Обзор Финала
Вот и подошел к завершению второй сезон конкурса «Пятая стихия» памяти Игоря Царева. Поэтический раздел конкурса и в этом году получился очень достойным. Имя победителя еще неизвестно. Можно только строить предположения, но все во власти Учредителя. Жюри свое слово уже сказало. Обозреватель тоже.
И еще одно обстоятельство стоит отметить. В прошлом году подобный обзор я назвал «Наброски к портретам участников финала». Сейчас на такое обобщающее название не решусь. Все дело в том, что я был сторонником, если не инициатором того, чтобы в этом сезоне участники представляли не подборку, а по одному стихотворению. Конечно, нагрузка на членов Жюри и Оргкомитет при этом значительно уменьшилась и стала едва ли не комфортной. Но вот судить о творческой манере автора и его поэтической индивидуальности по одному тексту с моей стороны было бы чересчур самонадеянно. Так что будем рассматривать исключительно конкретные тексты. Не посягая на большее.
И говорить о стихах претендентов мы будем в том порядке, в котором они завершили второй тур. Сразу после авторского текста приводится моя оценка текста на предыдущем этапе. Затем плюсиками обозначены мои предпочтения. А дальше я пробую их развить и обосновать.
1. П-1139 Елена Копытова (Рига, Латвия) – 90 баллов
Дымы отечеств Всё мимолётно и непоправимо. Лохмотьями – на шпилях – облака. Отечество клокочет едким дымом в прокуренной груди товарняка. В ознобе Город; каждый перекрёсток вздыхает: «Лишь бы не было войны!»…
– а, помнишь? – мы в безумных девяностых взрослели на развалинах Страны…
Наш мир, давно потерянный, не рухнет. Нам – по большому счёту – всё равно, когда и с кем на тех же самых кухнях пить то же полугорькое вино. – За то… чтобы у стен отсохли уши, чтоб слово закипело, как слеза…
а Бог молчит, с прищуром глядя в души – в который раз не знает, что сказать. – Возьмёт – по паре – всех (как при Потопе), чтоб каждый удивлялся, что – живой, пока по угасающей Европе гуляет призрак Третьей Мировой… и мимо проплывают чьи-то лица – глаза в глаза – сплошной «лицеворот».
…но будет перевёрнута страница. …и Стрелочник часы переведёт.
…а время… – ни черта оно не лечит! – «Мгновения… как пули у виска»…
– давай, покурим, все «дымы отечеств» бесстыдно выдыхая в облака…
Актуальное душевное состояние лирического героя передано очень выразительно и поэтически интересно выстроено. +++
Что можно сказать, перечитав это стихотворение. Цельная поэтическая картина. Все ее на первый взгляд разрозненные фрагменты образуют единое поэтическое пространство. А частая смена ракурсов и внутренняя смена ритмов позволяет все время поддерживать высокое эмоциональное напряжение текста.
История (большая История) предстает напряженной и драматичной во всех своих проявлениях и отражается ими в душах лирических героев. «Отечество клокочет едким дымом в прокуренной груди товарняка…» Все эти ощущения – от личных истоков «… а, помнишь? – мы в безумных девяностых взрослели на развалинах Страны…» и до жгучей современности «…пока по угасающей Европе гуляет призрак Третьей Мировой…» – порождают своеобразную отрешенность и отстраненность от происходящего. «Нам – по большому счёту – всё равно, когда и с кем на тех же самых кухнях пить то же полугорькое вино…»
Скажете, совсем уж безысходный фатализм? Что поделаешь, если таково восприятие жизни, которая дает для него вполне определенные основания.
А надежда? Разве на то, что «… будет перевёрнута страница. …и Стрелочник часы переведёт…».
Не слишком оптимистично. Зато честно. Будь еще финал чуть повыразительнее…
2. П-123 Клавдия Смирягина (Санкт-Петербург, Россия) – 88 баллов
В.Д. В медном подсвечнике сальная Свечка у няни плывет... Милое, тихо-печальное, Все это в сердце живет... (с) И. Анненский. «Сестре»
Ночь кудель сонливо тянет, перематывая дали, заполняет сном корзинку, на скамеечку присев. Под пушистыми кистями вижу кружево педали и литые буквы «Зингеръ» на чугунном колесе. По зелёному жаккарду бродят уличные тени, звон последнего трамвая вязнет в плотных облаках. И мурлычет песни барда наш приёмничек настенный, сам себя перебивая позывными Маяка. Стол, ночник, на гриб похожий, две кровати по соседству, между ними дверь в кладовку, пола узкая межа. Сладко-сладко, не тревожась, спит твоё смешное детство, сдвинув узенькие бровки, мишку бережно прижав. Спи, малыш, пока мы вместе. Сон с годами всё короче. Жизнь таких узлов навяжет без раздумий и стыда! Пусть тебе послужит вестью нежность этих междустрочий. Может быть, прочтёшь однажды. Может, вспомнится когда...
Насыщенно и достоверно. Творчески переработанные приметы повседневности сплетаются в причудливый поэтический узор и безотказно соприкасаются с душами читателей. +++
Зачин текста сразу задает ему нужный ритм и темп: «Ночь кудель сонливо тянет, перематывая дали, заполняет сном корзинку, на скамеечку присев…».
И сразу становится понятно, что неторопливое повествование не нуждается в резких переломах сюжета. Наоборот плавное его разворачивание позволяют придать неброским с виду приметам быта полную поэтическую достоверность и выразительность.
Чего стоит только такие убедительные подробности: «Стол, ночник, на гриб похожий, две кровати по соседству, между ними дверь в кладовку, пола узкая межа…». Негромкая завораживающая колыбельная песенка, неразрывно соединяющая жизнь и судьбы героев, маму и дитя.
И финал, ничего, казалось бы, определенно не утверждающий и вместе с тем настолько убедительный… «Спи, малыш, пока мы вместе. Сон с годами всё короче. Жизнь таких узлов навяжет без раздумий и стыда! Пусть тебе послужит вестью нежность этих междустрочий. Может быть, прочтёшь однажды. Может, вспомнится когда...».
Текст, заслуживающий самой высокой оценки.
3. П-134 Галина Булатова (Тольятти, Россия) – 88 баллов
Река
Волга, Вятка, Ока и Кама – вот четыре родных сестры. Между этими берегами пращур мой разжигал костры. Волховал, приготовясь к севу, и поглаживал оберег, Чтоб вовек родовое древо пило воду из этих рек. Чтобы бьющийся слева бакен направлял бы уключин скрип, И горел бы огонь прабабкин и прадедов на спинах рыб.
...Начинала цвести ясколка, разливался в лугах апрель, Лучше няньки качала Волга лодку – мамину колыбель. Знали слово «война» с пелёнок, но хранил беззащитных Бог, И от «воронов» да воронок он судёнышко уберёг, – Только омуты да стремнины, но недаром родня ждала: Скоро доктором станет Нина, будет новая жизнь светла.
...Вечный зов соловьиной Вятки, зачарованный край отцов: Здесь писал угольком в тетрадке душу русскую Васнецов. Здесь грозила судьба расстрелом в сорок первом за колоски... По сестрёнке, навеки в белом, плакал Ванечка у реки… И остались они живые, целых пятеро, мал мала... Славный врач из Ивана выйдет, будет новая жизнь светла.
...Первый скальпель, уколы, грелки и родительский непокой: Это я родилась на Стрелке, между Волгою и Окой. Если есть у свободы запах, это запах родной реки... Напиши-ка, смеялся папа: наши – с Вятки, мол, вы – с Оки. Вслед за мамою ехал Грека через реку, а в реке рак, И молочными были реки, и кисельными берега...
Утка в море, хвост на заборе, Волга зыбает корабли, В Жигулях Жигулёвским морем нарекли её журавли, Натянув тетиву рассвета на Самарской Луки изгиб, – Это стих, ниспадая в Лету, проступает на спинах рыб, Это посвист далёкой Стрелки, что почувствовал печенег По вибрации крупных, мелких – всех впадающих в Каму рек.
«Ты – река! И теперь ты – Кама!» – крикнут белые берега. Может, это такая карма? Может, это одна река? Может, это игра течений? Может быть, по воде круги – Многоточия изречений той одной, родовой реки? …Волга, Вятка, Ока и Кама, – и щепотью ведомый перст На груди четырьмя штрихами, как судьбину, выводит крест.
Стихи, течение которых столь же стремительно, обильно и неостановимо, как и у рек, что в них упоминаются. ++
Безусловно, привлекательный замысел. Через индивидуальные судьбы показать историю всего народа на широком историческом периоде. И сопоставить его с течением значимых и всем знакомых российских рек.
Временные перебросы и уподобления текста не избавляют его от известной линейности изложения, но вместе с тем отмечены и целым рядом удачных находок: «Лучше няньки качала Волга лодку – мамину колыбель…» «...Вечный зов соловьиной Вятки, зачарованный край отцов: Здесь писал угольком в тетрадке душу русскую Васнецов…» «Утка в море, хвост на заборе, Волга зыбает корабли, В Жигулях Жигулёвским морем нарекли её журавли…»
На фоне этих впечатляющих поэтических находок перипетии личных биографий героев выглядят более трафаретными. При всем уважении к их нелегкой и одновременно целеустремленно созидательной жизни.
Что касается стихотворной культуры текста, то она достаточно высока, умело организована строфически и ритмически. И если для меня следующая рифма: «Вслед за мамою ехал Грека через реку, а в реке рак, И молочными были реки, и кисельными берега...», выглядит не вполне аккуратной, то ведь это только раз.
Но главное в этом стихотворении ощущение Родины, России и своей к ним причастности. Мне кажется именно об этом строки: «Если есть у свободы запах, это запах родной реки...» И свои чувства автору удалось выразить сполна.
4. П-1173 Наталья Малинина (Ярославль, Россия) – 85 баллов
Вербное А вот и пристань…Толгский монастырь Полощет купола свои в купели Апрельской Волги. Мы давно хотели, Покуда дачи с пляжами пусты, Подкрасться к деревянному причалу, Не привлекая оголтелых чаек, Не расплескав непрочной красоты. …Как будто с вербы жёлтая пыльца, Твой смех осядет на пейзаж прибрежный. Я снова умолчала слово «нежность» – Попробуй сцеловать его с лица. Пусть это будет временная суть Того, о чём теперь не скажешь всуе. Осыплются пыльцою поцелуи И вербой прорастут когда-нибудь. …Как плещется, как бьёт крылом закат Огромной водоплавающей птицей! Наверно, мне не раз ещё приснится И берег, и волна, и долгий взгляд, Твоё повечеревшее лицо, И это состояние прибоя. …Да, «всё пройдёт», Но не для нас с тобою Пока что эта мудрость мудрецов. …Взлетит над Волгой колокольный звон В неслыханной ещё аранжировке: В нём – верба, вечность, поцелуй неловкий И наших сочетание имён. В нём – суть и муть неверных «вешних вод», В нём то ещё, за что «господь-прости-нам». …И лишь одной поэзии по силам Осуществить синхронный перевод.
Впечатляющая панорама, развернутая во времени и пространстве. Следить за ее деталями, которые отмечены многими поэтическими находками, очень интересно. ++
Замечательная лирическая зарисовка, в которой переплетаются и глубоко личные чувства, и высокие поэтические обобщения.
«А вот и пристань…Толгский монастырь Полощет купола свои в купели Апрельской Волги...» «Мы давно хотели… Подкрасться к деревянному причалу,… Не расплескав непрочной красоты…».
Здесь это «мы» особенно значимо. Через такое единение душ постигаются и их связь, и осмысление мира. И отвлеченного в высь, и одновременно вещного и осязаемого. «Твой смех осядет на пейзаж прибрежный. Я снова умолчала слово «нежность» – Попробуй сцеловать его с лица…» «Осыплются пыльцою поцелуи И вербой прорастут когда-нибудь...» «Наверно, мне не раз ещё приснится И берег, и волна, и долгий взгляд, Твоё повечеревшее лицо…»
Вселенская гармония, составляющая суть жизни, преломляется в каждом ее проявлении.… «Взлетит над Волгой колокольный звон В неслыханной ещё аранжировке: В нём – верба, вечность, поцелуй неловкий И наших сочетание имён…»
Как все это выразить, как донести вовне? Поделиться этой нечаянной и заслуженной радостью? «… лишь одной поэзии по силам Осуществить синхронный перевод…»
Пожалуй, лучше и точнее не скажешь.
5. П-1141 Андрей Данилов (Енисейск, Россия) – 83 баллов
Глухомань… Глухомань...Занесенная снегом Сибирь... Пустота... Состояние, как у стакана. Можно выменять счастье- технический спирт За ружье у надежного дядьки Ивана.
Тишина. Через тракт перескочит лиса- Рыжий штрих неестественно огненных красок. И зовут и звенят в голове голоса... То ли скрипка с альтом, то ли альт с контрабасом.
Безнадежность. Тоска. Середина зимы. Седина. Половина души до зарплаты. Все расписано. Путь от сумы до тюрьмы Или проще - до белой больничной палаты...
Я ушел, я уехал, я просто исчез, Превратился в туман и рассеялся в небыль... ...То ли снег опускается тихо с небес, То ли лес поднимается медленно в небо.
Настроенческие стихи. И настроение их понятно и знакомо. Но, по-моему, на большие поэтические обобщения они пока еще не выходят.
Возвращение к истокам всегда трогает. «И зовут и звенят в голове голоса...»
У каждого они свои, а вывод, как правило, один и тот же: жизнь проходит, заканчивается, прошла. И хорошо, если не совсем стороной, а задела хоть краешком. «Все расписано. Путь от сумы до тюрьмы Или проще - до белой больничной палаты...»
Найдет ли герой достойный выход из подобной предопределенности: «Я ушел, я уехал, я просто исчез, Превратился в туман и рассеялся в небыль...»
Как знать, хочется надеяться.
6. П-118 Акимов Геннадий (Курск, Россия) – 81 баллов
Щучье слово Ночевал в кособокой избушке на краю деревеньки пустой, попивал, согреваясь, из кружки травяной горьковатый настой. Пёс таращил туманные бельма, мышь точила бревно в уголке, и хозяйка, суровая ведьма, мне читала судьбу по руке, обещала, как высшую милость, самоедство, скитания, злость. Чем поила – в крови заклубилось, что пророчила – то и сбылось: гуси-лебеди, стежки-дорожки за собою меня увлекли пересказывать шепот сторожкий, байки неба, воды и земли…
Догорает судьба, как бумага. Для какой же волшебной строки ты шатался по свету, бродяга, всё упрямо сбивал башмаки? Ни семьи, ни надежного крова – только речи строптивой шипы, только поиски щучьего слова, где ни света тебе, ни тропы.
Замечательно выверенный и сбалансированный текст. Я бы сказал, очень надежный в поэтическом смысле. Мои комплименты. ++
В этом стихотворении фольклорная традиция творчески переработана и тонко и точно осмыслена. И вместе с тем текст поэтически очень емок и выразителен.
Лирический герой «Ночевал в кособокой избушке на краю деревеньки пустой, попивал, согреваясь, из кружки травяной горьковатый настой…» А будущее из прошлого виделось и туманным, и определенным. «…хозяйка, суровая ведьма, мне читала судьбу по руке, обещала, как высшую милость, самоедство, скитания, злость…».
И, в общем-то «…что пророчила – то и сбылось…». А герой нашел свой путь в этом будущем, ставшим настоящим, свои «…стежки-дорожки…», стал: «…пересказывать шепот сторожкий, байки неба, воды и земли…».
Вот и пришла пора делать выводы, подводить итоги: «Догорает судьба, как бумага. Для какой же волшебной строки ты шатался по свету, бродяга…?» И ответ, может, для кого-то и не слишком убедительный: «…только речи строптивой шипы, только поиски щучьего слова…».
Но, мне кажется, следует поклониться автору в пояс за этот подвижнический подвиг. От имени поэзии. И во ее славу.
7. П-114 Анастасия Приеднице (Саулкрасты, Латвия) – 80 баллов
Где гнездятся ночи снится даже не эта любовь, а та. в коридоре торчит — что рояль в кустах, говорит — я болен, дружок, и стар, это всё пустое. тишина, сквозняк, листопадный свет, и тебе впервые за столько лет повернуться-уйти-не смотреть вослед — ничего не стоит.
снится некогда умерший рыжий кот, почему-то во снах он всегда живёт, ты кладёшь ему голову на живот — щёки шерсть щекочет. склон какой-то горы, и трава желта, сколько счастья — уткнуться лицом в кота и не думать, кто из вас нынче там, где гнездятся ночи.
снится даже не этот дурацкий стыд и не то, что кто-то тебя простит, снится школьный двор, вода и карбид, сигареты, карты. а ведь ты исправился, осознал, обещал — не сунусь в старый подвал, и опять подвёл, и опять пропал, и понять бы — как так.
снится — станция детства, река, понтон. и, синеющий ветер хватая ртом, понимаешь: это и есть твой дом. не другой, а этот. успеваешь подумать — урвал, украл, но октябрь открывает небесный кран, поезда уходят за виднокрай: от тебя — к рассвету.
И почему так щемит сердце? А оно всегда болит по ночам, по проходу жизни от настоящего к прошлому. И к неизбежному, но такому невнятному будущему. Все удалось выразить. ++
В этом лирическом монологе таком пронзительном и таком щемящем переплетаются ночи и дни, прошлое и настоящее. И любови, навсегда угнездившиеся в памяти. «…снится даже не эта любовь, а та…» «…и тебе впервые за столько лет повернуться-уйти-не смотреть вослед — ничего не стоит…». В стереоскопически отчетливых снах все еще живы. И незабываемы, и любимы. «…снится некогда умерший рыжий кот, почему-то во снах он всегда живёт…», «…уткнуться лицом в кота и не думать, кто из вас нынче там, где гнездятся ночи…».
Столько всего перемешано в этих рваных сновидениях. И ничего не утрачено из того, что было (и будет?). «…снится даже не этот дурацкий стыд…» «…обещал — не сунусь в старый подвал, и опять подвёл, и опять пропал…».
Снится, снится, снится… «…станция детства, река, понтон…», «…понимаешь: это и есть твой дом, не другой, а этот…». Но все это уплывает, расплывается. «…поезда уходят за виднокрай: от тебя — к рассвету…».
Как не хочется просыпаться в эту жизнь! Как тяжело.
8. П-1100 Татьяна Партина (Одесса, Украина) – 77 баллов
Прага. Собор святого Вита Кто это строил? Наверное, гений! Столько столетий строительной битвы... Несколько сотен массивных ступеней К Богу приблизят быстрее молитвы. Пусть поднимаются... Этот, с одышкой, Хмурый толстяк и субтильного вида Юная мама с кудрявой малышкой Бодро штурмуют владение Вита. Где-то остались: кормящийся ловко Лебедь под старым мостом (с лебедями фото отличное!); речка Чертовка, Уличный чёрт, галерея с чертями; Гашек, незримо гуляющий с Кафкой (Оба туристов считают ревниво, каждый своих); сувенирная лавка С куклами-ведьмами; кнедлики с пивом. Это внизу. А сейчас по спирали Пусть поднимаются выше и выше В небо, что облаком с отсветом стали Смотрит на чудные красные крыши. Те, что за чашкою крепкого чая Каждое утро Господь созерцает, Мелкие шалости людям прощая, – Глина смягчает и Бога, бывает... Новая порция фотоулыбок. Жаль, что идти далеко до фонтана, В чашу которого можно для рыбок Выбросить все медяки из кармана. Спуститесь – бросьте хотя бы для мыши Горстку монет сквозь решетку подвала. Вечер идёт. Черепичные крыши Небу тепло возвращают устало. Греется Первый Гончар на планете, И достаёт из-за пояса флягу... Все города - это чьи-нибудь дети. Бог улыбается, глядя на Прагу.
Казалось бы просто туристические впечатления, но сколько в них человеческого тепла, зоркой наблюдательности и пронзительной нежности. +
Вопрос, которым, к сожалению, мы не всегда за обилием впечатлений задумываемся задаться: «Кто это строил? …». И напрашивающийся ответ: «…Наверное, гений!». И безусловный. Потому что «Несколько сотен массивных ступеней К Богу приблизят быстрее молитвы».
С этой высоты так отчетливо различимы и «кормящийся ловко Лебедь под старым мостом», и «Гашек, незримо гуляющий с Кафкой (Оба туристов считают ревниво, каждый своих)…».
Но «Это внизу…», а тем временем просветленные человеческие души «… по спирали Пусть поднимаются выше и выше В небо, что облаком с отсветом стали Смотрит на чудные красные крыши…». Туда, где так хочется верить, что «Каждое утро Господь созерцает, Мелкие шалости людям прощая…».
И в заключительных строчках текста все те же высокое умиление и неугасимая надежда: «Все города - это чьи-нибудь дети. Бог улыбается, глядя на Прагу…»
Согревающие сердце стихи.
9. П-1126 Марина Матвеева (Симферополь, Россия) – 77 баллов
*** С утрева делать нечего. День, будто сдутый шар. В окна вползает к вечеру потного полдня жар, температурит, лапушка, хочет моих пилюль. Не разрешает бабушка. А на дворе июль. Где-то в Сибири лаково-белым цветет сирень. Наша же в май отплакала, словно в подушку. «Встрень дедушку с поликлиники, медленно он идет. И ходунков, былинонька, Бог тебе не найдет в старости», – прошептала мне бабушка, хлеб в руке, мякиш, как льдинку талую, плавя на языке, ложечка, чай взволнованный, дует, жара, жара… Я в белых шортах новеньких прыгаю со двора – и мотыльком по улицам. Медленно он идет… Бог – не слепая курица – что-нибудь да найдет, что-нибудь да отыщется летним тягучим днем… На ветростёклах тыщами – блики. …Давай свернем в тот переулок, дедушка, помнишь, ты там играл в детстве и с некой девушкой угол облюбовал для поцелуя первого… Сам рассказал. Забыл? Как в Воскресенье Вербное веток ей раздобыл, – хоть запрещали праздновать, – в церковке освятив… Бог – Он болезнь заразная. Скольких «врачей» сплотив, мудрых и доморощенных, не излечила власть прежняя. …Так короче нам, бабушка заждалась – маленькая и верная, будто лампадный свет, помнящая те вербочки тысячи тысяч лет. Чаю тебе остудим мы, булочку подадим. Видит Господь: не судим мы – будет же не судим мир, оголенным проводом тычущийся в живьё… Бог – дай Ему лишь повод – нам сердце отдаст Своё.
Несколько спотыкливая, но, безусловно, возвышенная поэтическая речь. Несмотря на довольно приземленный словарь. Но ведь это только удачный прием, не правда ли? +
Текст, пронизанный памятью и любовью. И понимание, и сочувствие, которое он может вызвать, будет вполне искренним. Поэтическая картина, вместившая в себя целую жизнь. С утра и до вечера, от рождения до смерти. «В окна вползает к вечеру потного полдня жар…»
Лирическая героиня выходит встречать не только своего дедушку, а и свое прошлое. И свое будущее. «Давай свернем в тот переулок, дедушка, помнишь, ты там играл в детстве и с некой девушкой угол облюбовал для поцелуя первого…» «…в Воскресенье Вербное веток ей раздобыл…»
Возвращение обязательно состоится. Разве можно не вернуться туда, где «…бабушка заждалась – маленькая и верная, будто лампадный свет, помнящая те вербочки тысячи тысяч лет…»
И главное, что это запомнил автор. Прочувствовал, примерил к себе. Как высшую истину и мудрость «Видит Господь: не судим мы – будет же не судим мир, оголенным проводом тычущийся в живьё… Бог – дай Ему лишь повод – нам сердце отдаст Своё...»
А все потому, что «Бог – Он болезнь заразная…».
Как и это наполненное любовью и верой стихотворение.
10. П-174 Ольга Флярковская (Москва, Россия) – 76 баллов
Лето северных островов Лето северных островов, Час блаженства природы нищей. Этот край к чужакам суров, Для своих здесь – и дом, и пища.
Дедов остров* хранит вода, Что не только на вид студёна. Тащит Сухона лес, суда. Баржа тянется вдоль затона.
Здесь по солнцу идут часы. Здесь текут в Заполярье реки. Над разливом, испив росы, Облака закруглились «в греки».
Здесь затихла моя тоска… Чья-то лодка плывёт к причалу. И верней не найдёшь куска, Лишь его заслужи сначала.
Разгрузи от леща баркас: Рыбу – в вёдра, и вымой днище. Здесь народ на улов глазаст И спокойной воды не ищет.
Здесь, на острове, долгий день Над рыбацкой избой курится, А рукав подлинней надет Не к тому, чтоб складней лениться.
Ветерок поутру кусач – Стылый пасынок океана. Горький привкус от неудач Выдувается покаянно.
Был на Троицу звон густой, А к Успению – звон печальный. Здесь на Божий взяты постой Скит да п`устынька изначально.
Здесь мошкой именуют гнус, Здесь не жалятся, но жалеют, А ненужная роскошь – грусть Лишь под утро кольнёт: болею…
Здесь морошки наешься впрок И забудешь огни столицы. Здесь привычней свистит юрок Голоска городской синицы.
Лето северных островов Отцветёт по-девичьи кратко, Но запомнится, как любовь, Всё отдавшая без остатка…
*Дедов остров — хутор в Тотемском районе Вологодской области. Расположен на острове посередине реки Сухона. На нём находится заштатный мужской монастырь Троицкая Дедова пустынь.
Несмотря на отдельные замечания, картина такого близкого и родного русского Севера в целом задалась. +
Детальная и подробная картина северного русского быта. Вроде бы и обыденного, но наполненного глубоким смыслом и исторической памятью.
Автор воссоздает ее последовательно и кропотливо. «Лето северных островов, Час блаженства природы нищей…» «…вода, Что не только на вид студёна. Тащит Сухона лес, суда. Баржа тянется вдоль затона…» «Здесь по солнцу идут часы. Здесь текут в Заполярье реки…»
Здесь жизнь сурова и требует от тебя нелегкого труда и полной самоотдачи. «…рукав подлинней надет Не к тому, чтоб складней лениться…» «верней не найдёшь куска, Лишь его заслужи сначала. Разгрузи от леща баркас: Рыбу – в вёдра, и вымой днище…»
И вместе с тем в своей настоящести дает душе приют и успокоение. «Здесь затихла моя тоска…» «Горький привкус от неудач Выдувается покаянно…» «Здесь не жалятся, но жалеют…»
И здесь не просто краткая передышка, а такое необходимое каждому очищение. Которое по возвращению в городскую суету будет еще долго вспоминаться. «Лето северных островов Отцветёт по-девичьи кратко, Но запомнится, как любовь, Всё отдавшая без остатка…»
Все сказано в этом тексте. И сколько в нем невыразимого словами!
11. П-1138 Евгений Овсянников (Нижний Новгород, Россия) – 76 баллов
Никогдабрь
Это месяц твой – Никогдабрь, Это город твой – Навсегдад. Это в горних чертогах – дождь, а на твёрдой земле – вода.
Где листвы был обрушен флёр, Амальгама сошла с небес, Серебря зеркала озёр, Паутинкой стянула лес.
То ли сплин в ребро, то ли бес, бес- козырная дама тьмы, С каждым вздохом теряя вес, Испаряются наши сны.
В слюдяном окошке рассвет. Час сиреневый. Всё как встарь. Белый жемчуг далёких лет. Это месяц твой – Никогдабрь.
Интересные словесные находки, последовательно и образно проведенный сюжет. Стоит отметить. +
Судя по всему, автор молод. И в любом случае стихи у него очень молодые, свежие. С повышенным вниманием к звучанию слов, поисками новых форм, словесной игрой. «Это месяц твой – Никогдабрь, Это город твой – Навсегдад…»
И очень хорошо, что только словотворчеством автор не ограничивается, а пытается и в такой своей и своеобразной форме выходить на более интересные образы «…бес- козырная дама тьмы…» и убедительные поэтические обобщения «С каждым вздохом теряя вес, Испаряются наши сны…».
Текст органично закольцован, но, пожалуй, этим в значительной мере и исчерпывается. И лирический герой, похоже, полностью тождественен автору стиха. Некая отстраненность в этом случае явно не помешала бы. Хочется надеяться, что все придет. Со временем. Безусловно, перспективный автор. Или, как говорят в боксе, «проспект».
Резюме
Учредитель огласит свой вердикт. И я с ним не смогу не согласиться.
А над призами личных симпатий буду еще думать.
Читателей же приглашаю к обсуждению этого обзора на Форуме. Было бы крайне интересно услышать ваше мнение.
В. Г.
Последний раз редактировалось Александр Лелянов 04 сен 2015, 23:40, всего редактировалось 1 раз.
|