Дорогие друзья!
Поздравляем всех авторов, принявших участие во втором туре конкурса «Пятая стихия-2020».
Вне зависимости от выхода в финал, вы уже стали претендентами на публикацию подборок своих произведений в Сборнике стихов лауреатов «Пятой стихии» 2021 года.
Хотя работа по определению списка финалистов еще не завершена, но оценки членов жюри по второму туру уже проставлены, и литературный обозреватель свое мнение тоже высказал. Поэтому мы называем имена участников второго тура, не опасаясь, что их расшифровка может каким-то образом повлиять на оценку конкурсных работ
Итак,
УЧАСТНИКИ ВТОРОГО ТУРА «ПЯТОЙ СТИХИИ-2021»:
П-2216 – Чуриков Сергей (Оренбург)
П-2223 – Прилепо Наталия (Тольятти)
П-2224 – Макашев Юрий (Барнаул)
П-2226 – Попов Александр (Москва)
П-2227 – Антипов Владислав (Украина)
П-2228 – Кульков Михаил (С-Перербург)
П-2238 – Кривонос Сергей (Украина)
П-2242 – Соловьев Павел (Беларусь)
П-2243 – Лещинская Елена (Магнитогорск)
П-2244 – Новиков Андрей (Липецк)
П-2247 – Курапин Евгений (Москва)
П-2248 – Левина Виктория (Израиль)
П-2252 - Востриков Сергей (Воронеж)
П-2259 – Данченко Елена (Москва)
П-2265 – Колмогорова Наталья (самара)
П-2271 – Чернец Алексей (Новосибирск)
П-2272 – Немыкина Ольга (Тихорецк)
П-2276 – Кайгородова Светлана (Казахстан)
П-2277 – Нервин Валентин (Воронеж)
П-2282 – Галиаскарова Елена (Красноярск)
П-2284 – Крюков Андрей (Москва)
П-2285 – Крюкова Кристина (Москва)
П-2286 – Шунин Дмитрий (Богородск)
П-2287 – Афонин Михаил (ДНР, Донецк)
П-2288 – Валеев Равиль (Евпатория)
П-2295 – Уварова Елена (Мытищи)
П-2301 – Кравченко Наталья (Саратов)
П-2302 – Пешкова Светлана (Липецк)
П-2303 – Самусенко Галина (Коломна)
П-2266 – Тищенко Виктория (Украина)
П-2289 - Карапетян Наринэ (С-Петербург)
П-2308 – Сешко Олег (Беларусь)
П-2310 – Полюшко Ирина (Саров)
П-2311 – Маньков Виктор (Удмуртия)
П-2323 – Дорди Вера (Новосибирск)
П-2330 – Курская Дана (Балашиха)
П-2337 – Тимофеева Наталья (Химки)
П-2340 – Богданова Светлана (Москва)
П-2344 – Мальчиков Алексей (Скопин)
П-2352 – Август Ксения (Калининград)
П-2358 – Андреева Ольга (Ростов-на-Дону)
П-2341 – Исаев Игорь (Москва)
П-2342 – Литвишко Владимир (Ессентуки)
П-2348 – Воскресенская Нина (Апатиты)
П-2356 – Карцев Соэль (Германия)
П-2357 – Головлева Галина (Н-Новгород)
П-2361 – Соболев Александр (Ростов-на-Дону)
П-2362 – Тихонов Александр (Омск)
П-2368 - Иваницкий Евгений (Фрязино)
П-2371 – Трудлер Алекс (Израиль)
П-2372 – Копытова Елена (Латвия)
Оргкомитет конкурса обращает внимание на то, что в этом году во втором туре немало авторов, имена которых ранее в расшифровках вторых туров не звучали, но которым по набранным баллам удалось в этот раз обогнать фаворитов прошлых лет.
ПОЗДРАВЛЯЕМ! ТАК ДЕРЖАТЬ! Но и обольщаться не стоит – расслабившиеся фавориты вполне могут в следующем году «поиграть мускулами», да и новые таланты обязательно появятся!
))
Таблица с результатами второго тура будет представлена на обозрение до 15 июня, а пока мы можем познакомить вас со стихами участников 2-го тура и с их краткой характеристикой от нашего литературного обозревателя Владимира Гутковского. Расширенный обзор литературного обозревателя будет представлен по работам, вышедшим в финал.
ВТОРОЙ ТУР КОНКУРСА «ПЯТАЯ СТИХИЯ-2021»ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ(плюсики после краткой характеристики текста показывают число баллов, которые литературный обозреватель добавляет к оценке жюри)Краткое вступление от литературного обозревателя
Девиз конкурса "
Потому что каждый достоин большего"
В этом году как общее количество текстов, принимающих участие в конкурсе, так и количество текстов, которые жюри отобрало для участия во втором туре, выглядит практически оптимальным.
И значит, ожидается достаточно острая борьба за выход финал.
Девиз (тема) этого сезона, традиционно строчка из стихотворения Игоря Царева, обозначен выше.
Представляется, что этот девиз открывает необъятный простор для трактовок и интерпретаций. Хотя не все так просто. Посмотрим, что вышло у авторов.
Как всегда обзор на этом этапе конкурса имеет следующий формат. После краткой характеристики текста приводится цитата из него, имеющее отношение к теме конкурса. Или просто значимая цитата.
Обозреватель имеет (оставляет за собой) право по совокупности всех художественных и идейных достоинств (как он их видит своим субъективным взглядом) поощрить понравившиеся ему тексты дополнительными баллами.
Итак, поехали!
1.П-2216ВОПРЕКИ
Нависло грузно, как дамоклов меч,
промозглое предутреннее небо,
готовое безжалостно иссечь
округу леденистым, колким снегом.
Разгульный ветер бешено свистит
и, упиваясь безграничной властью,
ведёт себя как форменный бандит,
живому принося одни несчастья.
Проходит, словно через решето,
сквозь исполинские стволы деревьев.
Пугливо жмутся тени меж кустов.
Порывы ветра каждый раз острее.
Ещё вчера опавшая листва
в ответ на дуновение шумела,
сегодня — от земли не оторвать,
вморожена до крайнего предела.
Но что на ветке, бедствиям назло,
алеет горячо под небесами?
Вселенная, вращая тяжело
старушечьими, мутными глазами,
взирает удивлённо поутру
на одинокий лист, что непреклонно
полощется на яростном ветру,
как знамя над мятежным бастионом.
Нельзя сказать. что слишком связный текст. Включающий, тем не менее , а может, и благодаря этому, достаточно выразительные и экспрессивные фрагменты.
Цитата в тему конкурса: «Но что на ветке, бедствиям назло, алеет горячо под небесами?».2.П – 2223ЛОДКА
Я не трогала воду, страшилась ее движений.
Он размазывал соль по ошпаренной солнцем шее.
И такое затишье, что птицы совсем не пели.
Только ловчие весла со дна поднимали зелень.
Под ногами ходила река тяжело и жадно.
Мы буравили ил, непроглядные пятна, пятна.
Он распахивал руки, и рыбы к ладоням льнули.
Говорил мне: "Плыви, плыви!" И я тонула.
Опускалась на дно, как горячий прибрежный камень.
Занимался закат золотистыми языками.
Широко расползались круги. Проступали остро
Перетлевшие листья, белесые рыбьи кости.
Говорил: "Ничего, ничего, мы начнем сначала."
Я послушно молчала, и лодка меня качала.
Только голос его постепенно сходил на кашель.
Поднималась река и стояла темно и страшно.
Больше нет мне распахнутых рук над моей пучиной.
Но я делаю точно, как он меня научил.
Я тону глубоко, а потом начинаю сначала.
И лодка меня качает.
Очень глубокий, выразительный и образный текст. Производит сильное впечатление Цитата в тему конкурса: «Я тону глубоко, а потом начинаю сначала...».++
3.П-2224ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
"Разбирая себя на атомы,
Собирала другую.
Новую."
Саша Бартель
Знать не знаю, и ведать не ведаю
Ничего про обратный билет.
Сквозь меня – продолжение следует –
Прорастает рассеянно свет.
Прорастает по новой. Без памяти.
И качается с ветром иным
Вправо-влево невидимый маятник
За фасадом стеклянной стены.
Если вслушаться – звон колокольчиков.
Присмотреться – обычная мгла.
Этот мир мне не должен нисколечко,
Разве только немного тепла
Да нехитрого счастья охапочку
За системами координат…
Остальное – иллюзии, папочка…
[Тель-Авив. Ботанический сад.]
Текст в чем-то перекликающийся с предыдущим. И столь же нетривиальный в своем поэтическом рисунке. Цитата в тему конкурса: «Сквозь меня – продолжение следует – Прорастает рассеянно свет...».++
4.П-2226ПРАВО НА ГОЛОС
Грядущее меряем
Меркой вчерашнею,
И мир – по скупому
Пейзажу за шторой.
…Что губка,
Солёную воду впитавшая,
Способна поведать
О бурях и штормах?!
Лежащие грабли
Напомнят об истине:
Бесплатных дорог
Нет - идущим наощупь,
К пределу, где доли
Старательно вписаны
В больничный реестр
Неразборчивым
Почерком.
Ах, если б,
Судьбу не обидев помарками,
На чистых полях
Начертать примечанья!
Но карту едва ль кому
Выдадут на руки
Хранители с парою крыл
За плечами.
В залоге страдательном –
Бездна отчаянья,
Но путь наугад -
Всё же вызов бессилию;
Шаг к праву на голос -
Хотя б совещательный,
Который расслышит
Бесстрастный
Консилиум!
Больничные истины. Поэтически довольно очевидные.Цитата в тему конкурса: «Но путь наугад - всё же вызов бессилию...».5.П-2227ДЕТСТВО
Мы не господа в реальном мире,
А изгои сказочной земли,
Где, испачкав пальчики в пломбире,
Ручеёк исследовать могли;
Где гоняли на велосипедах
В гастроном по лимонад и хлеб;
Где никто не треплется о скрепах,
Только всем хватает этих скреп.
Где условно посылал в нокаут
И считал на русском языке,
Где я слова не слыхал «воркаут»,
А бежал висеть на турнике.
Я себя обманывать не буду:
Взрослость есть не норма, а изъян!
Помнишь, Вова: ты был Робин Гудом?
Помнишь, Макс, как ты был Д’Артаньян?
С самодельным луком суперметким
Мы ходили тайною тропой,
Не боялись никого на свете
И мечтали встретиться с толпой
Немцев, белых или даже рыцарей –
Что нам и шериф, и кардинал?!
А сменили стрелы на позиции
Менеджеров среднего звена.
Взрослые – расстриги и лишенцы,
Ангельский утратившие сан;
Взрослые извержены из детства
За потерю веры в чудеса.
………..
Никогда я не был так отважен,
Как тогда, шагая в первый класс;
Первый бизнес не настолько важен,
Как на школьном поле первый пас.
Ностальгия по детству самая сильная из ностальгий. И самая безыскусная.Цитата в тему конкурса: «Взрослость есть не норма, а изъян!».6.П-2228ХВОСТ
Ходил хвостом за мною пегий хвост.
Хвостатое создание природы
Стояло, если я стоял; неслось,
Когда я нёсся к поезду – ко входу
В последний ускользающий вагон
По старому-престарому перрону…
В последний раз я разглядел его
В хвосте у поезда!
Но не было патронов…
И я зашёл в купе, и стал читать
Булгакова о гвардии, но спёкся.
Экзюпери… Отбросил – улетай!
Я «Лис» писал на всех вагонных стёклах!
Устав, заснул и видел странных сон.
Я в нём тонул и в
жутком море горя…
Стрелял, стонал… Мне слышалось сквозь стон,
Скулил мой пегий пёс…
бегущий краем моря.
Общий гуманистический посыл текста понятен и очевиден. Но нагромождение самых разнообразных реминисценций вряд ли делает его более отчетливым.Цитата в тему конкурса: «И я зашёл в купе, и стал читать...».7.П-2238 * * *
Вот окончится лето. Проступит опять позолота
На бледнеющих листьях, что грустно на кленах висят.
И готовятся птицы, встречая сентябрь, к перелету,
Все упорней надежды свои к облакам вознося.
Невозможно угнаться за нашим стремительным веком.
И, казалось бы, тишь и покой — вот она, благодать!
Но не зря что-то птичье издревле живет в человеке,
Заставляя под небом крутые высоты искать.
Собирается в рощах осенняя хмурая мглистость,
Жизнь скучать не дает, и она убеждала не раз:
Очень трудно постичь бесконечного мира единство,
Но дано быть единственным в мире любому из нас.
Все привычно — поникшие травы, укрытые пылью,
Свет в затихших домах и тумана лохматая мгла,
Но бывало не раз — ощущали мы крепкие крылья
И рвались к облакам, повседневные бросив дела.
Но бывало не раз, дерзновенную мощь обретая,
И стараясь достичь тех вершин, что достичь не могли,
Разбивали покой и над хмуростью будней взлетали,
Чтоб ясней разглядеть красоту благодатной земли.
А пока — теплый август в дворах умножает заботы,
Над землей скоро снова зависнут дожди, морося.
И готовятся птицы, встречая сентябрь, к перелету,
Все упорней надежды свои к облакам вознося.
Спокойная аналогия (и апология) повседневного круговорота обыденности. В котором, тем не менее, заключены зерна, и из которого в свое время прорастают всходы последующих взлетов и свершений. При благоприятном стечении обстоятельств.Цитата в тему конкурса: «...дано быть единственным в мире любому из нас...»8.П-2242ТАК БЫВАЕТ
Так бывает: побудка, впрыгиваешь в сапоги
и бежишь, пригибаясь, кричишь в темноту "ура",
ведь тебе сказали, что там, впереди, враги,
ты бежишь, в голове тамтамы, в груди дыра,
ветер свищет навстречу, в лицо и чуть-чуть насквозь,
а в ушах отголоски взрывов, топот и мат…
Просыпаешься с криком: откуда и что взялось?
Боже, боже, ну какой из меня солдат.
Так бывает: идёшь на кухню и ставишь чай,
и в трусах, не проснувшись, делаешь бутерброд,
в голове тамтамы с ночи ещё стучат,
чистишь зубы; лифт, светофор, переход, метро,
забегаешь в офис, включаешь, ныряешь в сеть,
почта-таски-баги, на митинг, на бизнес-ланч,
боже, боже, если ты всё-таки есть…
Нет ответа, no route to host, досадно, хоть плачь.
Так бывает: мальчишка в шортах на берегу,
босиком, по щиколотку в воде,
а на берег неспешно волна за волной бегут,
треск кузнечика, пчёлы жужжат в резеде,
до земли водопадом зелёным ветви ракит,
по воде круги, и птицы до хрипоты.
Мальчик пускает блины-восьмушки по глади реки,
мальчик счастлив.
А ты?
Тот самый повседневный круговорот обыденности из предыдущего текста полностью поглощает ЛГ этого текста. И отдушина остается только в снах. О детстве. Печально.Цитата в тему конкурса: «...мальчик счастлив. А ты?»9.П-2243МЕМУАРИСТ
Он остался мне должен.
Так, несколько тысяч.
Рублей.
И сегодня – не деньги. Тогда – на пузырь бормотухи.
И с кого тут спросить –
с почерневших январских полей,
По которым он полз умирать на ободранном брюхе?
Нет, всё было не так.
Он незряче смотрел в синеву,
Расплывался кармин возле раны его на затылке...
Хоронили его в ширпотребном дешёвом гробу.
А по жизни был в брендовых шмотках –
до первой бутылки.
Как он складывал вирши! Не профи, но чокнутый маг.
Мне не раз доводилось его поучать в кулуарах...
Почему ему не были рады в приличных домах,
Я потом сладострастно и зло распишу в мемуарах.
И покажется в сумерках:
вот он мелькнул за углом.
Он и жил не всерьёз, да и умер-то так – понарошку...
Кто-то тихо заплачет, а кто-то вздохнёт тяжело
Над дешёвою книжкой моей в ширпотребной обложке.
Жизненная история с привкусом литературного бытования. Почему только литературного? Вообще...Цитата в тему конкурса: «Он и жил не всерьёз, да и умер-то так – понарошку...»10.П-2244БУБЕНЧИК
В жажде жизни, в ее круговерти,
Перемешаны правда и ложь,
Много скучного в опыте смерти,
Не тождественно правилам... Что ж?
Безутешно одетый дух речи,
Удивлял повседневности бровь,
И за ближнего страх недалече,
Был на жалость похож и любовь.
Но размажь эту смесь мастихином,
Не жалей не кармин, не белил,
Ремесла полновесным цехином,
Ты давно и за все заплатил!
Небо крыл непечатною жестью,
Жадно ел пирожки с требухой,
Исходивший глухие предместья,
Молодой, бесшабашный, бухой.
Муки вечные щедрой пригоршней,
Собирал и прощенья просил …
Потому и в груди, скомороший,
Вместо сердца бубенчик носил.
Почти буквальное повторение сюжета и воспроизведение образной системы предыдущего текста. Что-то часто случаются подобные совпадения в этом сезоне. Авторы ходят парами? Или автор один и тот же.Цитата в тему конкурса: «Потому и в груди, скомороший, вместо сердца бубенчик носил».11.П-2247«КУДА МЕНЯ НОСИТ?»
Куда меня носит по жизни - не знаю.
Пространства в пустой комнатенке немного,
Аллея у дома до боли прямая,
Москва - Ярославль - прямая дорога.
Но все суматошно: толпа на вокзале,
От дома до дома запутаны рельсы.
Отца, почему-то, внезапно не стало.
И все это с чем-то неведомым в смеси.
Обида? Да нет, не обида. И вовсе
Не грусть и не ненависть. Не ностальгия.
Смещаются будто небесные оси,
И люди приходят на землю - другие.
И жизнь утекает сквозь ржавые трубы,
В какие-то глупые ржавые дали.
Лишь редко целую несчастные губы,
Которые вовсе меня и не ждали.
Целую. Прощаюсь. Куда меня носит?
Зачем? Почему? Я ответов не знаю.
Безмолвствует вечность. А кто меня спросит?
От жизни до смерти дорога прямая.
Дорога прямая, прямая до боли.
Как та, что у самого дома, аллея.
Земля меня носит. Из жалости, что ли.
А, может быть, просто меня не жалея.
Полная потеря ЛГ жизненной ориентации и утрата смысла жизни. Довольно распространенная история, которая в данном тексте не слишком глубоко осмыслена и не выходит далеко за рамки простой констатации.Цитата в тему конкурса: «Земля меня носит. Из жалости, что ли. А, может быть, просто меня не жалея».12.П-2248ТЕПЕРЬ
Я думала, что птицы замолкают
и кошки замирают, выгнув спины,
и вороны кричат, предчувствий полны,
и штиль на море в многократье лун.
Но нет. На воле бабочки летают,
благоухают розы. И невинны
«анютины глаза». И лижут волны
знакомый облюбованный валун.
Всё, как всегда. И только люди биты –
ушли в пещеры, чтоб дышать сквозь марлю.
Боясь касаний, как боясь при жизни
стать мертвецом, отмеченным судьбой.
А мир живёт по-прежнему. Разлита
по небу синь. Закрыты лишь таверны,
да дом молельный. Зубы крепче стисни
и жди, что кормчий прокричит отбой.
Но новый мир уже не будет прежним.
И точки невозврата – словно камни
дорожных вех. И пылью не покрыты
свежайшие могилы пандемий.
Я думаю, что вкус утратил вешний
апрельский ветер. Лбы, что дураками
разбиты об пол, заживут. Мы – квиты,
закончен век бездумных эйфорий.
Переживание «ковидного» апокалипсиса. И, кто знает, - преувеличенное или недостаточное?Цитата в тему конкурса: «Но новый мир уже не будет прежним»13.П-2252СОРОК ЛЕТ СПУСТЯ
Выхожу поутру на войну с энтропией
и не знаю, чем кончится этот замес.
Терапия трудом - ещё та терапия.
Мир уже не исправить, но важен процесс.
По регламенту - время почистить вулканы,
баобабы прополоты были вчера.
Стая птиц перелётных - смешные туканы.
Не с такою командой искать севера...
Я в ответе за тех, кого взял на поруки,
тот, кто нас приручил, не выходит на связь.
Мудрый лис перевёл ожидание в звуки,
а вот с розой всё простенько - не дождалась.
Больше нету стихов - некий вечный подстрочник,
переводим себя с языка на язык.
Я один на плацу, поседевший сверхсрочник,
не понятно зачем, видно, просто привык.
Я расчётливый чел: все движенья скупые,
я в аренду сдаю баобабовый лес.
Змейки нет. Я хожу на войну с энтропией...
Ну, а что ещё делать на поле чудес ?!
«Экзюпери» нашего времени. Повторение предыдущих практик может быть полезным, но вряд ли приведет к новым открытиям. Вторично? А что не вторично?Цитата в тему конкурса: «Я хожу на войну с энтропией... Ну, а что ещё делать на поле чудес ?!»14.П-2259 ЖАСМИН
Пусть вечно сияет июньский жасминовый куст
и светятся звёздочки с жёлтым штрихом сердцевины!
Так рви же на части судьба, ну и пусть
мистралем сменяются ярые летние ливни!
Отняли любовь и по кочкам её разнесли, по клочкам,
отняли судьбу и заставили жизнью чужою
не жить, а болеть, но не вашим, а светлым богам –
жасмину вот этому - буду склоняться главою.
К деньгам, пьедесталам всегда равнодушна, плевать
на ваши законы молчания и осторожности шёпот!
Я выжила – значит, права, с этих пор благодать
июньская мне прописала по лужицам шлёпать,
и топать босой на вершину холма Сен-Жени,
туда, где жасминовой куст наклонился над бездной.
Не станет меня – значит, он за меня будет жить
земную мою, отраженьем моей же небесной.
Хотя бы о любви. А значит, поэтично. Да и доходчиво. До каждого.Цитата в тему конкурса: «Я выжила – значит, права...»15.П-2265ПРИРУЧЁННЫЙ ПТИЦАМИ
Едва лишь ночь растает над избушкой,
И скроется от глаз людских луна,
Он поспешит насыпать хлеб в кормушку,
И прИгоршню дроблёного зерна.
На свист его, призывный и высокий,
Со всей округи птицы прилетят…
Он каждой птахе, воробью, сороке,
Как малое дитя, безмерно рад!
Он счастлив только птичьим хором этим,
Что для него в столь ранний час поёт…
Мы, в сущности, не выросшие дети,
Уставшие от бремени забот!
Он долго наблюдает из окошка
За птицами, с улыбкой на губах:
- Вы потерпите, милые, немножко,
Придёт весна, с капелью и в цветах.
Вот потому он вновь и вновь стремится,
Начать свой день с ликующей строки,
Туда, где желтогрудые синицы
И воробьи клюют почти с руки…
Соседских крыш – белёные горбушки,
Сугробов неисписанных тетрадь…
А он с утра опять идёт к кормушке,
Чтоб дать душе немного полетать!
Душа находит умиротворение и надежду даже в самом малом и милом. И кто за это может осудить? В сложившейся (извечно) ситуацииЦитата в тему конкурса: «Мы, в сущности, не выросшие дети, уставшие от бремени забот!»16.П-2271* * *
Жгли-пожгли, шлифовали ветры,
Сдирали тонны и километры
Цветастого пустопорожнего хлама -
Ну, здравствуй, мама!
Весь до дыр отбелён, отскоблен,
Но что удивительно - не озлоблен.
Только где вы, предел и мера:
В чём же, Господи, моя вера?
Ни мудрым не был, ни сильным, ни смелым -
В сущности, ничего не сделал.
Даже свет, отделившись от звёзд,
Сто миллионов проходит вёрст
Лишь на миг указать дорогу,
Светя себе понемногу.
Да разносит повсюду ветер,
Что Младенец рождён и светел,
Что свет, оторвавшись от звёзд,
Так похож на листву берёз
И что без году тридцать лет
С Рождества, когда умер дед.
То, что помнится - всё бесспорно:
Вот когда на душе просторно!
Вот они - и предел, и мера.
Вот в чём, Господи, моя вера!
Еще одна история еще одной жизни, проживаемой с чувством ее наполненности и одновременно конечности. Эмоциональный текст.Цитата в тему конкурса: «То, что помнится - всё бесспорно: вот когда на душе просторно!»17.П-2272БАБА ДУНЯ
Баба Дуня фартучек старый гладила.
Жаль, что руки стали совсем негожие.
« А носочки брать с собой в небо надо ли?
А тепло ль, Пречистая, там, у Боженьки?»
А по небу звёздочки яркой россыпью, –
Интересно бабке на них поглядывать:
«Вот оставлю правнучке ложку с росписью –
С деревянной ложечки слаще сглатывать.
Помню, дед строгал её тонким ножичком.
Ничего, что краска немного вытерлась.
Не болят пусть ручки, да носят ноженьки,
Довязать чтоб детке успела свитер я.
И подшить бы надо малышке платьице –
Во дворе бы бегать в нём с "животинкою"».
Глянет в небо – звёзды к рассвету катятся:
«Как солдатик – сокол мой под осинкою?».
И креститься бабушка станет истово.
И взметнётся выше огонь в лампадочке:
«Ты за ним присматривай там, Пречистая!
Я носочки тёплые справлю Ванечке».
Грусть, как вор, нагрянет – она наплачется.
Сколько лет уже баба вдовствует…
Ни на пядь судьба назад не откатится,
И терзают сердце ей иглы острые.
Баба Дуня фартучек тихо трогает.
А иконки у неё все – с окладами.
«Вот приедет правнучка быстроногая,
Божья Матерь будет за ней приглядывать».
Просто и трогательно. Находит отзвук и преисполняет душу самыми чистыми человеческими чувствами.Цитата в тему конкурса: «Ни на пядь судьба назад не откатится»++
18.П-2276«БАЛЕРИНА»
Что ж расклеилась так, моя милая стильная леди?
Ну, подумаешь, жмёт твой корсет и болит поясница...
Ты, когда рисовала мечты о загадочном принце,
И не думала даже о чёртовом этом балете.
Озорная кокетка, кровей европейских креолов,
Одарённая статностью примеси от белорусов:
Как она выходила в джинсé, дабы вынести мусор!
Взглядом ели старухи на лавках, глотнув корвалолу.
Время, нравы теперь... Ну а то, в девяностых, как вето.
Где маркетинга кризис, только мода – не сходит с афиши.
Помнишь, ночью, под фарами звёздных*, сбегала на крышу
И курила, впервой, горько-гадкие "Kent" сигареты?
Да, ходила в балетную, ради... не общего дела,
Заменяя кураж новостей и иных головных интересов.
Воротило от строгих диет и излишнего стресса,
(Пусть когда-нибудь это мне, в сущности, станет пределом).
А потом прицепился сосед... Как там? Кажется, Женя.
Расплывался в улыбке при встрече, как в розовом цвете.
Напевал рок-н-ролльно: "Не видел прекрасней на свете",
Но, под утро, на старом комоде лежал свёрток денег.
В одночасье решила не плакать, – "Я же – сильная леди!",
Замостила клише идеалов – лишь одним манифестом.
Там, на крыше, средь огненных звёзд, мир – не кажется тесным
Для свободной естественной жен... или всё-таки ведьмы.
Помню сцену. Оваций прибой... Ненасытная прима.
Плачет горько (кто б знал?) "дубль два" за дверьми туалета.
Мелких бусин каскад... и осколки мечты – по паркету:
На сегодня уже обошлось без шумихи и дыма.
А вчера накормила котов и жиреющих уток...
Молча плавают гости Московско-свинцового прýда.
Но дела и проблемы. Всего на душе ещё – груда...
Лишь в такие моменты, мир становится капельку чуток.
В год двухтысячный, эго зимы переносится бредом.
Понтиак – цвета люкс*. Воробьи задирают афишу.
Женя как-то сказал, мол, до звёзд далеко – но они, всё же, ниже.
Спа-салон по нечётным – теперь одиночества кредо!
Белых хлопьев мотив смоет суть штукатурного грима.
Новый год разбавляет сгущенья штрихов – сняты маски...
"Счастье" ездит в метро… но не здесь, не сейчас… и напрасно.
Где, увы, я – не "ле...", я – не "же...", я – не "ве..."*, я – опять балерина.
* огней
* см. класса люкс
* леди, женщина, ведьма
Что поделаешь? Такова жизнь (в переводе с французского). Богатые тоже плачут. Их можно понять. Всем плохо.Цитата в тему конкурса: «Там, на крыше, средь огненных звёзд, мир – не кажется тесным»19.П-2277* * *
У Дон Кихота копье, а у Гамлета шпага,
для укрощения зла и заклятия бед.
А у меня вообще –
карандаш да бумага:
по существу,
ничего подходящего нет.
Но если я начинаю в себе сомневаться,
переходя времена по сожженным мостам,
рядом со мной оживают
Шекспир и Сервантес,
Пушкин и Бунин,
Ахматова и Мандельштам.
Зло на планете заводится с пол-оборота –
это случалось, наверное, тысячу раз.
Но от него защищают
копье Дон Кихота,
Гамлета шпага
и слово любого из нас.
Главное определить для себя примеры для подражания и собратьев по духу.Цитата в тему конкурса: «... защищают копье Дон Кихота, Гамлета шпагаи слово любого из нас»
20.П-2282ДЖУЛЬЕТТА
Джульетта начинает танцевать,
Стремительно звучат оркестра звуки...
Тревожа льда сверкающую гладь,
Она изящно к небу тянет руки.
Здесь нет любви. Отпели соловьи,
И ясный день сменился на ненастный.
Пятнадцать роз пурпурных отцвели
Давно, и чувства нежные угасли.
Зачем ты строишь замки из песка,
Спешишь за ней угрюмой, мрачной тенью.
Неправедным достанется тоска,
Нечестным – равнодушье и забвенье.
Торжественно танцует менуэт
Судьба, печально дождь стучит по стеклам.
Джульетта верит – тьму заменит свет,
В победном такте музыка умолкнет.
Лаконичная и выразительная зарисовка.Цитата в тему конкурса: «Джульетта верит – тьму заменит свет...»21.П-2284ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ СТАНСЫ
В стороне от дорог, непохожих на истинный путь,
А как будто светящихся вечного ада кругами,
Неоглядный простор, что не спрятать и не зачеркнуть,
От Москвы расстилается вдаль, как ковер под ногами.
Настороженно смотрит глубинка на стольный вертеп,
Засылает гонцов, а они в этом жерле сгорают,
Если выжил в Москве, если к подлинным краскам не слеп,
Помни, чем ты обязан родному медвежьему краю:
Где-то там Енисей, как шатун, бродит в темных лесах,
И трясет этот лес на своих ледяных перекатах
И усыпана густо щепой вдоль пути полоса
Лесовозных следов, исчезая в еловых закатах.
А на дальнем краю, что свисает акульим хвостом,
Звероловы жуют чайный жмых вперемешку с табачным
И кидают прищуренный взгляд на недальний Восток,
Карабин разряжая вослед облакам аммиачным.
Океан, Хокусай, энергетика солнечных струй,
Свет небес, опрокинутый в вечнозелёные волны,
Песней в сердце проникни, срази же меня, очаруй
И одну лишь мечту-красоту постарайся, исполни.
Чтобы жить мне не там, где союз воровства с нищетой,
И не с теми, кто тешится, глядя на это соседство,
И не так, чтоб в бронзе сиять над гранитной плитой,
А с любимой, в саду, созерцая счастливое детство,
Где нет времени, только меняются краски шатра
Над твоей головой, да звенят по кустам менестрели,
Где высокое небо сигналит всю ночь, до утра,
Да буран за окном не страшней озорной карусели.
Очень ладно и складно сконструированная по законам жанра поэтическая композиция. Задающая многие актуальные (и вечные) вопросы. И находящая на них ответы пусть и не вполне оригинальные, но от этого не менее верные.Цитата в тему конкурса: «Свет небес, опрокинутый в вечнозелёные волны, песней в сердце проникни, срази же меня, очаруй и одну лишь мечту-красоту постарайся,
исполни»
++
22. П-2285ДЕРЖИ
Мой опыт - тиран мой - хранилище, ларчик, капкан,
В нём собрано всё, чем Создатель питал меня прежде.
И я поневоле теперь продавец-шарлатан,
А ты безразличный ко мне покупатель надежды.
Смотри, открываю сокровища, словно гора
Искателям гибельный путь вглубь себя обнажает,
Там в адских силках меня держит нещадно Вчера,
И сердце трепещет моё, но уже не летает.
Ночами я вижу себя над холмами в дали,
Искусно сложённой из рисовой гладкой бумаги,
Где с неба призывно курлыкают мне журавли,
Где сливы китайские, осы, драконы и флаги.
И вот я лечу за потерянной стаей наверх,
Меня поднимают ветра, как фонарик, всё выше.
Я больше не рисовый змей, я - пылающий стерх,
И клич журавлиный всё чётче и явственней слышен.
Исчезнуть, укрыться в лазоревом небе, дразня
Осеннее солнце, и вот уже сброшены сети...
Но девочка в шёлковом платье держала меня,
Держала так крепко, как могут держать только дети.
Ощущение полета, искушение полетом, воспоминание о полете. Выражено вполне впечатляюще.Цитата в тему конкурса: «Я больше не рисовый змей, я - пылающий стерх,И клич журавлиный всё чётче и явственней слышен»
++
23. П -2286ЗИМА В РОССИИ
Пришла зима. Дымит труба
До яицкой степи.
Лепи из снега русских баб,
Лепи их да лепи.
Пока мерещится покой,
Пока земля во сне,
Лепи мужицкою рукой
Холодный белый снег.
Бока круглы, круты бока
И губы ледяны.
Лепи их, лепится пока
До будущей весны.
А если в сумраке ночном
Калитка скрипнет вдруг,
Кто б ни был там - входите в дом,
Не стойте на ветру.
И будем ладить по уму
Куда вас приложить.
В России зиму одному
Не просто пережить.
Крепко слаженный текст, наполненный практичным оптимизмом и достойным стоицизмом.Цитата в тему конкурса: «В России зиму одному не просто пережить»24.П-2287[0]КУХНЯ[/0]
Запомни свет, задёргивая шторы.
Запомни час, когда пробьют часы.
И о любви пустые разговоры
По старой кухне бисером рассыпь.
Налей стакан - нет счастья в полумерах.
Встань у окна, скажи весёлый тост.
Смотри, вот дождь. Смотри, вот мокнут скверы.
Водой смывает город, где ты рос.
Теперь скажи, что завтра будет легче.
Я постараюсь верить и молчать.
Смотри, вот ночь. Давай ещё за встречу.
А после - чай, чернее сургуча.
Нам хватит сил. Ты тоже это знаешь.
Нам хватит лет - так просто не уйдём.
Давай за дождь. Пусть вывезет кривая.
А город станет чище под дождём.
И этот текст тоже выдержан в как бы элементарных ощущениях. На первый взгляд. Которые на самом деле не так уж просты.Цитата в тему конкурса: «Давай за дождь. Пусть вывезет кривая. А город станет чище под дождём»25.П-2288УМИРАЛА СТАРУШКА
(сложное рондо)
Умирала старушка в ленинградской квартире,
Голод высушил тело, седина цвета стали,
А с неё «Незнакомку» в прошлом веке писали.
Всё в военном пожаре, все забыли о мире –
Смерть играет ноктюрны на безумном клавире.
А так хочется света, чуть побыть в пасторали,
Ну хотя бы наесться, танцевать в светлом зале.
Замирая в объятьях, всё считать «три-четыре»…
Умирала старушка в ленинградской квартире.
В ветхом старом комоде под защитой вуали
За Гражданскую орден и другие медали,
Фотография сына в генеральском мундире.
Далеко сын запрятан лагерями Сибири,
Голод высушил тело, седина цвета стали.
За окном на портрете улыбается Сталин:
«Мы врагов победили, власть советская шире».
Но победные речи бьют из памяти гирей –
Там, в большом кабинете, мать и сына пытали,
А с неё «Незнакомку» в прошлом веке писали.
Вспоминается Питер, муж, убитый в трактире,
Из подруг – Зинаида, всё отдавшая лире.
Жизнь тихонько уходит, вдаль стремясь по спирали,
А недавно на внука похоронку прислали.
Всё в военном пожаре, все забыли о мире…
Умирала старушка в ленинградской квартире.
Хотелось бы более тщательной поэтической отделки достаточно сложной, развернутой во времени темы.Цитата в тему конкурса: «Смерть играет ноктюрны на безумном клавире. А так хочется света, чуть побыть в пасторали».