным – себя в конверте».
40. П – 1636
* * * В корпускулах пожухлой свидины Последний миг летального исхода. Прозрачность рода тает год от года. И кажется – все счёты сведены… В зрачках - незамерзающий цветок, Как радиант, потерянный в потоке. Лохматый космос мято-однобокий, Глядит на нас безмерно одинок. Охваченный сияньем рубежей, Этапов, мер и жизненных отрезков, Он словно крокус возле перелеска, Он словно солнце между этажей. Мельчает век, не помнящий родства. Испорченный чумой и лихолетьем. Повиснет карма виноградной плетью… До пятого каления мертва.
Но в переливах страсти и тоски, Среди семейных, сложных уравнений, Среди тотемных кодовых растений, Среди песков зыбучих и морских, Найдется сын у каждого из нас. Вобравший нас. Хотя бы фрагментарно. Всё то, что нами сделано бездарно, Он сделает без красок и гримас.
Текст мне показался довольно сумбурным. Видно, чувства переполняли автора, и он не всегда мог с ними совладать. Понятное дело. Значимая цитата: «Найдется сын у каждого из нас. Вобравший нас. Хотя бы фрагментарно».
41. П-1649
* * * Закрой окно, метель и так слышна, - В ней нечто есть от скрипки и гобоя, Как у Вивальди. Что творить с тобою Способна только музыка одна!
Наполнись!.. Есть у каждого из нас Свой слух, свои излюбленные строфы! У каждого дорога на голгофу Своя, - не проглядеть бы звездный час.
Но нам ли ведать, что предрешено? Вновь лето пахнет медом разнотравья. Вдали от грома славы и бесславья Навстречу тишине раскрой окно.
Что есть внутри, то видится вовне. Бесценное мучительно в цене, От лип окрестных дует ветер клейкий, И звезды на небесном полотне Раскладывает ночь-золотошвейка.
Практически безупречный поэтический текст. Лаконичный и емкий, строгий и выразительный. Значимая цитата: «У каждого дорога на голгофу своя, - не проглядеть бы звездный час». +
42. П-1651
А ДАЛЬШЕ БУДУТ ТОЛЬКО ХОЛОДА…
А дальше будут только холода, заплаканные стёкла, шорох капель, и небо точно блёклая слюда, и лес расхристан, и весь мир как паперть...
А дальше будет только этот снег, пугающий своею чистотою, ложащийся на чёрный глянец рек, летящий над тобой и надо мною...
А дальше... всё известно наперёд. Я как во сне твою сжимаю руку, и вижу ледостав и ледоход, но кто-то вдруг окошко распахнёт и душу выпустит, и кончит эту муку...
И этот текст очень хорошего уровня. Немного слов, но много воздуха и проникающего в самое сердце человеческого чувства. Значимая цитата: «…но кто-то вдруг окошко распахнёт и душу выпустит, и кончит эту муку...». +
43. П-1653 МНЕ СЕГОДНЯ ГОРЕТЬ… Мне сегодня гореть на ветру убегающих дней и монеты бросать, в те ручьи, чтоб назад возвратиться! И молитвенна медь опадающих календарей, и надломлена стать чуть живой и израненной птицы...
Мне б сегодня сказать о цветах той далёкой поры у обочин полей неизбывного светлого детства: шевелюрой качать по законам извечной игры, умирать в суховей, когда попросту некуда деться...
Я ещё постою – то ли золотом, то ли огнём, на жар-птицы перо опираясь, как нищий на палку, на судьбину мою, что иссушена прожитым днём... И, хоть время пришло, но лежащий подсолнух мне жалко.
Начинается неплохо. Но чем дальше, тем больше текст съезжает на уровень банальной заурядности. А финал вообще малоудовлетворителен. Значимая цитата: «Мне сегодня гореть на ветру убегающих дней…».
44. П-1660
ЛЕДЯНЫЕ БАТАРЕИ ДЕВЯНОСТЫХ
Ледяные батареи девяностых. За водой пройдя полгорода с бидоном, Сколько вытащишь из памяти заноз ты, Овдовевшая усталая мадонна?
Треск речей, переходящий в автоматный, Где-то там, в Москве, а тут – свои заботы: Тормозуху зажевав листком зарплатным, Коченели неподвижные заводы. Наливались кровью свежие границы – Ну зачем же их проводят красным цветом? А в курятнике мелькала тень куницы В гуще тех, кто верил собственным фальцетам.
Только детям все равно, когда рождаться: Этот мир для них творится, будто снова. Сколько раз тебе и петься, и рыдаться, Изначальное единственное Слово?
Мы играли на заброшенном «Чермете», В богадельне ржавых башенных атлантов, И не знали, что судьба кого-то метит Обжигающими клеймами талантов.
Мы росли, а небо падало, алея. Подставляй, ровесник, сбитые ладони! Вряд ли ноша эта будет тяжелее, Чем вода в замерзшем мамином бидоне.
Вот так на первый взгляд немудреное воспроизведение врезавшихся в цепкую память окружающих реалий становится поэзией. Печальной и впечатляющей. Значимая цитата: «Сколько раз тебе и петься, и рыдаться, изначальное единственное Слово?». +
Последний раз редактировалось Александр Лелянов 18 июл 2018, 13:05, всего редактировалось 1 раз.
|