Игорь Царев - Пятая Стихия

Форум
Текущее время: 05 окт 2024, 03:13

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 06 июн 2021, 21:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 ноя 2013, 14:15
Сообщения: 148
Дорогие друзья!

Поздравляем всех авторов, принявших участие во втором туре конкурса «Пятая стихия-2020».
Вне зависимости от выхода в финал, вы уже стали претендентами на публикацию подборок своих произведений в Сборнике стихов лауреатов «Пятой стихии» 2021 года.

Хотя работа по определению списка финалистов еще не завершена, но оценки членов жюри по второму туру уже проставлены, и литературный обозреватель свое мнение тоже высказал. Поэтому мы называем имена участников второго тура, не опасаясь, что их расшифровка может каким-то образом повлиять на оценку конкурсных работ :)


Итак,
УЧАСТНИКИ ВТОРОГО ТУРА «ПЯТОЙ СТИХИИ-2021»:

П-2216 – Чуриков Сергей (Оренбург)
П-2223 – Прилепо Наталия (Тольятти)
П-2224 – Макашев Юрий (Барнаул)
П-2226 – Попов Александр (Москва)
П-2227 – Антипов Владислав (Украина)
П-2228 – Кульков Михаил (С-Перербург)
П-2238 – Кривонос Сергей (Украина)
П-2242 – Соловьев Павел (Беларусь)
П-2243 – Лещинская Елена (Магнитогорск)
П-2244 – Новиков Андрей (Липецк)
П-2247 – Курапин Евгений (Москва)
П-2248 – Левина Виктория (Израиль)
П-2252 - Востриков Сергей (Воронеж)
П-2259 – Данченко Елена (Москва)
П-2265 – Колмогорова Наталья (самара)
П-2271 – Чернец Алексей (Новосибирск)
П-2272 – Немыкина Ольга (Тихорецк)
П-2276 – Кайгородова Светлана (Казахстан)
П-2277 – Нервин Валентин (Воронеж)
П-2282 – Галиаскарова Елена (Красноярск)
П-2284 – Крюков Андрей (Москва)
П-2285 – Крюкова Кристина (Москва)
П-2286 – Шунин Дмитрий (Богородск)
П-2287 – Афонин Михаил (ДНР, Донецк)
П-2288 – Валеев Равиль (Евпатория)
П-2295 – Уварова Елена (Мытищи)
П-2301 – Кравченко Наталья (Саратов)
П-2302 – Пешкова Светлана (Липецк)
П-2303 – Самусенко Галина (Коломна)
П-2266 – Тищенко Виктория (Украина)
П-2289 - Карапетян Наринэ (С-Петербург)
П-2308 – Сешко Олег (Беларусь)
П-2310 – Полюшко Ирина (Саров)
П-2311 – Маньков Виктор (Удмуртия)
П-2323 – Дорди Вера (Новосибирск)
П-2330 – Курская Дана (Балашиха)
П-2337 – Тимофеева Наталья (Химки)
П-2340 – Богданова Светлана (Москва)
П-2344 – Мальчиков Алексей (Скопин)
П-2352 – Август Ксения (Калининград)
П-2358 – Андреева Ольга (Ростов-на-Дону)
П-2341 – Исаев Игорь (Москва)
П-2342 – Литвишко Владимир (Ессентуки)
П-2348 – Воскресенская Нина (Апатиты)
П-2356 – Карцев Соэль (Германия)
П-2357 – Головлева Галина (Н-Новгород)
П-2361 – Соболев Александр (Ростов-на-Дону)
П-2362 – Тихонов Александр (Омск)
П-2368 - Иваницкий Евгений (Фрязино)
П-2371 – Трудлер Алекс (Израиль)
П-2372 – Копытова Елена (Латвия)


Оргкомитет конкурса обращает внимание на то, что в этом году во втором туре немало авторов, имена которых ранее в расшифровках вторых туров не звучали, но которым по набранным баллам удалось в этот раз обогнать фаворитов прошлых лет.

ПОЗДРАВЛЯЕМ! ТАК ДЕРЖАТЬ! Но и обольщаться не стоит – расслабившиеся фавориты вполне могут в следующем году «поиграть мускулами», да и новые таланты обязательно появятся! :)))

Таблица с результатами второго тура будет представлена на обозрение до 15 июня, а пока мы можем познакомить вас со стихами участников 2-го тура и с их краткой характеристикой от нашего литературного обозревателя Владимира Гутковского. Расширенный обзор литературного обозревателя будет представлен по работам, вышедшим в финал.

ВТОРОЙ ТУР КОНКУРСА «ПЯТАЯ СТИХИЯ-2021»
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
(плюсики после краткой характеристики текста показывают число баллов, которые литературный обозреватель добавляет к оценке жюри)

Краткое вступление от литературного обозревателя

Девиз конкурса "Потому что каждый достоин большего"

В этом году как общее количество текстов, принимающих участие в конкурсе, так и количество текстов, которые жюри отобрало для участия во втором туре, выглядит практически оптимальным.
И значит, ожидается достаточно острая борьба за выход финал.
Девиз (тема) этого сезона, традиционно строчка из стихотворения Игоря Царева, обозначен выше.
Представляется, что этот девиз открывает необъятный простор для трактовок и интерпретаций. Хотя не все так просто. Посмотрим, что вышло у авторов.

Как всегда обзор на этом этапе конкурса имеет следующий формат. После краткой характеристики текста приводится цитата из него, имеющее отношение к теме конкурса. Или просто значимая цитата.
Обозреватель имеет (оставляет за собой) право по совокупности всех художественных и идейных достоинств (как он их видит своим субъективным взглядом) поощрить понравившиеся ему тексты дополнительными баллами.
Итак, поехали!
1.
П-2216

ВОПРЕКИ

Нависло грузно, как дамоклов меч,
промозглое предутреннее небо,
готовое безжалостно иссечь
округу леденистым, колким снегом. 
Разгульный ветер бешено свистит
и, упиваясь безграничной властью,
ведёт себя как форменный бандит,
живому принося одни несчастья.
Проходит, словно через решето,
сквозь исполинские стволы деревьев.
Пугливо жмутся тени меж кустов.
Порывы ветра каждый раз острее.
Ещё вчера опавшая листва
в ответ на дуновение шумела,
сегодня — от земли не оторвать,
вморожена до крайнего предела.

Но что на ветке, бедствиям назло, 
алеет горячо под небесами?   
Вселенная, вращая тяжело
старушечьими, мутными глазами,
взирает удивлённо поутру       
на одинокий лист, что непреклонно
полощется на яростном ветру,
как знамя над мятежным бастионом.


Нельзя сказать. что слишком связный текст. Включающий, тем не менее , а может, и благодаря этому, достаточно выразительные и экспрессивные фрагменты.

Цитата в тему конкурса: «Но что на ветке, бедствиям назло,  алеет горячо под
небесами?».

2.
П – 2223

ЛОДКА

Я не трогала воду, страшилась ее движений.
Он размазывал соль по ошпаренной солнцем шее.
И такое затишье, что птицы совсем не пели.
Только ловчие весла со дна поднимали зелень.
Под ногами ходила река тяжело и жадно.
Мы буравили ил, непроглядные пятна, пятна.
Он распахивал руки, и рыбы к ладоням льнули.
Говорил мне: "Плыви, плыви!" И я тонула.
Опускалась на дно, как горячий прибрежный камень.
Занимался закат золотистыми языками.
Широко расползались круги. Проступали остро
Перетлевшие листья, белесые рыбьи кости.
Говорил: "Ничего, ничего, мы начнем сначала."
Я послушно молчала, и лодка меня качала.
Только голос его постепенно сходил на кашель.
Поднималась река и стояла темно и страшно.
Больше нет мне распахнутых рук над моей пучиной.
Но я делаю точно, как он меня научил.
Я тону глубоко, а потом начинаю сначала.
И лодка меня качает.

Очень глубокий, выразительный и образный текст. Производит сильное впечатление

Цитата в тему конкурса: «Я тону глубоко, а потом начинаю сначала...».
++

3.
П-2224

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

"Разбирая себя на атомы,
Собирала другую.
Новую."
                Саша Бартель
Знать не знаю, и ведать не ведаю
Ничего про обратный билет.
Сквозь меня – продолжение следует –
Прорастает рассеянно свет.

Прорастает по новой. Без памяти.
И качается с ветром иным
Вправо-влево невидимый маятник
За фасадом стеклянной стены.

Если вслушаться – звон колокольчиков.
Присмотреться – обычная мгла.
Этот мир мне не должен нисколечко,
Разве только немного тепла
Да нехитрого счастья охапочку
За системами координат…

Остальное – иллюзии, папочка…

[Тель-Авив. Ботанический сад.]

Текст в чем-то перекликающийся с предыдущим. И столь же нетривиальный в своем поэтическом рисунке.

Цитата в тему конкурса: «Сквозь меня – продолжение следует –
Прорастает рассеянно свет...».
++

4.
П-2226

ПРАВО НА ГОЛОС

Грядущее меряем
Меркой вчерашнею,
И мир – по скупому
Пейзажу за шторой.
…Что губка,
Солёную воду впитавшая,
Способна поведать
О бурях и штормах?!

Лежащие грабли
Напомнят об истине:
Бесплатных дорог
Нет - идущим наощупь,
К пределу, где доли
Старательно вписаны
В больничный реестр
Неразборчивым
Почерком.

Ах, если б,
Судьбу не обидев помарками,
На чистых полях
Начертать примечанья!
Но карту едва ль кому
Выдадут на руки
Хранители с парою крыл
За плечами.

В залоге страдательном –
Бездна отчаянья,
Но путь наугад -
Всё же вызов бессилию;
Шаг к праву на голос -
Хотя б совещательный,
Который расслышит
Бесстрастный
Консилиум!

Больничные истины. Поэтически довольно очевидные.

Цитата в тему конкурса: «Но путь наугад - всё же вызов бессилию...».


5.
П-2227

ДЕТСТВО

Мы не господа в реальном мире,
А изгои сказочной земли,
Где, испачкав пальчики в пломбире,
Ручеёк исследовать могли;

Где гоняли на велосипедах
В гастроном по лимонад и хлеб;
Где никто не треплется о скрепах,
Только всем хватает этих скреп.

Где условно посылал в нокаут
И считал на русском языке,
Где я слова не слыхал «воркаут»,
А бежал висеть на турнике.

Я себя обманывать не буду:
Взрослость есть не норма, а изъян!
Помнишь, Вова: ты был Робин Гудом?
Помнишь, Макс, как ты был Д’Артаньян?

С самодельным луком суперметким
Мы ходили тайною тропой,
Не боялись никого на свете
И мечтали встретиться с толпой

Немцев, белых или даже рыцарей –
Что нам и шериф, и кардинал?!
А сменили стрелы на позиции
Менеджеров среднего звена.
Взрослые – расстриги и лишенцы,
Ангельский утратившие сан;
Взрослые извержены из детства
За потерю веры в чудеса.
………..

Никогда я не был так отважен,
Как тогда, шагая в первый класс;
Первый бизнес не настолько важен,
Как на школьном поле первый пас.

Ностальгия по детству самая сильная из ностальгий. И самая безыскусная.

Цитата в тему конкурса: «Взрослость есть не норма, а изъян!».


6.
П-2228

ХВОСТ

Ходил хвостом за мною пегий хвост.
Хвостатое создание природы
Стояло, если я стоял; неслось,
Когда я нёсся к поезду – ко входу
В последний ускользающий вагон
По старому-престарому перрону…
В последний раз я разглядел его
В хвосте у поезда!
Но не было патронов…
И я зашёл в купе, и стал читать
Булгакова о гвардии, но спёкся.
Экзюпери… Отбросил – улетай!
Я «Лис» писал на всех вагонных стёклах!
Устав, заснул и видел странных сон.
Я в нём тонул и в
жутком море горя…
Стрелял, стонал… Мне слышалось сквозь стон,
Скулил мой пегий пёс…
бегущий краем моря.

Общий гуманистический посыл текста понятен и очевиден. Но нагромождение самых разнообразных реминисценций вряд ли делает его более отчетливым.

Цитата в тему конкурса: «И я зашёл в купе, и стал читать...».


7.
П-2238

 *   *   *

Вот окончится лето. Проступит опять позолота
На бледнеющих листьях, что грустно на кленах висят.
И готовятся птицы, встречая сентябрь, к перелету,
Все упорней надежды свои к облакам вознося.

Невозможно угнаться за нашим стремительным веком.
И, казалось бы, тишь и покой — вот она, благодать!
Но не зря что-то птичье издревле живет в человеке,
Заставляя под небом крутые высоты искать.

Собирается в рощах осенняя хмурая мглистость,
Жизнь скучать не дает, и она убеждала не раз:
Очень трудно постичь бесконечного мира единство,
Но дано быть единственным в мире любому из нас.

Все привычно — поникшие травы, укрытые пылью,
Свет в затихших домах и тумана лохматая мгла,
Но бывало не раз — ощущали мы крепкие крылья
И рвались к облакам, повседневные бросив дела.

Но бывало не раз, дерзновенную мощь обретая,
И стараясь достичь тех вершин, что достичь не могли,
Разбивали покой и над хмуростью будней взлетали,
Чтоб ясней разглядеть красоту благодатной земли.

А пока — теплый август в дворах умножает заботы,
Над землей скоро снова зависнут дожди, морося.
И готовятся птицы, встречая сентябрь, к перелету,
Все упорней надежды свои к облакам вознося.

Спокойная аналогия (и апология) повседневного круговорота обыденности. В котором, тем не менее, заключены зерна, и из которого в свое время прорастают всходы последующих взлетов и свершений. При благоприятном стечении обстоятельств.

Цитата в тему конкурса: «...дано быть единственным в мире любому из нас...»


8.
П-2242

ТАК БЫВАЕТ

Так бывает: побудка, впрыгиваешь в сапоги
и бежишь, пригибаясь, кричишь в темноту "ура",
ведь тебе сказали, что там, впереди, враги,
ты бежишь, в голове тамтамы, в груди дыра,
ветер свищет навстречу, в лицо и чуть-чуть насквозь,
а в ушах отголоски взрывов, топот и мат…
Просыпаешься с криком: откуда и что взялось?
Боже, боже, ну какой из меня солдат.

Так бывает: идёшь на кухню и ставишь чай,
и в трусах, не проснувшись, делаешь бутерброд,
в голове тамтамы с ночи ещё стучат,
чистишь зубы; лифт, светофор, переход, метро,
забегаешь в офис, включаешь, ныряешь в сеть,
почта-таски-баги, на митинг, на бизнес-ланч,
боже, боже, если ты всё-таки есть…
Нет ответа, no route to host, досадно, хоть плачь.

Так бывает: мальчишка в шортах на берегу,
босиком, по щиколотку в воде,
а на берег неспешно волна за волной бегут,
треск кузнечика, пчёлы жужжат в резеде,
до земли водопадом зелёным ветви ракит,
по воде круги, и птицы до хрипоты.

Мальчик пускает блины-восьмушки по глади реки,
мальчик счастлив.
А ты?

Тот самый повседневный круговорот обыденности из предыдущего текста полностью поглощает ЛГ этого текста. И отдушина остается только в снах. О детстве. Печально.

Цитата в тему конкурса: «...мальчик счастлив. А ты?»



9.
П-2243

МЕМУАРИСТ

Он остался мне должен.
Так, несколько тысяч.
Рублей.
И сегодня – не деньги. Тогда – на пузырь бормотухи.
И с кого тут спросить –
с почерневших январских полей,
По которым он полз умирать на ободранном брюхе?
Нет, всё было не так.
Он незряче смотрел в синеву,
Расплывался кармин возле раны его на затылке...
Хоронили его в ширпотребном дешёвом гробу.
А по жизни был в брендовых шмотках –
до первой бутылки.
Как он складывал вирши! Не профи, но чокнутый маг.
Мне не раз доводилось его поучать в кулуарах...
Почему ему не были рады в приличных домах,
Я потом сладострастно и зло распишу в мемуарах.
И покажется в сумерках:
вот он мелькнул за углом.
Он и жил не всерьёз, да и умер-то так – понарошку...
Кто-то тихо заплачет, а кто-то вздохнёт тяжело
Над дешёвою книжкой моей в ширпотребной обложке.

Жизненная история с привкусом литературного бытования. Почему только литературного? Вообще...

Цитата в тему конкурса: «Он и жил не всерьёз, да и умер-то так – понарошку...»


10.
П-2244

БУБЕНЧИК

В жажде жизни, в ее круговерти,
Перемешаны правда и ложь,
Много скучного в опыте смерти,
Не тождественно правилам... Что ж?

Безутешно одетый дух речи,
Удивлял повседневности бровь,
И за ближнего страх недалече,
Был на жалость похож и любовь.

Но размажь эту смесь мастихином,
Не жалей не кармин, не белил,
Ремесла полновесным цехином,
Ты давно и за все заплатил!

Небо крыл непечатною жестью,
Жадно ел пирожки с требухой,
Исходивший глухие предместья,
Молодой, бесшабашный, бухой.

Муки вечные щедрой пригоршней,
Собирал и прощенья просил …
Потому и в груди, скомороший,
Вместо сердца бубенчик носил.

Почти буквальное повторение сюжета и воспроизведение образной системы предыдущего текста. Что-то часто случаются подобные совпадения в этом сезоне. Авторы ходят парами? Или автор один и тот же.

Цитата в тему конкурса: «Потому и в груди, скомороший, вместо сердца бубенчик носил».


11.
П-2247

«КУДА МЕНЯ НОСИТ?»

Куда меня носит по жизни - не знаю.
Пространства в пустой комнатенке немного,
Аллея у дома до боли прямая,
Москва - Ярославль - прямая дорога.

Но все суматошно: толпа на вокзале,
От дома до дома запутаны рельсы.
Отца, почему-то, внезапно не стало.
И все это с чем-то неведомым в смеси.

Обида? Да нет, не обида. И вовсе
Не грусть и не ненависть. Не ностальгия.
Смещаются будто небесные оси,
И люди приходят на землю - другие.

И жизнь утекает сквозь ржавые трубы,
В какие-то глупые ржавые дали.
Лишь редко целую несчастные губы,
Которые вовсе меня и не ждали.

Целую. Прощаюсь. Куда меня носит?
Зачем? Почему? Я ответов не знаю.
Безмолвствует вечность. А кто меня спросит?
От жизни до смерти дорога прямая.

Дорога прямая, прямая до боли.
Как та, что у самого дома, аллея.
Земля меня носит. Из жалости, что ли.
А, может быть, просто меня не жалея.

Полная потеря ЛГ жизненной ориентации и утрата смысла жизни. Довольно распространенная история, которая в данном тексте не слишком глубоко осмыслена и не выходит далеко за рамки простой констатации.

Цитата в тему конкурса: «Земля меня носит. Из жалости, что ли. А, может быть, просто меня не жалея».


12.
П-2248

ТЕПЕРЬ

Я думала, что птицы замолкают
и кошки замирают, выгнув спины,
и вороны кричат, предчувствий полны,
и штиль на море в многократье лун.
Но нет. На воле бабочки летают,
благоухают розы. И невинны
«анютины глаза». И лижут волны
знакомый облюбованный валун.

Всё, как всегда. И только люди биты –
ушли в пещеры, чтоб дышать сквозь марлю.
Боясь касаний, как боясь при жизни
стать мертвецом, отмеченным судьбой.
А мир живёт по-прежнему. Разлита
по небу синь. Закрыты лишь таверны,
да дом молельный. Зубы крепче стисни
и жди, что кормчий прокричит отбой.

Но новый мир уже не будет прежним.
И точки невозврата – словно камни
дорожных вех. И пылью не покрыты
свежайшие могилы пандемий.
Я думаю, что вкус утратил вешний
апрельский ветер. Лбы, что дураками
разбиты об пол, заживут. Мы – квиты,
закончен век бездумных эйфорий.

Переживание «ковидного» апокалипсиса. И, кто знает, - преувеличенное или недостаточное?

Цитата в тему конкурса: «Но новый мир уже не будет прежним»


13.
П-2252

СОРОК ЛЕТ СПУСТЯ

Выхожу поутру на войну с энтропией
и не знаю, чем кончится этот замес.
Терапия трудом - ещё та терапия.
Мир уже не исправить, но важен процесс.

По регламенту - время почистить вулканы,
баобабы прополоты были вчера.
Стая птиц перелётных - смешные туканы.
Не с такою командой искать севера...

Я в ответе за тех, кого взял на поруки,
тот, кто нас приручил, не выходит на связь.
Мудрый лис перевёл ожидание в звуки,
а вот с розой всё простенько - не дождалась.

Больше нету стихов - некий вечный подстрочник,
переводим себя с языка на язык.
Я один на плацу, поседевший сверхсрочник,
не понятно зачем, видно, просто привык.

Я расчётливый чел: все движенья скупые,
я в аренду сдаю баобабовый лес.
Змейки нет. Я хожу на войну с энтропией...
Ну, а что ещё делать на поле чудес ?!

«Экзюпери» нашего времени. Повторение предыдущих практик может быть полезным, но вряд ли приведет к новым открытиям. Вторично? А что не вторично?

Цитата в тему конкурса: «Я хожу на войну с энтропией... Ну, а что ещё делать на поле чудес ?!»


14.
П-2259

ЖАСМИН
Пусть вечно сияет июньский жасминовый куст
и светятся звёздочки с жёлтым штрихом сердцевины!
Так рви же на части судьба, ну и пусть
мистралем сменяются ярые летние ливни!
Отняли любовь и по кочкам её разнесли, по клочкам,
отняли судьбу и заставили жизнью чужою
не жить, а болеть, но не вашим, а светлым богам –
жасмину вот этому - буду склоняться главою.
К деньгам, пьедесталам всегда равнодушна, плевать
на ваши законы молчания и осторожности шёпот!
Я выжила – значит, права, с этих пор благодать
июньская мне прописала по лужицам шлёпать,
и топать босой на вершину холма Сен-Жени,
туда, где жасминовой куст наклонился над бездной.
Не станет меня – значит, он за меня будет жить
земную мою, отраженьем моей же небесной.


Хотя бы о любви. А значит, поэтично. Да и доходчиво. До каждого.

Цитата в тему конкурса: «Я выжила – значит, права...»



15.
П-2265

ПРИРУЧЁННЫЙ ПТИЦАМИ

Едва лишь ночь растает над избушкой,
И скроется от глаз людских луна,
Он поспешит насыпать хлеб в кормушку,
И прИгоршню дроблёного зерна.

На свист его, призывный и высокий,
Со всей округи птицы прилетят…
Он каждой птахе, воробью, сороке,
Как малое дитя, безмерно рад!

Он счастлив только птичьим хором этим,
Что для него в столь ранний час поёт…
Мы, в сущности, не выросшие дети,
Уставшие от бремени забот!

Он долго наблюдает из окошка
За птицами, с улыбкой на губах:
- Вы потерпите, милые, немножко,
Придёт весна, с капелью и в цветах.

Вот потому он вновь и вновь стремится,
Начать свой день с ликующей строки,
Туда, где желтогрудые синицы
И воробьи клюют почти с руки…

Соседских крыш – белёные горбушки,
Сугробов неисписанных тетрадь…
А он с утра опять идёт к кормушке,
Чтоб дать душе немного полетать!


Душа находит умиротворение и надежду даже в самом малом и милом. И кто за это может осудить? В сложившейся (извечно) ситуации

Цитата в тему конкурса: «Мы, в сущности, не выросшие дети, уставшие от бремени забот!»


16.
П-2271

* * *

Жгли-пожгли, шлифовали ветры,
Сдирали тонны и километры
Цветастого пустопорожнего хлама -
Ну, здравствуй, мама!

Весь до дыр отбелён, отскоблен,
Но что удивительно - не озлоблен.
Только где вы, предел и мера:
В чём же, Господи, моя вера?

Ни мудрым не был, ни сильным, ни смелым -
В сущности, ничего не сделал.
Даже свет, отделившись от звёзд,
Сто миллионов проходит вёрст

Лишь на миг указать дорогу,
Светя себе понемногу.
Да разносит повсюду ветер,
Что Младенец рождён и светел,

Что свет, оторвавшись от звёзд,
Так похож на листву берёз
И что без году тридцать лет
С Рождества, когда умер дед.

То, что помнится - всё бесспорно:
Вот когда на душе просторно!
Вот они - и предел, и мера.
Вот в чём, Господи, моя вера!


Еще одна история еще одной жизни, проживаемой с чувством ее наполненности и одновременно конечности. Эмоциональный текст.

Цитата в тему конкурса: «То, что помнится - всё бесспорно: вот когда на душе просторно!»


17.
П-2272


БАБА ДУНЯ



Баба Дуня фартучек старый гладила.

Жаль, что руки  стали совсем негожие.

« А носочки брать с собой в небо надо ли?

А тепло ль, Пречистая, там, у Боженьки?»

А  по небу звёздочки яркой россыпью, –

Интересно бабке на них поглядывать:

«Вот оставлю правнучке ложку с росписью –

С деревянной ложечки  слаще сглатывать.

Помню, дед строгал её тонким ножичком.

Ничего, что краска немного вытерлась.

Не болят пусть ручки, да носят ноженьки,

Довязать чтоб детке успела свитер я.



И подшить  бы надо малышке платьице –

Во дворе бы бегать в нём  с "животинкою"».

Глянет в небо – звёзды к рассвету катятся:

«Как солдатик – сокол мой под осинкою?».

И креститься бабушка станет истово.

И взметнётся  выше огонь в лампадочке:

«Ты за ним присматривай там, Пречистая!

Я носочки тёплые справлю Ванечке».

Грусть, как вор, нагрянет – она наплачется.

Сколько лет уже  баба вдовствует…

Ни на пядь судьба назад не откатится,

И терзают сердце ей иглы острые.

Баба Дуня фартучек тихо трогает.

А иконки у неё все – с окладами.

«Вот приедет правнучка быстроногая,

Божья Матерь будет за ней приглядывать».



Просто и трогательно. Находит отзвук и преисполняет душу самыми чистыми человеческими чувствами.

Цитата в тему конкурса: «Ни на пядь судьба назад не откатится»

++





18.

П-2276

«БАЛЕРИНА»

Что ж расклеилась так, моя милая стильная леди?
Ну, подумаешь, жмёт твой корсет и болит поясница...
Ты, когда рисовала мечты о загадочном принце,
И не думала даже о чёртовом этом балете.

Озорная кокетка, кровей европейских креолов,
Одарённая статностью примеси от белорусов:
Как она выходила в джинсé, дабы вынести мусор!
Взглядом ели старухи на лавках, глотнув корвалолу.

Время, нравы теперь... Ну а то, в девяностых, как вето.
Где маркетинга кризис, только мода – не сходит с афиши.
Помнишь, ночью, под фарами звёздных*, сбегала на крышу
И курила, впервой, горько-гадкие "Kent" сигареты?

Да, ходила в балетную, ради... не общего дела,
Заменяя кураж новостей и иных головных интересов.
Воротило от строгих диет и излишнего стресса,
(Пусть когда-нибудь это мне, в сущности, станет пределом).

А потом прицепился сосед... Как там? Кажется, Женя.
Расплывался в улыбке при встрече, как в розовом цвете.
Напевал рок-н-ролльно: "Не видел прекрасней на свете",
Но, под утро, на старом комоде лежал свёрток денег.

В одночасье решила не плакать, – "Я же – сильная леди!",
Замостила клише идеалов – лишь одним манифестом.
Там, на крыше, средь огненных звёзд, мир – не кажется тесным
Для свободной естественной жен... или всё-таки ведьмы.

Помню сцену. Оваций прибой... Ненасытная прима.
Плачет горько (кто б знал?) "дубль два" за дверьми туалета.
Мелких бусин каскад... и осколки мечты – по паркету:
На сегодня уже обошлось без шумихи и дыма.

А вчера накормила котов и жиреющих уток...
Молча плавают гости Московско-свинцового прýда.
Но дела и проблемы. Всего на душе ещё – груда...
Лишь в такие моменты, мир становится капельку чуток.

В год двухтысячный, эго зимы переносится бредом.
Понтиак – цвета люкс*. Воробьи задирают афишу.
Женя как-то сказал, мол, до звёзд далеко – но они, всё же, ниже.
Спа-салон по нечётным – теперь одиночества кредо!

Белых хлопьев мотив смоет суть штукатурного грима.
Новый год разбавляет сгущенья штрихов – сняты маски...
"Счастье" ездит в метро… но не здесь, не сейчас… и напрасно.
Где, увы, я – не "ле...", я – не "же...", я – не "ве..."*, я – опять балерина.

* огней
* см. класса люкс
* леди, женщина, ведьма



Что поделаешь? Такова жизнь (в переводе с французского). Богатые тоже плачут. Их можно понять. Всем плохо.

Цитата в тему конкурса: «Там, на крыше, средь огненных звёзд, мир – не кажется тесным»


19.
П-2277

* * *

У Дон Кихота копье, а у Гамлета шпага,
для укрощения зла и заклятия бед.
А у меня вообще –
карандаш да бумага:
по существу,
ничего подходящего нет.
Но если я начинаю в себе сомневаться,
переходя времена по сожженным мостам,
рядом со мной оживают
Шекспир и Сервантес,
Пушкин и Бунин,
Ахматова и Мандельштам.
Зло на планете заводится с пол-оборота –
это случалось, наверное, тысячу раз.
Но от него защищают
копье Дон Кихота,
Гамлета шпага
и слово любого из нас.


Главное определить для себя примеры для подражания и собратьев по духу.

Цитата в тему конкурса: «... защищают копье Дон Кихота, Гамлета шпага
и слово любого из нас»


20.
П-2282

ДЖУЛЬЕТТА

Джульетта начинает танцевать,
Стремительно звучат оркестра звуки...
Тревожа льда сверкающую гладь,
Она изящно к небу тянет руки.

Здесь нет любви. Отпели соловьи,
И ясный день сменился на ненастный.
Пятнадцать роз пурпурных отцвели
Давно, и чувства нежные угасли.

Зачем ты строишь замки из песка,
Спешишь за ней угрюмой, мрачной тенью.
Неправедным достанется тоска,
Нечестным – равнодушье и забвенье.

Торжественно танцует менуэт
Судьба, печально дождь стучит по стеклам.
Джульетта верит – тьму заменит свет,
В победном такте музыка умолкнет.


Лаконичная и выразительная зарисовка.

Цитата в тему конкурса: «Джульетта верит – тьму заменит свет...»


21.
П-2284

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ СТАНСЫ

В стороне от дорог, непохожих на истинный путь,
А как будто светящихся вечного ада кругами,
Неоглядный простор, что не спрятать и не зачеркнуть,
От Москвы расстилается вдаль, как ковер под ногами.
Настороженно смотрит глубинка на стольный вертеп,
Засылает гонцов, а они в этом жерле сгорают,
Если выжил в Москве, если к подлинным краскам не слеп,
Помни, чем ты обязан родному медвежьему краю:
Где-то там Енисей, как шатун, бродит в темных лесах,
И трясет этот лес на своих ледяных перекатах
И усыпана густо щепой вдоль пути полоса
Лесовозных следов, исчезая в еловых закатах.
А на дальнем краю, что свисает акульим хвостом,
Звероловы жуют чайный жмых вперемешку с табачным
И кидают прищуренный взгляд на недальний Восток,
Карабин разряжая вослед облакам аммиачным.
Океан, Хокусай, энергетика солнечных струй,
Свет небес, опрокинутый в вечнозелёные волны,
Песней в сердце проникни, срази же меня, очаруй
И одну лишь мечту-красоту постарайся, исполни.
Чтобы жить мне не там, где союз воровства с нищетой,
И не с теми, кто тешится, глядя на это соседство,
И не так, чтоб в бронзе сиять над гранитной плитой,
А с любимой, в саду, созерцая счастливое детство,
Где нет времени, только меняются краски шатра
Над твоей головой, да звенят по кустам менестрели,
Где высокое небо сигналит всю ночь, до утра,
Да буран за окном не страшней озорной карусели.



Очень ладно и складно сконструированная по законам жанра поэтическая композиция. Задающая многие актуальные (и вечные) вопросы. И находящая на них ответы пусть и не вполне оригинальные, но от этого не менее верные.

Цитата в тему конкурса: «Свет небес, опрокинутый в вечнозелёные волны, песней
в сердце проникни, срази же меня, очаруй и одну лишь мечту-красоту постарайся,
исполни»

++



22. 

П-2285

ДЕРЖИ

Мой опыт - тиран мой - хранилище, ларчик, капкан,
В нём собрано всё, чем Создатель питал меня прежде.
И я поневоле теперь продавец-шарлатан,
А ты безразличный ко мне покупатель надежды.

Смотри, открываю сокровища, словно гора
Искателям гибельный путь вглубь себя обнажает,
Там в адских силках меня держит нещадно Вчера,
И сердце трепещет моё, но уже не летает.

Ночами я вижу себя над холмами в дали,
Искусно сложённой из рисовой гладкой бумаги,
Где с неба призывно курлыкают мне журавли,
Где сливы китайские, осы, драконы и флаги.

И вот я лечу за потерянной стаей наверх,
Меня поднимают ветра, как фонарик, всё выше.
Я больше не рисовый змей, я - пылающий стерх,
И клич журавлиный всё чётче и явственней слышен.

Исчезнуть, укрыться в лазоревом небе, дразня
Осеннее солнце, и вот уже сброшены сети...
Но девочка в шёлковом платье держала меня,
Держала так крепко, как могут держать только дети.


Ощущение полета, искушение полетом, воспоминание о полете. Выражено вполне впечатляюще.

Цитата в тему конкурса: «Я больше не рисовый змей, я - пылающий стерх,
И клич журавлиный всё чётче и явственней слышен»
++

23. 
П -2286

ЗИМА В РОССИИ

Пришла зима. Дымит труба
До яицкой степи.
Лепи из снега русских баб,
Лепи их да лепи.

Пока мерещится покой,
Пока земля во сне,
Лепи мужицкою рукой
Холодный белый снег.

Бока круглы, круты бока
И губы ледяны.
Лепи их, лепится пока
До будущей весны.

А если в сумраке ночном
Калитка скрипнет вдруг,
Кто б ни был там - входите в дом,
Не стойте на ветру.

И будем ладить по уму
Куда вас приложить.
В России зиму одному
Не просто пережить.


Крепко слаженный текст, наполненный практичным оптимизмом и достойным стоицизмом.

Цитата в тему конкурса: «В России зиму одному не просто пережить»


24.
П-2287

[0]КУХНЯ[/0]

Запомни свет, задёргивая шторы.
Запомни час, когда пробьют часы.
И о любви пустые разговоры
По старой кухне бисером рассыпь.
Налей стакан - нет счастья в полумерах.
Встань у окна, скажи весёлый тост.
Смотри, вот дождь. Смотри, вот мокнут скверы.
Водой смывает город, где ты рос.
Теперь скажи, что завтра будет легче.
Я постараюсь верить и молчать.
Смотри, вот ночь. Давай ещё за встречу.
А после - чай, чернее сургуча.
Нам хватит сил. Ты тоже это знаешь.
Нам хватит лет - так просто не уйдём.
Давай за дождь. Пусть вывезет кривая.
А город станет чище под дождём.


И этот текст тоже выдержан в как бы элементарных ощущениях. На первый взгляд. Которые на самом деле не так уж просты.

Цитата в тему конкурса: «Давай за дождь. Пусть вывезет кривая. А город станет чище под дождём»


25.

П-2288



УМИРАЛА СТАРУШКА

   (сложное рондо)


Умирала старушка в ленинградской квартире,
Голод высушил тело, седина цвета стали,
А с неё «Незнакомку» в прошлом веке писали.
Всё в военном пожаре, все забыли о мире –
Смерть играет ноктюрны на безумном клавире.
А так хочется света, чуть побыть в пасторали,
Ну хотя бы наесться, танцевать в светлом зале.
Замирая в объятьях, всё считать «три-четыре»…
Умирала старушка в ленинградской квартире.

В ветхом старом комоде под защитой вуали
За Гражданскую орден и другие медали,
Фотография сына в генеральском мундире.
Далеко сын запрятан лагерями Сибири,
Голод высушил тело, седина цвета стали.

За окном на портрете улыбается Сталин:
«Мы врагов победили, власть советская шире».
Но победные речи бьют из памяти гирей –
Там, в большом кабинете, мать и сына пытали,
А с неё «Незнакомку» в прошлом веке писали.

Вспоминается Питер, муж, убитый в трактире,
Из подруг – Зинаида, всё отдавшая лире.
Жизнь тихонько уходит, вдаль стремясь по спирали,
А недавно на внука похоронку прислали.
Всё в военном пожаре, все забыли о мире…
Умирала старушка в ленинградской квартире.



Хотелось бы более тщательной поэтической отделки достаточно сложной, развернутой во времени темы.

Цитата в тему конкурса: «Смерть играет ноктюрны на безумном клавире. А так хочется света, чуть побыть в пасторали».


Последний раз редактировалось Александр Лелянов 10 июн 2021, 00:02, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 июн 2021, 21:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 ноя 2013, 14:15
Сообщения: 148
26.
П-2295

ПИСЬМО ЗАМОРСКОГО КОРОЛЕВИЧА ИЗ РУСИ

Приветствую, отец. Ну как дела?
Тебя ещё не выбить из седла,
как многие мечтают в королевстве?!
А здесь война сменяется чумой,
до смерти – два аршина по прямой,
и сажень – до иных великих бедствий.

Отец, я не смеялся восемь лет.
Здесь воздух от несчастий перегрет,
и плач ветров тосклив и монотонен.
Здесь крыс намного больше, чем людей.
А впрочем, как сказал стрелец Гордей:
«Пока здесь эти твари, мы не тонем».

Рогожная душа не любит шёлк.
Был сильный голод, Бог в тот год ушёл,
забрав трудолюбивых и хороших.
И множились дубовые кресты.
Я выл голодным псом до хрипоты,
пугая заблудившихся прохожих.

Отец, здесь тёмный люд и тёмный край,
в котором правит ёкарный бабай.
Его все почитают с малолетства.
Я в словнике (на пасху аккурат)
прочёл, как объяснили слово «брат» –
мол, это некто в битве за наследство.

В семье моей всё та же пастораль:
жена глядится в зеркало, как в даль,
в то самое, от умершей царицы,
красуется и бредит, хохоча.
Я пью в расстройстве брагу по ночам,
и хочется по-русски материться.
Я медленно пошёл ко дну, и мне,
гораздо проще жить на этом дне,
поскольку там проблемы смехотворны.

Бывай, отец. Пиши и не болей.
С приветом, королевич Елисей,
в котором Русь давно пустила корни.


Впечатляющая поэтическая композиция. Не знаю уместно ли, но процитирую себя: «...Вечное колесо. Меньше чем ничего» может быть только все...».

Цитата в тему конкурса: «... королевич Елисей, в котором Русь давно пустила корни».
++

27.
П-2301

КУДА УМЕСТНЕЙ БЫЛО Б УМЕРЕТЬ…

Куда уместней было б умереть,
чем от твоих объятий обмереть,
когда осталось жизни уж на треть,
когда по волосам уже не плачут.
Но снова о весне кричат грачи,
и сердцу не прикажешь: замолчи,
хоть нежность обречённая горчит,
и что с того, что я грешна иначе.

Да, я странна, но это мне идёт.
А кто не странен? Только идиот.
Нормальных нет, - сказал Чеширский кот,
и это было, в сущности, нормально.
Да, я стара, но ведь любовь старей,
старее всех церквей и алтарей...
Твоё лицо при свете фонарей...
И счастье было, кажется, в кармане.

Хотя я до сих пор не поняла,
что это было — глаз ли пелена,
или душа и впрямь опалена
божественным огнём из преисподней.
Что это было - прихоть и каприз,
или небес таинственный сюрприз,
и я кружусь с тобой под вальс-каприс,
и всё уже исполнится сегодня.


Ничего с любовью поделать нельзя. Она по-прежнему капризно кружится в вальсе. И напевает свои торжествующие песенки. Пусть и немудреные, но великие.

Цитата в тему конкурса: «Да, я стара, но ведь любовь старей, старее всех церквей и алтарей...»
++

28.
П-2302

ПИСЬМО БРАТУ 

Привет, Иван! У нас всё хорошо. 
Вчера похолодало, снег пошёл, 
с утра телёнка в сени запустили. 

Отец не пьёт, из дома ни ногой, 
всё ждёт тебя. Да, ты ж у нас какой, 
родней семьи – то джунгли, то пустыни.

Ты снился мне: обрыв, тропинка вниз, 
бежишь по ней, кричу тебе: «Вернись!» 
и падаю в траву, теряя силы. 

Вдруг лес зашевелился, стал живым, 
а ты ему командуешь: «Бежим!» –
и вздрогнули берёзы и осины, 

послушно побежали за тобой, 
попарно, в одиночку и гурьбой, 
но замерли внезапно у границы –

в их кронах загорелся стыд и страх, 
и плакали в беспомощных руках 
привыкшие к родному месту птицы. 

Потом я вынимала из золы 
обугленные мёртвые стволы 
и красила зелёным, чтоб не броско. 

Приснится же такое, ну дела! 
…Твоя Полина снова запила, 
вчера весь день стояла у киоска. 

Я снова без копейки – третий год.
Весной поеду в город, на завод, 
сбегу из-под родительской опеки. 

Ещё про сон… я стала хоронить 
стволы… чудно, конечно… но они 
давали тут же новые побеги. 



Простая жизнь на грани сна. И сны, которые становятся вещими. Хоть смысла в них ищи свищи, но он есть. Даже если сразу не найдешь. А найдешь - не поймешь. Все равно он есть.

Цитата в тему конкурса: «Вчера похолодало, снег пошёл, с утра телёнка в сени запустили».
++

29.
П-2303

МОЙ САМЫЙ, САМЫЙ…

Я нередко падал и вновь вставал.
Наломал немало копий, щитов и дров.
А за взлётом часто зиял провал
в этом самом сложном из всех миров.

Я влюблялся – в омут, закрыв глаза.
Ненавидел – аж холодела кровь.
Жизнь не удерживал на тормозах
в этом самом стремительном из миров.

В голове стихи, как девятый вал.
Ночь сминала ритм, опустив покров.
Но в ночи божественно саксофон играл
в этом самом трепетном из миров.

А когда слабела надежды нить,
пропадал за далью родимый кров,
жёстко я себе запрещал хандрить
в этом самом грустном из всех миров.

И когда бывало невмоготу,
так бывало круто, что будь здоров, –
находил на небе свою звезду
в этом самом звёздном из всех миров.

Лента финишная струной дрожит,
бытия земного закон суров.
А хотелось бы бесконечно жить
в этом самом, самом из всех миров.


Универсальный человеческий инстинкт преодоления еще не раз выручит нас.

Цитата в тему конкурса: «А хотелось бы бесконечно жить в этом самом, самом из всех миров».
++

30.

П-2266



САЛФЕТКА



Зелёная ветка, растущее благо,
глотая нектар грозового озона,
взрослела и знала, что станет бумагой,
не просто бумагой - бумагой особой.

Отменной, отборной. И вечером чёрным
под облаком-шапкою мягкого света
хранить будет формулы смелых ученых,
а, может быть, мудрые мысли поэта.

Но смысл и домысел - разные силы.
Кто станет считаться с ничтожною веткой?
Решил сортировщик надежд древесинных,
что быть этой ветке обычной салфеткой.

Салфеткой... Хранилищем тайным объедков...
Приставкой к салатам, нарезанным всуе.
И вместо чернил, тёмно-синих и едких,
покорнейше впитывать пьяные слюни.

Громады бумаги, белейшей и писчей,
лежали, как дальний несбыточный остров.
С презрением, вызванным новым обличьем,
её провожали вчерашние сестры.

А позже - кабацкая вечная копоть.
Безликие ночи. Мышиные тени.
...На мятой салфетке, под крики и хохот,
две строчки дописывал дерзкий Есенин.



У поэта даже салфетка находит поэтическое применение. Всюду жизнь!

Цитата в тему конкурса: «На мятой салфетке, под крики и хохот, две строчки дописывал дерзкий Есенин».



31.
П-2289

ТО ВЫПАДЕТ СНЕГ, ТО РАСТАЕТ

То выпадет снег, то растает,
снежинки сбиваются в стаи,
но, кромку земли застилая,
они превращаются в хлябь.
Зима говорите? Да что вы!
Зимою пуховы покровы
и потреск мороза суровый
при двадцать пять ниже нуля.

Пусть хлюпают нос и ботинки,
в кармане одни недоимки,
и жалобно даже не пикни,
мол – а, провались все ваще!
Чем вечно месить эту слякоть,
к подруге сверну покалякать,
а влажный кружной забияка
слепит или гонит взашей.

Орудуют дворники-спицы,
народ у маршруток толпится,
а я прохожу, как патриций
взирая на все свысока –
мол, стоит ли множить печали?
Морозы – и те измельчали,
а время, как бешеный чайник,
свистит и свистит у виска.


По всякому бывает . И так тоже. И зимой, разумеется.

Цитата в тему конкурса: «...а я прохожу, как патриций, взирая на все свысока».



32.
П-2308

СУМЕРКИ

Моей бабушке Зине,
живьём с малолетним сыном
закопанной в землю карателями
во время Великой Отечественной войны

Зина, сегодня сумерки, что кисель.
Снова сентябрь увяз в придорожной жиже.
Струи дождливо тянутся в канитель,
прошлое прилетает, садится ближе.

Значит, сегодня что-нибудь сотворю –
жжётся во рту, стремится наружу слово.
Помнишь, ты тоже верила сентябрю,
свято включая веру в свою основу.

Помнишь, учила сына: “Не обмани!
Станешь большим и сильным, таким как папа”.
“Хайль!” – за окном вопили больные дни,
к новой оси времён поднимая лапы.

Младшие братья бегали посмотреть,
Свёкор стонал на печке, как ветер в роще.
Зина, они все выжили в эту смерть,
после войти в другую им было проще.

Жили, что не жили – плакали по ночам,
в снах собирали в кучу родные кости.
Что ты такое крикнула палачам
в их безмятежный час абсолютной злости?

Гордо шептала сыну: “Не устрашись,
папа придёт, за нас отомстит, мой милый».
Что ты такое знала про эту жизнь,
если спокойно встала на край могилы?

Тихо сжимала сына в подземной мгле…
Пан полицай остатки допил из фляги.
Вспомни его повязку на рукаве.
Нынче у нас на улицах те же флаги.

Память пронзает доверху из-под пят.
Это свобода – право взойти на плаху.
Если отринешь – мёртвые возопят,
примешь – и сразу станешь сильнее страха.

Зина, сегодня сумерки…


Вечнвя история. Вечная память!

Цитата в тему конкурса: «Это свобода – право взойти на плаху».



33.
П-2310

БАНАЛЬЩИНА

В этом мире (учти, так устроен мир)
Не бывает для всех типовых квартир.
Каждый сам себе плотник, и бог, и матерь.
Не оправдывай  прозвище «истукан».
Если речью и делом бурлит вулкан —
Значит, время пришло распечатать кратер.

Будет жаркая лава из сотни «love».
Будет сила булавок или булав —
Ухвати, что окажется под рукою.
Любопытство обманет — любовь спасёт
В тот момент, когда выдохнешь слово «всё»
И научишься радость кормить тоскою.

Небосвод бывает и нем, и слеп.
Бестолково выпрашивать кров и хлеб,
Повышая запросов ненужных плотность.
Яма, если захочет, сожрёт Памир,
Обвиняя во всём глуповатый мир,
Что делился дарами не так охотно.

Мир не злой и не добрый — слегка другой.
Раз ступив, зарекаются —  «ни ногой»,
Только топчут и топчут тропинки-нити...
Я стиху наступаю на тормоза.
Мне хотелось о многом ещё сказать.
Получилась банальщина. Извините.


«Получилась банальщина. Извините». Бывает. Намерения ведь были самые возвышенные.

Цитата в тему конкурса: «Любопытство обманет — любовь спасёт».



34.
П-2311

УШЕДШИМ
Владимиру Рябову – моему дорогому другу,
лауреату музыкального конкурса «Пятая стихия»,
ушедшему из жизни 13.02.2021 г.

Белый свет на прощальном погосте
собирает неправых и правых,
чтоб землицы натруженной горсти
в дальний путь за ушедшим отправить,
словно крохи отложенных мыслей
на потом, окроплённые солью
безутешного слёзного смысла,
выпуская на вольную волю.

В этот миг на земле все едины,
обусловлены жить настоящим,
только неба густые седины
возвращают к мерилам вчерашним:
был ли берег ушедшего полон
теплоты и участия друга,
окружённый земным ореолом
жития судьбоносного круга?

А в небесном кружении строчек,
вызревающих звёздным акантом,
чётко выверен жизненный почерк
зарываемых в землю талантов.
Уходя от земных изобилий,
души примут Всевышнего волю,
вверив нам осознание были
остротою немыслимой боли…


Прощальное. Печальное.

Цитата в тему конкурса: «...чётко выверен жизненный почерк зарываемых в землю талантов».


35
П-2323

ЖИЛИ-БЫЛИ

Он прижимал меня к груди,
меня и куклу Олю.
Потом стоял совсем один,
и на моё «не уходи!»
поморщился от боли.
Он протянул мне пирожок
и с видом виноватым
сказал: «Вот вырастешь большой…»,
ещё запомнилось про шок
и про какой-то фатум.

И всё казалось не всерьёз,
так странно и тревожно.
А поезд нас куда-то вёз,
солёным от горючих слёз
был пирожок творожный.
«Никто не дёрнул за стоп-кран», –
шепнула мама тихо,
а я смотрела на стакан,
на удивительный стакан,
с какой-то уткой дикой.

Ещё не ныло день-деньской
не вынутое жало.
Был неприкаянный покой
под тёплой маминой рукой,
и ложка дребезжала
о том, что «жили-были» – ложь,
запущенная в небо,
и мир нисколько не хорош,
и это – «вырастешь, поймёшь» –
очередная небыль.

И смех, звучащий за стеной,
и острые осколки,
и сон, где я бегу домой –
как поцелуй судьбы самой,
спасительный и долгий.


Нет тяжелее расставаний, чем расставание с собой!

Цитата в тему конкурса: «поцелуй судьбы самой, спасительный и долгий».


36
П-2330

* * *

Ни одного тревожного симптома
мой папа был мужчина в цвете сил
он пел «трава, трава, трава у дома»
и джинсы белоснежные носил

в любой машине глохнет карбюратор
и папе не допеть до февраля
земля видна в его иллюминатор
холодная и рыхлая земля

я помню, как он грузится в ракету
как все рыдают вплоть до темноты
над космодромом проплывает лето
и звездный дождь сочится на кресты

и тот, кто хит про нашу землю создал,
пускает папу в радостный полёт
и вот отец летит навстречу звездам
и песню он ту самую поёт

и видится что близко и знакомо
и слышатся любимые слова
и снится нам не рокот космодрома
не эта ледяная синева.


Знакомые напевы хоть немного заглушают боль утраты близких.

Цитата в тему конкурса: «...и вот отец летит навстречу звездам и песню он ту самую поёт».


37.
П-2337

ПЕРВАЯ СТРАНИЦА

Скрип половиц. Замедленная речь.
Горит теплом разморенная печь,
И рыжий кот растянут на диване.
Щеколда стукнет, загудит в трубе.
Поправлю плед заснувшему тебе. -
День уплывает лодкой в океане.

И, растворяясь в сумерках небес,
Чернеет хлебной корочкою лес.
А после, по законам океана,
Его глотает тёмно-синий мрак,
Где лодку не догнать уже никак, -
Не вытащив удой Ливиафана...

Пусть семь потов сойдут во сне веков,
И выйдет Нил из древних берегов,
Плыви себе в видениях Танаха.
Архангел Гавриил наточит меч...
Ветхозаветным гулом дышит печь. -
В ней догорает половица страха.

Увидишь сам, как утром в феврале,
Две первые звезды, взойдя в золе,
По дымоходу вырвутся наружу.
От них пойдут вселенские ростки...
Ну, а пока на лепесток руки
Клади во снах истерзанную душу.

Здесь хорошо. Здесь прост и ясен быт.
И чайник на живом огне кипит.
Вкуснее чай от чабрица с душицой.
Ты будешь чист, проснувшись поутру.
И жизнь начнёшь со снега на ветру
От Иоанна первою страницей...

Довольно бессвязно. Но образно, ничего не скажешь!

Цитата в тему конкурса: «Ветхозаветным гулом дышит печь. - в ней догорает половица страха».



38.
П-2340

НОЧНОЕ

Крошечным пятнистым арлекином
По слюне мастифа, да с мастихином
Я взбиралась во сне из последних сил.
Возможно, потому, что ночью заморосил
Дождик, заговорил на голубином,
На утином наречии. Воскресил

Сны мои, картины из дальнего далека...
Месяц зацепился за алую жесть маяка.
Друг мой, Мельес, крути свою киноплёнку,
Покажи моему внутреннему ребёнку,
Что случается, когда затекает рука.
А за ней и плечо, и подушка, и простыня — вдогонку.

Астрономы надувают щёки,
Выпуская пузыри из космической щётки.
Вот и весна. И кожа саднит, как раньше,
Когда ни в теле, ни в мыслях не было фальши.
И зелёная карета несётся по девичьей чёлке.
Кони косят, почуяв, что едут по великанше.

Каждую ночь меняю свои размеры и вид.
Во мне устроился кто-то, кто ведает, что творит.
Кто ты? Алиса? Мозг? Или же демон?
Лучше не трогать. Кто знает, из чего он сделан.
Щекочет мне веки. Во рту у меня искрит.
Может, утопит меня в чашке, размажет по стенам.

Мягкий пёс лижет мраморное плечо.
Жить в апреле становится горячо.
Капли тянутся по брусчатке и рвутся.
Предрассветный Арбат похож на потёртое блюдце.
По нему ползёт оживший шпионский жучок.
Голенища его и усы, и брови смеются.

Раз-два-три, раз, - вальса как не бывало.
Заворачиваюсь потуже в своё одеяло.
Сплю — глубоко и влажно. Дождик висит на шпиле.
Тишина в эфире, нас почти утопили.
Башмачки - снова в дым. Я вернулась с последнего бала.
Здесь меня любят. Но и там меня тоже любили.


В чем-то перекликается с предыдущим текстом. Но здесь изложение еще более развернуто и насыщено образными деталями в целом ряде эпизодов.

Цитата в тему конкурса: «Каждую ночь меняю свои размеры и вид. Во мне устроился кто-то, кто ведает, что творит».


39.
П-2344

СКРИПКА ИГРАЛА ОСТРО

Скрипка играла остро,
Тонко звенел бокал,
Двое расстались просто
У дорогих зеркал.

Видно, была причина
Порознь стремиться ввысь.
Женщина и мужчина
В стороны разошлись.

Но за оправой медной
(Нам ли стекло судить?)
Два отраженья медлили
В стороны уходить,

Словно стыдясь движений
Подлинников своих.
Были те отраженья
Лучшим, что было в них.

Копия - не ответчик,
Только двойник. Но вот
Каждый шагнул навстречу,
А не наоборот.

Не было это местью
Миру - любовь, мол, зла, -
Двое остались вместе -
Там, в глубине стекла.


Чудеса все-таки случаются. И происходят. Особенно, когда слово берет любовь.

Цитата в тему конкурса: «Были те отраженья лучшим, что было в них».


40.
П-2352

ЗОЛОТОЕ ТЕМЯ

Лучики-пальцы приподнимают ловко
ясли за уголки невесомой тени.
Что ты мне скажешь шёлковая головка,
золотое темя?

Нет ни волов, ни овец у нас - только звёзды,
падать начнут - будем плести корзину,
сколько тревог и радости мне принёс ты,
чтобы наполнить зиму?

Сколько любви? Оставь, мне делиться не с кем,
снег мой пернатый кружится над лесами,
там под звездой, наверное, Вифлеемской,
хлев наш стоит, и сани

по лесу мчатся к снежному Назарету,
тень на ладони вечера - легче пуха,
хочешь, коснёшься облака на заре ты
ризой святого духа?

И ни волхвов не случится, ни стад пастушьих
к нам не придёт, дары не нужны ничьи нам,
только над нами будут служить, послушай,
звёзды соборным чином.


Очень возвышенный и во всем соразмерный текст. Ему веришь.

Цитата в тему конкурса: «сколько тревог и радости мне принёс ты, чтобы наполнить зиму».


41.
П-2358

***
В толстовке серой на сыром ветру,
неистово, вульгарно, балаганно
худой скрипач играет поутру –
нисколько не похожий на цыгана.

Мелькают лица, сапоги, пальто,
молчат угрюмо, сонно, дышат паром,
и джинсы-клёш русалочьим хвостом
метут сухую кожу тротуаров.

Природа крепко держит на крючке.
рвёт струны отголоском урагана
студент с дешёвой скрипочкой в руке,
нисколько не похожий на цыгана.

В нелепой жажде вечного тепла
открыв – такой кефир не всем полезен,
отраву хлещет прямо из горла
сквозь ледяной сарказм рублей железных.

Вокруг спешат – подальше от греха.
Что воду резать – утешать влюблённых…
(Вольфрамовая ниточка стиха
уже дрожит в гортани воспалённой.)

В осенний лес умчался вольный бес.
Со всеми соглашаясь – в знак протеста –
упрямо продолжает свой ликбез
худой скрипач – ревнивый гений места.

…Я это утро сохранить хочу –
как слабое капризное растенье.
Укрыть от ветра тонкую свечу
и Вербного дождаться воскресенья.


Теория малых дел во всем своем непридуманном величии..

Цитата в тему конкурса: «Укрыть от ветра тонкую свечу и Вербного дождаться воскресенья».
+

42.
П-2341

ВЕСЕННЯЯ АЛХИМИЯ
Весна. Титаники махинами плывут ко льдам…
Всю ночь промучаюсь с алхимией
и аз воздам.
Смешаю фейерверк гормоновый внутри реторт,
протуберанец феромоновый
и кровоток!
И! Жизнь почти что опрокинута. Беги! Лови!
И вот она – моя алхимия,
гудит в крови.
В ушах – то шёпот, то мелодия, то скрип весла,
то раззвонившиеся вроде бы
колокола.
То восхитительное снится мне – но до поры:
потом приходит инквизиция
и жжёт костры…
И сердце в бездну обрывается, а после – вскачь!
И согрешить бы, и покаяться.
То смех, то плач…
То вдруг захочется ожечься мне и боль вернуть,
в глазах бездонных этой женщины
вновь утонуть…
И, выплыв в гавань губ подкрашенных из забытья,
в душе, стыдясь себя вчерашнего,
искать изъян…

Расплав страстей! Но сроки годности – на волоске.
И отступаю. То ли в гордости,
то ли в тоске…
Весна-язычница, грехи мои сведи к нулю!
Такая дивная алхимия!
Бегу. Ловлю
слова – неслышны, неразборчивы –
ручья, травы…
Весна!
Заслуживаем большего?
Я – нет!

А вы?


Все заслуживают. И автор тоже. Текст это убедительно доказывает.

Цитата в тему конкурса: «И вот она – моя алхимия, гудит в крови».

++



43.
П-2342

ДО РАССВЕТА ЕЩЁ ПОЛЧАСА

До рассвета ещё полчаса... Первый луч пробегает по телу.
На спине чуть видна полоса, что никак загорать не хотела.
Дремлешь тихо. Настал выходной. Отступили звонки, разговоры.
День рождения нынче. Он твой. В холодильнике торт, весь в узорах...

Ни о чём наш случайный роман, что окончен финалом постели.
Был так шумен вчера ресторан, где - мгновенно, часы пролетели.
А потом мы примчались сюда, на беседы не тратили время.
Показалось пустяк, ерунда. Да не сплю вот. Врезается в темя:

будут гости, бокалы с вином, и под кружево музыки вздохи.
Заиграет, как радуга дом. Фейерверк разбросает сполохи.
…Подойду поздравлять, в свой черёд. Улыбнёшься и ты, мне навстречу.
Сердце вдруг на мгновенье замрёт. В частых тостах растянется вечер.

…Я бы мог говорить их один. Хватит слов. Только нужно ли это,
ведь не молод.
Терзающий сплин...
Как вся жизнь - полчаса, до рассвета...


Приходится переживать и такое. И проживать.

Цитата в тему конкурса: «... вся жизнь - полчаса, до рассвета...».


44.
П-2348

МОЕМУ СЫНИШКЕ

Мой мальчик волшебный с беззубой улыбкой
Теплее весенних лучей;
Спит счастье в кроватке – так близко, так зыбко…
Всех дней непростых и ночей

Ты стоишь. Нет, большего стоишь намного –
Дороже Вселенной твой взгляд,
А пяточки-крошки дыхание Бога
И след поцелуя хранят.

Как долго жила ожиданием встречи,
Известно Творцу одному;
Но детские пальчики с лёгкостью лечат
Душевную взрослую тьму.

Явился на свет в Рождество Иисуса
Бесценный подарок небес.
Кормить молоком малыша-карапуза –
Отрада земных поэтесс.

Мой нежный волшебник, январский ребенок,
Совсем не по-зимнему ты
Улыбкой одной согреваешь спросонок
Мои заполярные льды.


Так трудно выразить словами всю радость и сладость материнства.

Цитата в тему конкурса: «А пяточки-крошки дыхание Бога и след поцелуя хранят».


45.
П 2356

ПАСТИ СНЕГА

Пасти снега на пастбище рассвета...
Окончилась зачем-то ночь, и это
становится у фразы поперёк.
Уже молчу и чествую молчанье,
и хлеб в горсти, и ялик мой причален,
где времени чуть видимый парок

струится над бегущею водою.
Смотри, смотри, такого вот покоя
Иезекиль, похоже, не видал.
Дорога свой разматывает свиток,
орлы, полёвки выстроились в свиту,
ямайка упирается в ямал.


Скупой и очень насыщенный реминисценциями текст.

Цитата в тему конкурса: «...такого вот покоя Иезекиль, похоже, не видал».
++

46.
П-2357

НАМ ОТПУЩЕНО ТО, ЧТО ОТПУЩЕНО

По заслугам, грехам, иль по жребию
Выпадает дорога идущему?
Где б мы не были, кем бы мы не были –
Нам отпущено то, что отпущено:

Малой толикой, полною горстью ли,
Легким перышком, тяжким ли бременем –
Наши радости, равно как горести,
Беспристрастным итожатся временем.

У итога сложений и вычетов
Нет гарантии на равновесие:
Кто-то давится сдобною выпечкой,
Кто-то рад и сухарику с плесенью.

Кто постится по средам и пятницам,
А кому каждый день – воскресение.
Если вдуматься – так ли уж разнятся
Наказание с благословением?

На ладони Всевышнего смешано
Субъективно-плохое-хорошее:
Здесь как то, в чем достойны мы меньшего,
Так и то, в чем достойны мы большего.

Где б мы не были, кем бы мы не были –
Нам отпущено то, что отпущено.
Лишь в сравнении черного-белого
Постигается истинность сущего.


Раздумчивый и неспешный текст, в котором взгляд на мир и на себя проявлен в достаточно полной мере.

Цитата в тему конкурса: «Здесь как то, в чем достойны мы меньшего, так и то, в чем достойны мы большего».
++

47.
П-2361

ПРОЛОГ К «ЗОЛОТОМУ КЛЮЧИКУ»

Он сидит на стуле, греется у огня.
От него ложится тень на щербатый пол.
За стеной метёт. Но событий лихой сквозняк
никаких щелей в мастерской себе не нашёл.

И, однако, холодно. Только он да очаг
согревают друг друга. Тюбиков скорлупа.
На гвозде куртка – нет ни жены, ни чад,
потому и азбуку некому покупать.

Он почти старик. Ладони ловят тепло.
Интерьер скупой из темени по углам
и еловых подрамников. Верный ему оплот
не пускает сюда лишний и праздный хлам.

Он прошёл сквозь жизни пожар и успеха дым,
он видал и гари, и блики ночных костров,
он глядит туда, куда не попасть другим –
уроженец вольного города Мастеров.

Ничего нигде никогда не сгорит дотла.
Приручает пламя зябкий ночной рубеж.
На полу палитра, кисть, и её краплак,
как язык огня, горяч, своенравен, свеж.

Он устал, но не это важно – щедры дрова.
Он успел сегодня сделать, что захотел.
Допотопный свитер добротен и мешковат,
и пылает жаркий очаг на его холсте.


Делай, что должно, и будь, что будет. И в конце, и в итоге. Хорошая иллюстрация.

Цитата в тему конкурса: «...он глядит туда, куда не попасть другим – уроженец вольного города Мастеров».
+


48.
П-2362

* * *
Ему уготовано бремя. И крест на Голгофе.
С него начинается время: с пульсации крови,
С сияющей точки на небе, с волхвов на пороге,
С пронзительной песни о хлебе, о долгой дороге.

Он станет пророком. Мессией великим и нищим.
Он собственным телом копьё роковое отыщет.
И год тридцать третий в его безнадёжном пути
Застынет навеки, как веки, как сердце в груди...
Но мир, обретая надежду на чудо спасенья,
Восславит его возвращенье, его воскресенье.

Ты слышишь, дитя?.. Снова грустную песню запели.
Чему улыбаешься, лёжа в своей колыбели?
Всем тем, кто потом осенит себя справа налево?
А может волам и пьянящему запаху хлева?
Усталой Марии? Незримому Богу-Отцу?
Он вдруг замирает, и слёзы текут по лицу.


Вечные мотивы. Вечные утраты. Вечные обретения.

Цитата в тему конкурса: «Он вдруг замирает, и слёзы текут по лицу».
+

49.
П-2368

ПОКИДАЯ ВАВИЛОН

В непосильные дни, дни любви, бесконечной тревоги,
Где тебя мне искать? Только в сон мой зайдёшь иногда,
Где ты робко ласкаешь смирённого единорога,
Белый агнец уснул, и мерцает серёжка-звезда.

Прохожу виноградник, не здесь ли с тобой повстречаюсь?
Обовьёшь мою жизнь виноградною щедрой лозой.
Я иду мимо розы, и роза бутоном качает,
Чуть задетая каплей дождя, а быть может – слезой.

Вавилон зазывает, морочит, за полы хватает,
А над шумом и гамом – безмолвная кроткая высь.
Финикийские перстни, хитоны, шелка из Китая, –
Как же много всего, без чего я могу обойтись!

Семиглавые звери,  огонь в их глазищах-агатах,
Голоса лжепророков, послушные звону монет…
Я хочу позабыть мутно-жёлтые воды Евфрата,
Эти дни без тебя, эту башню, закрывшую свет.

От навязчивой яви хочу – не могу пробудиться.
И в прикрытых усталых глазах – мельтешение лиц.
Город пуст без тебя. В небесах одинокая птица…
Город пуст, как пустые глаза вавилонских блудниц.

Белый агнец пылает в костре, поднимается пламя,
И… мрачнеют жрецы, изучая оттенки огня.
Я ловлю твоё имя в гудящем вечернем бедламе,
Я ловлю жадным сердцем, и нежность сжигает меня…


Полнокровный текст, объемный и насыщенный.

Цитата в тему конкурса: «А над шумом и гамом – безмолвная кроткая высь».
++


50.
П-2371

УДОД

"...Послушай: далёко, далёко, на озере Чад"
Николай Гумилев

В далёкой дали пестрит сарацин-удод,
призывно роняет звуки в сухую степь.
О чём нестерпимо радостно он поёт,
любимую призывая с ним вместе спеть?

Растёт сердолик заветный в тугих крылах,
три раза взойдёт цветами, три раза - вниз.
Плутаешь вокруг да около впопыхах,
а главное ускользает в большую жизнь.

Для вечности - и мгновения хватит здесь.
Пустушка и потатуйка, - сказали бы.
"Любимая!" - повторяет, зовёт присесть
и выдохнуть расстояние до судьбы.

Придёт-не придёт? Колышется хохолок,
выводит гортанно, гулко за удом уд.
Волнуется: лишь бы хищник не уволок,
поскольку его старания не влекут.

Её бы водить под ручку в приличный дом,
куда не заглянет грамотный птицелов.
Удод - вдоль разрывов ветра, да напролом.
Ведь любящий - по конструкции безголов.

Она улыбнётся кротко, вздохнёт, как мать.
Она рассмеётся, скажет: "Удод ты мой!
Слабо ли тебе заранее всё узнать?!"
А он распевает. Солнечно.
Вот дурной.


Интересное уподобление.

Цитата в тему конкурса: «Плутаешь вокруг да около впопыхах, а главное ускользает в большую жизнь».



51.
П-2372

А МОЖНО – ВЫШЕ...

Всё ожидаемо. Ночь рассыпает звёзды.
Смотришь на небо с самой обычной крыши.
Звёзды – и те (что в общем весьма курьёзно)
не задаются вопросом "А можно – выше?"

Всё предсказуемо и до смешного просто.
Только вчера ты хлюпал разбитым носом,
ну, а сегодня, такой неприступно-взрослый,
строишь на завтра планы. И нет вопросов.

Всех нас учили "верить и не сдаваться".
Сколько навязанных догм и пустых амбиций...
Как, оступившись, с шарика не сорваться?
Звёздно. За пазухой спят облака и птицы.

Что тебе больше нравится в этой жизни –
быть непутёво-бравым солдатом Швейком
или – пружиной в слаженном механизме,
сделанном из негнущейся нержавейки?

Глянешь на небо... Вздрогнешь, объятый жаром...
От звездопада шифер трещит на крыше.
Крылья расправь, представь, что взлетаешь с шара...
Будто разжалась пружина, и можно – выше...

Вполне достойное завершение произведений, вышедших во второй тур.

Цитата в тему конкурса: «Звёзды – и те... не задаются вопросом "А можно – выше?"».


Заключение.

Во второй тур вышли очень достойные тексты.
Лично для меня определить лучших из них было бы сложной задачей.
Не завидую членам жюри.
Ожидаю острую борьбу за наполнение финальной десятки.
В.Г.


Последний раз редактировалось Александр Лелянов 05 июл 2021, 21:37, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 июн 2021, 22:47 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 мар 2016, 14:18
Сообщения: 37
Добрый вечер и большое спасибо за поздравления, дорогие друзья!!!
Единственное замечание: я Владислав, а не Александр (анкета П-2227).
Ещё раз благодарю!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 июн 2021, 23:41 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2013, 20:24
Сообщения: 251
Извините, Владислав! Исправлено :)
Еще раз поздравляю!
Админ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 июн 2021, 00:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 мар 2016, 14:18
Сообщения: 37
Ещё раз спасибо!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 июн 2021, 05:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 янв 2020, 09:13
Сообщения: 3
Добрый день! В обзоре стихотворения автора 2224 пропущена последняя строка.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 июн 2021, 16:11 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2013, 20:24
Сообщения: 251
Не переживайте, в варианте для жюри она была. Потерялась при переносе - так бывает . Исправлено.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июн 2021, 06:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 янв 2020, 09:13
Сообщения: 3
Хорошо, спасибо!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июн 2021, 22:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 июн 2021, 22:23
Сообщения: 2
Здравствуйте!
Исправьте, пожалуйста, фамилию, номер П-2323
Я просила об этом в сообщении по указанному на сайте адресу и через форму обратной связи, безрезультатно, к сожалению.
Удачи всем!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 июн 2021, 23:59 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2013, 20:24
Сообщения: 251
Здравствуйте! Информацию на сайт дает администратор, то есть я, а не куратор конкурса. А снимаю я ее с анкеты, которую Вы заполнили собственноручно. Там действительно в скобках помечено (Вера Дорди), И мне не известно, что это - Ваш ник или что другое. Как участник конкурса, Вы сами назвали себя Никитиной. Поэтому, если в дальнейшем Вы в анкету будете вписывать то имя, под которым намерены участвовать в конкурсе, это всех нас избавит от каких-либо сложностей.
Я, конечно же, изменю фамилию, если для Вас это так принципиально.

Успеха Вам!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB