Игорь Царев - Пятая Стихия

Форум
Текущее время: 29 мар 2024, 00:03

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 22 окт 2020, 01:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 ноя 2013, 22:21
Сообщения: 528
Дорогие друзья!
Рада сообщить вам, что наш литературный обозреватель Владимир Гутковский, преодолевая проблемы со здоровьем, все-таки нашел в себе силы провести обзор произведений финалистов нашего конкурса.
Познакомимся с ним, а Владимиру Матвеевичу пожелаем полного восстановления и крепкого здоровья на долгие годы!



Обзор финала

Как видите, в финал вышли двенадцать участников.
Думаю, победителем станет один из них.
За исключением Марка Шехтмана (П-2185) и Юрия Макашева (П-2028).
(Согласно условиям конкурса. Они уже свое отполучали).

Но это как Жюри решит.
А пока перечитаем еще раз представленные тексты. Более внимательно и подробно.


П-2027

* * *
В твоем лице есть что-то от весны,
От всех апрелей будущих и прошлых.
Проталины морщинок осторожных
Улыбкой добрых глаз освещены.

В твоем лице от лета что-то есть.
Когда приходишь ты, теплеют будни,
И на душе становится уютней,
Как будто добрую прислали весть.

В твоем лице и белизна зимы,
И осени задумчивость лесная.
Что будет с нами завтра, я не знаю,
Но знаю, будет мир с названьем «Мы».

И, небо исписав наискосок
Безоблачными буквами созвездий,
Хмельная ночь нам окна занавесит
И бережно прижмет к виску висок.
В обзоре второго тура это стихотворение было охарактеризовано так:
«Уподобление взаимодействия и взаимопроникновения двух любящих людей с циклическим круговращением природы со всем ее разнообразием и изменяемостью выглядит достаточно свежо и вместе достоверно».

Перечитываем: впечатляющая лирическая зарисовка. Даже точнее сказать лирический портрет. Причем то, что он гендерно нейтрален, придает ему еще большую обобщенность.
И наша жизнь в ее необратимом движении проходит неизбежные этапы. Это в тексте отображено выпукло и внятно.

“В твоем лице есть что-то от весны,
От всех апрелей будущих и прошлых...”

“В твоем лице от лета что-то есть...”

“В твоем лице и белизна зимы,
И осени задумчивость лесная...”

И взаимное любование героев выписано, может быть, не слишком изобретательно, но очень тепло и искренне.

“Когда приходишь ты, теплеют будни,
И на душе становится уютней,
Как будто добрую прислали весть...”

“Проталины морщинок осторожных
Улыбкой добрых глаз освещены...”
И потому неизменный оптимизм и ожидание лучшего.
“Что будет с нами завтра, я не знаю,
Но знаю, будет мир с названьем «Мы».

И, небо исписав наискосок...
... Хмельная ночь нам окна занавесит
И бережно прижмет к виску висок”
Можно только завидовать такой идиллии.

П-2028

ТЫ МОЙ БОГ

Ты мой Бог.
Не потому, что рядом
Неба синь. И «город золотой»
В череде прошедших звездопадов
Кажется нам сбывшейся мечтой.

Ты мой Бог.
Не потому, что вместе,
Снова отмеряя день за днём,
Получаем радостных известий
Ровно сколько грустных отдаём.

Ты мой Бог.
Не потому, наверно,
Что бывает разным волшебство.
Просто ты...
Пусть медленно, но верно
Сделала наш мир
Из ничего.

В обзоре второго тура было отмечено:
«Текст стилистически немного спотыкливый, но не вызывающий никаких сомнений в искренности чувств ЛГ».

Сейчас же я бы сказал, что ритмически (не стилистически) текст довольно предсказуем и не слишком изобретателен.
Такое.
О любви вообще довольно трудно написать как-то по новому и безусловно свежо. Но опять, повторюсь, в искренности чувств ЛГ сомнений быть не может.
И несколько относительно удачных цитат:

“И «город золотой»
В череде прошедших звездопадов
Кажется нам сбывшейся мечтой...”.

“Просто ты...
Пусть медленно, но верно
Сделала наш мир
Из ничего...”.

Этим и ограничусь.




П-2053

ЯБЛОКО

…А яблоко ложится в руку,
как будто помнит райский сад.
У них, пригубивших разлуку,
нет времени смотреть назад.

Есть только этот день осенний,
есть ельник, дятла метроном
и завтрашнее воскресенье
с полынным праздничным вином.

И небо выцветшего ситца,
и запах скошенной травы,
и знанье, что не повторится
вот эта речь сухой листвы.

А если сентябри иные
им вместе встретить повезёт,
пусть снова будут выходные,
молчания тягучий мёд.

Она не названного слова
опять почувствует огонь.
И яблоко положит снова
в его горячую ладонь.


«Библейские реминисценции прослеживаются где-то на самой периферии текста, но их влияние все же ощутимо».



П-2055

ОТЕЛЬ 4 ЗВЕЗДЫ

Жил по законам магии
Два бесконечных дня.
Если я стану маленьким,
Не поливай меня.
Строчки чеканил запросто,
Рифмам не изменял.
Если я стану августом,
Посентябри меня.
Пуговичные прорези
Верности не хранят…
Если я стану прописью –
Перепиши меня.
Танцы дождинок с листьями –
Осени западня.
Если я стану истиной,
Не вспоминай меня.


«Живое лирическое чувство этого нетривиального текста не может не вызвать отклик в душе чуткого читателя».


П-2061

ПТИЦА

Надо мной - синева, подо мной - сон-трава,
А во мне - всё слова, всё свежей да упруже...
Я, наверное, дерево - все дерева
Прячут кольца внутри, а не носят снаружи.

В кроне вечно шумит то норд-вест, то зюйд-ост,
Гнутся тонкие руки мои, словно ветви;
И поёт во мне птица, не вьющая гнёзд,
Не про вёсны поёт - про суда и про верфи,

Что бывает, как ситец зелёный, вода,
Шьют волну корабли по зелёному ситцу...
И приходит сюда человек иногда -
Он целует листву мне и слушает птицу -

И тогда подо мной закипает земля,
И ко лбу его жмусь я прохладной корой, ведь
Я, наверное, мачта его корабля -
И, меня не срубив, корабля не построить...

...Он не рубит - и я дорастаю до звёзд.
И поёт во мне птица, не вьющая гнёзд.


«Поэтичный и полетный текст. Но не отрывающийся от земли, питающей его корни своими животворными соками».


П-2062

ОЖЕРЕЛЬЕ

В прошлой жизни я был цыганом: пил вино, воровал любовь.
Помню, как-то в запале пьяном, за плетнями тверских дворов,
в кабаке, где тянуло прелью и гудело полсотни рыл,
я жемчужное ожерелье дочке конюха подарил.
Пошутил: «В нём душа живая, только ныне укрыта сном.
А разбудишь (сама не зная) – мы, бедовые, совпадём.
В каждом веке найдём друг друга, будем вместе в любых мирах».
И ушёл... И скулила вьюга, как собака скулит впотьмах.

Сотня лет с той поры минула. Не кочую – свой дом, жена,
на парковке – седан сутулый, в чубе – ранняя седина.
А на сердце свинец и тучи: чувства есть, да всегда не в масть.
Но недавно мне выпал случай с проводницей одной совпасть.
Мы, обнявшись, летели в бездну, а потом поднимались ввысь.
Было жарко в купе и тесно. И разгульно пьянила жизнь.
Пахло волей, полынью, Тверью, проводницей, сырым бельём.
И мерещилось ожерелье на горячей груди её.

«Своеобразная стихотворная композиция, в которой проступают и сочетаются облики образы) Волонтира (Будулая) и Михалкова (Проводника). Насколько органично - вопрос».

П-2067

НАДО МНОЮ ЗЕМЛЯ

Ты меня по имени не зови,
мы с тобой случайные визави –
две беды в прокуренной тишине.
…А меня вне города больше нет.
Я дитя его – у него внутри,
и смотрю глазами его витрин
от Базарной площади до пруда.
Я теперь из города – никуда.
От Никольской башенки – до кремля
подо мной – земля,
надо мной – земля.
Я теперь – дыханье крылатых львов,
папиросный дым, перегар дворов,
колокольный звон и колёсный скрип,
я – нектарный флёр златоглавых лип.
У меня в ладонях –
прохлада луж,
у меня в гортани –
сквозняк и сушь.
Ты привык по имени… Ну и что ж!
Отними у памяти, уничтожь,
вырви восемь звуков, сожги, развей,
без любимых слов – забывать быстрей.
Я тебе ни сродница, ни жена,
не тобой наказана-прощена.
Я – вьюнок, примятый твоей ногой,
и трава, и корни, и перегной,
серый мох, крадущий тепло камней…
Ты, когда остынешь, придёшь ко мне.


«Текст высокого эмоционального накала. Говорящий сам за себя и обо всех нас».


П-2114

ЧАСОВЩИК

Это тема для валторны, двух фаготов, клавесина,
Двух свистулек, двух снежинок, колокольчиков зимы.
Открывается шкатулка, где Щелкунчик с балериной, –
Музыкальная шкатулка, где с тобой кружились мы.

Флейте – петь, снегам – искриться, нам – разгадывать загадку:
Неужели мы вернулись, неужели влюблены?
А над нами две снежинки, и несут нас две лошадки
В наше кукольное царство и игрушечные сны.

Мы – две сущности, две ноты царской радостной охоты.
Нас с тобой не испугает волчий вой из детских книг.
Позади большая вьюга, и ликуют два фагота.
Бунтовавший тёмный ангел нынче – тихий часовщик.

Чёрный пластырь вместо глаза на лице его совином.
Словно крылья старой птицы, свисли полы сюртука.
Заржавели зодиаки, и растянуты пружины,
А в сердцах так мало счастья, тут работы на века.

Фея-флейта гасит свечи. Бьют часы, но как-то странно.
Надо смазать шестерёнки износившихся миров.
Спит усталый старый мастер, сполз парик его стеклянный.
Осторожная кукушка не выходит из часов.

Часовщик сердец бесплотных, часовщик миров полночных
Спит, а облако, как птица, звёзды бледные клюёт.
Пусть кружиться нам недолго, наше счастье пусть непрочно,
Но счастливая валторна начинает свой полёт.


«Грациозная поэтическая конструкция. Виртуозно разыгранная и отнюдь не надуманная. Все по делу».



П-2164

МАТИЛЬДА, ТЫ СНОВА ЗАПУТАЛА ПРЯЖУ…

Матильда, ты снова запутала пряжу!
Ты просто бездарна, как старый носок,
Который годами всё вяжешь и вяжешь,
А всё – неумёха, какой с тебя прок?
Детей разогнала, побила посуду
И шамкаешь громко кривящимся ртом.
Матильда, постой, мне так больно и худо,
Не смей покидать наш неприбранный дом!
Куда ты спешишь? Ну не будь слишком строгой,
Здесь кров твой, замри, помолчи у дверей.
Полвека идём мы одною дорогой,
Я плакал, когда ты рожала детей..
Матильда, упрямая злая старуха,
Одна норовишь ускользнуть со двора!
Вот ставня стучит так зловеще и глухо,
Свет меркнет…послушай. Неужто пора?
Матильда, как можно?! Меня ты любила.
Зачем же теперь – в этот день, в этот час
Меня, как очки, вдруг взяла и забыла,
И выпало время... и свет вдруг погас.
Спасибо, родная, я нитку нащупал.
Клубок покатился… Матильда, постой!
Я слаб без тебя…Башмаки перепутал.
Прости, дорогая, Я вслед… за тобой…


«Трогательный текст, включающий в себя и большую пройденную жизнь, и то, что будет после нее».



П-2185

СТИХИ ГАЛАТЕЕ

Ocтaвь Пигмалиона, Галатея!
Талантом, как недугом, одержим,
Над замыслом заоблачно немея,
Земному он становится чужим.
Он в мраморе свои виденья прячет,
Как будто бы надеется опять
Изведать богоданную удачу –
Любовь из невозможного создать.

Оставь его! Иди! Там ждут Афины!
Там целый мир! Hу чтo жe ты? Иди!
Сильны мужи и юноши невинны...
Повелевай – округлостью груди,
Капризом бёдер, зовом лoнa, властью
Влечений, изгоняющих покой!
Ночной жасмин благоухает страстью,
И влажно дышит в сумерках левкой,
И роза зачарованно запела...
Иди же, Галатея!

...А потом,
Когда поймёшь – душа окаменела, –
Вернись для пробужденья в этот дом,
Где нежность – не разменная монета,
Где камню повелели – Оживи! –
И где любовь есть продолженье света,
А тело – продолжение любви,
Где вишнями колышется аллея,
Где за окном цикада голосит...
Вернись к Пигмалиону, Галатея!

Никто другой тебя не воскресит.


«Масштабный текст, воплощенный с должным умением и незаурядным поэтическим размахом».



П-2191

В БЕССОННОЙ ГОЛОВЕ ТАКОЕ ОРИГАМИ….

В бессонной голове
такое оригами! –
то ангелы поют,
то демоны трубят…
Шататься по Москве,
ходить весь день кругами
и думать о тебе,
и чувствовать тебя.

Любовь моя и боль,
ты – рана ножевая,
ты – мой горящий куст,
и крест, и забытьё.
И горько, и светло
мне жить, переживая
присутствие твоё,
отсутствие твоё…

Любовь моя и боль!
Ты - праздник и ненастье,
ты жизни вечный мёд
и смерти остриё!
Ты в сумраке моём
мерцающее счастье,
безумие моё…
спасение моё…



«Мне кажется без «оригами в голове» текст выглядел бы еще более значительно. Но поверим автору. На слово».


П-2192

ОСТАНОВИСЬ... – Я ВСПОМНЮ САМ...

Остановись... – я вспомню сам
Как рассвело не по часам,
Как луч скользнул за край стола
...И показалось –
Февральский мир вдруг стал так мал,
Иных миров воссоздавал
Он тень и свет. А ты спала.
И улыбалась...

Всё необычно было мне...
Там ель к оттаявшей зиме
Как в измерении другом
Тянула лапы,
Там звук молчанье пережил...
И день, наш новый пассажир,
Вошёл в привычный свой вагон,
Снимая шляпу.

Снега готовились к весне,
И новый год протёр пенсне,
Тактичный. Вежливый. Живой.
Несовременный...
И как любовь из светлых книг
Твой аромат ко мне приник
Теплом. И свежей синевой
Одновременно...


««Тактичный. Вежливый. Живой» текст. И почему несовременный? Очень даже ко времени».

Резюие от ВГ

Что же, в этом году вполне достойным оказался финал конкурса.
И тексты, его составляющие, заслуживают пристального внимания..
Уверенные и разнообразные.
Есть из чего выбирать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 34


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB