ОБЗОР РАБОТ 2-го ТУРА «ПЯТОЙ СТИХИИ-2023»
Представляем нового литературного обозревателя поэтического конкурса Премии «Пятая стихия» имени Игоря Царева: Марк Шехтман (г. Маале-Адумим, Израиль)
Поэт и драматург, член СРП Израиля. Кандидат филологических наук, доцент, специалист в области теории литературы, НФ и мифа. Имеет физико-математическое образование, организатор и участник круглых столов по философии естествознания. Автор шести лирических книг и сборника стихотворных комедий. Лауреат российских и международных поэтических конкурсов. Дважды победитель поэтического конкурса Международной литературной премии имени Игоря Царева «Пятая стихия».
От литературного обозревателя
Прошедшие во 2-й тур работы, естественно, различаются по многим параметрам, а главное – по художественному уровню. Обзор стихотворений на этом этапе не преследуют цель глубокого и детального анализа каждого текста. Выделить главное в достоинствах стихотворения, указать на недостаток, который показался существенным, – вот задача нынешнего литературного обзора. При этом обозреватель не претендует на обладание абсолютной истиной, – тем более, что в оценке поэтического произведения её вообще не может быть! – но руководствуется собственным опытом, вкусом и владением теоретических и практических основ стихосложения. Девизом этого сезона стали строки Игоря Царева: «Впереди огни дальней пристани, где за нас с тобой Богу молятся». Соответствие представленных на конкурс произведений этому девизу будет учтено в итоговых оценках обозревателя. По традиции обзор имеет следующий формат: после краткой характеристики текста приводится цитата из него, имеющее отношение к теме конкурса или просто значимая. Обозревателю дано право по совокупности всех художественных и идейных достоинств (как он их видит своим субъективным взглядом) поощрить понравившиеся ему тексты дополнительными баллами-плюсами, выставляемыми под резюме. Итак, за дело...
Второй тур – 38 работ
П-2452 ГДЕ-ТО ТАМ, НА КРАЮ ЗЕМЛИ… Где-то там, на краю земли, домик старенький в небо врос, звёзды плещутся на мели, задирают по-детски нос.
Тихий ангел светло грустит, постигает созвездий суть да баюкает их в горсти… Он до нас не дошёл чуть-чуть.
Может, стрелки перевели — и дороги все под откос? Звёзды плещутся на мели, домик старенький в небо врос.
Тема стремления к «дальней пристани» заявлена, но практически не развёрнута. При этом создаётся впечатление, что, по мнению автора, не человек должен стремиться к цели, а цель сама должна прийти к нему: «Тихий ангел светло грустит… // …Он до нас не дошёл чуть-чуть». Цитата в тему конкурса: «Где-то там, на краю земли, домик старенький в небо врос…»
П-2453 НАСТЯ На синем – белая голубка, А под окном – больничный двор. Как долго движется по трубке Из пэт-флакона натрий хлор.
Незанимательные игры, Где априори ставок – нет, И поменять на минус в титре Свой "пригласительный билет" – Уже невиданное счастье… В серьгах – искусственный нефрит. Обыкновенной с виду Насте В апреле будет двадцать три.
Казалось, возраст беззаботный. Какие, вроде, ей дела До тех, которые по чётным Меняют души на тела.
Обыкновенная? Едва ли... Не перелистывая страх, Чтоб "утолить моя печали", Встаёт ночная медсестра Перед кроватью на колени*, Врачует вену до струны.
А мне… так хочется пельменей И чтобы не было войны.
Очень неожиданная и оригинальная трактовка темы конкурса, сочетающая конкретику глубоко личного для автора события с высокой символикой образа «обыкновенной с виду Насти». Следует отметить композиционную уравновешенность стихотворения и мастерски исполненный финал. Цитата в тему конкурса: «Чтоб "утолить моя печали", Встаёт ночная медсестра.» + +
П-2454 ПЬЕСА ОКОНЧЕНА, В ЗАЛЕ ТЕМНО И ПУСТО
Вечер. По лесу спешит, ускоряя бег, В город Ассоль, нагадал ей удачу эгль. Слепит глаза леденеющий колкий снег, Мысли тасуются, словно квадраты лего. Лес, занесённый метелью, хранит тоску, Дятел стучит по стволам, раздаётся шорох – Заяц грызёт, отрывая по колоску, Стебли пырея, примяв трав засохший ворох. А в кабаре у Мадам шик-гламур, бурлеск, С ней сын трактирщика шепчется задушевно. Манят наряды гостей, украшений блеск, Светят софиты таинственно и волшебно. Вечный сюжет – ждёшь, появится, может, Грей; Осень готовится кланяться, пьёт робуста. Ночь наметает сугробы в саду камней, Пьеса окончена, в зале темно и пусто.
Интересный, но несколько спорный перенос заявленной в конкурсе темы на стилистику и образную систему знаменитой повести Грина. Парадоксален антураж, включающий в себя и лесной пейзаж, и парижский кабачок, и зал, где закончилась пьеса... Цитата в тему конкурса: «По лесу спешит, ускоряя бег, В город Ассоль…»
П-2455 СТАРЛЕЙ
Когда привычный бас военных самолётов Уже не заглушит шуршанья тополей, – Тогда тебя, старлей, иная ждёт работа (Труднее в сотни раз, чем прочие, старлей): Сдирать с души войну, как въевшуюся сажу, Как каменным ножом – наколку на плече, И звать по именам теней ночную стражу, Ответом обходя бессильное "зачем?". Не спрашивай сейчас, какого цвета память И кто она тебе – союзник или враг. Другие соберут посеянное нами – Но Кто-то говорил о равенстве наград... Мы после всё поймём, отмолим и оплачем, Пока же – только дым поверх сухой травы И вечное: "В бою мне пожелай удачи..." Что есть – допьём до дна. Старлей, вернись живым...
Сложное, требующее от читателя самостоятельного подхода стихотворение. Каждый человек на войне должен выполнить приказ, не задавая вопрос о его правомерности, – и в этом его великая трагедия и великий подвиг. Вместе с тем, некоторые детали и образы в контексте стихов оставляют ощущение случайных и необязательных. Цитата в тему конкурса: «Что есть – допьём до дна. Старлей, вернись живым…»
П-2456 ВЫСТОИМ -
«Сын мой, кровиночка! Бога проси! Выстоим!» Так провожали сынов на Руси Исстари. Жарко молились: «Храни их от бед!» В горнице, И улетали за ними вослед Горлицей.
И сыновья поднимались на бой Праведный. И матерей заслоняли собой. Правильно: Это же их прижимали к груди Крошками, Их поднимали, шептали: «Иди Ножками!»
В мир из гнезда отпускали птенца Ласточкой: «Не забывай про победы отца, Мальчик мой! Не устрашись! Налетай на врага Соколом! Я буду рядом. Я буду всегда Около».
Снова беда подступила к стране Вороном. Встали сыны, чтоб схлестнуться в огне С ворогом. Мы победим черноту воронья! Истинно! Матери, деды, отцы, сыновья, Выстоим!
Тематически очень цельное, почти плакатное стихотворение, не оставляющее сомнений в его связях с фольклорной традицией и стилистикой. Однако приходится сказать, что синтез фольклорности и авторской индивидуальности в силу своей амбивалентности очень сложен и в данном случае вряд ли достигнут. Цитата в тему конкурса: «Мы победим черноту воронья…»
П-2459 ВОКЗАЛЫ И ПРИСТАНИ Великой Победе посвящается...
И к вокзалам, и к пристаням есть дорога одна: Тут не скажешь, а выстонешь, вся тут наша страна.
Только матери, матери помнят вечно, всегда Похоронки на скатерти... И до смерти — беда.
Как вокзалы, вокзальчики провожали на бой Рано выросших мальчиков — их надежду и боль,
Рассказала мне пристанька на крутом берегу. Эту повесть неистову сколько лет берегу.
Были песни и проводы, был и трус, и герой, Для прощания — поводы, но рассыпался строй.
Эти сбритые чубчики не забыть, не найти... "До свидания, мальчики", шли на запад пути.
Эшелоны, теплушечка и буржуйки дымок... Ты послушай, послушай-ка волжский тот говорок.
Всё про радости первые, а на горе начхать: "Мы вернёмся, наверное, и долюбим опять."
Где с утра до полуночи страшной жатвы страда, Там мужчинами юноши становились тогда:
Под бомбёжкою первою и в боях день за днём, Засыпая бессмертными под снарядным огнём.
А в минуту затишия вспоминается дом: И махорку нелишнюю всё ж курили вдвоём,
Чтобы другу рассказывать за изящество дам Да наркомовских, разовых опрокинуть сто грамм.
Ох, работа тяжёлая им досталась тогда. И совсем невесёлая жизнь окопная та.
Только, хоть и не быстренько, одолели, смогли И вокзалы, и пристани всей Европы прошли...
А назад кавалерами, все в цветах и слезах, Кто с головушкой белою, кто калекою так.
Рельсы шпалами скрещены... И встречают — толпой. И кричали им женщины: "Мой, не знаешь, живой?!"
А потом на полуторках до села, до реки... От проверок аж муторно, только ноги легки.
До родного пристанища, до родимой земли: За спиною — пожарище, дом сожжённый — вдали...
При всей тематической и идейной цельности и направленности этих стихов смущает стилистическая разнородность авторского словаря. Как достоинство следует отметить наличие достаточно органичных перекличек текста с известными произведениями советской литературы и даже их скрытое цитирование. Цитата в тему конкурса: «До родного пристанища, до родимой земли…»
П-2460 АНТИГЕРОЙ
Как невоздержан в боли этот день: Температура, кашель, бюллетень И льда на лужах тонкие осколки.
И каждый шаг по вымерзшей земле Теперь, как дробь в охотничьем стволе Двенадцатикалиберной двухстволки.
Идёт охота на приметы дня, На диких уток, белок и меня. А бюллетень прописан для защиты
Не краснокнижных, а таких, как мы, Живущих с февраля в тисках зимы, Что только своей совестью привиты.
Синдром Сивиллы давит на виски. История идёт не по-людски, А ты её по венам пропускаешь,
Чтобы замедлить общей боли ход На день, на месяц, на безумный год, И по осколкам босиком шагаешь.
Горит душа, но леденеет плоть. Совсем не так, как завещал Господь, Живут христиане нынче по соседству.
А ты - христианин-антигерой, Своей страной состряпан в разнобой. - (Лишь меньшее из всевозможных бедствий).
Прими же аспирин, как плоть Христа, И на изгибе белого листа Оставь свой след полоской свежей крови.
Да будет прост писательства обряд: Желательно без тюрем и палат - И со стаканом водки наготове.
Сложные, требующие многократного прочтения образы, но многие из них скорее зашифровывают тему, чем раскрывают её. И если учесть, что «февраль» занимает в контексте заметное место, то неоднозначность этого образа усложняет понимание стихов и отношение к ним. Цитата в тему конкурса: «Прими же аспирин, как плоть Христа, И на изгибе белого листа Оставь свой след полоской свежей крови»
П-2469 В ОБНИМКУ С МУЗЫКОЙ…
В обнимку с музыкой - бреду себе, бреду Сквозь улицы и месяцы - в бреду. И хорошо, что остается рядом Ее слегка взволнованный мотив: Другой бы, может быть, вцепился взглядом В дома, дома... в отсутствие молитв.
А у меня есть музыка - родная. И я свой звук в беззвучьи коротаю - В обнимку с музыкой. Мурлыкаю тихонько: Любовь и смерть, березы-тополя, - А мне одно лишь эхо вторит тонко Невнятное и глупое ля-ля.
Но иногда - бывает, что подолгу Бреду себе, блуждаю - втихомолку. Не то чтоб я охрип или простужен. Не то чтоб я мурлыкать устаю. А просто мне родимый голос нужен: "О, спой еще! И я с тобой спою!"
Стихи привлекают искренностью и своеобразием интонации. Однако остаётся ощущение какой-то недосказанности, недостаточности деталей, хотя, казалось бы, избранная тональность допускает бо́льшую объёмность в развёртке сюжета. Цитата в тему конкурса: «В обнимку с музыкой – бреду себе, бреду...»
П-2477 ПОНИМАНИЕ
Бестелесные тени напоены сумраком, Поцелуют обыденно жалом отравленным. Сквозь предательство звонкое в тернии спутанном На Голгофу идёт затерявшийся праведник. Сострадание камнем на плечи бессильные, Одиноко в толпе и не встретишься взглядами. Среди нас и пророки, и души чернильные До поры попивают вино виноградное. Обнажается страх петушиными криками, Отреченье мгновенно, распятие медленно. Улыбается небо воскресшими Ликами. Помню, страшно - предать. Неизбежно быть преданным.
Перенасыщенность символикой и метафорами из Библии заглушает собственный голос автора. Некоторые строки – «Отреченье мгновенно, распятие медленно», «Помню, страшно - предать. Неизбежно быть преданным» - настолько многозначны, что начинаешь думать, а в чём вообще их смысл?.. Цитата в тему конкурса: «Сквозь предательство звонкое в тернии спутанном На Голгофу идёт затерявшийся праведник…»
П-2479 ВЕСЫ
Когда настанет время подводить итоги, И на весы Господь мои грехи поставит – Я на другую чашу положу дороги, Тропинки и пути, где я следы оставил.
Я положу купе и грязные плацкарты, Автобусы, попутки, электрички. Портвейн с горла́, истрёпанные карты, Сто тысяч сигарет и две последних спички.
Я положу туда истоптанные кеды, Чужие комнаты, гостиницы, общаги. И песни, что в дороге были спеты. И горечь кратких встреч, и долгие прощанья.
Я положу все страны, города и веси Где я бывал - прошёл, проплыл, проехал. Апостол Пётр всё спокойно взвесит, Качая головой, – и станет не до смеха.
Не дрогнут чаши, и не шелохнётся стрелка! Но если так – из заднего кармана Листки истёртые, исписанные мелко Рифмованными строчками, достану
И на весы пустые положу несмело. И стрелка дёрнется, движение ускоряя! Сурово Пётр скажет мне: «Другое дело!» А добрый Бог с улыбкой скажет: «Поздравляю!»
В стихах отчётливо видна ориентация на композицию и стилистику бардовской поэзии конца прошлого века. Мило, обаятельно, но хотелось бы большей оригинальности. Цитата в тему конкурса: «Когда настанет время подводить итоги, И на весы Господь мои грехи поставит...»
П-2484 КВАРТИРНИК
Опять по телевизору балет… Всё повторится, может быть, когда-то, и мы, плоды любви шестидесятых, поставим водку с хлебом, на столе. Лимоном в чае плавает луна, там, за стеклом, ещё не слишком поздно, но битых пикселей засвеченные звёзды - на мониторе чёрного окна. Мы - за столом. На птичьем языке друг друга понимаем с полуслова. Стихи - для свиста взятая основа да небо на бетонном потолке, где вместо солнца - старенький патрон с неяркой лампочкой, под конусом газеты «Известия» - из жизни иноземной, утопленник в течении времён. Квартирников потерянный регтайм, дым папиросный, аромат карболки, и запах строк, неуловимо тонкий, и междустрочье запредельных тайн. Ещё напишет праведник-поэт, что прошлое так часто вспоминаем мы, не потому ли, что туманно ожидание, и не известно, скоро ли рассвет. «За жизнь» – психоделический свистёж, гонимый ветром коммунальной кухни. А запах рыбы! Трижды хоть протухни, под наши споры - чудо, как хорош! Подцепим вилкой рёбра путассу, глотнём полста, чтоб не засохло горло, и в осени, как путассу прогорклой, своим стихам устроим самосуд. Поженим дважды неиндийский чай – заварка Родины чуть горше и темнее, и пусть не так здесь много разных мнений, замолкнем, что-то ляпнув, невзначай. Сложив в коробки, на балкон выносим листков упавших не звучавший звон. На кухню к нам заглядывает осень, сквозь пустотой заваленный балкон.
Стихи оставляют ощущение отклика на событие небольшого объёма, но очень высокой плотности! – настолько в них много деталей, звуков, примет времени и голосов… Интересное сочетание интравертной лирики и бардовской баллады. Цитата в тему конкурса: «Ещё напишет праведник-поэт, что прошлое так часто вспоминаем мы, не потому ли, что туманно ожидание, и не известно, скоро ли рассвет» +
П-2485 МОНОЛОГ ХРИСТОФОРА КОЛУМБА
Даже крысы к плаванью готовы. Свежий ветер с парусами груб. За спиной - "соломенные вдовы": "Образумьтесь, Христофор Колумб!"
Соскоблив, размыв помет крысиный, Век – нахрапом - заглушает плач: "Образумьтесь!" - Нет! Толкает в спины Нас кошмар житейских неудач.
Только - знаю: поздно или рано ( Недоступен, справедлив и строг) За труды - ключи от Океана Возвратит нам всемогущий Бог.
Вот тогда - зализывая раны, Вспомнив порт, отравленный уют, По волнам в заснеженные страны Корабли с добычей поплывут.
Образумьтесь?!.. Сразу после мессы, Злой фортуне заглянув в глаза, Крикну я: "Вперед, головорезы!" Ах, как Время вгрызлось в паруса!
Смелая попытка вжиться в психологию авантюриста и первопроходца! Однако хотелось бы бо́льшей поэтической изощрённости в раскрытии образа, бо́льшей индивидуализации именно Колумба, а не любого безымянного морского бродяги. Цитата в тему конкурса: «За труды - ключи от Океана Возвратит нам всемогущий Бог»
П-2507 ВЕТЕР ОСЕНИ
Ветер Осени. Гарь переправы. Где-то ухает в чаще сова. Поседели от инея травы, И горит на деревьях листва.
Замесились дождями дороги. Ни проехать по ним, ни пройти. И швыряет на грязь ветер строгий С веток сорванные «конфетти».
Вдоль обочин дымят легковушки. В красном мареве солнце встаёт. Ветер Осени бреет верхушки, Каждый куст у него на учёт.
Залпы гаубиц – ярости вспышки. Ветер Осени – саван вдовы. Снова в вечность уходят мальчишки Через пламя опавшей листвы.
Стихи достаточно хорошо сделаны технически, хотя смущает строка: «Каждый куст у него на учёт». И всё-таки хотелось бы более смелого абриса военной осени. Цитата в тему конкурса: «Снова в вечность уходят мальчишки Через пламя опавшей листвы»
П-2513 * * *
Сколько там до НГ осталось - Хватит время моё чернить. Я, бесстрашно вступивший в старость, Пью за вас и за всех чумных!
Выздоравливаем, кто болен! Кто не болен - не кипешись: Из простуженных колоколен По куску раздаётся жизнь.
Заморожена, неказиста - Но оттает под сердца бой. Не жалей - одари таксиста, Что подбросил до кольцевой.
И мента, что весною штрафа Взять не смог, стариков простил, Одари - для таких не жалко: Им таким нелегко блюсти.
Для себя оставалась долька - Где ж она? Сберегал, как мог!
И зачем было света столько На нелепую пару строк!
Вспоминается знаменитая «Бригантина» Павла Когана с её знаменитой строкой: «Пьём за яростных, за непокорных!...» – и эта ассоциация дорогого стоит! Стихи оставляют очень хорошее впечатление свежестью авторской мысли и непредсказуемостью развития сюжета. Цитата в тему конкурса: «Я, бесстрашно вступивший в старость, Пью за вас и за всех чумных!...» +
П-2516 ЗАРИСОВКА
Так солнце катится на запад. Так тяжелеет жёлтый лист. У сквозняка древесный запах И вкус земли. Так льнёт трава к горячим рельсам. Ржавеет лист, сорвавшись вниз. Тягучий сон замедлил сердце И не присни… За голубой хребтиной леса Краснеет солнечный овал. Сквозь кружевные занавески Горит трава. Собака выскочила в сени. Меня почуяв, как свою, Уснула лапами - на север, Хвостом – на юг.
Весьма причудливо сделанное стихотворение, привлекающее неожиданностью эпитетов, зашифрованностью метафор и деталей. Хотя, допускаю, автор писал их в надежде, что читатель сам придумает смыслы его образам. Значимая цитата: «За голубой хребтиной леса Краснеет солнечный овал»
П-2523 СЛЕД
Ужас мёртвых дней рождений Подступил. В быстрой смене поколений Нету сил
Оглянуться, потревожить Каждый миг, Что с родными тихо прожит – Не из книг.
Упорхнула птица-детство В никуда, Скорбь оставила в наследство И года.
Гигабайт воспоминаний. Ворошить? В чуждом мире расставаний Тяжко жить.
Греет мягко душ любимых Вечный свет. Мы, живущие, храним их Добрый след.
Тяжёлое ощущение первых строф сменяется добротой и светом финала. Привлекает свобода и ассоциативность в обращении с материалом, мастерство владения строфикой. Цитата в тему конкурса: «Греет мягко душ любимых Вечный свет»
П-2524 ЮРОДИВЫЙ
-Люди, они, брат, добрые... Если их понимать… Будем ходить мы с торбою, Будут нам хлеб давать. Рыбы научат плавать, а Птицы – летать и петь. Люди, они, брат, слабые… Если недосмотреть… С крыши до неба ближе ведь – Так говорят коты. Выживем, малый, выживем – Птица, кот, я и ты. Мир, он большой, заботливый, Тёплый он, как очаг…
-Что ты несёшь, юродивый?
-Ангела на руках…
-Вот, дурачина, выдумал!
-Я от реки сейчас. Их утопили выводок… Вот… одного лишь спас…
Весьма смелая и даже незаурядная попытка создать подобный диалог уже сама по себе достойна похвалы. А если учесть, что попытка удалась и что она вылилась в сюжет, завершившийся трагическим, а потом прекрасным в своей доброте финалом, то просто похвалы будет мало. Очень достойные стихи! Цитата в тему конкурса: «Выживем, малый, выживем – Птица, кот, я и ты.» + +
П-2525 Вспышка. Взрыв. И тьма… А жив ли ты? Статус твой земной теперь не ясен. Но является из темноты ангел – собран, деловит, прекрасен.
Голос с хрипотцой – Не помирай! Потерпи. На крыльях плащ-палатки ты влетаешь в медсанбатный рай, он – навстречу взрывам без оглядки…
Море боли. Благом – забытьё. Явь и бред смешались в дикой пляске: темнотою белый свет затёрт… мертвецов оскаленные маски… боль сжигала и влекла ко дну… разум заметала злая за́мять…
Показалось – в душу заглянул светлый ангел чуткими глазами.
Отступила тьма. Свет снова бел. Боль стихала нехотя, помалу. Слышилось, как будто ангел пел, как в далёком детстве пела мама.
А когда померкший было мир обретал утраченную чёткость, в подсознании мелькнул на миг мудрый взгляд молоденькой девчонки…
Не избыть вселенскую печаль человечьих душ благим порывам. И сегодня пушки не молчат, и гремят, взметая землю, взрывы.
Не добыть отсрочку у судьбы. Смерть плюёт на табели о рангах. Дай же, Бог, чтоб за спиною был кто-то с позывным коротким – «ангел».
Добрые и искренние стихи. Нет серьёзных замечаний и к техническому арсеналу автора. И всё-таки хочется пожелать автору избегать трафаретности в изображении войны. Цитат в тему конкурса можно привести несколько. Предпочту эти строки: «Но является из темноты ангел – собран, деловит, прекрасен…»
П-2529 АЛТАЙ
Ты приедешь с алтая. Я тоже приеду с алтая. Там ни эллина, ни иудея - орда золотая Пчёл на пасеках смерти своих собирает двухсотых. Слышишь, ветер свистит? Это в гильзах - оставленных сотах.
Ты теряешь слова за жужжанья встревоженным хором. Я тебе улыбнусь: «Извиняться – напрасный декорум». Там теперь пустота, нет ни эллина, ни иудея, И пока не сморгнула картинка, не сгинула эта идея, Мы ещё посидим. Ночь черна и крепка как «Лигерос», Будут с нами играть в поддавки там танатос и эрос. Все оттуда, с алтая, - и люди, и звери и птицы, Словно этот алтай между жизнью и смертью граница,
Ты теперь молодая пчела, ты теперь молодая, Ну а я на валдае послушал шалтая-болтая. Словно эхо далёкое, чувство неясного свойства, «Что такое?», - ты спросишь. А я лишь кивну: «Беспокойство». На излёте мотива такая тягучая кода, Здесь у нас холода, и порой не проходит и года…
Всё теперь вперемешку – поминки, и свадьбы, и святки. Будет разум плутать, с чем-то страшным играющий в прятки. Нет закона на грани – парламента ли, курултая. Приезжайте с алтая. Скорей приезжайте с алтая.
Яркий образец направления в современной поэзии, где собственно текст, сверх меры и надобности усложнённый инверсиями, лакунами, аллюзиями и амбивалентностями, выполняет лишь служебную функцию при главенстве внетекстовых, то есть вполне произвольных толкований. Значимая цитата: «Всё теперь вперемешку – поминки, и свадьбы, и святки...»
П-2530 *** В мятной воде кривляются небо с солнцем, Пляшут по волнам блики Петрова дня. Лето, впадая в Лету, быстрей несётся. Осень стоит на рейде и ждёт меня.
Осени ждёт уставший от жизни лоцман… Ёжится мятый бакен, судьбу кляня. Тонет в речной воде отраженье солнца, Пляшут по волнам блики Петрова дня.
Петро́в день – день святых апостолов Петра и Павла – одновременно отмечается как середина лета. Вероятно, для автора это некий рубеж, за которым начинается ожидание осени, чему и посвящены стихи. Привлекает спокойный и даже несколько меланхолический тон повествования, переданный через интересные олицетворения новой поры года. Значимая цитата: «Осень стоит на рейде и ждёт меня»
П-2533 НЕМОЙ
Яшку гонят отовсюду, всем мешается «немой». Бабка Нюра даст конфетку, говорит: «Иди домой», подтолкнёт тихонько в спину, не обидно и не больно – и пойдёт он топотаться по своей «первопрестольной», побредет наивный Яшка от калитки до калитки, от двора к двору – ни пользы в этом нет и нет убытка никому. Живут сельчане – каждый долюшкой своей: кто, как сыр в топленом масле, кто без шума, без затей, у кого сыночек сгинул, у кого идет гульба… поле белое в ромашках – топай дальше, голытьба.
Деда Ваня – тот жалеет – чай нальёт, накормит щами, а потом, как все, спровадит: «Не мешайся под ногами». «Что с тебя возьмёшь, немого, ты ни бе ни ме, умишком Бог обидел. – Есть соседи (что за люди!), те не слишком добросердны. – Да не стой тут! Выпучил свои глазищи!». Он идёт от дома к дому и молчит – как птицей свищет. А когда, пристав, бедовый вечер клонится к подушке, Яшка тащится на берег к светлой каменной церквушке. Там, где сирая побелка бок церквушки не калечит, он привалится спиною и нелепо звуки шепчет
ЗаИльюИванаПавлазаСергеяАлександра заВолодюКонстантиназаНикитузаПетра ЮруВиктораАндрея АнатолияЛексея – го-во-рит! мыча и плача, завывая и бубня – речка слышит, ветер носит: За.а.а.те-бя!
Перед нами широко используемый русской поэзией сюжет, в центре которого возникает образ убогого, юродивого, нищего, в современной транскрипции – бомжа... Однако при всей его традиционности следует признать, что тема раскрывается достаточно самобытно, не оставляя ощущения повтора и трафаретности. Цитата в тему конкурса: «Он идёт от дома к дому и молчит – как птицей свищет….» +
П-2534 ОРИГЕН
Мне говорил в конце весны Какой-то ротозей, Что перед Небом все равны, Для Бога нет князей.
И я, задаром что поэт, В свой час пред Божеством Предстану, чтобы дать ответ, Не князем, а рабом.
Но тот же разгильдяй твердил, Юродив, да и вещ, Что изначально раб-то был Скорее сын, чем вещь.
А значит – опустеет Ад И будет Мир спасен, Поскольку бесконечно в чад Своих Отец влюблен.
Очень простые композиционно и технически стихи, в которых сказано много и интересно… Следует отметить стремление автора к экспрессивной краткости в выражении глобальных категорий. Цитата в тему конкурса: «В свой час пред Божеством Предстану, чтобы дать ответ, Не князем, а рабом…»
П-2535 ПРАЗДНИК
Однажды я вернусь, устав бродить по свету, Сниму замок с двери, обмою грязь с калош, Войду в забытый дом, чтоб поклониться деду, А он мне скажет: «Ишь! На лавку вещи ложь Да в хату проходи! Вот бабке будет праздник. Давнёхонько мы с ней не видели внучат. Про мёртвых там, у вас, судачат всяко-разно, А наши о живых – всё плачут да молчат». У деда важный вид, как будто на параде – Подкручены усы, натёрты ордена. Вот бабушка пришла, она до смерти рада, Затеяла блинцы и кашу из пшена. Ворчит в печи казан, потеют в окнах стёкла. Привычен скрип дверей, настенное «тик-так». Достанет дед гармонь, и сразу сердце ёкнет – Да где ж я столько лет шатался, как дурак. Призывно загремит железное корыто. Мне бабушка шепнёт: «Обычай наш простой – Дитя спокойно спит, когда оно помыто», – И ну тереть меня шершавой берестой. Сотрёт печной золой налипшее, чужое, И грязь, и шелуху, и сглаз, и худобу. До самого нутра она меня отмоет, Чтоб чистый, аки свет, я крепко спал в гробу.
В стихотворении автор обращается к библейской теме возвращения блудного сына (уточним: в данном случае – внука). Однако при повторных прочтениях весьма неожиданно обнаруживаются темы и смыслы потусторонности и запредельности. Следует отметить незаурядное мастерство автора, сумевшего создать гармоническое сопряжение этих категорий с простотой и доступностью образов и деталей деревенского быта. Цитата в тему конкурса: «Однажды я вернусь, устав бродить по свету…» +
П-2536 СТЕПНОЕ МОЛЧАНИЕ
Молчанье степное в снегах безмятежных Нарушено ветром, летящим в леса, Где сном беспробудным забылся валежник, Где сосны макушками рвут небеса.
Прощально насвистывал стебель полыни, Склонившись под гнётом мороза и льда, Степное молчанье пребудет отныне До тёплой весны, что придёт как всегда Под возгласы птиц, прогоняющих зиму В глубокий овраг, зашумевший водой. Молчанье степное – полынная схима, Влекущая в вечность под свод голубой.
Тема, заявленная на конкурсе, в этих стихах понимается как вечное движение природы, что представляется весьма спорным, но интересным решением. Следует отметить, что олицетворение пейзажа автор совершает умело и экономно, создавая весьма эмоциональную картину зимы. Значимая цитата: «Возгласы птиц, прогоняющих зиму...»
П-2537 ГОЛУБИЦА
…Незаметно опустился вечер. Солнце закатилось в дальний лог. До утра метелица залечит Шрамины измученных дорог.
Зарастут пушистым снегом виÌцы*, Окна, деревянное крыльцо. А у колыбели молодица С поздней зорьки нянчится с мальцом.
Тяжелеют груÌди под нательной, Мало сил в натруженной руке. Шелестящей тихо колыбельной Вторит гул сраженья вдалеке.
В колготѐнье до̀лгом страх неведом – Слушать хлопотунье недосуг, Как куют нелегкую победу Храбрые за правду, среди вьюг.
Бесконечно, ветхою тряпицей Кутает остывшего птенца, Ставшая безумной голубица, С нимбом из тернового венца.
И в светильне тонкая лучина Выдохнется, выгорев дотла. В темноту сурово, триединый, Смотрит бог из красного угла.
Леденеет тюря в старой крынке. Солнце загорится за мостом. И сверкают белые снежинки, Падая на уцелевший дом…
*ветки
Очень непростое единство образа мадонны с суровой современностью создано автором с подкупающей простотой и естественностью. Следует также отметить обрамление центрального образа мастерски выписанным зимним пейзажем. Цитата в тему конкурса: «В темноту сурово, триединый, Смотрит бог из красного угла».
П-2475 СЕВЕР И РАЙСКИЙ САД
По тропе ночной вселенной, мимо порта и огней В полный рост бегу из плена, где в стакане спирт и гнев. Куртка парка нараспашку, настежь страсти без души, Нелегко в ледовой пашне жить под Богом и грешить.
Скрипы снега в стены бьются, громким эхом тело жгут, Надо мной чернеют блюдца, в них созвездия живут: То ли волен, то ли болен под ногами звёздный хруст, То ли звоном колоколен давит сердце давний груз.
Вместо шарфа млечный обод обнимает грусть во мне, Где за клятвами до гроба будни стали не умней. Прохожу районом РОСТА, в ноздри колется мороз,* Но дышать легко и просто, свет в меня корнями врос.
Вижу солнце в плавнях юга, лето с вишнями в саду, А пока лечусь я вьюгой, с дивным раем не в ладу, А пока теней покои в балках солнечных степей Заменяю волчьим воем с нежной думой о тебе.
О тебе, страна родная, с вихрем радостных затей, Чтоб в любви не видел дна я и не гнался не за тем, Чтобы с верой возвращался к старым яблоням отца, В дом входил, сиял от счастья, скрипнув досками крыльца.
Чтоб ещё живая мама нежно сына обняла, И растаял снежный амок, с ним беспутные дела, Чтоб в краю родимых предков, у молитвенных основ Ощутил на сердце скрепы стаей самых нужных слов.
* — РОСТА — Район Особого СТроительствА, северная часть Мурманска, где расположены 35-й завод и база атомного ледокольного флота, а севернее по заливу – Росляково, Сафоново, Североморск, Полярный, Оленья Губа, Гаджиево, Видяево и на выходе в море скалистый остров Кильдин, а западнее полуостров Рыбачий — «Прощайте скалистые горы…» 1990 – 2023
Несомненный творческий энтузиазм автора активно проявлен в немалом по объёму описании жизни большого северного города. В стихах чувствуется увлечённость темой, знание деталей ландшафта и пейзажа. Однако тексту не хватает гармонии повествования, музыки слова и строки, попросту говоря – поэтичности... Цитата в тему конкурса: «По тропе ночной вселенной, мимо порта и огней В полный рост бегу...»
П-2521 КАЧЕЛИ
То—вверх, то—вниз, то снова резко вверх… Скрипят качели, задевая тени. Вот—неудача, а за ней—успех. Чередованье взлётов и падений.
В бездонном небе облаков стада Торопятся вдогонку птичьей стае. Я рано поняла, что никогда Побед без поражений не бывает.
Пройдя подушки, мокрые от слёз, И испытанья лестью и гордыней, Я поняла, что вкус далёких звёзд Намного горче привкуса полыни.
Секунды равнодушно мчатся вспять, И ветры гасят пламя листопада. Я рано осознала, что летать Возможно только научившись падать.
То—вниз, то—вверх, то вновь внезапно вниз. Но, вопреки земному притяженью, Качели вдохновенно рвутся ввысь… Я знаю, нет побед без поражений.
Достаточно простая архитектоника текста позволяет автору доходчиво и убедительно выразить диалектику становления личности, динамику эмоций и состояний. Впечатляет умелое использование рефренов, каждый из которых ярок и по-своему парадоксален. Значимая цитата: «То—вверх, то—вниз, то снова резко вверх… Скрипят качели, задевая тени…»
П-2522 БЛАГОДАРИ
Благодари за всё, благодари – что жизни нить в иглу Вселенной вдета. Благодари за светлые дворы бесстрашного застенчивого детства,
за долгий путь от первого звонка до выпускного бала в стенах школьных, где взгляд от мелового завитка знакомых формул ускользал невольно
в миры первооткрытий – маяты высокой, что лишь юности покорна. Благодари за дерзкие мечты, подрубленные зрелостью под корень.
Благодари, что неразлучных двух ждёт бытие, любовью налитое, за нежный одуванчиковый пух у сына на макушке – под ладонью.
За горький вкус побед благодари, за благодать несбывшихся прошений, за то, что облетят календари разлук и встреч, прощаний и прощений,
но Дух Святой из суеты сует восстанет ныне, присно и навеки. Благодари, что выше доли нет быть Божиим твореньем – человеком. Благодари за старости виток, когда гордыни замысел развенчан. Благодари за свой последний вдох, сулящий выдох в солнечную Вечность.
Очень яркие, очень искренние и просто очень хорошие стихи. Биография женщины, рост личности и духовное возвышение Человека мастерски объединены достаточно простой и понятной формой. Также хочу отметить умелое пользование лексикой разных уровней, интересную рифму и звукопись. Цитата в тему конкурса: «Благодари за свой последний вдох, сулящий выдох в солнечную Вечность». +
П-2538 * * * Были море, причалы и скалы, То хлестали ветра, то ласкали, Были волны, и не волновала Молва. А ночами ворчали печали, Но печалей мы не замечали, Величавые нас обручали Слова.
Лето в Лету готовилось кануть, Многоводна она постоянно. И промолвил сосед, у фонтанов Бродя: «Вы такие наивно простые, Вы свое, дай-то Бог, отгрустили, Вы давно бы друг друга простили, Друзья».
Ты глядела в глаза нефальшиво, Ты была горделиво красивой И счастливой среди прихотливых Красот. И к тебе, вопреки всем запретам, Полевая тропинка из лета, Не великого пусть, но поэта, Ведет.
И на стыке отчаянных криков, Там, где нету толпы многоликой, Где твои, что под цвет ежевики, Глаза, На просторе, где поле, где воля И где нет ни печали, ни боли, Предстоит одинокие доли Связать.
Стихи привлекают оригинальностью строфики, позволяющей лучше и точнее передать важные для автора оттенки внутреннего монолога, произносимого на фоне хорошо выписанного пейзажа. Цитата в тему конкурса: «И к тебе, вопреки всем запретам, Полевая тропинка из лета, Не великого пусть, но поэта, Ведет».
П-2543 * * * Ни проснуться до конца, ни забыться: Шок предчувствий, достоверность видений, Перемена мест в безумье событий, Ломка верований и убеждений.
Рядом рушатся дома и причалы, Вхожий в лето терпкий дух маринада, Отвращенные от книг идеалы. Крах эпохи… Может быть, так и надо?
Что ещё там гороскоп наворочал? Прилетит ли со звездой час полынный? Тот, кто сведущ, ─ наперед не пророчит. А полынь-трава стоит выше тына.
Осторожней станут ходики тикать. Повернувшись к очумевшей комете, Чьё-то сердце защемит тихо-тихо Так, что этого никто не заметит.
Умные и яркие стихи. Автору достаёт мастерства в небольшом по объёму тексте соединить философское раздумье с ощущение трагичности времени. Некоторые строки написаны афористично, что выделяет эти стихи среди многих других. Цитата в тему конкурса: «Что ещё там гороскоп наворочал? Прилетит ли со звездой час полынный?»
П-2544 РОДНОЙ ПОРОГ
Родителям посвящается…
В летних отсветах лучистых, В хороводе яблонь, груш Дом родительский – как пристань Беспокойных наших душ.
И, ссутулившись устало, Плечи старенькой избы Держат всех начал начало И превратности судьбы.
Дремлет зарево зарницы Над бревенчатой стеной. Тихо скрипнув половицей, Что-то шепчет домовой.
И за печкой деловито Копошится паучок, Там пригрелся день прожитый И улёгся на бочок.
Ночь безмолвная, тревожа, Сны хранит на чердаке, Там живёт коровка божья На отцовском верстаке.
Дом надёжно опоясан Бесконечностью дорог. Благость Яблочного Спаса Бережёт родной порог.
Обычный сюжет выразить через обычные вроде бы образы и детали – и при этом создать поистине живое, дышащее и трепетное бытие – это редкая удача! Стихи написаны необыкновенно гармонично и доходчиво, как и надлежит подлинной поэзии. Цитата в тему конкурса: «Дом родительский – как пристань Беспокойных наших душ» +
П-2545 СОБЕСЕДНИК
Получил задачу. Командировка. Собеседник выбран, опрос идёт. Мы лицом к лицу. Было чуть неловко, только вскоре стало наоборот. Говорил он веско. Обдумал видно, чем делиться с камерой у лица - не о трудных днях и на что обиды, почему не выспался до конца.
Убеждённый в правде, смотрел с усмешкой - точно я был юным, а он седым. Явно делал скидку на нашу спешку. Пол стакана (может) отпил воды. О друзьях своих рассказал привычно. Пошутил, спокойно - без лишних фраз. С интервью управился - на отлично! Интересным выдался весь рассказ.
На меня регламент давил жестоко, но минут течение я не крал! На вопросы - выдав ответы к сроку он, как в форму лил чётких слов металл. Аргументам было внимать охота - пусть ему на вид двадцать лет не дашь, он судил и верил - не так, как кто-то: солью пота выбелен камуфляж!
Жанр стихотворного портрета в наше время почти исчез. Тем более привлекают эти стихи, сделанные явно с натуры, о чём свидетельствуют многие и точные детали внешности и поведения персонажа. Значимая цитата: «Убеждённый в правде, смотрел с усмешкой - точно я был юным, а он седым».
П-2548 ПЕРЕД БОЕМ
Долго дятел стучал на ближнего – дальний считывал каждый стук... Кто не спал? – то ли Димка с Нижнего, то ли Толик, армейский друг.
Камуфляжем сливаясь с зеленью, мимикрируя под самшит, то ли Димка воюет с теменью, то ли Толик к земле пришит
тишиной предрассветной, тонкою, прикорнувшей заподлицо, что обнимет лихой девчонкою, а потом отведёт лицо.
Толик, помнится, силой мерился, а у Димки наколот крест... Дятел клювом-иглой прицелился, и посыпался стук окрест.
Красношляпый стучит неистово – желторотые начеку: то ли Толик дождётся выстрела, то ли Димке срывать чеку.
Каждый правлен своими битвами. Каждый свой выжигает страх. Сберегаемые молитвами, вознесёнными в двух мирах,
выйдут в бой без особых правил, и каждый вынесет новый шрам. Свечи сосен собой уставили поднебесный священный храм
леса, утренней мглой распятого... А у Толика на груди фотография Ленки с 5-го: дверь без кнопки – стучи и жди.
Прекрасный пример значимости названия в композиции стихотворения. Не будь его, совершенно иначе воспринимались бы реальные и психологические события, в которые вовлечены герои. Хочу отметить умелое сопряжение этих событий с деталями пейзажа, которым придано поистине библейское величие. Цитата в тему конкурса: «Каждый правлен своими битвами. Каждый свой выжигает страх. Сберегаемые молитвами, вознесёнными в двух мирах...»
П-2556 ГОДЫ-МИЛИ
Смотри на воду в лунном серебре, исследуй свет в полуночной игре зеркальных мыслей, что века не смыли. В привычном необычное открыв, горя в воспоминаниях сырых, скитаний отразятся годы-мили.
Непокорённым грозам и ветрам блик лунный – исцеление от ран, не шар, а шрам, который украшает. И если ты бродяга-мореход – рыбак-ловец украденных свобод, вселенский блеск – удача пребольшая.
Небесный бубен, что в ночи застыл, преображённый в тысячи светил, уже не жар, а шарм воды и неба. И если ты художник и поэт то этим состоянием согрет непостоянства, устремлённым в небыль.
И если то не зрения обман, ты встречи ждёшь с бегущей по волнам, из всех земных – единственною самой, и утопаешь в лунном серебре, гадая на мерцающем ребре Адама…
Философским содержанием, внутренним драматизмом, обращённостью к высоким понятиям эти стихи напомнили «Плавание» Бодлера в переводе Цветаевой – и это самая высокая похвала, которую можно адресовать автору. Цитата в тему конкурса: «Непокорённым грозам и ветрам блик лунный – исцеление от ран…»
П-2557 В ТОМ ВРЕМЕНИ
В том времени, не знаю сколько дней живущем только в памяти моей, закрыв глаза, я вижу наши лица. Свет ночника струится в темноте, и синим пламенем на газовой плите, горит огонь, и чайник кипятится.
Там есть два стула, зеркало, кровать, с которой нам не хочется вставать, пружины всхлип, и лающие глухо дворовые собаки за окном, и высоко, под самым потолком, невесть откуда взявшаяся муха.
Дымится кофе в кружке жестяной. На мне кусачий свитер шерстяной. И это ли не счастье в полной мере, когда я отпираю дверь, и ты, божественной не пряча наготы, выходишь проводить меня до двери?
Пусть всё останется как было, как тогда, в те памятные, прежние года, где мы ещё так молоды. Пусть бьётся настойчивая муха о стекло, хотя давно то время истекло, закончилось и больше не вернётся.
Стихи привлекают глубоким, но сдержанным драматизмом, с которым автор говорит о былой любви. Строфика, ритм и звукопись весьма совершенны. Подлинно поэтическое произведение. Цитата в тему конкурса: «И это ли не счастье в полной мере...?» + +
П-2560 ПОМИНАЛЬНЫХ СНОВ НЕ ЖДИ, ЗИМА
учителю истории К…-ой школы-интерната
На границе лиха и добра помня по-отечески все лица, он на пристань школьного двора палкой опираясь, тащит птицам – слово для безгнёздышей. Слеза, чтоб в его историях молиться, прорастает светом на глаза, хлеб крошит, пока душа крошится:
«Журавлей страдающую нить прочертить по небу и отплакать все места, где нам уже не быть, и дожди, впадающие в слякоть. Человечья жизнь – не скрип телег. Даже полнокровная – проходит. Здешним цветом вылакает снег замерших ветров на повороте...
Проморозит суету и мрак, и дерев изломанные ветви. Не вернуться в эту осень – знак, чтобы с вами мы в ней не ослепли. Поминальных снов не жди, зима. Все сошли на дальних перекрёстках. Помнят ставни ветхие дома, клином потонувшие в берёзках.
Там, в небесном море талых звёзд стаей в дымке снежных очертаний стает невозвратность птичьих вёрст, не обрётших адресов, названий. Но, когда по швам мир затрещит до оторопевшего тороса, мы – и журавлиный клин, и щит... Человеком быть совсем непросто».
Весьма пространный текст, насыщенный эпитетами, сравнениями и метафорами, многие из которых хочется уточнить. Например, кто кого помнит в строке «Помнят ставни ветхие дома…»? Цитата в тему конкурса: «Журавлей страдающую нить прочертить по небу и отплакать все места, где нам уже не быть…»
П-2561 ФАТЕХПУР-СИКРИ
Забытый город Фатехпур-Сикри. Плюс пятьдесят. Мы, кажется, искрим, На самом деле – сильно обгорели. Пусты дворцы. У каждого внутри – Печали цвета манго и зари. Мертвы сады, фонтаны и гаремы.
Везде костра пахучая зола. Ни птичий клёкот, ни собачий лай Не оживят песчаную порошу. История несправедливо зла: Когда вода из озера ушла, Прекрасный город оказался брошен.
Он словно мне кричит: не покидай! Решётки так крепки – не по годам, Слегка рыжеют пятнами коррозий. Не годы крошат стены, а беда. Однажды и из нас уйдёт вода – И все нас бросят.
Интересно написанный, но откровенно пессимистический образ мёртвого города, запараллеленный с человеческой судьбой и с её неизбежным концом... Любопытно, что стихотворение скорее противостоит, чем соответствует теме конкурса… Но, может быть, такой «разворот» – это тоже какое-то понимание и раскрытие темы?! И если это так, то возможной цитатой для её понимания могут быть финальные строки: «Не годы крошат стены, а беда. Однажды и из нас уйдёт вода – И все нас бросят…».
П-2563 * * * Накрыло чёрное цунами Дома, вцепившиеся в крыши. И небо взорвалось над нами И кто-то днище мира вышиб. Пылало жёлтым, белым, алым. Неслось, шипело, грохотало. Вчера казалось света мало, Но лишь сейчас его не стало. И город сжался и боялся И мы боялись видеть это, Но вновь и вновь в окне сменялся Конец времен началом света. Ушло, утихло и угасло. Черны деревьев обелиски… Огонь лакал лампадки масло, Как ёжик молоко из миски.
Мощно и ярко написанные стихи, трагическое звучание которых усиливается привлечением глобальных стихий и сущностей: цунами, взорванное небо, днище мира… Тем более ярок контраст между трагическим настоящим и уверенностью, что «начало света» неизбежно. Цитата в тему конкурса: «И город сжался и боялся И мы боялись видеть это, Но вновь и вновь в окне сменялся Конец времен началом света». + _____________________________________________________________
Краткое резюме
Завершив свою работу на данном этапе конкурса, хочу сказать, что тематическое, сюжетное и стилевое многообразие стихов 2-го тура было прогнозируемо, и этот прогноз оправдался. Радует, что в немалом количестве текстов не нашлось места откровенно незрелым и технически слабым стихам. Буду с интересом ждать оценок судейской бригады на следующем этапе её деятельности. Всем – успеха!
|