Игорь Царев - Пятая Стихия

Форум
Текущее время: 11 июл 2025, 03:55

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 20 май 2025, 19:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 ноя 2013, 14:15
Сообщения: 156
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР РАБОТ 2-го ТУРА «ПЯТОЙ СТИХИИ-2025»

В сезоне этого года продолжен принцип связи конкурсных текстов с творчеством Игоря Вадимовича Царёва через эпиграф, взятый из его стихотворений.
В прошлом году конкурсанты в большинстве своём прислали на конкурс стихи, эпиграфы к которым соответствовали направленности их текстов. Надеюсь, что эта тенденция сохранится и в этом сезоне. Тем не менее, я допускаю, что в исключительных случаях мне придётся выражать своё мнение по поводу спорных или неудачных эпиграфов.
Обзор стихотворений на этом этапе не ставит своей целью детальный анализ каждого текста, однако в новом сезоне я намерен подходить к обзору текстов 2-го тура несколько более основательно.
Начиная работу, я хочу пожелать успеха себе и всем участникам нашего Конкурса...
Марк Шехтман,
литературный обозреватель Конкурса.



П-3154

* * *

…Небо низкое лакало
Из Байкала облака…
Игорь Царев, «Амулет»

Вновь рассвет на передние лапы припал,
Доедая туман из озёрной дымящейся миски.
Путь к тебе, обозначенный рёбрами шпал,
Вдруг сегодня покажется мне неожиданно близким.

Замелькают, как нить Ариадны, в окне провода,
Те, что страны и судьбы когда-то навеки связали,
И вселенски-огромным, лавинно-грохочущим –«ДА!»
Будут связаны новые двое на новом вокзале.


Интересное, самобытное стихотворение. Автору удалось найти яркие и неожиданные метафоры, структура и разнообразие которых расширяет эмоциональный спектр повествования до почти космических масштабов.
Несколько смущает разнобой размерности нечётных строк в катренах и смысловая тавтология (плеоназм) – «вдруг… неожиданно» – в завершении первой строфы.


П-3155

ЛЁД

А душа саднит и ноет непонятною виною
И чернеет, словно ноготь, перебитый молотком.
Игорь Царёв

Он был в том возрасте, когда беда всё ближе, счастье – дальше,
за многотрудные года немало горя повидавший.
Старик в квартире жил один. Зимой в одежде затрапезной
во двор с лопатой выходил, освобождал тропу к подъезду.
Никто об этом не просил и благодарностью не тешил,
напротив, он, лишённый сил, служил объектом злых насмешек.
В жилище тихая тоска неумолимо раз за разом
одолевала старика, подобно раковой заразе.
Холодным вечером его на скорой увезли в больницу,
и стал катком вчерашний двор, на нём недолго оступиться.
Прошла неделя, может, две, зацокала с утра лопата,
с которой вышел человек в знакомой куртке мешковатой,
стремясь убрать с асфальта лёд, похожий на плиту пластмассы,
но лёд бронёй надёжной лёг и старику не поддавался.
Лопату крепче обхватив, больной, усталый, позабытый,
никем не понятый Сизиф не останавливал попыток.
Он умер много лет назад. Что был, что не был – всё едино.
Забот хватает за глаза, нет даже времени для сплина.
Индифферентный День сурка... Но иногда – как боль зубная –
того чуднОго старика я почему-то вспоминаю.


Стихи могут быть определены как «эмоциональный портрет», написанный художником, сострадающим своему герою. Мотив сострадания соседствует в тексте с мотивом бескорыстно совершаемого добра – и в этом мне видится важный для автора этический посыл.
Обращает на себя внимание определённая «прозаизация» текста, вероятно, преднамеренная, но, как мне кажется, иногда излишняя.


П-3158

СЕЛФИ

Колесят караваны экскурсий
По тернистым дорогам Христа –
Чтобы позже за чашечкой кофе
Рассуждать о судьбе и Голгофе…
Игорь Царёв. «Мои Палестины»

Может, оно и нелепо,
Только поймётся потом:
Селфи на фоне вертепа
С новорождённым Христом

Вскоре затмит, будь уверен,
Главные новости дня.
«Катя, пошли!» – «Ну Вале-ера!
Ты теперь сфоткай меня!»

В сонные глядя квартиры,
Утро идёт по дворам.
(Да, говорят, будто Ирод
Тоже завёл Инстаграм.)

Тут старине Персевалю
Впору курить в уголке:
Селфи на фоне Грааля...
Селфи с Граалем в руке...

Селфи на фоне Рахили
В скорби по детям её...
Всё, что могли, – получили
(Так, что не видно краёв):

Запах горячего кофе...
Фото чьего-то кота...
Селфи на фоне Голгофы...
Селфи на фоне креста...

Думаю, что автор достиг желаемого результата в стремлении показать всё более характерное для нашего времени опошление нравственных и духовных ценностей не отдельными людьми, а массами.
Короткая строфика подчёркивает выразительность видеоряда, где для сегодняшнего всеядного потребителя гаджетов равноценны фотографии кошки, Голгофы, себя-любимого и младенца Христа...


П-3163

ДЕВЯНОСТО ПЕРВЫЙ

Я – сын страны, которой больше нет…
Игорь Царев

Я помню: год почти был на исходе,
а перемены зримы и близки.
Под мантры о бесправье и свободе,
мы свою землю рвали на куски.

Вставала ночь и сон тяжёлый длился.
Синюшный, измождённый, испитой,
в тягучей тьме печальный дух носился
над проданной, оплёванной страной.

Она сжималась, как шагреневая кожа,
кукожилась, секлась, и вместе с ней,
как оказалось, мы сжимались тоже
до среднестатистических нулей.

До ренегатов с памятью короткой.
До полной пустоты, до чёрных дыр
коммерческих ларьков с палёной водкой
в прорехах улиц, превращённых в тир.

До шантрапы известного фасона.
До формулы “такие времена”.
До шлягеров попсовых и шансона,
звучащего из каждого окна.

До ветеранов, харкающих кровью,
внезапно оказавшихся на дне.
До девочек, торгующих любовью.
До мальчиков, погибших на войне.


Гражданские стихи, с безжалостностью чёрно-белого кинематографа без лжи и без прикрас показывающие как глобальные, так и меньшие по масштабу трагические последствия распада «проданной, оплёванной страны»...
Меня эти стихи привлекают уместной в данном случае плакатной однозначностью отношения автора к известным историческим событиям.
+


П-3165

ПРЕДВЕЧЕРНЕЕ

Тени горьких предчувствий и огненных рун
Пробегают по нервам трепещущих струн.
Игорь Царёв

Затмило солнце миртом и полынью,
и рокотом дохнуло после дня –
то оседают стен моих твердыни,
под осыпью нещадно хороня
трепещущие жизнью паутины.
Прозрения последняя строка
под веки полыхнёт неотвратимо,
и немота коснётся языка.

Предвечный час, когда ночные тени
пространство заполняют не спеша,
колышась, кроны иссиня густеют,
несмело обнажается душа –
в заветный этот час дракон заката
зевнёт ещё из облачных перин,
взлетает небо крошевом пернатым.
Помедлить у порога...
И за ним
оставить затихающего хора
под купол уносящую волну,
последнего крылатого убора
примерить вековую тишину...
И плыть, внимая эху, что рассыплет
наивная баллада витражей
под сводами,
и помнить – кубок выпит.
И не печалиться о том уже.

Чувствуется рука опытного и уверенного в себе автора, доверяющего прежде всего своим ощущениям и лишь потом – логике и закономерности событий. Структура стихотворения создаёт картину заката образами исключительно субъективно-символическими и требует от читателя отказаться от привычных картин и красок.
Но многие ли готовы согласиться с таким требованием?...


П- 3168

СВЕТЛАЯ ОСЕНЬ

Всё забыто, всё забыто, всё прошло, как ни крути
Только лунный след копыта возле млечного пути
И. Царёв «Забываем…»

Осень печальноликая ранним очарованием,
Словно хмельной наливкою, песней отозвалась,
Юности, бурно пройденной, вспыхнули очертания:
Шатких желаний подиум, и красота, и грязь.

Зрелости жар полуденный в мареве грусти буйствовал,
Заново жизнь-посудина чувствовала азарт,
Рощицы заполошные виделись из-за бруствера
Памятниками прошлого с выбоинами дат.

В жизненном перекрестии время не косохлёстное.
Долго ли ждать предвестие сдержанной сединой?
Надо ли торопиться мне – радость свою навёрстывать,
Глядя, как пехотинцами, внуки бегут за мной?!

Душу мою неломкую смерти никак не выклянчить,
Шёл я земным паломником, звёздным – уже пора?
Выжили добродетели в стержне, который выточил.
Может, тысячелетия примут каплю добра.

Сердце всегда надеется: сильные внуки правнуков
Персиковое деревце вырастят на Луне!
Место выбрал заветное – рядом с заливом Радуги.
Осень там будет светлая – вспомнят и обо мне.

Стихи размерностью, лексикой и спецификой синтаксиса ассоциируются у читателя с фольклорными произведениями. Сказовый ритм усиливает это ощущение. Привлекательны мажорные мотивы связи поколений и надежды на благодарность потомков.
Но почему жизни придан эпитет «посудина», каков смысл определения «косохлёстная» и что такое «желаний подиум», – этого я не разгадал.


П-3183

ОЖИВАЙ

Я не такой уж больной и беспомощный,
Вырвусь из цепкого льда –
И объявлюсь на пороге до полночи…
Или уже никогда.
Игорь Царёв

Я воскресла из пепла яблони,
и по новой руками зяблыми
полумёртвым и полувыжившим
в одночасье вяжу бинты.
Под расколотым небом ужаса
белый снег с чёрным страхом вьюжится —
поднимайся, боец израненный,
тебе нужно вперёд идти.

Стылый воздух пронзило выстрелом,
а ты должен, обязан выстоять,
даже если другой не выстоит,
устремив в никуда свой взгляд.
Знаешь, ворон, вздымая крыльями,
в своей чаще и сердце выклюет
и стервятнику, и могильнику,
даже если слабей в сто крат.

И ты сможешь с врагами справиться,
я вколю тебе кубик здравицы,
дозу веры и две везения —
день закончится словно сон
снегопадом, на поле минное
опустившимся мягко сплинами
по отцовской веранде с рейками
и до боли родным крыльцом.

Ничего нет на свете вечного,
город смотрит на снег увечьями,
на ресницах солёных изморось,
на губах приглушенный стон.
Оживай, возрождайся, вспыхивай
покалеченной стрессом психикой,
Я не ангел, не врач, не знахарка,
но ты будешь
опять спасён.

Очень сильные стихи, отменяющие привычные правила гладкописи во имя искренности и эмоциональности. Сложный ритм, поддержанный не менее яркой и сложной рифмой, оттеняет трагическую образность изображения человека на войне. Полагаю, что любой анализ и любой критический подход должен учитывать современную направленность и злободневность текста как его важнейшие компоненты.
+


П-3196

* * *

Ведь земля — это то же небо,
Только в самом его начале
Игорь Царев

Ты знаешь, какая-то мука
терзает меня изнутри,
но я весела почему-то,
как воздух под сердцем ветрил,

но я холодна от чего-то,
идя от строки до строки,
жива, как балтийские воды,
песчаники и маяки,

и стих мой волною намолен,
и путь мой изъеден волной,
любовь моя - чайка над морем
с прострелянной грудью стальной,

чем ближе закат, тем багровей
её поднебесные сны,
любовь моя дремлет во гробе,
на ветках янтарной сосны,

где ветер неиствует ночью,
и звёзды оходит бичом,
где сломан сосны позвоночник
и небо вдоль слома течёт.

Я понимаю, что лирическая героиня этих стихов переживает трудную пору потери любви, и оттого весь мир видится ей иррациональным и искажённым.
Но мне, как и многим читателям, непросто понять яркие, сложные и даже противоречивые образы, передающие состояние её души через исключительно метафорическое и почти сюрреалистическое восприятие окружающей реальности.


П-3197

БУДЕМ ЖИТЬ!

Ты слышишь, как вокруг в ночи
Поспешно точатся мечи?
Так что же ты стоишь? Точи!
Не отставай от века!
Игорь ЦАРЁВ «В ожидании войны»

Обычный дом. Не терем княжий,
но срублен крепко, на века.
Вот лавка, стол,
вот миска с кашей,
а к каше – крынка молока.

У печки снимок в старой раме,
на раме солнца лёгкий блик.
А у стены, под образами,
ребёнок, женщина, старик.

Стол,
лавка,
крынка,
с кашей плошка –
весь немудрёный их уют.
Но не в руках – поодаль ложки.
Сидят. Молчат. Кого-то ждут.

Кто может стукнуть в дверь снаружи,
их немь нарушив наконец?
Кто с ними должен сесть за ужин?
Ответят: «Сын, супруг, отец».

В часы багрового заката,
когда во двор ломился враг,
он встал, промолвив виновато:
«Там без меня, видать, никак».

Ушёл-уплыл на дальний берег,
что затерялся в льдистой мгле,
оставив свой некняжий терем,
оставив ужин на столе.

Назад, известно, путь не близкий,
шагать далёко-далеко…
Но не остыла каша в миске,
не скисло в крынке молоко.

Украдкой бросив взгляд в окошко,
мотнув на снимок бородой,
дед отчеканил: «Возвернётся!
Примета верная – живой.

Смекаю, днесь, как и доныне,
цела связующая нить.
Пока не киснет и не стынет –
мы будем ждать.
Мы будем жить!»


Наверное, многим любителям и знатокам литературы лирика борьбы и героизма периода Великой Отечественной войны представляется выдающейся частью русской поэтической классики.
Как мы видим, её традиции бессмертны и проявляются тогда, когда в них возникает потребность. И именно они с удивительной ясностью проявлены в этом стихотворении.
Искренне надеюсь встретиться с ним ещё раз.
+


П-3204

НАКАНУНЕ НОВОГО МИЛЛЕНИУМА

Во мне мелодия звучит Эпохи Возрождения!
Игорь Царёв. «Ночная мелодия»

В макаронической поэзии,
где всё и вся на равных с тутти,
язык, что бреет чище лезвия,
стерилен по глубинной сути.
В стране, где не в почёте отчества,
где вкус диктует Нино Рота1,
язык родной от боли корчится
в сквозной гортани полиглота.
Она – мишень коронавируса –
карателя Евросоюза
от Копенгагена до Вильнюса,
от Донегóла2 до Воклюза3.
В широтах тех, где сгинул Амундсен4,
где зуб не попадает на зуб,
смешно обзаводиться адресом –
оплотом не латинских азбук.
Отрадно вечно жить у озера
в пику Герасимову5 с Бродским6,
лишь с Прустом7 изредка у Познера8
в программе соревнуясь ростом.
Цвет крови вторит цвету ментика,
простреленного на дуэли,
как и «Сасселла-Стелла-Рéтика»9 –
пурпурным простыням постели.
Здоровым и богатым циником
быть предпочтительнее в Комо10,
чем выносить вердикт полтинником:
орёл – простуда, решка – кома.
Приятно быть радушно принятым
в салонах, где незримо горе,
в стране с великолепным климатом,
где с Альп к обилию предгорий
стекают бурно воды талые,
в срок заполняющие ниши.
Кристальны русские в Италии,
в особенности – нувориши.
Они не каверзные жигало,
а квинтэссенция морали.
На них полиция не шикала,
их репутаций не марали,
так как с мотивами корыстными
они смогли покончить сами,
как только приобщились к истине
в вине, что старше их годами.
Они – фанаты сплошь Квази́модо
и Эудженио Монтале11.
Им любы все забавы зимние,
а также летние педали,
хотя они не похитители –
бог миловал! – велосипедов.
Господь им лбы в своей обители
поцеловал, экстаз изведав.
Блаженны новые Демидовы,
для коих сердца именины –
прославленные чудо-видами
возлюбленные Апеннины,
те пилигримы, рай чей – опера,
с которой пусть не когерентны,
но совместимы с геликоптера
обзоры Стрóмболи и Этны12.
И впредь форматом селфи кратеры
пусть ограничивают строго
не голодранцы-гастарбайтеры,
а культуртрегеры от бога –
те беженцы, которых встретила
жизнь, что не шатка и не валка,
в обмен на злато Рима Третьего
периода его упадка…

1Рота Нино (1911–1979) – итальянский композитор.
2Донегол – самое северное графство в Ирландии.
3Воклюз – департамент во Франции.
4Амундсен Руаль (1872–1928) – норвежский полярный исследователь.
5Герасимов Сергей Аполлинариевич (1906–1985) – советский кинодеятель, автор фильма «У озера».
6Бродский Иосиф Александрович (1940–1996) – великий русский поэт, похороненный на острове Сан-Микеле.
7Пруст Марсель (1871–1922) – автор эпопеи «В поисках утраченного времени».
8Познер Владимир Владимирович (род. – 1934) – советский, российский и американский журналист.
9Сасселла-Стелла-Ретика (итал. – Sassella Stella Retica) – красное вино из Ломбардии.
10Комо – итальянский город на одноимённом озере.
11Квазимодо Сальваторе (1901–1968) и Монтале Эудженио (1896–1981) – итальянские поэты.
12Стромболи и Этна – вулканы в Италии.

Многое смущает меня в этот конкурсном тексте – от объёма до иронического и порой саркастического пафоса, одетого в изысканно-вежливые метафоры.
Тем не менее, предполагаю, что элитарный читатель, хорошо образованный, подкованный в мировой и культурной географии, оценит эту иронию и её направленность против культуры потребления, свойственной бездуховности новой буржуазности.


П-3207

* * *

Синицей теплою в руке,
Ручным ли соколом,
Не важно как, не важно кем,
Я буду около.
Игорь Царёв

Уезжай. На прошлое не сетуй.
Ни к чему унылые слова.
Уезжай. Как отпылало лето,
Так сгорит осенняя листва.

Ты чертовски молода и, чтобы
Шла сквозь дни любимой и любя,
В мир весны пускай везет автобус
Из пришедшей осени тебя.

Что сейчас мои стихотворенья —
Россыпь, в общем, невеселых строк —
Я всего лишь осени мгновенье,
Я всего лишь сентября листок.

Видно, где-то есть, тобой обласкан,
Тот, кому уткнешься ты в плечо,
Может, в Счастье, может быть, в Луганске,
Ну, а может где-нибудь еще.

Я ведь ничего не обещаю,
Вот уедешь, и запрячусь в тишь.
Уезжай, я все тебе прощаю,
Зная, что и ты мне все простишь.

Уезжай туда, где есть ответы
На вопросы жизни непростой,
Где тебя с улыбкой доброй встретит
Кто-то по-апрельски молодой.

Но душа моя среди всех странствий
Вновь тебя обнимет горячо,
Может, в Счастье*, может быть, в Луганске,
Ну, а может где-нибудь еще.
_________________________________
*Счастье — город возле Луганска.

Я не могу упрекнуть автора в выборе эпиграфа из стихов И.Царёва – эпиграф достаточно уместен. Но вся структура, вся образная и стилистическая палитра этого стихотворения буквально призывают к ассоциациям с есенинской любовной лирикой – и никуда ни мне, ни всем читателям от этого не деться!
При этом считаю должным сказать, что стихи отнюдь не подражательны и достаточно ясно привязаны к деталям и географии сегодняшней реальности.


П- 3208

ЭТО Я, ЭЛЬВИРА

Меняются на сцене лица,
Приходят новые века.
Урок истории все длится,
Но перемены нет пока.

Былое солнце в окна светит,
Сердца стучат все злей и злей –
Немых отцов глухие дети
Не слышат слов учителей…
Игорь Царёв


Маме

Сорок первый. Вверх дном наш сегодняшний дом.
Средь узлов и солом не спасает буржуйка.
На разъезде, в степи, слышно тем, кто не спит,
Как вздыхает вдали задушевная шуйка*

И поёт о войне. В этот раз – на беду.
Жаль, что это не сон и не пьеса Шекспира.
Наяву, не в бреду, нас везут в Кулунду
Из Донецка. Извне. На окраину мира.

Застревает в проёмах вагонных глазниц
Лунный свет. Тонут звезды в полуночной сини
Над молчанием птиц, над дымками станиц,
Над губой, где по стёжкам бродила Аксинья,
Над равниной бескрайнею, над Иртышом,
Над железнодорожною веткой Турксиба…
Нас везут на Восток. Почитай, нагишом.
От сумы. От тюрьмы. От расправ-перегибов.

В вещмешках – сухари и Le Roi a Paris*.
На тропе ледяной от перрона к сортиру
Крошек ждут сизари. Разрешают курить
После всех перекличек махру конвоиры.
Ну, встречай, Кулунда.
Это я, Эльвира.
______________________________
*шуйка – шуйская гармонь.
*Le Roi a Paris – настенные часы с боем.

Четырёхстопный анапест чаще используется для передачи событий протяжённых и спокойных. Но описание эвакуации людей в трагическом 41-м году из районов, которые могут быть захвачены немцами, – такие стихи «спокойными» не назовёшь.
Эшелон, идущий на восток, теплушка, где теснятся люди, плохо представляющие финал своего долгого и трудного пути, – эта тяжёлая, тяготеющая к трагизму коннотация текста здесь контрастна мерному ритму повествования и усиливает его эмоциональное воздействие на читателя.


П-3209

* * *

Не верьте зеркалам, друзья!
Они кривые.
Игорь Царёв

О, женщины, побитые годами,
Как пешками могучие ферзи…
Не унижайтесь перед зеркалами!

...Не доверяй. Не бойся. Не проси!
Зачем тебе, - богине волоокой,
Расспрашивать про солнце у слепца!
Стекло - как будто лёд. А лёд – жестокий
К нежнейшему созданию творца.

Лениво разлиновывает лица,
Прохладным вздохом локоны беля…
Зачем тебе, - египетской царице, -
Нужны признанья этого враля?

Зачем ты снова, словно в оправданье,
Смахнув слезу, накладываешь тушь?
Привычка удостаивать вниманьем
Ловцов и продавцов бессмертных душ?!

Не стой пред ним, за всё молясь и каясь.
Оно - давным-давно с ума сошло,
Деля твой век на молодость и старость,
Несчастное бессмертное стекло!

Оно тебе завидует и злится,
Корит судьбу и ропщет на творца,
Что нет у отражающего лИца
Ни совести, ни сердца, ни лица.

Образ зеркала необыкновенно плодотворен в мировой литературе. Он используется в самых разных сюжетах, с самыми разными посылами и целями.
Но в этом стихотворении автор находит неожиданный аспект этого образа – образа «бессовестного», «бессердечного», «бессмертного» и всё же «несчастного» зеркала, которому не под силу отразить (и выразить!) прекрасную суть и внешность женщины, не зависящую от любого её возраста...
+


П-3210

НА КРИК ОДИН

Мой Бог, её зовут Марина,
Прости, бессмертную, прости…
Игорь Царёв

Глаза мои перебирают буквы, вы пишете: «не я..» и «не со мной...»,
а я в трамвае этом еду будто то рядом с домом, то в стране иной.
Вы пишете про молодость и зелень разбитую и «та... и та...и та...».,
а я назад сквозь лабиринты времени шепчу и плачу — Вот моя рука,
держите, может станет вам теплее, а может быть, сухую сжав ладонь,
я удержать на крик один сумею кукушек вой и колокола бой.

И повернётся круг совсем иначе, он стол накроет вам на семерых,
не нужно будет разрешать задачи — кого в живых оставить из двоих,
не будет рук измученных, в мозолях, ни слёз, ни обречённой пустоты,
лишь звездопад над лютиковым полем и необыкновенные цветы
из ваших Слов, сплетённые в столетья, прекрасны настоящностью своей,
и больше ни одной войны на свет, и чтоб никто не хоронил детей.

Не укоряйте, и не говорите, и оправданий отметите хлам,
кто смеет вас судить, какой ценитель? — любой в подмётки не годится вам,
вы — птица гордая, да — надломились крылья, да — не хватило воздуха, когда
вы молча умоляли — Помогите, просить не смею — слишком я горда.
Вы примеряли платье перед кем-то? — вы целый год искали тот фасон,
не вызвать чтобы отвращенье смертных, в бессмертие входящих, будто в сон.

Простите нас за то, что мы, живые,
так скверно исковеркали слова,
за наши притязания пустые,
за выдохи и вдохи холостые,
за подлые попытки воровства,
за фальшь,
за нищету в холодном сердце,
за неумение открыто говорить,
за то, что беспринципно лезем к дверце,
которую во век не отворить
умом, подсчётом, выверенным ритмом,
хоть тыщу лет учи-переучи...

мы не умеем вены резать бритвой
и так писать, чтоб стих кровоточил.

Сложная строфика, непривычная и порой очень приблизительная рифмовка, нарушения размера, резкая смена деталей образного видеоряда, просторечные сокращения слов – всё это читатель, конечно, замечает – и всё это «работает» на восприятие трагического смысла стихотворения, обращённого к великой поэтессе и к её уходу из жизни.


П-3219

ОСЯЗАЕМЫЙ АНГЕЛ

…Птицы к югу подбили клинья,
Откричали им вслед подранки,
А за мной по раскисшей глине
Увязался ничейный ангел…
Игорь Царёв

Под серым зонтом полухмурого неба
Среди утомленностью скомканных мыслей,
Похожих на тщетный дремотный молебен,
Внутри закоулков мелькающих жизней,
Плечами чужими задетый нарочно,
(Мол – что, ты не видишь? Куда разогнался?!)
Раскрыв над собой красный зонтик в горошек,
Шёл курсом привычного правого галса
Без нимба, бескрыл, осязаемый ангел.

И, всех озаряя улыбкой невинной,
Он каждой угрюмой усталой гражданке
И каждому хмурому он гражданину
Вослед говорил: «До чего ж вы прекрасны!
А шарфик какой! И какое пальтишко!
Ой, где вы купили платочек атласный?
Ах, как вам идёт эта модная стрижка!
Походка у вас с королевскою схожа...»

...Улыбки на лицах людей расцветали –
Сперва недоверчиво и осторожно,
Немного смущённо. Но это детали.

И шелест набитого в треск целлофана
На музыку улиц похож становился,
И ветер попутный ей вторил гортанно,
Над городом песней бесхитростной вился.
Немного счастливее, радостней малость
Доселе угрюмые делались люди.
Бескрылому ангелу высь улыбалась,
Платя за улыбку в лучистой валюте.

...Откуда являлся он каждое утро?
Без крыльев своих, но дарящий их щедро
То юным весенним лучам перламутра,
То нервным порывам осеннего ветра...
Рецепт доброты не держал он в секрете.
Земным и совсем заурядным, пожалуй,
Он был человеком на этой планете,
Но едкими фразами сердце не жалил.
Ему не бывало ни грустно, ни скучно,
Ни в пламенный зной, ни в неистовый ливень.
А просто счастливым он был, потому что
Сам делал других хоть немного счастливей...


Очень человечные стихи! – и такими их делает призыв к доброте.
И то, что именно «бескрылый» и даже совсем «заурядный» ангел говорит людям об их сути и красоте, даёт им немного уверенности и счастья, – в этом мне видится главный посыл автора читателю: любой из нас может и должен делать жизнь лучше и светлее.


П-3222

НЕБЕСНЫЕ СПЛЕТЕНИЯ

«Ни тебе цыганской радуги,
Ни весёлого шмеля –
От Елабуги до Ладоги
Поседевшая земля…»
Игорь Царев


Небесный город смотрит в отраженье:
Земное чудо плавится в сраженье,
Зима вплетает снег в фонарный столб.
Неведомые ледяные струны
Перетянули паутиной рунной
Асфальтовый грохочущий каток,
И на ступеньки падают орбиты.
Небесные бескрайности открыты!
Для новых жалоб нужен водосток.
Для новых писем почтальон назначен,
И почта будет так или иначе
Заброшена на голубиный стол.
То там то тут сияют адресаты -
Небесный город кружится в осаде,
Теряя снег, лежавший на потом,
На будущие зимние сраженья.
Земное небо - чудо в отраженье!
Земная жизнь, как неземной восторг!
Земные дни в бескрайности метели,
И день земной земное чудо стелет,
Муку пересыпая в решето.
А ночью будет новая осада.
Для новой сказки ничего не надо,
Пока метель плетёт фонарный столб.


Очень яркая и даже впечатляющая своими красками картина, каждый фрагмент которой написан мастерски!
...Вот только эти фрагменты – по крайней мере, для меня, – никак не хотят сложиться в некий единый сюжет. Некоторые детали намекают на изображение метели, но чьи «орбиты» и на какие «ступени» падают? какая «почта» должна упасть на «голубиный стол» и что это за стол? что означает «снег, лежащий на потом»? – этого ребуса мне разгадать не удалось.


П-3224

БЕГУЩИЕ ГОДЫ

Но время, как полярная вода
Холодная и в середине лета,
Нас судит по закону Архимеда,
Из жизни вытесняя навсегда.
Игорь Царев «Адмирал»

Пусть гнутся мачты, пусть трещат борта,
Пускай клянут меня матросы зло.
Я доведу корабль свой до порта
Любой судьбе, любым чертям назло!
Игорь Царев «Монолог влюбленного капитана»

С надеждой и верой
года-каравеллы
бегут по житейским волнам.
Сквозь кланы и страны
в заплатах и шрамах
они возвращаются к нам.

Когда-то без жали
мы их провожали
в дорогу за синей мечтой.
Теперь впору плакать –
весь корпус залатан,
но, к счастью, и трюм не пустой.

Любовью и дружбой
корабль мой загружен –
впритирку бочонки, тюки.
И опыт, конечно,
порой не безгрешный,
но всё же из Божьей руки.

Вот парус крылатый,
закатом объятый,
уже показался в дали.
Неужто, пора нам,
а, может быть, рано
прощаться у кромки земли?

Ведь есть ещё порох
и замыслов ворох,
и дел недоделанных – воз.
А происки боли,
сердечные сбои –
да надо ль об этом всерьёз?

Нет, право, не стоит
грустить по-пустому.
Мы с жизнью – на камень коса.
Пусть парус мятежный
наполнят надеждой
идущих вослед голоса.


Очень искреннее стихотворение, похожее на диалог лирического героя с самим собой, самому себе задающего вопросы – и не желающего верить грустным ответам...
Эти стихи легко представить себе песней в бардовских традициях 60-х годов прошлого века, когда простая и доступная форма скрывала глубокое философское содержание.
п.с. На месте автора я бы задумался над правомерностью здесь слова «без жали».


П-3225

ЗВУКИ ТИШИНЫ

… Но только для меня твоя улыбка,
И только для тебя моя любовь.
Игорь Царёв, «У каждого свой Бог...»

Как много звуков в сонной тишине —
Печально заскрипела половица,
Часы шагают мерно на стене
И ухнула за перелеском птица.
Неведомость заныла в дымоходе,
Блуждая, мотылёк задел стекло
И, кажется, луна на небосводе
Поёт о чём-то грустно и светло...
Но вку́пе звуков тишины ночной
Мне важен лишь один, до исступленья,
Он самый главный, самый дорогой —
Я слушаю твоё сердцебиенье.

Мне нравится этот пейзаж, ярко детализированный картинами ночной жизни маленьких и больших созданий, олицетворённых вещей и космических тел. И – в полном соответствии с эпиграфом! – он достаточно гармонично сменяется признанием героя в важности для него лишь одного звука – биения сердца любимой женщины.
Но вот слово «вкупе», архаичное и обозначающее «вместе», «совместно», «сообща», «заодно», мне кажется здесь неуместным.
Возможно, подразумевалось «вкупе со звуками тишины ночной»? Не знаю...



П-3227

КОГДА ТЫ УШЕЛ…

А вдруг ты простишь, и все будет как прежде,
А вдруг ты еще меня любишь?... а вдруг?...
Игорь Царёв

На улице дождь барабанит по крышам
Затеяв с домами назойливый флирт.
А в комнате тихо и будто бы слышно,
Как стонет в горшке увядающий мирт.

...Когда ты ушёл, я с крыльца не сбежала,
Перчаток не спутала, дверь заперла,
Вот только лишь воздуха сделалось мало,
И патина съела мои зеркала.

Когда ты ушёл, даже верное кресло
Притихло, как лошадь, что ждёт седока,
И краска с осенних рассветов облезла,
И стройный платан искривился слегка.

Как муха в янтарь, в эту осень влита я,
С листвой опадаю, в тумане живу...
И только стихов белокрылая стая
Пока ещё держит меня на плаву.

Пуститься б в загул! Улететь бы в Минводы!
А можно к подруге уехать на юг…
Но вдруг ты вернёшься, устав от свободы?
А вдруг ты меня ещё любишь?... А вдруг?...

Эти стихи (с их отчётливым откликом на знаменитые строчки Ахматовой) показались мне единым, развёрнутым до масштабов целого текста образом печальной надежды героини на возвращение любимого. Надежды, почти лишённой надежды! – и в этом оксюмороне заложен заряд любви и женственности.
Хочу отметить финал с его нарочито бытовой «обыкновенностью», идущей вразрез с предыдущей стилистикой, – и этот контраст усиливает драматическое звучание стихов.
+


П-3228

РУССКАЯ ПЕЧКА

Вот дом, где каждый гвоздь забит моей рукой,
Вот три ступеньки в сад за приоткрытой дверью,
Вот поле и река, и небо над рекой,
Где обитает Бог, в которого я верю…
Игорь Царёв

У русской печки - жар большого сердца.
У русской печки мягкое тепло.
Трещат в подтопке ласково поленца.
В избе - уютно, на душе - светло.

Побелки запах помню на лежанке,
Шамота дух от кладки кирпича.
Носки на кожух сложены и банки.
Свернулся кот колечком у плеча.

В кастрюле зреет на закваске тесто,
Квашонка дышит, через край ползет.
Как было мне, девчонке, интересно
Поймать опару и отправить в рот.

С утра плывет по кухне зов к подъёму -
Манящий запах свежих пирогов.
Свечушка шепчет образу святому -
Идёт хозяйка в церковь на Покров.

Дедуля у печи дымит цигаркой,
Кряхтит и греет ноги и бока.
Его жилет седой овчины жаркой
Хранит тяжелый запах табака.

Морозным днем укроет мне колени
Шубёнкой дед, пока я сладко сплю.
Избу и печь, и подловку, и сени,
Родных людей - я помню и люблю.

Домишко детства не богат углами,
Наполнен светом веры и добром.
Мне дорог дом и памятен годами,
Простым душевным счастьем и теплом.

“подловка”- простонародное, чердак, открытое пространство под крышей в сенях, где хранятся какие либо вещи.


Сюжет стихотворения соответствует весьма традиционному жанру воспоминаний человека о своём детстве. Уже знакомыми кажутся читателю образы домочадцев деревенской избы, деталей её обстановки и уклада. Тем не менее, текст привлекает ощущением искренности, непридуманности и даже исповедальности всего повествования.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 май 2025, 19:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 ноя 2013, 14:15
Сообщения: 156
П-3229

НЕЖДАННЫЙ НОЯБРЬ

Тусклый быт в окне маячил, камнем под воду тянул,
Случай все переиначил, жизнь вверх дном перевернул
Игорь Царёв

Этот странный ноябрь я, наверное, не забуду,
Поздней осени след станет виться за мной повсюду.
Никому не скажу чем он дорог, и чем печален.
Знать бы все наперед, и остаться бы там, в начале.

“Если бы, да кабы” - не изменит ноябрь. Пустое.
Что мое - то со мной, приросло, село как влитое.
Омертвевшей листвой осыпается
след случайный,
Но такой неземной, опоенный влекущей тайной..

Затеряется след в камуфляже осенней краски,
Растворится дождем в непогодице-свистопляске,
Сто ветров накорню разметают листву по свету,
Но останется след отпечатком огня до лета.

А быть может решит и впитается рыжей палью,
Рубценосным тавро, татуированой скрижалью.
Сувенир ноября станет ныть, переломом костным
В непогоду, к дождю, к бурям солнца и
новым вёснам.

Станет частью меня, прирастет и сродниться с кожей,
Станет мягким теплом, а не сталью
сердечных ножен,
Станет петь вечерком баритоном, сопрано-меццо,
Отголосками снов отпирать потайную дверцу

В незабвенные дни где искрили
огни безумства
В изумлении слов о непознанных прежде чувствах.
На подкорку души записала: грустить - оставить
И нежданный ноябрь запечатать в конверт. На память.

Любитель броских и неожиданных образов, вероятно, залюбуется этими стихами, написанными со всем размахом доступного автору воображения! Он найдёт здесь «незабвенные дни, где искрили огни безумства», ноябрь, «неземной, опоенный влекущей тайной», способный «отголосками снов отпирать потайную дверцу», и многое другое. Но цель этого пространного описания и причина неземной загадочности «неожиданного ноября» для читателя так и останется неизвестной.
Мне кажется, что фантазия сыграла с автором плохую шутку, подменив своей броской дисгармонией все остальные аспекты литературного произведения: тему, идею, конфликт, сюжет и так далее...


П-3237

ЛЕТО

Хорошо, забыв о вьюгах,
Окунуться в летний зной…
«В кущах личного Эдема», Игорь Царёв

Рыжий пляж. Морская пена.
Тени тонкий лоскуток.
Нега ласкового плена.
Обжигающий песок.
Синь небесного хитона
На плечах ленивых гор.
Бриз и сладкая истома.
Малахольный птичий спор.
Чья-то сонная улыбка.
Соль на бронзовой щеке.
Горизонт качает зыбко
Мысли в старом гамаке.
Счастье с августом в обнимку
Дремлет в облаке из грёз.
Ветерок щекочет спинку
Лепестками чайных роз.
В знойный берег прячет волны
Расплескавшийся залив.
День, задумчивости полный,
Нежен и нетороплив.
Распростёртый, как медуза,
Возлежит морской простор.
Тает в мякоти арбуза
Безмятежный разговор.
Пьём покорно и неспешно
Лето, словно крепкий грог,
Так, как будто жизнь – безбрежна.
Так, как будто вечен срок…

Как лектор-филолог в учебных целях сравнивает два текста одного жанра, так случайность предлагает мне после «Нежданного ноября» посмотреть на «Лето», также написанного в жанре пейзажного стихотворения, и оценить естественность его образного строя.
Эти стихи не безупречны: мне кажется слащаво-игривой строка «Ветерок щекочет спинку», я понимаю, почему лето можно «пить» неспешно, но как пить его «покорно»?...
И всё-таки эти стихи – в отличие от предыдущих – оставляют ощущение целостности замысла и гармоничности исполнения.


П-3238

ВНИЗ ПО БАГРОВОЙ РЕКЕ

Посвист косы прокажённой старухи.
Глупые слухи честнее вранья.
Крови алкают свинцовые мухи.
Корчится небо от стай воронья.
Игорь Царёв

Река багровая, суровая.
По небу сполохи пунцовые
Агонией лошадок загнанных
Не одолевших переправ.
Сквозь блеск «Винчестеров» да «Магнумов»
Видна верёвочка пеньковая
И хитроумно-леденцовая
Мораль воинственных держав.

Река багровая, солёная.
Она полна порогов бешенных
Вверху я вижу солнце алое,
Карминных облаков резьбу.
И чтоб наполнить воды шалые
Где группы крови перемешаны,
Вновь «тётка», (как тарань сушёная)
Затеет смертную косьбу.

¬Река багровая, капризная.
По берегам деревья чёрные,
Стоят стволами автоматными
К воде чудовищной впритык.
Трава ремнями сыромятными
И окоёмы прокопчённые,
И тропка грязно-ненавистная
Ведут в высокий борщевик.

Река багровая, нечистая.
Здесь бродит сила бестолковая,
Ассиметрично-губошлёпая
От злости или от тоски.
Орланы здесь белоголовые
Гнездятся, множатся, бесчинствуют
Да по кровавым лужам шлёпают
И пьют из проклятой реки.

Река багровая, уставшая
Полна коричневыми водами.
Уже не далеко до неба ей
И солнышка, но вот конфуз…
Есть где-то Стикс. И там под сводами
Пещерными, во мгле пропавшими,
Харон тройную плату требует,
За то, что в лодке перегруз.


В стихах возникает весьма впечатляющая картина представлений автора о смерти – «тётке», затевающей «смертную косьбу».
Что является причиной этого апокалиптического кошмара, весьма эмоционально и в жутковатых деталях выписанного автором, читателю узнать не дано. Создаётся впечатление, что перед нами отрывок из поэмы, посвящённой, допустим, войне белых поселенцев (отсюда «блеск «Винчестеров» да «Магнумов») с североамериканскими индейцами. Но это лишь догадки...



П-3241

***

А как иначе угодить душе,
Когда зима – не просто время года,
А в дебрях генетического кода
Невыводимый штамп о ПМЖ...
Игорь Царёв

и там, где город вымерила стужа,
и там, где вьюга выбрила дворы,
вчера играли дети, их игры
зима не нарушала до поры,
морщины улиц ветренно утюжа.

спивался дворник с ловкостью факира.
сливалось небо с бледностью реки.
и вдоль аллей лобзали «мотыльки»
бутоны фонарей, и так легки
мне были и печаль, и бренность мира.

сегодня всё не так, но не об этом
молчит строка, застигнута врасплох,
и сбился карандаш, и почерк плох,
и выдохи не множатся на вдох...
и лишь душа светла вчерашним светом.

Небольшое по объёму стихотворение представляет собой городской пейзаж, и этот пейзаж буквально перегружен ностальгией героини по «вчерашнему свету», её ощущением печали и бренности мира. Минорная тональность стихотворения настолько привлекает читателя своим звучанием, что он забывает спросить, а в чём же всё-таки причина всех этих печалей?


П-3242

А ЕСЛИ ВДРУГ ЗА ГОРИЗОНТОМ НИЧЕГО...

Но ты меня не покидай, моя любимая!
Игорь Царёв «Не покидай меня»

А если вдруг за горизонтом ничего
ни вечной жизни, ни перерожденья?
Я заново придумаю его -
весь этот мир на грани пробужденья.

Красивый, яростный, беспечно молодой,
игрой трёх лун заворожённый ночью,
где ветки ив над сонною водой
теченью добавляют многоточья.

Туманной дымкою с реки плывет рассвет,
играет лучик золотистой рыбкой.
Плеснёт волна под берегом в ответ
и растечётся в ожиданьи зыбком.

Манящий запах свежескошенной травы
над уходящим в небо косогором…
С богами здесь не принято на «вы»,
к ним как к родне приходят с разговором.

Не сетовать, не плакать, не просить,
а говорить - с достоинством и верой,
возможности понять и огласить,
и больше не гоняться за химерой.

А ближе к полдню каплями дождя
по полевой, проселочной дороге
я в новом мире напишу тебя,
не думая о том, что скажут боги.

У меня ощущение, что в стремлении придумать «мир на грани пробужденья» автор отпустил душу и перо на волю и действительно создал такую действительность, в какой ему хотелось бы жить! И ведь хороший получился мир – «красивый , яростный, беспечно молодой», где люди говорят «с достоинством и верой», где даже к богами обращаются как к равным и «к ним как к родне приходят с разговором».
Хороший мир с хорошими людьми. Пожить бы в таком...
+


П-3248

ГАДАЛКА

«Ты прости нас, Господи, мы не ведаем,
что творим»...
И. Царёв


На сочельник снег дотемна маячил,
а когда замёл он моё крыльцо,
в ледяную дверь постучался мальчик –
невысокий, щуплый, с рябым лицом.

Говорил тревожно, ступал несмело,
наблюдал с опаской, исподтишка.
Сел у печки. Печка безмолвно пела,
как поёт старуха без языка.

Погадать просил. Растирая пальцы,
отогрелся, скинул с себя тулуп.
Я в него глядела: вот церковь, плацы…
и проклятья с чьих-то слетают губ.

Кто ты, мальчик? Выйди ко мне, не прячась.
Два пути на линии жизни есть.
На одном – ты зряч, но идёшь к незрячим,
и несёшь смиренно благую весть.

На другом, который вот здесь, где палец,
ты - слепец, и сеешь повсюду смерть.
Кто ты, мальчик? Кто ты, худой страдалец?
Отчего так страшно в тебя глядеть?

Выбирай судьбу! Впрочем, ты не властен.
Или властен? Вот же – не разобрать!
За тобой – лукавый с драконьей пастью,
но и Бог, в которого верит мать.

Выбрав свет, погибнешь, как лёд на солнце.
Жив останешься, встав на безбожный путь,
одержимость властью в тебе проснётся,
от которой в сторону не свернуть –

так в ушко иглы не пролезть верблюду.
И тогда хоть сотню лет проживи:
будет плач и скрежет зубов повсюду.
Будет кровь…и слава твоя… в крови.

Он сидел, на плечи тулуп набросив,
словно мёрз, но пот выступал на лбу.
И глумилась ночь: «Выбирай, Иосиф,
если сможешь выбрать свою судьбу».


Высший пилотаж поэзии – это умение автора соединить символ с исторической реальностью или – что ещё сложнее! – с исторически значимой личностью.
«Мальчик – невысокий, щуплый, с рябым лицом», постучавшийся «в ледяную дверь» эпохи и отворивший её, однозначно расшифровывается читателем, знакомым с историей России.
Эти стихи заслуживают серьёзного анализа. Но уже сейчас хочу сказать, что многозначности и проблемности центрального образа этих стихов я не знаю аналогов.


П-3249

КАЧЕЛИ

"Пусто в доме - ни гроша, ни души,
Спит на вешалке забытый шушун..."
И. Царёв

А наша жизнь – под гору колесом,
Рассвет – закат, зима – и тут же лето…
Недолги сборы, еду в старый дом –
Заброшенный очаг любви и света.

Да только дом за годы потемнел,
Кругом унынье, тишина, разруха.
Просела дверь, оставшись не у дел,
Крапивой ощетинилась округа.

Качели, загрустившие в саду:
Качну – скрипят. Глаза прикрою – вижу,
Как ребятня играет в чехарду...
И детский смех всё явственней и ближе.

Затрепетала радостью ольха,
Влюбленный ветер на прогулку вышел.
И я – опять, как в юности, легка –
Взмываю на качелях выше, выше...

Когда в пучине жизни городской
Волна воспоминаний одолеет,
Я навещаю старый дом родной:
Там ждут меня заветные качели.


При всей традиционности сюжета эти стихи отличаются техническим и композиционным мастерством. Автор рисует картину старого дома короткими, предельно ясными по смыслу предложениями, и перед читателем возникает чёрно-белый, будто разбитый на кадры, видеоряд, в котором реальность прошлого видится одновременно и грустно, и светло.
Образ качелей, возвращающих героя в радость детства, конечно, не нов, но вполне убедителен и гармоничен в мире этих стихов.


П-3250

ГАРАЖИ

Покуда трое пьют за гаражами,
Хоть капля смысла в этом мире есть.
Игорь Царёв

О терзающем душу - не смог, не сказал.
Всё - в тираж дождевой... А блуждающий вечер
стал вокруг гаражами и правде в глаза
фонарями глядит - больше, в общем-то, нечем.

И молчит, но молчание не концентрат
философский,
скорее, прообраз распада.
Правды нет.
И семь пядей во лбу - хоть и фарт,
но семь пятниц в неделю - беспомощность фарта.

Гаражи и дороги -
напротив висит
полнолуние противовесом, как нэцкэ.
Май дождями взбесил сам себя и - без сил.
С фонарями курю, больше в общем-то, не с кем.

Если сообразить заварить на троих
корни русской тоски - их полно во вселенной,
(трое: я, май и вечер)
то можно на миг
ощутить
обездоленность светлую
в венах.

Распадается мир. И давно в лопухах
горы брошенных за гаражами отходов.
Я дурак, я терзаюсь, а спившийся страх
на кривой, той, что вывезет, держится - хордой.

Хорошо б не хотеть возвращаться назад
за тоской, только рвутся, не связи, а связки.
Правды нет.
Фонари доверяют глазам
свой ненайденный смысл - что велик и напрасен.


Я думаю, что эпиграф «из Царёва» с его признанием «хоть капли смысла в мире» является скорее «антиэпиграфом» для стихов, в финале которых утверждается, что смысл существования, во-первых, «не найден», во-вторых, «велик» и, в-третьих, напрасен.
Думаю, что любой читатель обратит внимание на оксюморонность формулы «велик и напрасен» и задумается о значении в этом контексте слова «велик» – оно от величины или от величия? – и, вероятно, придёт к выводу, что автор и сам запутался в вопросе о смысле мира и жизни.
п.с. С учётом всего содержания и образной структуры стихотворения, полагаю, что подходящим эпиграфом для него были бы строчки из есенинского цикла «Москва кабацкая».


П-3240

БЛАГОВЕСТ

Я верю наивно, что звон колокольный
Развеет дурман и беду отпугнет.
Игорь Царёв «Я верю»

В зимний вечер в церковку зашли,
с той поры болеем.
Стражи тьмы – князья и короли
вспугнуты елеем.

Страшным кашлем рвутся из груди,
жаром и ознобом.
Господи, спаси и проведи
к жизни не за гробом!

Наказанье это, просто хворь,
щучье ли веленье,
верую: с приходом вешних зорь
ждёт выздоровленье.

Слышу, как целебный благовест
катит по аллеям…
Ты не ставь на мне покуда крест.
Разве что елеем.


Наивность и простота этих стихов так заметны, что это даже подкупает!
Незамысловатая молитва, пусть она и не блещет поэтической гармонией, всё же остаётся молитвой.
Думаю, что и у таких стихов есть свой читатель.


П-3251

Я ВЕРНУСЬ

Я вернусь, я ещё непременно вернусь,
Пусть, хотя бы, и выпавшим снегом.
«В гостях у Северянина», Игорь Царёв

Солнечный луч рисует светлую полосу,
Двигаясь по подушке медленно и лениво.
Отзвуки слов с рассветом птицы мне принесут:

«...Буду я летним ливнем, взбалмошным и игривым.

Буду лесной малиной и ароматом трав,
Летней рекой. Листвою буду легко качаться.
Верю, меня узнаешь, просто в ладонь собрав
Камешков разноцветных горсти в волнах причала.

В скалах ручьём прохладным буду бежать звеня.
Жизнь — это пульс. Я здесь. Был человеком. Плотью.
Форма сменилась, знаю. Но это тоже я:
Бег облаков и плеск рыбок на мелководье.

Миг промелькнёт. Опять новых одежд заря, -
Стану я человеком, алой горячей кровью.
Ну, а пока... Я здесь. Ты вспоминай меня.
Ласково вспоминай.
И, я вернусь...»

Это стихотворение – при всей самостоятельности его ритмики и образного строя, передающим скорбь и память женщины по любимому, которого больше нет, – мгновенно напомнило мне гениальные стихи «Ушёл...» Сильвы Капутикян. Напомнило, но ни миг не вызвало мысли о перепеве или подражательстве. Эти два стихотворения близки духовно и событийно – и я поздравляю автора с этой близостью.
Спасибо!
+


П – 3253

ДВА МИЛЛИОНА ЛЕТ (без эпиграфа)

Ночь без края, зверобой и мята,
Светлячками угольки в золе,
Речка глубока и безымянна
И тебе два миллиона лет.
Вечность в ожидании финала,
Чёрный космос бесконечно мал,
Тонет в чае вместе с рафинадом
Глупый героический комар.
Засыпаешь словно в мягком кресле
И при свете матушки- Луны
Пескари поют друг другу песни,
Люди врут, что рыбы молчуны.
Лодка, пристань и фанерный домик,
Гаснут лампы тёплых летних звёзд,
Золото ладоням дарит донник,
Шелестит метёлкой лисохвост.
Дым тумана бледного, густого,
Разнотравье в утренней росе,
Хорошо за пазухой Христовой,
Вылезать не хочется совсем.

Стих-мгновение, стих-состояние, стих-нирвана – и при том, что подобный замысел требует для своего исполнения очень тонкого «настроя» лексики, точной последовательности образов и взвешенного отбора деталей, автор со всем этим замечательно справляется.
Однако не выполнено важнейшее требование условий Конкурса: тексту не предпослан эпиграф из стихотворений И. Царёва, и это, скорее всего, помешает его выдвижению в десятку лауреатов.


П-3256

СТАЯ

На дороге хромой пес –
Он не помнит своих лет...
И его горловой вой,
Как последних надежд крах...
«Снег», Игорь Царёв

Откололся от стаи в голодном лесу
и свободу вдыхаю. Но в этом ли суть,
если серые тени читают следы,
и колючие дебри сомкнули ряды,
если горе и злобу доносят ветра,
и колотится птахой под рёбрами страх
оттого, что в провале безлунной ночи
кто-то жалобно воет, как будто кричит?

Все сбиваются в стаи. Холодный расчёт.
Не от всякого вихря и шкура спасёт.
Ни довериться снам, ни душой разомлеть,
если лечь в одиночку на стылой земле.
А, случись, подзабудешь, что жизнь - это боль,
и свирепые твари придут за тобой,
будет твёрже укус и вернее рывок,
если кто-то такой же прикроет твой бок.

Есть опальная стая, я помню о ней.
Там коварные нравы и думы черней.
Но, сполна доверяя удаче слепой,
отправляюсь на поиск звериной тропой.
И потянется цепь расставаний и встреч
как расплата тому, кто не создан беречь
согревавших его от начала начал,
и поэтому воет теперь по ночам.


Очень цельное, технически хорошо исполненное, а главное – эмоционально сильное стихотворение.
Как известно, лирический герой всегда отличается от автора, и, значит, живёт своей особенной жизнью. И вникнуть в чужую душу, в чужую жизнь, в чужие обстоятельства – задача очень непростая.
А если автор создаёт в качестве своего лирического alter ego уже и вовсе не человека, а читатель в этом герое узнаёт свои проблемы, верит деталям и событиям, то это хорошие стихи.


П-3257

В ПЕТРОПАВЛОВСКЕ-КАМЧАТСКОМ ПОЛНОЧЬ

Разлука острым взмахнёт клинком,
Разрубит тонкую связь времён…
«Время разлук», Игорь Царёв

Край земли. Темно и сыро,
Время горьких интонаций.
В суете большого мира
На часах твоих – пятнадцать.
Сердце спит, а больше нечем
До небес мне достучаться,
Ворох писем не отвечен
В Петропавловске-Камчатском.

Тучи – гордые чавычи –
В океан гурьбой ныряют.
Бесприютно, непривычно
У воды ходить по краю.
Завтра кончится ненастье –
Так в прогнозах накропалось,
И откроем души настежь
Утром: я и Петропавловск.

Словно блюдечки в коробке,
Переложенные ватой,
В облаках слоистых сопки,
Горы в дымке клочковатой.
День-шаман в плаще рыбацком
Мглу развеял: солнце – в помощь!
В Петропавловске-Камчатском
Не всегда бывает полночь.


Внешне очень простые стихи, но с каждым новым обращением к ним они будто углубляются, усложняются и открываются новыми деталями и смыслами.
Обращение к близкому человеку в далёком городе – задача не простая, особенно если души и города разделены часовыми поясами и временами суток: «Сердце спит, а больше нечем \\ До небес мне достучаться...»
Сдержанность и лаконичность стиля, рефрен с названием города, просторечия в сопряжении со сложными метафорами – всё это признаки и доказательства хорошей поэзии.


П-3260

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ХОЛМ. ЗИМА

Я вернусь, я еще непременно вернусь,
Пусть, хотя бы, и выпавшим снегом.
«В гостях у Северянина»,Игорь Царёв

Уже черны на Городском холме
Штрихи деревьев – все идет к зиме.
А сквозь штрихи белеет Третья школа
Пятном муки чистейшего помола.
Тотлебен - с поседевшей головой:
Нежданный снег упал на бронзу с неба.
А там, на горизонте, где синело,
Уже простилось море с синевой.
Твоя зима пройдет без белизны,
Ну, разве ненароком снег сорвется,
Как в эту ночь, а так сухим колодцем
Ты простоишь под ветром до весны.
По опустевшим улицам холма
Погонит он в тоске стручки и листья.
Лишь иногда окрасит их зима,
Случайно прикоснувшись белой кистью.
Когда внизу поднимет шторм волну
И захлестнет безлюдье сонных пляжей,
И, криком разрезая тишину,
Взовьется чаек бдительная стража,
Пустынный холм все так же будет спать
Под музыку немого разговора -
Сквозь вечность, тишину ее и гладь -
Великих адмиралов и Собора.
Кто не родился здесь, тот не поймет.
А тот, кто выпал из гнезда незрелым,
Вернется мыслью. Скоро Новый год
Опять.
Тотлебен припорошен белым.

Бронзовый памятник Тотлебену, герою Крымской войны, Городской холм, Собор, где покоятся «великие адмиралы» – этот город, по которому в предновогодье идёт лирический герой, узнаваем и одновременно превращён автором в мастерски исполненную музыкальную и живописную симфонию.
Ландшафт вобрал в себя здания, памятники, штормовой берег. Он щедро расцвечен автором: здесь чёрные «штрихи деревьев», «море с синевой», «белая кисть» зимы. А ещё он и озвучен криком чаек, музыкой «немого разговора», тишиной вечности.
Это Город. И это его поэтическая ипостась.
Спасибо автору.
+ +


П-3261

СОБИРАЮ

Жизнь – и монета,
и дырка в кармане плаща…
Игорь Царёв

Собираю из кусков,
Дней, мелькающих так скоро,
Пустяковых разговоров
И невысказанных слов,
Из намерений благих,
Из надежд, ушедших с ними,
Из потерь невосполнимых
И находок дорогих.

Составляю наугад,
По сомнениям и вере,
По простой и ясной мере,
Данной много лет назад,
По словам и по делам,
По мальчишеским приметам,
По библейскому завету
С материнским пополам.

Намечаю, словно дом,
По венцам, по звонким брёвнам,
И по линиям неровным,
Словно тропку на ладонь.

Подгоняю и крою,
Как рубашку, из мгновений,
Как полёты из падений,
Собираю жизнь свою...


По сути своей это стихотворение не что иное, как образное изложение важнейших для лирического героя нравственных и поведенческих принципов.
Текст не предлагает читателю броских метафор и сравнений, но, вероятно, именно поэтому так бросается в глаза дерзкий финальный оксюморон: «Как полёты из падений, // Собираю жизнь свою...»
И как мне кажется, именно в этом стихотворении разница между лирическим героем и автором минимальна, а возможно, и вовсе отсутствует. Уж не исповедь ли перед нами?...
+


П-3262

В ЖЁЛТОМ СВЕТЕ ЛЮБВИ

Все берёзы, окрест расчесав на пробор,
Ветер трётся дворнягой о санки.
Проплывает над полем Успенский собор,
Пять веков не теряя осанки.
(И. Царёв, «В гостях у Северянина»)

Полудохлую клячу запрягши в телегу,
Самородным «Живём!» потревожив большак,
Мы потащимся миром по хлябям и снегу,
В череде деревень, городов, колымаг.

Нас ни много, ни мало на ветхой соломе –
Половина своих да и пришлых чуток,
Все глядят на восток и на запад, окроме
Тех, кто дома оставил горшки и шесток.

Но дорога лиха – будто мяты страницы,
Буквы – камни. Глазеет народ, разношёрст,
На изменчивый профиль лихого возницы,
На просёлки в зигзагах на тысячи вёрст.

Утром каждого дня проступают потери –
Кто-то сгинул, кто умер, дорогу познав,
Вижу – тянет не кляча, а каменный мерин
Осмотрел горизонт и понёсся стремглав.

С поворота в ушах заскребло, засвистело,
Обрывая печаль поднялись в небеса
По дороге бездонной, начертанной мелом,
И рефреном в душе голоса, голоса:

«Навсегда ли?» «Навечно» «Ты веришь?» «Я верю».
Я упал и очнулся у прошлого дня.
В красном свете заря уподобилась зверю,
В жёлтом свете любви отпевали меня.

Очень смело задуманные и хорошо исполненные стихи, сочетающие вполне представимые детали деревенского быта с фантастическими и даже мистическими мотивами в развитии сюжета. По сути, перед нами развёрнутая в шести строфах метафора жизненного пути, на который – если я правильно понимаю финал, – герой смотрит уже как на прошлое...
+ +


П-3266

ПИСЬМО БРАТА

Жизнь – дорога, а память – дорожный мешок.
«Воронье», Игорь Царёв

Зашелестело письмо-находка.
Вода событий пьянит как водка.
Киношны лица, размыты даты
И анекдоты все бородаты,
А пересказчики их далече.
Кто за полями — тому полегче.
Неровный почерк мальчонки-брата.
Сперва про жизнь и дела Пирата.
Снимаю пену былого дня я:
Пёс очень нервный и всё линяет.
Ещё в довесок остались строки
Про маму с папой и про уроки.
Мужская скупость слова сочила.
В ответном больше понастрочила,
Слова-тянучки переминая.
Простая штучка — любовь земная.
Горит и греет. Почти как уголь…
Не догорает лишь пятый угол.
Там кучеряшки с блестящих лысин,
Там спят двойняшки забытых истин.
Там собирает перо бескрылость,
Но на подушку не накопилось.
Где ты, мальчишка поры бедовой,
Женатый дважды, однажды вдовый?
Мир стал сложнее. Он независим
От ожиданья бумажных писем.
Нетлен листочек и несминаем.
А небо в синьке, и псы линяют…


Мир детства и юности, ушедший и внезапно оживший в давнем, случайно найденном письме «мальчонки-брата», – таков событийный сюжет этого компактно написанного стихотворения, уложившийся в первую строфу текста. Но главное для себя читатель найдёт во второй строфе, где герой, рефлексируя над своей находкой, размышляет о жизненных путях-дорогах, о потерях и разочарованиях, о мире, где уже не пишут бумажных писем...
Хорошие и умные стихи.


П-3267

В ОКРЕСТНОСТЯХ ПЛЯЖА

В небе чайки причитают –
Душ погибших маята…
Море слёзы не считает.
Морю солоно и так.
Игорь Царёв, «Море камни не считает»

Шахматы поднадоели, с кем бы сразиться в карты?
с собственной тенью? с тенью! чей внешний вид квадратный
сопоставим едва ли с внешностью антиквара.
Сдал, на руках расклад – всякая шваль и пара.

Двадцать веков назад здесь так же цвели маслины,
мерили смертью страсть узники Мессалины.
Двадцать веков! и что, что изменилось? – битвы
старых титанов с тьмой и взгляды, острее бритвы;

те же тираны в бронзе, в мраморе, пантеоны,
из-под земли в венках местные аполлоны,
и без шедевров мир как дефицит сюжетов –
клятвы имперских шлюх да воровство бюджетов.

Спрятав в саду античном статую и скульптуру,
скулы, рельеф глазниц, в общем, мускулатуру
времени, в коей жизнь скрыта под спудом пыли;
пыль сторожит следы, дабы не наследили.

Форум, амфитеатр, шастающие плебеи,
атриум, стены, гарь. Судороги Помпеи.
Апофеоз огня как апогей желанья!..
Пепел и пустота. Формула выживанья.

Рухлядь, руины, хлам. Вьют дождевую пряжу
ветер и облака. Тень доверяет пляжу
от человека прах... полностью, без утайки.
Переживет века – вечность. Прибой и чайки.

Умные и сложные стихи, в коннотации которых доминируют горечь и ирония.
Сопоставление далёкого прошлого с настоящим подвигает героя к риторическому вопросу: «Двадцать веков! и что, что изменилось?» – и ближе к финалу ответ всё же возникнет, но будет этот ответ разочаровывающим: «Те же тираны в бронзе, в мраморе, пантеоны... < > ...клятвы имперских шлюх да воровство бюджетов».
В стихах угадывается солидный литературный опыт автора и ярко индивидуальный стиль.



П-3269

КАК ВСЕГДА

И сразу день на треть был усечен,
Сравнялись скорость тьмы и скорость света.
И ночь, как нож под левое плечо,
Вошла в мой сад, срезая листья с веток.
Игорь Царёв, «Пока Бог спит»

И тогда он садится на крыши жилых домов,
не спеша выпускает из бархатных рукавов...

Для начала он правой рукою взмахнёт едва –
появляется сонная плоская голова,
озирается в сумраке первые пять секунд,
в птичьем взгляде сквозят Караваджо, Уорхол, Мунк,
взор твердеет, желтеет, перо пристаёт к перу,
нарастает далёкий, неясный, тревожный гул.

Через миг воцаряется полная тишина,
фонари повсеместно качают свои права,
безмятежными снами навьюченная сова

улетает к забытым, больным, неспящим.

Вслед срываются свита, прислуга, ученики –
разлетаются в разные стороны мотыльки.

И повсюду,
повсюду,
повсюду,
куда ни глянь,

тонут в небе молитвы, проклятья, просьбы.

Словом, всё как обычно, – подводит итоги он.

И степенно поводит вторым своим рукавом.
Всякий жаждущий днесь да получит отныне всё –
сколько вымолит, выдержит, – столько и унесёт.

И тогда выдвигаются танки, пехота, флот,
дроны-осы сбиваются в рой и летят вперёд,
инкассаторы, судьи, волшебники, палачи,
сонмы котиков, девушек, женщин, парней, мужчин,
дети, звания, премии, пенсии, города…

Словом, всё, – произносит он медленно, – как всегда.

Как всегда, в это время его называют – Ночь.
Как всегда, он старается выслушать и помочь.
Просто это такая работа – давать и брать.
Он спокоен и выдержан, ибо придёт пора –
и тогда он опять обернётся обычным Днём.

И воздаст каждой твари живой по делам её.


Я бы с удовольствием воспринял эти стихи просто как забавный и ни к чему не обязывающий полёт авторской фантазии, если бы после нескольких прочтений не различил в нем отголосков знаменательных для нашего времени произведений и их героев – например, Гарри Поттера, Воланда, альтиста Данилова...
Текст настолько многослоен, что каждый читатель наверняка отыщет в нём то содержание, которое будет соответствовать его интеллектуальному багажу.
+

П – 3270

ЛОШАДИ

Все забыто, все забыто, все прошло, как ни крути,
Только лунный след копыта возле Млечного пути»
Игорь Царев «Забываем…»

Карие – в карий! Понятливый конь.
Взгляд этот не обманет.
Нетерпеливо шлифует ладонь
замшевыми губами.
Рыже-гнедой, с полосою на лбу
цветом белей сметаны –
дай тебе холку сперва поскребу,
сахар потом достану.
Не попрошайка: ведь он – Махаон!
Что ему стоит срезать
угол от изгороди и до
яслей, где кореш Цезарь
в профиль нагнулся, как ивовый прут,
образовав красивый
скат, где вершиной караковый круп, –
до серебристой гривы.
Лето. Расслабленность. Пастораль.
Куры, индюшки, гуси.
Захолодит сквозняком печаль
и невзначай отпустит.
В небе лошадок лихих забег.
Скачки за фаворитом.
Снова поманит коня успех
бешенством позабытым.
Только пришпорит, но сразу тпррру –
дворик и птичий гомон…
Выведут всадницы поутру
Цезаря с Махаоном.
Паре хвостов невпопад мелькать,
стукать копытам в гравий,
по мановению седока
шаг на галоп исправив…


И в развитии сюжета, и в образной системе, и в стилистике этого стихотворения чувствуется настоящая влюблённость автора в лошадей, верных спутников человеческой цивилизации. И общий план, и частные детали указывают на его знания в этой области. Автор даже готов примерить на себя эмоции существа, относящегося к другому биологическому виду: «Снова поманит коня успех // бешенством позабытым». Стоит отметить и весьма высокий уровень технического исполнения текста.
Но предварять эти стихи эпиграфом из стихотворения Игоря Царева «Забываем» лишь потому, что в нём есть слова «лунный след копыта» – это выглядит искусственно и не вполне этично.


П-3271

ЗАСАДА

...То ли это
Говорит душа поэта,
Или это бабье лето
Повело плечом?
Птичьи стаи,
Улетая, в небе тают...
Игорь Царёв, «Оглянитесь…»

...Даже не дослушал военком бездушный –
Рявкнул на мальчишек: «Прекращайте гам!»
Как ему втемяшить, что на фронт им нужно:
За отцов погибших отомстить врагам?!
Вышли на крылечко. Цыкнул Стас слюною:
«Скоро немцы сами будут здесь. Плевать!»,
Бросил взгляд на друга: «Дёмка, ты со мною?» –
«Да!» – «Тогда мы будем с ними воевать!
Батя мой в сарае спрятал две винтовки
И патронов пачку. Думаю, у нас
Есть ещё неделя-две для подготовки.
Завтра и приступим», – подытожил Стас.
...Дни промчались быстро. На лесном просёлке
Сделали засаду, только рассвело.
Немцы накануне заняли Весёлки –
К их родной деревне ближнее село.
«Дёмка, ты запомнил? Выбираем цели
И стреляем вместе, как скажу я «три!»,
Перезаряжаем...» – «Стас, ну в самом деле,
В пятый раз! На небо лучше посмотри,
И на рощу, – видишь, осень золотая?!
А ещё... ты слышишь? Ну, послушай, друг:
Журавли курлычут, собираясь в стаи».
Стас сказал: «Сегодня полетят на юг».
...Немцы появились в час иль полвторого –
Мотоциклы с люлькой, пулемёт внутри;
Двигались беспечно, резкий треск моторов
Оглушил мальчишек. «Дёмка! Раз! Два! Три!»
Грохнули винтовки! Вопли на дороге!
Два мотоциклета съехали в бурьян.
«Это вам за батьку!..» – Дёмка встал на ноги
И грозил фашистам. Ляг скорей, Демьян!..
Поздно! Пулемёты застучали громко.
Мальчик повалился в заросли травы.
Стас, винтовку бросив, хрипло крикнул: «Дёмка!» –
И стремглав метнулся к другу, но увы...
Пулями прошитый, ошалев от боли,
Он упал на землю между двух калин!
И уткнулся взглядом в небо голубое –
В нём беззвучно таял журавлиный клин...

Думаю, что этот сюжет, возможно, имеющий документальную основу, лучше изложить в жанрах малой прозы. К поэтическим формам текст имеет отношение лишь потому, что изложен шестистопным хореем, разбит на строчки и снабжён рифмой. Для поэтического произведения этого недостаточно.
Также сомнительна, мягко говоря, связь этого текста с эпиграфом из стихотворения Игоря Царёва «Оглянитесь...»
_________________________________________________________________

Краткое резюме:

Обзор стихотворений участников конкурса, прошедших во 2-й тур, завершён.
Я рад отметить, что в этом сезоне по сравнению с прошлым и позапрошлым годами увеличилось число хороших и даже очень хороших текстов. Заметно возросло и число объёмных и при этом очень интересных стихотворений.
Что ж, готовимся к предстоящему выбору членами жюри главной десятки лауреатов!
Успеха вам, поэты…


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB