Сезон 2017 г. Второй тур. Стихи участников и краткий обзор от литературного обозревателя Владимира Гутковского
Перед конкурсантами этого сезона была поставлена задача: дать свой ответ на извечный вопрос, так афористично и выразительно сформулированный Игорем Царевым «Для чего нас из мрака призвали на свет?». От того, насколько полно и поэтически убедительно участниками удастся это сделать, в значительной мере и будет зависеть оценка представленных ими текстов. Поэтому обзор имеет следующий формат. После краткой характеристики текста приводится цитата, имеющее отношение к теме конкурса. Или просто значимая цитата. И по совокупности всех художественных и идейных достоинств текст может быть поощрен дополнительными баллами (плюсиками) от обозревателя. Чье мнение, конечно, субьективно. Как и любое другое.
СТИХИ 2-го тура – 69 произведений
1. П - 1401 МОЙ ОГОНЬ Ты сидишь у ночного костра. Горький дым выедает печали. Пахнет травами, как в сенокос, И набухшей от ливня землёй. Расскажи, отчего по утрам В полусне мне мерещиться стали Уходящий по водам Христос Да Иуда с готовой петлёй? Выжигает на сердце костёр Допотопные тайные знаки – Письмена моих прошлых судеб. Не сумею прочесть, не проси. Берега у далёких озёр Так красивы, что хочется плакать И бежать босиком по воде, Расплескав отраженья осин. Я однажды проснусь до зари, Разобрав бесконечности лепет, И собьётся в груди перестук, Переменятся боги и сны. Но, когда мой огонь догорит И на углях состарится пепел, Будут звёзды и[с]криться вокруг Уходящей на нерест луны.
Очень лиричный и выразительный текст. Наполненный ненавязчивыми ассоциациями и личной причастностью ко всему происходящему. Заслуживает внимания. Цитата в тему конкурса: «Письмена моих прошлых судеб не сумею прочесть…». +
2. П - 1402 Я В ГОСТИ К ПРОШЛОМУ ХОЧУ Я в гости к прошлому хочу… Туда, где крест ещё был дубом, А ветхий дом – смолистым срубом, Где улыбаясь белозубо Извозчик звал: «Эх, прокачу!» Я в гости к прошлому хочу… Там, может, встречу я кого-то С альбомных пожелтевших фото. До слёз, до боли, до ломоты Я в гости к прошлому хочу! Я разузнал бы там о многом И рассказал бы всё, что мог. А на обратную дорогу Мы помолчали бы и – с Богом! Но нет из прошлого дорог…
Такой подход к теме вполне возможен, но исполнен немного бравурно, что ли. Цитата в тему конкурса: «Я в гости к прошлому хочу! Я разузнал бы там о многом».
3. П - 1407 *** Хотел пройти по жизни берегом, Чтоб капли не грязнили брюк… Мечтал открыть свою Америку, Открыть, но не испачкать рук. Хотел пройти по жизни радугой… Сладка, беспечна, весела, Текла бы жизнь моя, как патока, И я бы в ней не видел зла… Хотел пройти по жизни рощею, Тропою тихой меж берёз… Всегда пути искал попроще я, Пути, далёкие от гроз… Хотел пройти по жизни радугой, Хотел пройти по жизни берегом… Хотел весь мир собой обрадовать, Хотел, что б мир в меня уверовал… И вот стою, тем миром брошенный, Перед началом всех начал… Хотел пройти по жизни рощею, Да по дороге заплутал. Не открывал свою Америку, Хороших не писал стихов… Хотел пройти по жизни берегом, Но нет у жизни берегов…
Автор пишет «Всегда пути искал попроще я…». Вот и текст получился примерно в таком же стиле. Цитата в тему конкурса: «Хотел пройти по жизни берегом, но нет у жизни берегов…».
4. П - 1409 MAGISTER LUDI Фараон не успел закрепить свой успех, – Он ушёл слишком рано. Смерть поставила точку и в этой судьбе, Как магистр, филигранно. Очевидно, что ей проиграет любой. Грозен Промысел Божий: И титаны и люди пойдут на убой, Прахом прах припорошит... Создаются миры для Священной Игры, Зажигаются звёзды И рождаются души из умной икры, Чтобы плыть на погосты.
Лаконичный текст, что является несомненным его достоинством. Но даже при таком скромном объеме автору не всегда удается удержаться в нем на равно высоком уровне. Цитата в тему конкурса: «Зажигаются звёзды и рождаются души из умной икры…».
5. П - 1410 Я БУДУ СНОВА Я буду снова. Как-нибудь потом. Я буду. Завтра или послезавтра, родившись снегом, деревом, котом, весенним ветром, заревом, базальтом — я буду, но ни слова не скажу, не напишу и буквы все забуду. Я семечко, летящее в межу, смиренно покорившееся чуду. Я то, что не записано в тетрадь, не издано, не проклято, не стерто. (Не существует — незачем стирать.) Я тонкая трепещущая хорда, протянутая с неба до земли, — я и была такой, но кто б заметил… Смотрите, в расцветающей дали я снова есть. Я облако. Я ветер.
Завораживающая эмоция текста, исполненного образно и выразительно. Цитата в тему конкурса: «Смотрите, в расцветающей дали я снова есть.Я облако.Я ветер…». +
6. П - 1411 НАПЕВЫ ЛЯ МИНОР Речь состоит из горечи и хрипа, а пение — из громкой пустоты; нам в клюве принесли немного гриппа, тельца свернулись, жалобы просты. Казалось, мы почти её достигли — земли, где рай цветёт в урочный час, но чудища в тени ветвистых библий на подступах вылавливают нас, как ребятню, затеявшую прятки в бедламе постоялого двора: ку-ку мадам, у вас гнездо на шляпке, там кто-то снёс три пушечных ядра, а вы, месье, шутили столь неловко, что пополам сломались на ходу... "Бог справедлив, умна боеголовка" — изрек один учёный какаду. Философы, художники, поэты, ночной дудук скорбит, и потому рисуйте нам красивые портреты эпохи, захлебнувшейся в дыму, скудельный мир — комок слюны и грязи, где скорпионы выползли из нор, где прочно сплетены арабской вязью песчаные напевы ля минор. Мы, сорок лет жующие в пустыне, поющие в терновом словаре, колючей безголосицей простыли и до земли, и соль земли, и ре, и реквиемы чёрных незнакомцев, заполонив немеющий ландшафт водою мёртвой взорванных колодцев, угробят слух и зрения лишат.
Пусть этот текст не отвечает на заданный вопрос впрямую, лишь опосредовано. Но делает это столь поэтически мощно, что заслуживает высокой оценки. Хотелось бы увидеть его в финале и поговорить о нем подробнее. Цитата в тему конкурса: «скудельный мир — комок слюны и грязи …». ++ 7. П - 1415 ЗОЛОТОЕ РУНО Как здорово в детстве бежать босиком: По левую руку – окраинный дом, По правую – тянутся ввысь тополя, И золото август вливает в поля. Как здорово мчаться как автомобиль И чувствовать пяткой горячую пыль, И камешек острый, обиду и боль, Все это в дорогу возьму я с собой. В далеком краю, там, где спеет вино, Хранится мое золотое руно. Я правнук героев, я славный Ясон, Мне снится так часто пленительный сон: Волна ударяется в надпись «Арго», И меч золотой поражает врагов. А детство проходит, и вот он – билет, Чтоб смог я увидеть, каков белый свет. И манит мечтою меня все равно Мое золотое из детства руно. Я спрашивал там, где успел побывать: Скажите, а трудно руно добывать? Я слушал молчанье на всех языках, Я видел мозоли на старых руках, Белесые шляпы, морщинки у глаз, Детей фотокарточки в красных углах. А где ваши дети? Исчезли давно, И ищут, как ты, золотое руно. Ты выпей, сынок, золотого вина, Нет горечи слез, только сладость одна. Живут виноградники нашим трудом, К ним дети вернутся, ведь это их дом. И снова дорога меня повела, Сквозь годы и труд, от села до села. Одним старикам я поправил забор, Другим регулировал водный напор, Сложил где-то печку и дров наколол, Кому-то, как доктор, поставил укол. И вместо оплаты просил об одном - Прощения тем, кто ушел за руном. Я понял однажды, проснувшись с утра, - И мне возвратиться настала пора Туда, где скучают ряды тополей, Где морем волнуется спелость полей, И лижет закат сквозь пустое окно Мое золотое для сердца руно.
В тексте есть интересные поэтически детали и находки. Но полноценному восприятию несколько мешает его некоторая описательность и перечислительность. Цитаты в тему конкурса: «Я слушал молчанье на всех языках»; «Нет горечи слез, только сладость одна».
8. П - 1420 НА КАЖДЫЙ На каждый февраль обязательно выпадет март И будет прогноз, словно карточный долг неприятен, За серым дождём занавески полощется старт, Предчувствуя финиш в толпе атмосферных объятий. Всё катится вдаль с ускорением прожитых лет, Весенний азарт на подснежники кажется лишним, И крестиком в небе висит боевой самолёт, У Бога на шее качаясь всё дальше и выше. Я жду пробужденья, каких-то несказанных слов, Неизданных истин, а с ними пирог с ежевикой Пускай и вчерашней, из прошлого века - прошло То время, когда мне на утро являлся всевышний. И благо прошло, да и весть не настолько мила, Чтоб новый завет составлять для народа в избраньи, Язык приустал в доказательствах - Бога нема, Но есть это небо в моей украинской окраине.
Билингвистические моменты в тексте, безусловно, придают ему дополнительное обаяние. Цитата в тему конкурса: «Язык приустал в доказательствах - Бога нема, но есть это небо…».
9. П - 1424 МОЛЛЮСК Мне кажется порой, что я -- моллюск. Лежу на дне морском, с судьбой не споря, Но я не сплю, а истово молюсь За тех, кто в море, и за тех, кто в горе. Молитвой из оков на волю рвусь, Из заточенья вечного покоя, Чтоб вы могли, когда умрёт моллюск, Из раковины слушать шум прибоя.
Минималистский текст. И то ли его объема было мало для полноценного выражения авторского замысла, то ли восьми строк оказалось даже много для заложенных в текст смыслов. Цитата в тему конкурса: «Молитвой из оков на волю рвусь». 10. П - 1426 СУЕТА В редкий час уединенья Так приятна простота: Есть в молчанье откровенье, Остальное – суета. В звуках вечера забывшись, Понимаешь неспроста – Ты блажен, на свет родившись, Остальное – суета. Запоет в саду кузнечик, Дрогнет жилка у листа – В естестве наш мир извечен, Остальное – суета. Шар земной в созвездьях кружит, Вспыхнув, падает звезда – Кто-то близкий в жизни нужен Остальное – суета. В спорах яростных про вечность Забываем иногда: Человеку – человечность, Остальное – суета. Текст держится на рефрене «остальное – суета». И, может быть, невольно сам уподобляется этому определению. Цитата в тему конкурса: «В естестве наш мир извечен, остальное – суета».
11. П - 1429 ПО ТУ СТОРОНУ СКАЗКИ Нам бы рыбку золотую ... но рвётся сеть, И без волка Иван, и без щуки Емеля... Мы умели ждать, воевать и петь, И терпеть мы тоже умели. Если вырастим липу - то для совы, А рябину посадим - для свиристелей. Мы накормим банных и домовых, Чтобы избы не опустели. Но забыла сказки свои страна, И завязли, пройдя по земле как танки, Самоходные печки в болотах сна. Улетели скатерти-самобранки. Тут и сказке конец... И финал готов: Дурачки от горя «умнеть» посмели. От кровавых бинтов до кровавых «бантов» Длилась служба царская у Емели. Но под утро, когда и сверчок молчит, В тёмном небе Медведица шевельнется, Русский мальчик под звёздами на печи Старой сказке загадочно улыбнется.
Достаточно убедительная поэтическая констатация. И не более. Цитата: «Мы умели ждать, воевать и петь, и терпеть мы тоже умели…».
12. П - 1431 ПИСЬМО НЕБЕСНОМУ ОТЦУ Отец всемогущий мой, сущий на небесах, сегодня стою я, наивный, неискушённый, с тетрадкой в руках и вечерней росой в глазах пред ликом Твоим, как пред совестью, обнажённый. Зачем же писать мне посланье Тебе в тетрадь, просить вящих милостей в суетном мире всуе? Ты ведаешь всё, и минут на меня не трать, а если подашь от щедрот Твоих – не спасую. Живу я ни шатко, ни валко, ни горячо, а Ты с основанья времён не любил прохладных, хожу, перекинувши сумку через плечо, и сумму грехов на костяшках считаю ладно. Молюсь, хлеб жую, пью вино и пытаю суть, порой мелочишкой делюсь с неказистым нищим, а в храме бываю не часто, не обессудь: для праздной души оправданий найдутся тыщи. Ну вот, получились стихи на манер письма, но почта Твоя переполнена нынче ими... Душа пусть летит, пусть плечо тяготит сума, даждь хлеб мне насущный, Твоё да святится имя!
Характеристику ЛГ (лирического героя) текста «я, наивный, неискушённый» вполне можно отнести и к самому тексту. Цитата в тему конкурса: «пред ликом Твоим, как пред совестью, обнажённый».
13. П - 1442 *** Я видел кладбище со стороны моста, оно, как человек, тянулось к свету, и две сосны, которым нагота несвойственна, виднелись неспроста, текла река, и реку звали Сетунь. Мы поднимались выше по тропе, по кладбищу, насвистывая тему симфонии Бетховена, — тебе казалось, что находишься в толпе, слоняешься по метрополитену. Привычное движение к нулю. Увереннее письменного знака, садилась на прогнившую скамью: — Кого ты любишь? — Я тебя люблю. — Прочти мне что-нибудь из Пастернака.
Литературно-музыкальные ременисценции текста, как и его изобразительная составляющая, хороши сами по себе, но с темой конкурса увязаны довольно слабо. Разве что «кладбищем». Но к последнему имеет непосредственное отношение всё и вся. Цитата в тему конкурса: «кладбище …, как человек, тянулось к свету…». 14. П - 1451 ДВЕРЬ БЕЗ КЛЮЧА Я дверь, к которой нет ключа; Мне жребий тягостный достался, Мной кто-то хлопнул сгоряча И ключ доверия сломался. Я дверь, к которой нет ключа, Напрасно воры по привычке У ржавых скважин хлопоча, Украдкой ищут к ним отмычки. Я дверь, к которой нет ключа; Не раз разбить меня пытались, Ногами грязными стуча, Но так за дверью и остались. Я дверь, к которой нет ключа; Зачем ключи к открытой двери? Войди – за ней горит свеча, Она зовет любить и верить. Ты дверь откроешь лишь любя, Поверь, открыть меня не сложно, Не от себя, а на себя, Открой, войди, но осторожно. Я дверь, к которой нет ключа.
Понятный текст. Но хотелось бы большего. Загадки, тайны, откровения. Или это чрезмерно высокие требования к тому, что называет себя поэзией? Цитата в тему конкурса: «Ты дверь откроешь лишь любя…». 15. П - 1452 УЛИТОЧНОЕ Мне плохо. Неотложные дела Заброшены, забыты… Жизнь потерпит. Еще одна минута умерла… Я убиваю время. Слабый лепет Мгновения, потерянного мной… И маятник не хуже гильотины Взлетает безучастно за спиной, Раскалывая день до середины. Часы бегут… А я, оцепенев, Ушла в себя… Укрылась. Я - улитка. Снаружи – пустоты голодный зев, А в домике уют шелками выткан. Я знаю: эволюция, отбор… Какой-то ген в упрямой хромосоме Покинуть мне мешает до сих пор Медлительную нежность в хрупком доме, Обзавестись приютом попрочней, В процессе выживания зверея… Но без привычных сердцу мелочей Собой остаться вряд ли я сумею.
Цитата: «Я убиваю время…». На немудреную констатацию очевидного вряд ли стоит.
16. П - 1454 * * * Когда придут большие холода, А мы, конечно, будем не готовы, Что нас спасёт от холода тогда? Какое нас тогда согреет слово? Когда метели выстудят наш дом, Ничьим дыханьем больше не согретый, На чей огонь во тьме мы побредём? Кто нам с крыльца фонариком посветит? Когда придёт Великая Зима, Да так придёт, чтоб навсегда остаться, Я разбираться буду с ней сама – Не всё же ей со мною разбираться! Накину плед, на пальцы подышу, В который раз скажу себе: «Не бойся!» И, если сил достанет, опишу Великой стужи признаки и свойства, Чтоб понял всяк, настигнутый Зимой, Какое ей, Зиме, угодно слово, Чтоб в холода идущий вслед за мной Не так страшился холода большого. Но кто же тот, кто в сумерках густых Встречает – на крыльце ли, у колодца? Не знаю... Разглядеть его черты Мне из-за слёз никак не удаётся.
Приемлемый текст. Автор не зря принял участие в конкурсе и внес в него свою лепту. Цитата в тему конкурса: «Разглядеть его черты мне из-за слёз никак не удаётся». 17. П - 1459 ВОПРОСОВ НЕТ НИ К БОГУ, НИ К СЕБЕ Вопросов нет ни к богу, ни к себе, Ни к чёрному оконному проёму, Что манит совершить побег И пасть в объятья вязкой вечной комы, Увидеть снов невидимое дно, Где в стаи собираются кошмары. Их кормят светом, вознося огонь, Больные птицы. Очертанья рамы Всё чётче прорисовывает мгла. Внутри темно и холодно снаружи. И птицы бьются в тонкий лёд стекла, Ломая тишину, хрипят натужно. Когда уйдём – они вернутся к нам В глубоких снах, чтоб рассказать о чём-то На языке неведомом, к словам Цепляя запятые. Время стёрто, Как на бумаге карандашный след. И всё забылось, что случалось ночью. Вопросов нет ни к богу, ни к себе, Ни к чёрному на белом многоточию.
Удовотворительное понимание и такое же исполнение. Цитата в тему конкурса: «Вопросов нет ни к богу, ни к себе, ни к чёрному на белом многоточию».
18. П - 1460 Я, КАК ОН, - НАПИШУ ПРО ОКРУЖНОСТЬ... После спектакля, где Михаил Барышников читал и "танцевал" 50 стихотворений своего друга Иосифа Бродского 22-го января 2016-го года в городе Тель-Авив - Яффо. Он стихи танцевал, как танцуют последнее танго, - после ночи навзрыд, когда счёты с земным сведены... Стая книжных страниц, высотою заоблачной планки, танцевала, да так, что исподние были видны! Белый стул танцевал, испомаженный кремом для тела, и являл сухожилья кентавра, где было дано... И открытого рта фуэте прямо в космос летело! – по-немому, безгласно, как мим в чёрно-белом кино. Замыканья щитка, как нейроны у публики в зале, порождали разряд (и как следстие - взрыв и испуг!). Провода оголённые боль и тоску танцевали, что в запасе у гения были, как ром и мундштук. Тренированным телом и мускулом выпуклым каждым танцевал Тель-Авив на стихи о простуженных днях, о простом одиночестве в небо идущих отважных, кто стихи танцевал, кто парил на крылатых конях. И остатки заплаканной обескураженной воли на ступеньках, на выходе, вместе в пучок соберу, - танцевали стихи моей собственной прожитой доли... Я, как он, - напишу про окружность - и тихо умру. Такой эмоциональный текст о высоком содружестве муз, безусловно, заслуживает уважения. Цитата в тему конкурса: «после ночи навзрыд, когда счёты с земным сведены...»
19. П - 1461 МЕТЕЛЬ Метель открыла чистую страницу В потёртой книге нашего двора. Погода - вечный повод усомниться, Редактор мысли, сказанной вчера. Спросонья дворник, слов не выбирая, Не без труда нащупывает брод. За первой строчкой пишется вторая - Всё те же тропы мучает народ. Один чудак, нечаянный прохожий, Пойдёт своим, неправильным, путём. И будет прав! Но и не понят - тоже. А если понят - всё-таки потом. Привычка крепче брюта революций. Иные пальцем крутят у виска. А между тем, в сугробах остаются Наброски смысла, хрупкие пока. В метельный день, однажды, этот кто-то Напишет так, что вздрогнет высота, Наполнив двор звучанием фагота: Достоин будь - дорога непроста - Доверчивости чистого листа.
Нет сомнения, «хрупкие пока» «наброски смысла» из этого текста еще прорастут и наберут полную силу. А сама изображенная в нем картинка очень живописна и весьма символична. И с уподоблением «жизнь есть литература, литература есть жизнь» нельзя не согласиться. Цитата: «Погода - вечный повод усомниться, редактор мысли, сказанной вчера…» +
20. П - 1464 МАГДАЛИНЕ Без десяти столетий новый бог из римского подвала Палестины выходит, спотыкаясь о порог. Чужой народ ложится подле ног, целует руки дева-магдалина - пока ещё распутна и грешна, а дом её - оплёван и обруган. Господь идёт, но поступь не слышна, идут за ним апостолы, мошна великой новой церкви и хоругви. И никому нет дела до того, что с ними обнуляется эпоха, и что потом Святейшества Его состряпали из веры сотню войн, и оживали чудища у Босха, и вскрыт алтарь, и ризница пуста, и праотцы безмолвны и бесплодны... Мария, если б не было Христа, какие пропадали бы места: Вифания, Голгофа, Гроб Господень. И чёрте что творилось бы с землёй, где не сплелась Иудина верёвка: полковники ушли бы на покой, и жив Константинопольский герой, и ты, Мари, и ты - работорговка.
Да пребудет вечно Магдалина, такая незаметная и такая необходимая. И авторский замысел полон глубокого смысла. Цитата в тему конкурса: «Мария, если б не было Христа, какие пропадали бы места: Вифания, Голгофа, Гроб Господень» 21. П - 1473 СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ …«Господи, не пусти меня в мясорубку, Иже на небеси, дорогой отец…». Глупая девочка, с вами не шутят шутки, Это дорога тянет в один конец. Будешь лечить и мастерить припарки, Будешь снимать ладонью последний жар… Красные всадники, Белые санитарки. Промысел Божий или Его кошмар. …«Отче, послушай, дай мне немного света. Я не умею, смертная, тьму пугать…». Добрая девочка, что ты отдашь за это? Что это будет – зло или благодать? Свет не даётся запросто, без процентов, Свет выжигает жизнь, изнутри болит… Лучше скажи мертвому пациенту, Что он ещё сможет чуть-чуть пожить. …«Пастырь всеобщий, не разразись грозою. Знаю, ты занят, но в этот раз ответь. Ты разреши мне горькой своей слезою, Выгнать на день кривую старуху смерть…». Смелая девочка, зря ты дразнишь чудовищ, Им тебя съесть – раз плюнуть, в один укус. Вечная дрёма – лучшее из сокровищ, Тем, кто забыл хлеба земного вкус. Ты не ропщи на безголосых духов, Ты не пугай воронов за окном. Пусть посидит в черном углу старуха, Ей и тебя в путь провожать потом. …«Боженька, милый, ты не грусти, не надо. Все устаканится, мы ещё будем жить, Мы обязательно средство найдём от яда, Снова засеем чёрное поле ржи… Только не засыпай в небесах горячих, Только не забывай зажигать маяк…». Мертвая девочка, Бог никогда не плачет. Хочет порою, Только не знает, как. Ты не волнуйся, не оборвётся пенье, Не прекратят звенеть голоса детей. Девочки-девочки, Искорки милосердия, Как объяснить вам, что вы Его сильней?
В этом тексте диалог с Богом явно не придуман. Он списан с натуры. Убедительно и страстно. Не имею права не обратить на него внимания. Цитата в тему конкурса: «Мертвая девочка, Бог никогда не плачет. Хочет порою, только не знает, как» ++
22. П - 1475 ПЕЩЕРА Стекло оконное не мыто, За паутиною в узлах Всё небо в ярких звёздах скрыто, Как будто молью шаль побита И еле держится на швах Из туч, упавших прямо в руки, Ползут тропою пауки. Стальные зубы, лапы - крюки, Спасая ум от долгой скуки, Вплетают тайну в узелки. Тяну узлы плетёной тайны, Намеренно испортив нить, И слышу голос - дивный, дальний, Как чистый гул воды хрустальной, Готовый тайну мне открыть: Пещера, свет не проступал, Случайный камень под ногами, Лежащий может быть веками, О чём -то глухо проворчал И вновь всё так же замолчал... Свеча, не жжёт, а мягко греет Стекает воск и пальцы клеит, А удивлённые глаза На стенах видят образа В глазах которых искры тлеют. Углы, уступы, поворот Лохматой тенью ходит кто-то Ключом одним в пол -оборота На семь замков закрыл ворота, Где время больше не течёт. Смешались - утро, ночь, день, вечер В часах секунда не поёт, А из ворот... с свечой... навстречу... И давит холодом на плечи, А грудь палящим жаром жжёт! Закрытый чёрной схимой строгой Монах, ко мне, Меня ведёт: – Ты, так хотел увидеть Бога! И Бог ладонь мне подаёт, В которой, Время... много, много... Нельзя назвать текст технически совершенным и полностью удачно выстроенным. Но он привлекает к себе внимание, а, значит, его можно считать состоявшимся. В определенной мере. Цитата в тему конкурса: «И Бог ладонь мне подаёт, в которой Время... много, много...»
23. П - 1476 ЯНВАРЬ Ночные окна и балконы, безмолвно падающий снег, и ты, всего лишь человек, отбившийся от легиона прохожих, толп, очередей на небо смотришь отстранённо и видишь, как она огромна - та жизнь, что сделалась твоей. В ней перекручены узлами работа, скорость, боль обид, обед с какими-то козлами, семья, дежурный суицид по воскресеньям, тяжесть быта, ловушка мнимых перспектив... Но жизнь другая не забыта, и слышен вновь её мотив над этим городом и снегом, над этим суетным мирком. Ты возвращаешься в свой дом каким-то новым человеком и начинаешь всё сначала, с минувшим обрывая связь, как будто стряхивая грязь, что эти годы прилипала.
Текст неровен. Но в нем присутствует трезвый взгляд на горькие реалии жизни. А этого немало. Для нашего конкурса. Цитата: «и ты, всего лишь человек, отбившийся от легиона» 24. П - 1483 ВАСИЛЬКОВОЕ ПОЛЕ, ТРОПИНКА И ВЕТЕР ШЕРШАВЫЙ… Васильковое поле. Тропинка. И ветер шершавый. Паутинка сединки тревожно дрожит на виске. И ползет муравей по своей муравьиной державе, А потом по моей утомленной работой руке. Отчего ж ты, храбрец-муравей, так беспечно рискуешь, Вот укусишь меня, и прихлопну тебя сгоряча. И никто не заметит такую потерю простую, Нам ли, людям большим, небольших муравьев замечать? Вот укусишь, и сразу окончится век твой недолгий. Страшный зверь — человек, но тебе, видно, страх не знаком, И толкает вперед вечный зов муравьиного долга, Без которого не был бы ты никогда муравьем. Люди тоже чуть-чуть муравьи на огромной планете — Мы вгрызаемся в мир, в суете бесконечной живем. Посреди васильков, посреди скоротечного лета, Понимаешь, что жизнь — изначальное счастье твое. Вот пополз и второй муравей, презирая опасность, По уставшей руке. И подумалось грустно сейчас, Что среди муравьев есть какое-то крепкое братство, Но не встретишь подобного братства, увы, среди нас. Каждый сам по себе посредине занудного быта, Каждый сам по себе, оттого и на сердце тоска. Есть среди муравьев единящие накрепко нити, Ну, а нам единящие нити — веками искать. Поле. Небо. Заря. Запах скошенных трав освежает. Золотится простор. Снова щелкнул вдали соловей. И ползет муравей по своей муравьиной державе, И не знает, что он — лишь частичка державы моей. Текст представляется излишне многословным и не слишком сконцентрированным на главном. Но все же за такую попытку автора стоит поблагодарить Цитата: «Люди тоже чуть-чуть муравьи на огромной планете»
25. П - 1487 ОТТЕПЕЛЬ Чудно, ей-богу! Пару дней назад Мороз сжимал деревню аж до хруста, Над крышами дымы клубились густо, И старики смолили самосад. Теперича растеплилось. И мы Вкушаем дни, как нежную малину. Спешат аборигены к магазину Поговорить о вычурах зимы. А я смотрю, как за моим окном Невидимый Поэт выводит буквы, И нашу жизнь из переспелой клюквы Пресуществляет в сладкое вино. Своеобразный антипод предыдущего текста. Слов потрачено всего ничего, а сказано, пожалуй, больше. Цитата в тему конкурса: «…Невидимый Поэт выводит буквы, и нашу жизнь из переспелой клюквы пресуществляет в сладкое вино»
26. П- 1488 ЗИМНЕЕ Двадцатая бесснежная зима невдалеке от вечного Гольфстрима. Притихший мир... До Третьего ли Рима? И жизнь, в итоге данная сама себе одной (в эпоху перемен так водится). Привычные детали. Моя рука касается не дали — твоих колен. Твоё лицо взрывает тишину, грохочет мир по рельсам наважденья, прошедших лет являя отраженье... Удачей, не поставленной в вину, ты — для меня, до ямочки щеки; за окнами мятущиеся тени от нашей годы длящейся метели так далеки...
Любовная лирика конкурсу отнюдь не противопоказана. Ведь Бог есть любовь. Любая и такая тоже. Цитата: «И жизнь, в итоге данная сама себе одной» 27. П -1494 ВРАЧИ НЕ БОГИ, БОГИ - НЕ ВРАЧИ… Врачи не боги, боги – не врачи… И только стены – стены.(Знаю точно.) Часами ищет бабушка ключи В пыли своей хибары шлакоблочной, Забытой всеми. В четырех стенах. В компании торшера и кровати. Они молчат, но помнят имена, Она – давно не знает, как назвать их. Всё ищет. Ищет. То, не знаю что. Все меньше тень изношенного тела… И смотрит на неё с иконы Тот, Кого она искать не захотела.
Сложное через простое, вечное через преходящее. Похоже, автор зрелый поэт. Это чувствуется. Цитата в тему конкурса: «И смотрит на неё с иконы Тот, кого она искать не захотела» +
28. П - 1496 *** Время теперь колокол ковать, да колун загонять в бревно. Время теперь — колокол; трава прорастёт и пойдёт на дно. Безъязыкий колокол — стоязык, ускользает из вида звук. Говорил — горел; перешёл на рык, рыба выскользнула из рук. Помелом по миру — со всех собрать; не за пылью — за пеленой Закрывать глаза да слезу таскать — за невестой ли, за Невой. Вой за воплем, за ветром — веретено, шерстяная прядется нить: Обвяжи меня, мерой обмерь одной, заставляй меня говорить, ..оворить, ..ворить, и за эхом — эх; бездыханная глубина. Не хватает голоса да на всех, не хватает и на меня.
Текст, мимо которого пройти трудно. Сложный, нелинейный. Отдадим ему должное. Цитата в тему конкурса: «Обвяжи меня, мерой обмерь одной, заставляй меня говорить» +
29. П - 1500 СВЕТИЛИСЬ ОЧИ – ЛИКИ, А НЕ ЛИЦА… Светились очи – лики, а не лица. Клубились рифмы, едкие, как дым. От пастуха в кошаре не укрыться – судьба приходит в срок и за своим. Вздыхает, утомленная дорогой, и смотрит, чьи-то вирши бормоча, как жертва, уготованная Богу, резвится на глазах у палача. Стучит в окно рассохшейся клюкою – и вот ни петь, ни быть уже невмочь… И ждут они не истины – покоя, как в бездну, глядя в угольную ночь, где месяц, будто яблоко, надкушен, где прошлое без времени гостит, бинтуя изувеченные души, сорвавшиеся с горнего пути. Захлопнется ловушка ли? Калитка? Слова уйдут, подметками пыля. Безмолвие. Ни строчки. Ни молитвы. Вечерний час. Елабуга. Петля.
Поэт о поэте. Здесь нужны единственне, самые точные слова. Пока не всегда получается. Цитата в тему конкурса: «бинтуя изувеченные души, сорвавшиеся с горнего пути»
30. П - 1504 ЛЁТЧИЦА Тесно собаке в комнате, в старом промозглом хосписе. Голуби в лунном омуте песни поют о космосе, Мухи влетают в форточку: «Хай» тебе от поклонников!» Ангелы чешут мордочки, сидя на подоконниках. Смотрит на всех растеряно, зависть во взгляде вышита. Кажется - не растение, а не взлетишь повыше-то! В ухе свербит высотами, хочется в небо коршуном. Пчёлкой жужжать над сотами тоже ей не положено. «Кто он великий выдумщик, "Главный над эскадрильями?" В хоспис его бы вытащить, вдруг нарисует крылья мне. Боль заберёт нечаянно (счастье когда-то было ведь). Ноги вернёт хозяину, дело за малым – выловить! Значит, прорваться к выходу, лапы в пути изнашивать. Ангелы с жиру пыхают, вот бы хлебнули с нашего - Толстыми стали, ленными! Эх, проморгали прошлое… Нынче-то здесь, за стенами, служба им стоит дёшево. Чёрт с вами, спите, толстые. Вам не поднять хозяина. Помню, бежала вёрстами, в небо смеялась, лаяла… Таял хозяин куполом, белой снежинкой ласковой; В зиму летели кубарем, резали снег салазками, Падали в реку буйную, шторм побеждали аховый, Пели под шестиструнную, чай разбавляя сахаром. Ангелам было весело, резвыми были, жаркими. Двадцать второго вечером в пух разодрались ангелы, Сгинули той же полночью. Не было двое суток их. Скоро пять лет исполнится случаю с парашютами… Спят, не летают год уже. Крылья примерить хочется. В самую пору, то-то же! Станет собака лётчицей. Тссс, погодите, что-то здесь… что-то не очень правильно… Спите, не будьте жмотами. Ноги бы для хозяина». Над перелеском, хатами, над одинокой хижиной Выла стихи хвостатая, верная, тёмно-рыжая, Жалась к больному, гордому, грела крылами пыльными. Сказку слагал за городом "Главный над эскадрильями"
Текст, на мой взгляд, достойный финала. Хочется там о нем поговорить подробнее. Цитата в тему конкурса: ««Кто он великий выдумщик, "Главный над эскадрильями?"» ++ 31. П - 1506 ИГГДРАСИЛЬ В час недобрый, когда с головой накрывает упадок сил, с недостижимой для взгляда кроны дерева Иггдрасиль срывается птица, царапает воздух, садится тебе на плечо — и начинает петь. Если птичий язык распознал как родной — ты, увы, обречён. Обречён молчать во веки веков и владеть ключом. Молчать, даже если тянулся к небу, но пальцы попали в гниль и на спину обрушилась плеть. Птица, клюв наклонив, пропоёт, что Земля — это ком, ком налипшей земли на корнях, что укрыты песком, ствол томится в волнах, что дают свою зелень листве — в ней покоится шар золотой. В этом мироустройстве таится печальный ответ — то, что мы испокон принимали за солнечный свет, есть лишь сон, ибо тьма поутру распускается хищным цветком, обволакивая слепотой. Видят люди во сне, что летят над Землёй высоко, что идти и бежать, и дышать — широко и легко, дети видят во сне, что по дереву лезут вверх и сидят на тяжёлых ветвях. Рыбы спят — видят сны, как выпрыгивают из рек и скользят в облаках, где идёт и бежит человек, человек забирает руками, плывёт на восток, обжигаясь о шар второпях. Мрак дневной убивает живое — и множится гниль. Каждый погибший становится семенем Иггдрасиль. Вырастают деревья. Шатаясь, к плечу плечо, из корней выплетают сеть. Мой язык распознал как родной? Знай, что ты обречён. Обречён молчать во веки веков и владеть ключом. ...Открывается дверь, за которой раскинулся лес Иггдрасиль. Ты начинаешь петь. ______________ Иггдрасиль - мифическое Мировое Дерево, пронизывающее Вселенную.
Могучий текст. (Хотя и хорошо известный). И тоже требующий подробного анализа. Надеюсь на встречу в финале. Цитата в тему конкурса: «...Открывается дверь, за которой раскинулся лес Иггдрасиль. Ты начинаешь петь» ++
32. П - 1509 ЛЕТИТ, КРУЖИТСЯ... Летит. Кружится. Падает. Врастает В сугробы у замёрзшего окна Январский снег, а серенькая стая Таскает из кормушки семена Подсолнечника. Добрая старушка Их сыпала. До солнечного дня Теперь протянут птицы. «Где же кружка?», – Нелепо тянет срифмовать меня, Но за окном: ни кружки, ни старушки. От щедрых подношений ни следа. Ещё слетают бойкие пичужки К дышащей паром форточке, но там Царят иные запахи. Врастает В сугроб не этот снег, но прошлый год. Поминки отшумели, и пустая Квартира словно новой жизни ждёт. А снег идёт. И в этой белой гущи Блуждает беспокойная душа. И кормит птиц, поющих для живущих На всех без исключенья этажах.
Текст не совсем доработанный, но вызывающий искренний душевный отклик. Цитата в тему конкурса: «А снег идёт. И в этой белой гущи блуждает беспокойная душа» 33. П- 1514 СТРЕКОЗА Задёрнуты шторы. Закрыты глаза. Предчувствие нави. Над камнем замшелым кружит стрекоза. Прогнать ли, оставить Её в смутном сне? Он, похоже, и сам Недолго продлится. Послушные вызову, как по часам, Являются лица Из утренней дымки, размытой лучом, Так зримо, бесспорно, Как будто бы дверь отворили ключом В мир жизни повторно Родные до плача, до спазма души. На пике страданья Я прошлым, как током, внезапно прошит. Гляжу в очертанья Сквозь сжатые веки – закрыты глаза Ладонями нави. Зелёной искрой мельтешит стрекоза – Преследует, давит Почти невесомой своей четверной Пульсацией крыльев. Я руки тяну, прикоснуться б одной… Рыдаю в бессилье. Прижаться губами, хотя бы сказать, Что мной не сказалось. Я сердцем тянусь… Вот отец мой, вот мать. Не тронула старость, И смерть не мазнула ещё белизной Любимые лица. Над камнем замшелым кружит стрекозой, Мерещится, снится, Висок сединой запорошила вмиг Не зимняя замять – Приходит, в обличье закутав свой лик, Сыновняя память. И этот текст хорошо вписывается в общий контекст конкурса. Цитата: «Висок сединой запорошила вмиг не зимняя замять»
34. П - 1518 ЧЕРЕСПОЛОСИЦА Кому дано, с того и спросится, Тут даже к бабке не ходи. Вся наша жизнь — чересполосица С неясной целью впереди. Нас из огня бросает в полымя, А мы всё тенью на плетень. Так, дань отдавший сизым голубем, Дотла сожжен Искоростень. Огнём крестить, мечом докрещивать: Не с нами кто — тот против нас. Из золоченых светом трещинок Слезой кровит иконостас. Лишь миг между войной и теменью Всё ждём-пождём благую весть. Люты Малюты по безвременью, Но и на них управа есть. Из века в век, как ни раскрашивай, Кружится смут веретено. И если Бог с тебя так спрашивал, То сколько ж, Русь, тебе дано? Исторические параллели в этом тексте неплохо прослежены и довольно удачно скомпонованы. Цитата в тему конкурса: «Огнём крестить, мечом докрещивать»
35. П - 1524 МИНУТА Прячутся мальчики в старых книгах, в тусклых открытках "Восьмого ма..." В пульках свинцовых, монетках, нитках. Как незаметно пришла зима! Тащится туша пешком по лужам, палка о камни - скирлы-скирлы. Ужин не нужен, и дом не нужен, разве в кровати считать углы, Прятаться куклой под одеялом, гладить обои, скрести узор. Стал отработанным матерьялом, шлаком, отходом, позор, позор! Буки крадутся к забытой зыбке, серые волки падут на грудь. Мальчик, ты слышишь? Играй на скрипке, выйди из тени, останься, будь! Ты, шестилетний, с песком в кармане, видишь, твой мячик упал в Неву. Ежели Таня тебя поманит - прячься от Тани, сиди во рву. Вот тебе корка и сахар сладкий. Вот от отца полтора письма. Вот от бабули чулок с заплаткой. Мама исчезла восьмого ма... Ты уцелеешь. Забудешь голод. Вырастешь сильный и молодой. Чуешь - в тебя прорастает город, серым гранитом, густой водой. Скрипка останется в бывшей детской. Крошится желтая канифоль. Мальчик, уже никуда не деться - только по нотам, на страх и боль. Только минута и я не стану. Ты, шестилетний, живи пока - Струнным квартетом, зерном каштана. Камешком В клапане Рюкзака... Очень уверенный и продуманный текст. Вызвавший у меня пока самый сильный душевный отклик. Цитата: «Только минута и я не стану. Ты, шестилетний, живи пока - струнным квартетом, зерном каштана. Камешком в клапане рюкзака...». +++
36. П- 1531 О ВОДЕ Когда покорно стонут провода в объятиях метели сизокрылой, молчит и крепнет стылая вода, которая про речь и бег забыла. Довольно бы ладонного тепла, набухшей пухом почки краснотала - и вспомнится, как пела и плыла, зачем на эту землю с неба пала. Слоится блинной стопкой за окном густой желток февральского заката. Спит под стрехой капели метроном. А поздний вечер входит виновато, и ты опять растапливаешь печь, чей жар отогревал нас не однажды. А марту – быть, и талой влаге - течь, пока хоть в ком-то сохранилась жажда.
И еще один достойный текст, точный в деталях и интонациях. Цитата: «А марту – быть, и талой влаге - течь, пока хоть в ком-то сохранилась жажда» +
37. П - 1523 МАТЬ Кто она, и как тогда всё было - Старожилам вспомнится с трудом. Вроде б говорили, что купила На краю деревни старый дом. Спряталась за каменным забором. Равнодушна к мнению молвы, К новостям соседским, сплетням, спорам... Вечно в черном. С ног до головы. За спиной о ней ходили слухи - Ведьма то ль, то ль тронулась* слегка. Кто б подумал, что тогда старухе Было лет чуть больше сорока. Вёсны, зимы чередой ходили. Календарь листал за годом год. Про старуху все чуть-чуть забыли. Ну, живет и ладно. Пусть живет. *** В старый дом в морозный, тёмный вечер, Гостьей долгожданной Смерть вошла. Тридцать зим ждала старуха встречи. Тридцать безнадежных лет ждала.
Потеплел старухин взгляд колючий, Разглядев безносую в дверях. "Слава тебе, Господи. Отмучил," - Губы шелестнули второпях.
Удивилась – так легко, аж странно Память пролистнула на бегу Страшный день, когда домой с Афгана, Сын вернулся в цинковом гробу.
И дойдя уже до грани зыбкой, Рассмотрев вдали зовущий свет - Расцвела счастливою улыбкой, Понимая – боли больше нет... *** Проводить безумную старуху Собралось, привычно, полсела. Обсуждали равнодушно, сухо - Кто, откуда, кем она была,
Всё, что память выдала навскидку... И вовнутрь благоговейный страх Спрятали. Счастливую улыбку У старухи видя на губах...
тронулась* - сошла с ума.
Похоже, тема конкурса этого сезона так удачно определена, что сюда с самых разных краев слетаются, как птички на долгожданный прикорм, очень достойные тексты. Цитата в тему конкурса: «Гостьей долгожданной Смерть вошла. Тридцать зим ждала старуха встречи. Тридцать безнадежных лет ждала» + 38. П - 1536 ФЛАМЕНКО – ДУЭТ ДУЭНДЕ «Правит терпкий дуэнте, необузданный и одинокий» «Дуэнте сметает уютную, затверженную геометрию, ломает стиль; это он заставил Гойю коленями и кулаками втирать в холсты чёрный вар» «В арабской музыке дуэнде встречают неистовым “Алла! Алла” (“Бог! Бог!”), Что созвучно “Оле!” наших коррид и, может быть одно и тоже» Федерико Гарсиа Лорка Движенье пальцев, изгиб руки и искре страсти из струн гитары Идти сквозь сердце под каблуки, дробь разгоняя… аллегро в престо! Веди, испанка! Твой силуэт, то топит тени, а то взметает От точки, кинутой на “мольберт” искусным мастером – мим-маэстро… Отточен чёткий частящий ритм, очерчен в небе кистями шали; То оттолкнётся… Вскрик: - Розмари! То отуманит… - …(Вдох): Розмарин… Кисть гитариста: аккорд печали! Хлопки ладоней: отметить такт, и ткать в терпении нитью танца Искрящих, хищных хвалы «Алла!»… Бог вдохновляет! Тебе без “башни” Творю дуэнде! Ритм выбирать… Быстрей! Быстрее костяшки пальцев… Отдёрну руку, прерву слова, заткну за пояс… Края рубашки. От дёрна в небо, как кипарис! Из неба в землю клинком испанца! До одержимости…- Воспарил! До одурманить… - …(Вдох): «Мон-Пари»… Кисть гитариста: узор компаса…* *Компас исп. Comp?s – испанское слово для обозначения понятий метра и такта из теории музыки. Также оно относится к ритмическому циклу или, иначе говоря, ритмической схеме того или иного стиля.
Танец (и текст) исполненны вдохновенно. Пусть они и не размышления о смысле жизни. Они сама жизнь во всем ее полнокровии. Цитата: «Веди, испанка! Твой силуэт, то топит тени, а то взметает…»
39. П - 1537 МОЖЕТ, ВСТРЕТЯТСЯ ГРИБЫ ПОУТРУ… Опрокинулся небесный чертог. Над водой едва видны берега. Плещут волны о подгнивший порог. Чешут лоси о деревья рога. Стылым камням холода нипочём. Не страшны им ни туман, ни мороз. Коль запасся к этим дням первачом, то не вешай в огорчении нос. Здесь до гор, как говорится – рукой! Хоть топи, хоть не топи, всё - в сквозняк. Дождь прошёл. Царит в округе покой. Даже лай не долетит от собак. Летом, в лодке порыбачить бы смог - жаль, нахохлившись застыла, мокра. Надоевший интернет, словно смог, – сброшен осенью в мои вечера. Чай согрел из подвернувшихся трав. Покурил на склоне дня табачок. Прав был в жизни, или в чём-то не прав? Ни к чему перебирать. Всё, молчок! Кот, свернувшись, спит - и морду прикрыл. Мышковать, видать, устал по ночам. Не поев, прилёг у печки, без сил. Только уши по привычке торчат. На заброшенном посту мы одни. Никого сюда "взашей" не пригнать. Уплывают однобокие дни. Им вослед течёт с небес благодать. Ни уехать, ни уйти никуда. Поезда и самолёт не про нас. Ломит зубы ледяная вода. Дарит музыку в приёмнике джаз. Стены елей, поздней ряски панно, для медведя приготовлен жакан. То грустишь, то беспричинно смешно. Чуть мерцает позабытый экран. Так и тянется заброшено год. Незатейливую цедишь игру. Может, смена через месяц, придёт... Может, встретятся грибы поутру...
Умиротворенный и одухотворенный текст. Надеюсь на дальнейший более подробный разговор. Цитата в тему конкурса: «Уплывают однобокие дни. Им вослед течёт с небес благодать» ++
40. П - 1538 СТЕКЛО И может быть, я обернусь, Шестое чувство не обидев. Настигнет вдруг такая грусть, Когда, друзей своих увидев, Застыну и навек пойму, Что рядом с ними не стоять мне. И осознаю, почему На маме траурное платье. Пойму, что освобождена От суеты и круговерти, Что всколыхнуть покой со дна души – по силам только смерти… Похоже, время истекло, И песня навсегда допета… Алмазно-чистое стекло Разделит мир на тот и этот. На нем появятся штрихи Незримые от слёз несчастья. За ним – останутся стихи, К которым я была причастна.
Проходных текстов во втором туре практически не вижу. И этот тоже не из таких. Цитата в тему конкурса: «…всколыхнуть покой со дна души – по силам только смерти…» 41. П - 1541 РОЖДЕННЫЙ ДВАЖДЫ Все время слышу, как вокруг твердят, что плохо все, что жизнь не удалась, и некто, полувыбрит и поддат, клянет погоду, родственников, власть, – все, что припомнит, разве только Бога не упомянет (он же атеист!), и все никак не вырулит к итогу, зануден, пустословен, голосист… Угадываю жадное желание иметь в запасе жизнь, а лучше две, прожить одну, а дальше – знать заранее все прикупы (и джокер в рукаве!). Желанье знать таблицу лотереи, листы вакансий, ценовой разброс, исчислить все и разрешить скорее квартирный или половой вопрос. Но, выслушав, я снова промолчу, и свой секрет, как робкую свечу ладонями от сквозняка закрою. Не по плечу мне, да и не хочу в распивочной разыгрывать героя. Ты знаешь, я живу не в первый раз, я мог бы целый год плести рассказ о людях, знаменитых и не очень, о городах, державах и эпохах, включая все, что льется между строчек, все капли, растворенные в потоках прожитой жизни. Тот бесценный опыт, казалось мне, способен уберечь мои пути, дела и даже речь от всех невзгод, пожаров и потопов… Но отчего же, помня каждый шаг, я повторяю прежние ошибки, шагаю неуверенно и зыбко, смотрю не там, и делаю не так? Я вновь теряю дорогих друзей, и в горькой ссоре расстаюсь с родными, и, словно варвар, заплутавший в Риме, иду в Макдоналдс, миновав музей… Ступаю на знакомую тропинку, и через миг – в неведомом краю… Произношу молитву без запинки, а после – продаю и предаю… И не спасает память от безвременья, ведя по лабиринту в темноту, но снится белокрылое парение твоей любви, поющей на лету, и каждый раз по-новому рождаясь, она меня зовет издалека – цветок сансары, строчка золотая, туман, росинка, ручеек, река…
А вот присутствие этого текста во втором туре будем рассматривать, скорее, как аванс. Цитата в тему конкурса: «Произношу молитву без запинки, а после – продаю и предаю…» 42. П - 1544 РАПСОДИЯ СВЕТА С детских лет меня пугала весна, И апрель дурманил зыбким теплом, И манила синева, как блесна, Скуку зимнюю пуская на слом. Мир казался мне и чист, и жесток, И летел я вместе с ним в никуда, Забывая, что бурлящий поток На круги своя приходит всегда. Эта истина до боли проста, Но кольнула сердце, словно игла, Когда жизни тридцать третья верста Промелькнула и в былое ушла. Я по городу бреду сам не свой, Всё обманчивым мне видится сном, Даже небо над моей головой Обернулось голубым полотном. И смеются в суете городской Злые блики светофорных зрачков, И доносятся из бездны людской Еле слышные напевы смычков. Что выводят там валторны и альт, То ликуя, то тревожа, как стон? Пробивается трава сквозь асфальт, Прорывается душа сквозь бетон. Сквозь завесу долгих будничных дел Хочет заново она воспарить И войти в тот позабытый предел, О котором не дано говорить. Не поймёт меня, наверно, никто В шуме улиц, в переливе огней, Только женщина одна, да и то, Потому что мы единые с ней, Потому что позабыть обо всём Я сумею лишь в кольце её рук, И забудусь там, и буду спасён От стихии, что нахлынула вдруг. ...Но влечёт меня сумбурный мотив, Ненадёжный, как крыло мотылька, А закат уже блеснул, превратив Луч в отточенное жало клинка.
Симпатичный и, несмотря на все сложности реальной жизни, оптимистичный текст. Хочется надеяться, что впереди у автора хорошее творческое будущее. Цитата: «...Но влечёт меня сумбурный мотив, ненадёжный, как крыло мотылька»
43. П - 1546 СМОТРЯЩИЙ ИЗ ТИШИНЫ Он снаружи глядит в окно, а наскучит – кто' вы, чтоб прикидываться бессмертными! – намекнёт. (...поутру приходил знакомиться участковый. и спросил ещё про соседа: буянит? пьёт?) Заряжаясь от солнца утром и тая в небе, он способен метать отравленные лучи. (...ну, бывает, напьётся. ну, поломает мебель. ну, покроет всех матом. главное – не молчит) А ночами – бельмом фонарного глаза светит, смерти ближе, бледней покойника – страшный вид. (...я не знаю, чего рассказывать о соседе. если слышу я – мне спокойно. пускай шумит) Он в агонии пьяной не пробивает стены. (лучше б он – не алкаш сосед – был бы слышен мне) Он, безмолвно давя на нервы, вскрывает вены. (лучше б громко – мне страшно в мертвенной тишине) Он стучится внутри, но глухо, почти не слышно, где-то слева он смог вломиться в мой мир – туда, где меня не найти, откуда я тихо вышла, зная: нет на него милиции. И суда.
Текст о том, чем приходится суррогатно довольствоваться при тотальном одиночестве. Тела и души. Автор внес еще одну заметную краску в палитру конкурса. И спасибо ему за участие. Цитата: «…он смог вломиться в мой мир – туда, где меня не найти, откуда я тихо вышла…» 44. П - 1553 МОЛИТВА Отодвинь темноту, отодвинь синей шторкой ли, лампочкой, свечкой, огонёк чей выпрастывал вечность в виде рыбок глазастых янь-инь. Чёрно – белых, не свет и не тьма… Ну а если он в силах отринуть темноту настоящую, вынуть этот чёрный квадрат из ума? Янь плюс инь – это птицы глубин океанских, иль рыбки в полёте. Отодвинь темноту, отодвинь, чтоб они не погибли на взлёте. Коль они в этой адской войне так срослись плавниками упруго, что – одним ограничились кругом и премудрыми стали – вдвойне. Боже праведный, им помоги, чтоб они понимали друг друга, чтобы их не захлёстывал туго белый вой из гортани пурги. Из стервозной промозглости вынь раму белую с чёрным квадратом. Умоляю, не дай плагиату разорвать круг из двух половин. Отодвинь темноту, отодвинь, прояви Божью суть и терпенье, чтоб явилось и без промедленья чудо света из двух половин! …отодвинь темноту, отодвинь. Мне показалось, что автор попытался вместить в один текст слишком большое количество образов и смыслов. И это несколько затрудняет его восприятие. Цитата в тему конкурса: «Отодвинь темноту, отодвинь, прояви Божью суть и терпенье…»
45. П - 1557 ПАСХАЛЬНОЕ То ли в рамы пасхальной открыткой вставляя пейзаж, То ли тихо кропившим дождем протерев за ночь стекла, Кто-то поднял за ниточку шарик – он желт и палящ, И когда он рванет, будет некому вспомнить Дамокла. Да и все остальное, что гнуло суставы ветвей, Что глотали, давясь, и не важно: гнильца, зеленца ли. … А на небо взлетающей атомным паром плотве Увидать бы ступни Его в генисаретском зерцале. Перед тем, как воскреснешь, заест для начала среда, А потом будешь мучиться в лапах Барона Субботы. Но такими мы созданы. Было б иначе, тогда Повторяли б молитвы бездумно, как спамеры-боты. Эти почки набухшие не собирают камней: Брызнут зеленью, высохнут, вспыхнут распадом спектральным. Воркование голубя сотни трактатов умней, Мудрость вербы всегда говорит языком невербальным. Солнцем истины за горизонтом когда-то и я Согревался в бессоннице мыслей, играющих в салки. Ну, а вдруг то, что мы принимаем за код бытия, Шутником-Программистом заложено вроде «пасхалки»? Нет, я верю, что замысел есть – только мне ли постичь? Не дает холод букв понимания вечности Каю. Беловерхий собор, освящённый рассветом кулич, Зазвонил. И как разум, познавший себя, умолкаю.
Автор попытался переложить сокровенные истины на современный язык. Попытка засчитывается. Ее результат проблематичен. Хотя со многими выводами нельзя не согласиться. Цитата в тему конкурса: «Нет, я верю, что замысел есть – только мне ли постичь?» 46. П - 1558 ЗАЗДРАВНОЕ I. Коль сходить — так с ума, а не вновь по тропе к магазину, Продолжая банкет, неоплаченный годом назад. Слишком долго, видать, мы посмертно тянули резину — То не вспышка Надежды, а только похмельный азарт. И теперь — столь привычная стужа, бездумная трата Утомительных дней, завершающих Вечность Твою: Так Абсурд Бытия превосходит любые расклады. Что расскажет Господь о сегодняшнем курсе валют, О бездонных морях, что готовы наследовать Землю, О непрожитых снах, о бесхозной Своей правоте? Обезумев от смертных забот, человечество внемлет Только тем, кто решил, что не в силах ступать по воде. II. По осколкам души, по ведущим к обрыву тропинкам, По наглядным примерам падений, по стертым следам, По спасительным рощам Забвения — гордости в пику — Мы бродили, покуда неистовый ветер сметал — Миг за мигом — уверенных в том, что душа первородна, Что отнюдь не кусок пирога есть конечная цель. Но, поскольку нельзя круглый год оставаться голодным, Взяли нас на прицел — и Господь изменился в лице. Что теперь вялый бред о навеки потерянном Рае, Коль победа стекла по обвисшим — что плети — рукам? Новый день — по текущим расценкам — не стоит стараний; И не важно, что будет потом — не потоп, так вулкан.2 III. В пластилиновых снах бессистемно меняются лица. Отрицание выше, чем бремя посмертных забот. Даже вольная птица чего-то порою боится. Расскажи мне о тех, кто законно отправлен за борт; О кромешных лесах, о волшебной потерянной лани И оленях, которым даны золотые рога; Как терзает пропащие души нещадное пламя, Как — сражаясь за общую цель — наживают врага; О навязчивых правилах, догмах, налипших на пальцы; О бездомных котах и старухе с кривою клюкой; Расскажи мне о том, как любить — и притом не бояться; Расскажи о петле, чтоб настал долгожданный покой. IV. Допивая вино, путешественник просит добавки — Это лишь поначалу казалось, что Чаша полна. Если миром — цитируя Летова — правят собаки, То химера меж них налицо безнадежно больна. Это кажется только, что больно — гвоздями в ладони: Несомненно, что дальше все будет больнее стократ. Это кажется только — в бассейне Титаник не тонет: Время, что и Пространство — никчемный, по сути, догмат. Надвигается эра дождей, мешанины понятий И бессвязного бреда на тему из жизни кротов. Тело хоть и живет при душе, пострадавшей от вмятин, Но Любовь — это Смерть: ведь неважно, что будет потом.
И в этом тексте автор пробует охватить… практически всё. Потому и получился он немного разбросанным. Из стороны в сторону. Подсобрать бы его да подсократить. А потенциал чувствуется. Цитата в тему конкурса: «Это лишь поначалу казалось, что Чаша полна» 47. П - 1560 ПОКАЯНИЕ Осень бросает золото раннее Исповеданий весны, И я хожу, И ищу покаяние С запахом хвойным сосны. Мокрые листья Шафранные, Красные - Память желаний иных. Мне не нужны покаяния разные И откровенья чужих. Что же искать на тропиночке узкой, След покаяний в кустах? Как-то увидел На кладбище русском - Всё в покаянных крестах. Вон, За пригорочком Кладбище новое, Слева на поле жнивьё. Может когда-то Найду там сосновое… Я покаянье своё. Такие негромкие и проникновенные тексты всегда привлекают к себе внимание. Автору удачи. Цитата в тему конкурса: «На кладбище русском - всё в покаянных крестах»
48. П - 1571 «ГЛАЗА – ЧТОБ ВГЛЯДЫВАТЬСЯ В НЕБО…» 1. Глаза - чтоб вглядываться в небо, чтоб видеть в небе темноту. Случайный блик, нечеткий слепок катать, как вишенку во рту. Так перекатывают волей- неволей смерть под языком. Язык - чтоб прикоснуться к боли. Ты с этим, кажется, знаком. 2. Из глаз не слезы, а смола: так прикасаются к иному - полупрозрачному, святому, из глины, крови и стекла, из языка. Так речь сама в себе живет забытой тайной, но прорывается случайно строкой нелегкого письма. Так мироточит тишина, себя уже не узнавая в той музыке, что, как живая, играет в парке дотемна.
Мини-диптих. И вместе с тем вполне полноценный диптих. Многое обращает на себя сочувственное внимание. Цитата в тему конкурса: «Так мироточит тишина, себя уже не узнавая…» +
49. П- 1511 ВСЕ ЧАЩЕ НЕ МОЛЮСЬ, А ВОРОЖУ Из всех искусств я выберу одно – Скрестив уток тоскливости весенней С основой чувств и самоосмыслений, - Словами ткать ночное полотно. В котором зримо: Почек скорлупа В сплошной тиши расщёлкнется сверчками И разожмутся листья кулачками В густой воде, Где плавает крупа Икринок млечных, квантовых мальков. И телескопы вертят звездоловы В своих руках В предчувствии улова. И шевелятся перья облаков. Заря царапнет матовый винил. Обмажет ранку ранняя зелёнка И, в воду капнув, Вытянется плёнкой И разрастётся в загородный ил На мачтах веток, днищах земляных, В полях озимых, в трюмах парниковых. И пенье рыб Проникнет в сон суровый И расцветёт в наличниках резных… Когда тепло достигнет глубины, То расцветёт над ней кристальный лотос. И белый свет На многослойный Логос В нём распадется – Станут дни длинны. И сплетены опять в узле одном. В быту сермяжном, в облачном эфире, В полуденном или подлунном мире, Который смотан звёздным полотном… Самоопределение, которое процитировано ниже, полностью применимо к этому тексту. Поставленная задача выполнена. И результат впечатляет. А вот соответствие теме конкурса… Я-то закрою на это глаза, а вот Жюри… Цитата: «Словами ткать ночное полотно…» +
Последний раз редактировалось Александр Лелянов 02 июл 2017, 02:26, всего редактировалось 1 раз.
|