Игорь Царев - Пятая Стихия

Форум
Текущее время: 28 мар 2024, 23:06

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 03 май 2014, 15:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 май 2014, 15:04
Сообщения: 11
Е. М. Крадожён-Мазурова
г. Хабаровск

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОГО СТИЛЯ ИГОРЯ ЦАРЁВА: ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Этим небольшим исследованием открываем новое для большинства дальневосточных лингвистов творческое явление, новое для исследователей имя – Игорь Царёв. По итогам 2012 года поэт Игорь Царёв удостоен знака «Золотое перо», национальной литературной премии «Поэт года». А в апреле 2013 года Игорь Царёв ушёл из жизни, «…недолюбив, недокурив последней папиросы», шагнул в вечность. Поэт и друг Андрей Земсков в предисловии к подборке из полутора десятков стихотворений, присланных для журнала «Дальний Восток» самим Игорем Царёвым и опубликованных уже после его смерти – в осеннем номере 2013 года, написал очень душевно: «Сутулясь и даже стесняясь, вышел на сцену ЦДЛ получать вполне заслуженное Золотое Перо. И я точно знаю: Игорь был как бы в стороне от всех этих премий, рейтингов, признаний. Скромный, улыбчивый, мудрый. А главное – добрый и светлый».
Без небольшого экскурса в биографию поэта многое при анализе его творчества окажется непонятным и останется непонятым, поэтому начнём с истоков. Будущий журналист, поэт и писатель Игорь Вадимович Могила (Игорь Царев) появился на свет в Приморском посёлке Гродеково 11 ноября 1955 года. В Хабаровске начал учиться в 78 школе (ныне школа № 15 – «школа пяти героев», из стен которой вышли пять Героев Советского Союза). Продолжил обучение в школе № 5, а завершил учёбу в математической школе г. Хабаровска.
Литерная и журналистская деятельность Игоря Царева закончилась на посту ответственного редактора «Российской газеты», заместителя шеф-редактора «РГ-Неделя» 4 апреля 2013 г. прямо за столом в рабочем кабинете. В Хабаровске живут родители нашего земляка, поэта-дальневосточника: мама Игоря - Екатерина Семеновна Кириллова - учитель русского языка и литературы хабаровской школы, Отличник народного образования; отец - Вадим Петрович Могила, профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения, «настоящий физик».
Физика и лирика – родительские начала – переплелись в жизни и творчестве Игоря Царёва. Приняв решение идти по стопам отца, Игорь поступил в Ленинградский электротехнический институт. По распределению работал в Москве в «секретном ящике», занимался расчётами полётов … на Марс.
Лирика пересилила, и Игорь Могила под псевдонимом Царёв начинает журналистскую и писательскую деятельность, итогом которой стали более 1000 публикаций. Желание рассказать людям о чудесах физики вылилось в научно-популярные издания - 16 научно-популярных книг, в том числе в соавторстве с Ириной Царевой и другими авторами: «Колдун России»; «Планета призраков» (1990); «Знание» (1991); «Энциклопедия чудес» (1998); «Проект «Колесо фортуны»; «Формула удачи» (2001); «Призраки живой планеты» (2002); «Тайны неведомых сил» (2005); «Тайна ведьминых кругов» (2005); «Кунсткамера тайных знаний» (2006); «Если»; «Если» ( 1994, №№ 2,10); «Синдром зомби», «Эзотерические знания, откуда они», «Мы живем в «неонке», «Сникерс и памперс в одном флаконе».
При жизни вышли и сборники стихов «Море камни не считает» (2002) «Соль мажор» (2011), электронный сборник «Переводы с языков пламени» (2013), о которых разговор особый. Сейчас готовятся новые издания. Осуществляет их вдова поэта - член Союза писателей России, писатель – Ирина Борисовна Царева. Ирина Борисовна проводит огромную работу по сохранению литературного наследия Игоря Царёва.
Чем же привлекает читателей (и слушателей, потому что многие его стихи положены на музыку) поэтическое творчество безвременно ушедшего Игоря Царёва? Попробуем разобраться, исследуя текст «под лингвистическим микроскопом».
Стихи Игоря Царёва – это не рифмованная проза, не литературный «новодел», а именно русская поэзия, в которой отразилась глубочайшая культура, мощные затекстовые знания: жизни, литературы, поэзии. Встречи с родителями Игоря Царёва убедили в том, что ощущение «втянутости в эпохи» его поэзии не случайно: будущий писатель очень много читал и впитывал прочитанное. В его библиотеке Борис Пастернак, Николай Рубцов, Иосиф Бродский, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Максимилиан Волошин и многие другие. Путешествия по России с родителями, исхоженный ногами Крым, детство и юность на Дальнем Востоке, а затем учёба в Ленинграде – мистической столице серебряного века, работа в Москве сформировали широту взглядов, свободу суждений поэта.
Творчество Игоря Царёва – это отражённое в хрупкой лирике умение «алгеброй гармонию поверить», и, как результат, - совершенная рифма Игоря Царёва. Именно эта уникальная особенность его поэзии, не похожей на многие небрежные наброски претендентов на литературные премии, не сиюминутность расширили круг ценителей его стихов.
В его стихах всё и все сосуществуют: доктор Живаго, Линда Эвангелиста, Наоми Кэмпбелл, Гуччи, Армани – и Гварнери, Альфред Шнитке, Николай Рубцов, Иосиф Бродский, Марина Цветаева и легендарные капитаны Николая Гумилёва…
В них много удивительного: знание мировых шедевров и способность самому их создавать, а не только коллекционировать. Чувство ритма – завораживающее, закручивающее, абсолютное. За Игорем Царёвым надо следовать. Кому-то из современников нужно ещё расти, чтобы прочесть и оценить его стихи. Потрясающее чувство меры и такта отличают Игоря Царёва в рассказе об очень личном:
Утром спросят друзья: «Ты с кем был?
Кожа мятая, цвет землистый…»
Ценители поэзии наслаждаются текстами Игоря Царёва с первой строки, как гурманы – глотком изысканного кофе или дорогого коллекционного вина. Например, великолепной звукописью стихотворения «Ночные каравеллы» (2004 г.) Первая строка построена на аллитерации [Энциклопедический словарь-справочник 2005: 19-20]: «хр – гр – к-р – [ф] - ф-рф-р» (ниже, в первой строке цитируемого текста курсивом отмечены звуки, создающие аллитерационный рисунок звукописи, соответствующей «опасным» звукам, возникающим при покачивании ящика или коробки с упакованной фарфоровой посудой). Уже следующая строка указывает на источник движения – это ход корабля: «Паруса наполнив звездами зюйд-веста,/ Сны мои, как каравеллы Христофора…». Поэт абсолютно точен и как физик-практик, и как литератор – в тексте ни нотки фальши:
С хрупким грузом королевского фарфора
Паруса наполнив звездами зюйд-веста,
Сны мои, как каравеллы Христофора,
Каждый вечер уплывают в неизвестность.
Второе четверостишие – погружение в детство, аллюзия [Энциклопедический словарь-справочник 2005: 22-24] – отсылка к «Принцу и нищему» Марка Твена, скреплённая добротной троекратной анафорой «кто-то», перерастающей в антитезу [Энциклопедический словарь-справочник 2005: 41-42]: «кто-то…», …«ну а мне» и неожиданным «непоэтическим», но очень точным разговорным глаголом «хлюпать»:
Кто-то снится себе принцем, кто-то нищим,
Кто-то вещим настоятелем собора,
Ну а мне всю ночь по морю хлюпать днищем
К игуанам и лагунам Бора-Бора.
Третье четверостишие начинается сочным олицетворением [Энциклопедический словарь-справочник 2005: 198-200]: «Млечный путь питают, трескаясь, кокосы». Немедленно возникают затекстовые ассоциативные связи: «в кокосах – кокосовое молоко», «Млечный путь – это молочный путь», так вот в чём дело – его «подпитывают» кокосовым молоком. И вновь звукопись: «ша-жа», которая усиливает сравнение [Энциклопедический словарь-справочник 2005: 306-309] в форме сравнительного оборота «С тонкой ниткой бус на талии, как осы»:
Млечный путь питают, трескаясь, кокосы.
У туземок на уме сплошная шалость -
С тонкой ниткой бус на талии, как осы,
Не ужалят, так возьмут тебя на жалость.

Финал текста выводит на уровень философских, библейских рассуждений. Ключом к четверостишию является библеизм «Иезекиль» и лексический повтор «каравеллы», замыкающий кольцевую, или рамочную композицию стихотворения «Ночные каравеллы». Сильным выразительным действием обладает развёрнутая метафора [Энциклопедический словарь-справочник 2005: 176-178] в форме олицетворения, акцентированного разговорным фразеологизмом [Энциклопедический словарь-справочник 2005: 342-344] «против шерсти»: «…сны … драят шкуру океана против шерсти»:
Бог не дал мне мудрых грез Иезекиля,
Не назначил даты будущих пришествий.
Сны мои, как каравеллы с медным килем,
Драят шкуру океана против шерсти.
«В стихах Игоря Царёва зашифрован код эпохи – это послание потомкам. Здесь отголоски поэзии Серебряного века, переклички с Цветаевой, Пастернаком, Ахматовой, Гумилёвым (поэт был победителем конкурса «Заблудившийся трамвай» в 2011 году, не случайной наградой стала и «Большая серебряная медаль Николая Гумилева», которой Игорь Царёв был удостоен в 2012 году).
Чтобы войти в стихи Игоря Царёва, например, в его «На Ордынке», нужно держать в руках ключи, а не отмычки: не только знать, что Ордынка – старинная и славная знаменитыми именами улица Москвы, но и вчитаться в Бориса Пастернака, в текст его стихотворения из романа «Доктор Живаго»: «…Мело, мело по всей земле, во все пределы. /Свеча горела на столе, свеча горела». А потом с изумлением узнавать эти строки в преломлении словесных витражей эпохи Игоря Царёва» [ Крадожён-Мазурова 2014: 93-95 здесь и далее с дополнениями и изменениями]:
…В этом доме в Серебряном веке
У знакомых гостил Пастернак.
И свеча меж тарелок горела,
И гудела метель за окном.
И куда-то в иные пределы
Уносили стихи и вино.
С пастернаковской Ордынки легко попасть на Елоховую и на Цветной бульвар, где
Повидлом губы перепачкав
И не смущённая ничуть,
Зеленоглазая скрипачка
Склонила голову к плечу.
В текстах стихов Игоря Царёва слышатся отголоски Булата Окуджавы, встречаются прямые обращения к Николаю Рубцову и Иосифу Бродскому, которых он ощущает братьями по крови и по духу. В тексте стихотворения о Бродском намеренно использован приём введения в текст разговорно-бытовой лексики и фразеологии, что находит своё выражение в использовании слов с суффиксами субъективной оценки (-ик-, -ёк-, -к-: по тросику, часики, чаёк), к которым неожиданно примыкает созвучное «в классики». А далее в тексте на уровне звукописи и звукоподражания выстраивается ряд рифмующихся между собой слов, возникает внутренняя рифмовка в строках, которая «сшивает текст» - это слова «дурацкого – братского, плотского – Бродского». И, конечно, нельзя не вспомнить А. Ахматову - «Когда б вы знали, из какого сора/ Растут стихи, не ведая стыда…»:
…Но жизнь, скользя по тросику, накручивая часики,
Готовила Иосику одну дорогу – в классики.
…Проём окошка узкого, чаёк из мать-и-мачехи…
Откуда столько русского в еврейском этом мальчике?
Великого, дурацкого, духовного и плотского…
Откуда столько братского? Откуда столько Бродского?
И ему, Игорю Царёву, «накручивая часики», может быть, слишком поспешно, жизнь тоже готовила дорогу в классики. Лучше бы – попозже, но с жизнью, как и с судьбой, не поспоришь…
А вопросов к жизни у Игоря с детства было много, не разучился он их задавать и став взрослым. Эти вопросы во многом определяли и его судьбу – судьбу русского поэта, и это не только о Николае Рубцове, а и о себе, о человеке «с обжигающей лампой таланта в груди»:
У матросов нет вопросов. Я, наверно, не матрос…
Почему мы смотрим косо на того, кто в небо врос?
Печка в плитке изразцовой затмевает дымом свет.
Выпьем, братцы, за Рубцова – настоящий был поэт!
Был бы бездарью – и ладно. Их, родимых, пруд пруди.
Угораздило ж с талантом жить, как с лампою в груди –
Жгла она зимой и летом, так, что Господи спаси!
А без этого поэтов не случалось на Руси.
География стихов Игоря Царёва – размахом «в десять тысяч вёрст»: от Дальнего Востока, родного Хабаровска, заповедной тайги, Уссури, Амура, Сунгари, скал Сикачи-Аляна – до Москвы.
В стихотворениях И. Царёва – масса подробностей, деталей, придающих особый вкус его текстам. Их смакуешь, в них хочется вчитываться, вглядываться, вслушиваться, замирать, обдумывать, а не пролистывать, прочитывать, просматривать – и спешить в суете дальше. Замрите, остановитесь, вглядитесь в амулеты – обереги от равнодушия, которые щедро дарит нам поэт:
Скорлупа водяного ореха, желтоглазый цветок горчака,
Оторочка оленьего меха и от старой гранаты чека…
Это лето на краешке света, где восход и бедов, и медов,
Нанизало свои амулеты на цепочку звериных следов.
В цитируемом выше тексте использована точная рифма, усиленная типичной для идиостиля Игоря Царёва внутренней рифмой в строке «где восход и бедов, и медов».
Стихи Игоря Царёва вызывают море ассоциаций. Нам, дальневосточникам, понятны, как никому другому в России, первые две строки текста, собранные из одних прилагательных, рифмующихся между собой, отражающих особенность идиостиля Игоря Царёва, делающая его тексты узнаваемыми: «соболиная, бобровая, тигровая, комариная, суровая, кедровая». Эти слова – бусины наших чувств, они вне возраста, вне времени. Но читателя к таким текстам надо готовить. Наслаждение магией слова следует заслужить. Чтобы разгадать, ощутить эту магию, нужно знать предшественников и современников, учителей и соратников Игоря Царёва:
Соболиная, бобровая, тигровая,
Комариная, суровая, кедровая,
Из оленьих жил земля дальневосточная.
Если кто-то там и жил, так это – точно я.
Поэт «играет» формой стиха, демонстрируя «фигуры высшего пилотажа», принадлежность к асам школы поэтического мастерства: в приведённом выше четверостишии абсолютная гармония первых двух строк достигается за счёт попарной вертикальной рифмовки каждого из слов: «соболиная - комариная»; «бобровая - суровая»; «тигровая - кедровая» при одновременной горизонтальной внутристрочной рифме: «бобровая - тигровая», «суровая - кедровая». Это индивидуально-авторская примета поэтического текста Игоря Царёва, достойная особого внимания и отдельного изучения, например, в рамках специального курса «Лингвистический анализ поэтического текста: сложные поэтические фигуры».
Данью уважения родному городу является очень личное стихотворение – «Окна Хабаровска». Композиция текста задана несколькими позициями: сильной позицией текста – заглавием и абсолютным финалом – строкой «Светят в сердце окна Хабаровска». Словосочетание «окна Хабаровска» замыкает идеальную кольцевую (рамочную) классическую композицию текста. Однако автор ещё раз укрепляет каркас текста стихотворения, используя для этого вариативный дистантный повтор первого четверостишия в предпоследней строфе: Я и сам теперь вхож в московский цирк, /Не один свой отпуск провел в Крыму, /Но все чаще снится седой Хехцир, /И зовет, скучая по мне, Амур. Можно говорить с изрядной долей уверенности, что приметами идиостиля Игоря Царёва являются не только внутренняя рифма, но и кольцевая композиция текста, насыщение текстов стихов подробностями, деталями; обращение к значимым личным собственным именам, географическая конкретика, отличавшая стиль великого предшественника И. Царёва - Николая Гумилёва, медалью которого поэт был награждён за литературное творчество («Большая серебряная медаль Николая Гумилева» 2012 г.). Любовь к родному городу, к Дальнему Востоку неразделима для поэта с чувством к близкому человеку, запечатлённом в трогательном сравнении: «У жены моей чудный цвет волос – /Как амурских кос золотой песок». Интересна для исследования смена ритма в последнем четверостишии текста, вновь возникающая внутренняя рифма, создающая микрообраз «река - резка».
Кто-то рос в Крыму, ел зимой хурму,
Кто-то мог смотреть на столичный цирк,
А меня все детство качал Амур,
И кедровой далью поил Хехцир.

Я, еще волчонком покинув кров,
Обижать себя не давал врагам,
Ведь волной амурской кипела кровь,
И дарила силу свою тайга.

Пусть, с теченьем лет обретая лоск,
Я не против плыл, но наискосок.
У жены моей чудный цвет волос –
Как амурских кос золотой песок.

Я и сам теперь вхож в московский цирк,
Не один свой отпуск провел в Крыму,
Но все чаще снится седой Хехцир,
И зовет, скучая по мне, Амур.

На кукане сна – не сазана вес.
Хоть и спит река, но волна резка.
Не расшитый звездами занавес –
Светят в сердце окна Хабаровска.
Память о поэте – его стихи, они должны звучать, потому
…Что в них – ни фальши, ни апломба,
Лишь сердца сорванная пломба
С неуспокоенной души…
Золотое Перо России оставило Золотой след. Круг читателей, в том числе молодых, - это, быть может, будущие поэты, которые сегодня выбирают между «физикой и лирикой» пока не в пользу последней… Но пример Игоря Царёва поучителен: для стихов не бывает поздно! Как не бывает поздно и для их профессионального осмысления и анализа. Творчество Игоря Царёва ждёт своих исследователей.

ЛИТЕРАТУРА
1.Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / под ред. А. П. Сковородникова. – М.: Флинта – Наука, 2005. – 480 с.
2.Царёв Игорь. Море камни не считает. – М., 2002.
3. Царёв Игорь. Соль мажор. – М., 2011
4. Царёв Игорь. Переводы с языков пламени: электронный сборник., 2013.
5.Крадожён-Мазурова Е.М. Раздумья о стихах Игоря Царёва// Аргументы времени. - № 1 (22), 2014. – С. 93-95.


Вложения:
Комментарий к файлу: Члены РО РЛК в ДФО
члены РО РЛК 04 04 2014 Хабаровск.JPG
члены РО РЛК 04 04 2014 Хабаровск.JPG [ 66.89 КБ | Просмотров: 16672 ]
Комментарий к файлу: Е.М. Крадожён-Мазурова
ЕМ Крадожён-Мазурова.JPG
ЕМ Крадожён-Мазурова.JPG [ 83.39 КБ | Просмотров: 16672 ]
Комментарий к файлу: 28 февраля 2014 года
DSC07762.JPG
DSC07762.JPG [ 44.39 КБ | Просмотров: 16672 ]


Последний раз редактировалось Хабаровск 16 июн 2015, 11:51, всего редактировалось 1 раз.
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Марина Савченко, член СРП
СообщениеДобавлено: 03 май 2014, 16:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 май 2014, 15:04
Сообщения: 11
Марина Савченко, организатор встречи, поэт, писатель, музыкант пишет:

21 марта в Арт-подвальчике Хабаровского краевого благотворительного фонда культуры литературные клубы и поэты Хабаровска отметили любимый праздников всех поэтов.
День поэзии в Арт-подвальчике отмечался по инициативе творческого объединения "Галатея-арт" (поэта и музыканта Марины Савченко, поэта и художника Ирина Оркиной, детского поэта Елена Неменко и другие)при участии литературного клуба "Содружество"(руководитель Арт. Иванов), литературного клуба "Музы при свечах", лито "Метаморфозы", клуба "Северное сияние",Русского литературного клуба, молодых поэтов клуба "Соло" и других творческих личностей.
Праздник проходил в режиме нон-стопа. Он так и назывался "Поэтический нон-стоп",в котором каждый участник читает одно-два стихотворения и кратко рассказывает о себе. Вечер значительно украсили выступления музыкантов. Без них программа была бы намного бледнее. Студентка колледжа искусств Даша Исакова и преподаватель Станислав Никоненко открыли творческий марафон. Они сыграли пьесу "Три темперамента" Габихта и снискали заслуженные аплодисменты. Далее выступили преподаватель колледжа искусств Марина Дубинина с пьесой Шумана, автор-исполнитель Сергей Калита с песней о Хабаровске. Даша Исакова сыграла два прекрасных произведения Скрябина - Этюд си-бемоль минор и Прелюдию.
Ведущая Дня поэзии Марина Савченко рассказала об истории праздника и то, что отмечается он уже 15-й раз. В Хабаровске поэты начали отмечать свой День с 2002 года по инициативе "Галатеи- арт" и клуба "Содружества".
Желающих выступить было немало, и свободный микрофон порой зашкаливало от творческого напряжения.
Председатель нового литературного сообщества в Хабаровске Русский Литературный клуб Пысина Галина рассказала о клубе, его задачах, планах, поведала о замечательном русском поэте Игоре Цареве. Поэт, журналист Игорь Царев много лет живший в Москве, родом с Дальнего Востока, он окончил школу в Хабаровске. Как известно, в 2013 году Игорь получил всероссийское признание, победив в номинации "Поэт года"(награждение проходило в ЦДЛ в Москве).Беседа о творчестве поэта прошла в родной школе поэта №15 , в Академии Госслужбы. Вечер памяти планируется провести 4 апреля в Центральном Доме ветеранов в клубе "Музы при свечах".
Выступающие сменяли друг друга, потом обменивались телефонами и впечатлениями.
Все с интересом восприняли предложение издателя Алексея Терещенко, напечатать свои книги в издательстве "Пантакрин".И, завершая вечер, М. Савченко предложила поэтам написать стихи, посвященные встрече, в котором будут ключевые слова: Скрябин, роза, Арт-подвальчик.
(А белую розу, которая простояла в вазе весь вечер, между прочим,принесла и подарила Галина Пысина, как символ поэзии и вдохновения)
Вот имена участников встречи:
Барановы Раиса и Гаврил -народные исполнители
Оркина Ирина
Артем Иванов
Васюхно Светлана
Сергей Калита
Ундолькая Вера
Пысина Галина
Крадожен-Мазурова Елена
Гладышева Татьяна
Корнилв Николай
Загорулько Александра
Заводинский Виктор
Корчмарев Михаил
Рубцова Надежда
Антон Искатель
Викса Бездомная
Хучинская Елена
Яшина лилия
Юрий Улановский
Олег Копытов
Алексей Астафьев
Князева Татьяна
Самаркина Марина
Александр Дудкин
Шаклеин Юрий
Спасибо всем! все было просто за-ме-ча-тель-но!!!!


Вложения:
Комментарий к файлу: Поэта города Хабаровска
DSC08205.JPG
DSC08205.JPG [ 49.38 КБ | Просмотров: 16668 ]


Последний раз редактировалось Хабаровск 16 июн 2015, 11:57, всего редактировалось 1 раз.
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Марина Савченко, член СРП
СообщениеДобавлено: 03 май 2014, 16:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 май 2014, 15:04
Сообщения: 11
Марина Савченко пишет:

25 апреля 2014 года в Хабаровской краевлой научной библиотеке состоялась акция "Библионочь", к участнию в которой пригоашены поэты и прозаики дальневосточной столицы. В литературной встрече по приглашению устроителей участвовали члены РО РЛК в ДФО, перед которыми поставлена задача ознакомить хабаровских литераторов с творческой биографией поэта Игоря Царева. Укпашением литератной встречи стала презентации о жизни и творчестве Игоря Царева. Е.М. Крадажён-Мазурова презентовала новый сборник стихов И.Царева "Любя и веря вопреки". Прозвучали стихи поэта. В конце встречи на хранение в библиотеку передан портрет Игоря Царева, полученных Г.Пысиной в малом зале ЦДЛ 5 апреля с.г. от В.Сергеева.


Вложения:
Комментарий к файлу: Коллективное фото участников
25 04 14 7.jpg
25 04 14 7.jpg [ 45.1 КБ | Просмотров: 16665 ]
Комментарий к файлу: Литературная встреча
4 25 04 14.jpg
4 25 04 14.jpg [ 37.64 КБ | Просмотров: 16665 ]


Последний раз редактировалось Хабаровск 16 июн 2015, 11:58, всего редактировалось 1 раз.
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровск
СообщениеДобавлено: 13 фев 2015, 15:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 фев 2014, 07:36
Сообщения: 20
Один год Региональному отделению Русского литературного клуба в Дальневосточном Федеральном округе.

Год назад в ДФО учреждено Региональное отделение Русского литературного клуба. Это событие обозначено датой 29 января 2014 года. День был тяжелый, непростой в жизни каждой представительницы слабого пола, приглашенной в редакцию журнала «Аргументы времени». Поэтому и нет фотографии этого момента – фотографировать и фотографироваться не было желания.
В редакции журнала в тот день по инициативе творческих лиц собрались следующие дамы:
Воейкова Валентина Ивановна, главный редактор журнала «Аргументы времени», автор многочисленных литературных очерков и репортажей, лауреат премии имени Симонова,
Комарова Галина Григорьевна, ветеран прокуратуры Хабаровского края, пишущая поучительные новеллы для молодых следователей, истории и рассказы о своем военном детстве, о судьбе отца Григория Комарова, погибшего при обороне Москвы 17.10.1941,
Бруй Людмила Петровна, вдова известного в мире дальневосточного ученого-физика Бруй В.П., сама физик, ветеран ДВГУ, и официально признанный лучший голос города 2011 года (меццо-сопрано), активный участник самодеятельного творческого коллектива города,
Пысина Галина Александровна, председатель Совета ветеранов прокуратуры Хабаровского края, Почетный работник прокуратуры, автор различных литературных работ, член Российского союза писателей, и непосредственный свидетель триумфа поэта Игоря Царева в Центральном Доме Литераторов (г.Москва) в День поэзии 21.03.2013,
Кузнецова Наталья Павловна , краевед, первый исследователь творчества Игоря Царева, библиотекарь сш15 города Хабаровска, где в начальных классах учился поэт,
Сабитова Лаура Васильевна, ветеран, художественный руководитель дома ветеранов города им. Соболевского, художник и поэт,
Крадажён-Мазурова Елена Михайловна , канд.филологических наук, доцент Дальневосточного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), член гильдии экспертов-лингвистов, автор многочисленных литературоведческих работ.
Собрались эти творческие дамы в одном месте и решили: быть на Дальнем Востоке Региональному отделению Русского литературного клуба.
Возражение поступило лишь от одного из присутствующих человека, объяснившего свою невозможность участвовать в работе клуба личной занятостью.
Итак, ровно один год назад наш Русский литературный клуб на Дальнем Востоке начал функционировать. На сетевом ресурсе «Стихи-ру» появилась страничка: «Дальневосточники». Доступ к этой страничке имеют три члена Клуба. На ресурсе опубликованы стихи о малой родине, о Дальнем Востоке и его городах, о России, другие литературные работы поэтов и писателей Дальнего Востока, чьи стихи и литературные произведения публиковались в журнале «Аргументы времени» либо на порталах «Стихи-ру», «Проза-ру». Среди наших друзей - поэты и писатели Дальнего Востока и авторы, не утратившие духовной связи с малой родиной, проживающие в других регионах страны и за ее рубежами.
В прошлом году 29 января 2014 года нас было семь человек. В наших литературных гостиных и встречах в течение прошедшего года участвовали не менее восьми десятков школьников и студентов, ветеранов и жителей города и края работоспособного возраста. Всех нас объединила любовь к русской поэзии, русской литературе, патриотические чувства к своей малой родине, к стране. И цель наша – объединить авторов различных возрастов, показать: поэзия и русская литература живет в наших дальневосточных сердцах и с нами была и есть всегда. Ветераны бескорыстно передают огонек своих сердец дальневосточной творческой молодежи. И еще объединяющим началом нас всех, авторов-дальневосточников, в 2014 году явилась поэзия земляка Игоря Вадимовича Могила, творческое имя Игорь Царев, лауреата многочисленных поэтических конкурсов, заместителя главного редактора, выпускающего редактора «Российской газеты».
РО РЛК в ДФО – такова краткая аббревиатура нашего литературного объединения. С момента создания члены Клуба - активные участники большинства литературных встреч в городе и крае, в том числе с участием поэтов всего Дальнего Востока. Литературные гостиные организованы по нашей инициативе в некоторых школах и институтах города, в ДВГНБ и Доме ветеранов города имени Соболевского. О наших встречах с начинающими поэтами, с ветеранами литературного творчества есть сообщения в журнале «Аргументы времени» других журналах, в газетах «Комсомольская правда» и «Хабаровские вести», на различных интернет –порталах, на сайтах РАНХиГС, ДВГНБ, СВГБ. Тележурналистами города Хабаровска подготовлен видео-репортаж, транслировавшийся в новостном режиме и размещенный в сети Интернет. Руководитель клуба подготовила пять, посвященных дальневосточным поэтам, презентаций, которые продемонстрированы участникам литературных гостиных и площадок, других мероприятий в течение года. При создании в августе 2014 года литературной площадки, как объединения всех авторов края , - «АМУРиЯ» при ДВГНБ под руководством М.Савченко (руководитель творческих объединений «Галатея», «Муза при свечах», член Союза российских писателей) и Е.Бондаренко (заместитель генерального директора краевой библиотеки (ДВГНБ) , один из членов РО РЛК включен в состав актива нового литературно-творческого объединения.
Конечно, главным направлением деятельности РО РЛК в первый год работы стала пропаганда уникального творчества поэта Игоря Царева, родившегося в Приморском крае. Его детство и юность прошли в нашем родном городе Хабаровске, где сейчас проживают его в буквальном смысле слова осиротевшие родители: Вадим Петрович Могила, физик, профессор Железнодорожной академии, Екатерина Семеновна Кириллова, ветеран, педагог, отличник народного образования, учитель словесности. Между членами Клуба и родителями поэта установились теплые дружеские отношения, благодаря чему удалось восстановить малоизвестные детали биографии поэта в хабаровский период его жизни и деятельности, состоялись встречи с его одноклассниками. Кириллова Е.С. была подготовлена к участию в конкурсе «Лучший хранитель истории» в номинации «Личная коллекция» и получила диплом от мэра города А.Н. Соколова.
Члены клуба наладили творческие отношения с устроителями ежегодного международного конкурса «Пятая стихия» имени поэта Игоря Царева и, прежде всего с женой поэта – Ириной Борисовной Царевой, членом Союза писателей России. По поручению Ирины Царевой члены Клуба на одном из мероприятий передали в дар библиотеке – ДВГНБ значительную подборку книг Игоря Царева, его художественно оформленный портрет.
До 11.11.2014 года (дата окончания первого конкурса и подведение его итогов) в Хабаровске на различных площадках состоялись литературные гостиные, посвященные поэзии Игоря Царева. Е.М. Крадажён-Мазурова включила тему поэзии И.Царева в свои лекции методических семинаров, вебинаров, организованных для учителей средних школ. Активно пропагандирует творчество поэта среди ветеранов города и член Клуба Лаура Васильевна Сабитова .
РО РЛК в ДФО организовало и провело в ДВГНБ в сентябре 2014 года также литературную гостиную, посвященную творчеству поэта, писателя, журналиста – В.Ф. Захарова. К участию привлечена вдова поэта, распространены авторские книги.
Редактором журнала Воейковой В.И. публикованы в журнале «Аргументы времени» стихи начинающего поэта и исполнителя авторской песни А.Бекренева.
Наиболее активными участниками, а затем и организаторами литературных гостиных стали студенты Дальневосточного институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Литературную гостиную о творчестве Игоря Царева они провели в рамках мероприятия «Студенческая весна». Самостоятельно и очень интересно организовали литературную гостиную, посвященную творчеству С.Есенина, декламируя его стихи с огромной душевной отдачей. Студенты этого вуза опубликовали также тематические исследовательские работы в СМИ.
В 2015 году РО РЛК в ДФО продолжает свою деятельность, направленную на творческое объединение авторов-дальневосточников различного возраста, выявление талантов среди студентов и школьников, привлечение молодых талантливых юношей и девушек к публикации своих ранних работ. Е.М. Крадожён-Мазурова включена в члены жюри конкурса «Пятая стихия» , Г.А. Пысина – в оргкомитет этого конкурса. Планируется проведение литературных гостиных с участием молодежи на различных литературных площадках, дальнейшее сотрудничество с другими литературно-творческими объединениями города и края.
И, как подарок читателям, публикуем впервые детское сочинение Игоря Царева (11.11.1955-04.04.2013) о нашем городе. Он написал это сочинение примерно в возрасте 12-13 лет, еще детский нетвердый почерк его черновика. Но так очевидно сейчас – это пишет всемирно признанный поэт будущего.

«Мой город. Знакомые улицы, площади, здания, парки. Родная школа, где ты вырос, возмужал, где ты начал путешествие по стране знаний. Товарищи, вместе с которыми ты смело шагаешь по жизни. Это всё, что ни отделимо от твоей жизни. И, трудно представить, что сравнительно недавно на этом месте были густые буреломы, что на месте твоего дома росли могучие кедры, обвитые гибкими лозами дикого винограда, что по резным следам молоденькой кабарги, тихо, по-кошачьи щуря глаза, крадучись, шёл полосатый хозяин тайги. И, хотя Амур всё также величаво катил свои воды, что также ласково грело летнее солнце, а порой дул свирепый ледяной ветер, ломающий огромные ели, как спички, не было здесь ни моего города, ни меня, ни моих друзей, а стояла мрачная тайга со своими суровыми законами.
Но и в те времена уже были смелые люди, отдавшие свои жизни на борьбу с природой, и победившие её. Они плыли по незнакомым могучим рекам всё дальше и дальше в незнакомые края, голодали, но всё же, шли. На облюбованных местах строили остроги.
Так появился и наш Хабаровск. И теперь приятно бродить по его зелёным улицам, с вышины утёса смотреть в непостижимые глубины Амура, с радостным волнением замечать новые многоэтажные здания, выросшие как по мановению жезла простых рабочих людей – людей моего города.
Набережная Амура. По-моему – это самое хорошее место для отдыха после трудного рабочего дня. Зелень молодых деревьев приятно ласкает глаз, влажный ветерок обдувает твое разгорячённое лицо. Облокотившись об парапет, можешь долго и пристально смотреть в горбатые, покрытые пеной гребни волн, которые с необычайной силой обрушиваются на бетон набережной. Как капитан, облокотившись на поручни своего мостика, смотрит в разбушевавшуюся морскую стихию.
Кажется, куда бы не забросила тебя судьба, ты всегда вернёшься на родину, в свой родной город, как возвращается из синих морей на то место, где она родилась, горбуша – рыба, любящая свою родину.
И, если б я мог, то я пронёсся бы сквозь серебряную паутинку времени, чтобы взглянуть, каким будет город завтра, через 100, через 1000 лет. Может это будет прекрасный город с зеркальными витринами многоэтажных домов, сквозь стеклянные стены которых просвечивается голубизна неба и сверкающее солнце. Прямые проспекты, покрытые зеленью, по которым давно уже не ходят автомобили. Медовый воздух, пахнущий ароматами тысячи цветов, как прохладный напиток пузырится в легких. Непостижимая форма архитектуры, гигантские арки стадионов, прозрачные купола театров. Вдалеке серебряными иглами сверкает ракетодром. И всем этим владеют люди с трудовыми мозолями на ладонях.
Да, прекрасная картина. А может она будет ещё прекраснее. Но мне мой город нравится и таким, хотя мне хочется и своим трудом, хоть немного улучшить его. Я готов отдать свою жизнь на благо народа, на благо нашей родины, чтобы она процветала в веках и была гимном коммунизму и человечеству. Я готов прожить свою жизнь так, чтобы потомкам нашим не было стыдно…»


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровск
СообщениеДобавлено: 13 фев 2015, 22:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 ноя 2013, 22:21
Сообщения: 528
Какие вы, хабаровчане, молодцы! Вы умеете помнить и ценить...
Низкий Вам поклон!
Ирина Царева


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Хабаровск
СообщениеДобавлено: 15 фев 2015, 22:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2013, 05:01
Сообщения: 115
Вот это сочинение! Молодец, мальчишка! Пятерку, наверное, получил. Я бы пять с плюсом поставила ;)

_________________
mih


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 июн 2015, 11:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 май 2014, 15:04
Сообщения: 11
Бессонова А.С.
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент, Крадожён-Мазурова Е.М.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ ИГОРЯ ЦАРЁВА «ПОРТРЕТ ЖАННЫ САМАРИ»
11 ноября 2015 г. исполнилось бы 60 лет замечательному поэту – дальневосточнику Игорю Вадимовичу Цареву (настоящая фамилия Могила.) Игорь Вадимович родился 11 ноября 1955 года в Приморском поселке Гродеково. Позднее семья будущего поэта переехала в Хабаровск, где Игорь учился в математической школе. Затем закончил технический вуз в Ленинграде и переехал в Москву, где работал физиком. Позднее Игорь Вадимович сменил род деятельности и стал журналистом. В 2011 г. в Киеве вышла книга его стихов «Соль-мажор». В 2012 году Игорь Царев был удостоен знака «Золотое перо», в марте 2013 г. ему присудили первую национальную литературную премию «Поэт года». Свою награду поэт получил всего за две недели до смерти. Игорь Царев ушел из жизни 4 апреля 2013 года в возрасте 57 лет, но его стихи - светлые, простые и в то же время мудрые - продолжают жить и трогать души многих поколений людей.
Одним из самых замечательных стихотворений Игоря Царева, связанных с именами художников, пожалуй, является «Портрет Жанны Самари», посвященный творчеству Пьера Огюста Ренуара.
Пьер Огюст Ренуар – это французский художник-импрессионист. Игорь Царев с удивительной точностью раскрывает факты из его жизни. Обратите внимание на строки стихотворения:
Судьба выводит вензеля,
Но что Вам сказочный Сезам,
Когда в друзьях Эмиль Золя,
Тулуз-Лотрек и Поль Сезанн?
Строки эти вовсе не случайны. Жизнь художника была действительно тяжелой. Славу и признание Пьер Огюст Ренуар снискал только в последние годы жизни. До этого же ему приходилось довольствоваться редкими заказами и то и дело прибегать к помощи месье Шарпантье, портрет супруги которого впоследствии прославит Ренуара («Портрет мадам Шарпантье с детьми»).
Как карамелька за щекой
Могла бы сладко таять жизнь,
Но вы меняете покой
На краски и карандаши,
Рисуя моде вопреки
Не дорогие телеса,
А только ломкий взмах руки
И странный свет в её глазах…
Фрагмент фразы «Ломкий взмах руки» у Игоря Царева отнюдь не принадлежит изображенной на портрете Жанне Самари. Нет, это еще один факт из жизни художника. В 1877 году, упав с велосипеда, Ренуар сломал правую руку. В результате этого у художника развился ревматизм, от которого Пьер Огюст страдал всю оставшуюся жизнь. В 1912 году с Ренуаром случился приступ паралича. Несмотря на две перенесенные хирургические операции, художник так и остался прикованным к инвалидному креслу. Но до конца своих дней Пьер Огюст Ренуар продолжал писать кистью, которую сиделка вкладывала ему между пальцев.
Теперь обратимся к изображению самой Жанны Самари, молодой актрисы театра «Комеди Франсез», до замужества жившей на улице Фрошо и часто посещавшей дом Ренуара. Как удивительно точно Игорем Царевым подмечены все детали портрета! С какой поразительной верностью переданы и ощущение сна, и «весьма удивленный взгляд», и даже «аромат «Мажи нуар». Мы не слышим самого запаха, но мы ощущаем его присутствие, легкий цветочный шлейф, окутывающий актрису.
Она весьма удивлена –
Вы не подняли головы.
Вам безразличен вкус Вина,
Но интересен цвет травы.
Это еще один штрих к характеру художника. Чтобы глубже и полнее понять смысл этих строк, следует вспомнить слова самого Ренуара о том, что «творчество есть победа над роком». Именно это и хотел сказать нам поэт в своем стихотворении – сила духа способна преодолеть любые невзгоды.
Литература и источники:
Царёв Игорь. «Переводы с языка колокольцев». – Дальний Восток. Российский литературный журнал. – №1. - Хабаровск, 2015. - С. 32-33.


Последний раз редактировалось Хабаровск 16 июн 2015, 11:33, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 июн 2015, 11:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 май 2014, 15:04
Сообщения: 11
Курьян С.С.
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент, Крадожён-Мазурова Е.М.,
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «РАСПУТИЦА» ПОЭТА-ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА ИГОРЯ ЦАРЁВА
Распутица
Май – время Тельцов
***
В майском небе топчется знак Тельца,
Млечный путь копытцами оцарапав,
А земной дорогою от Ельца
Ни в Москву не выбраться, ни в Саратов...
Черноземы, с глинами на паях,
Не хотят и мелочью поступиться -
И стоят растерянно на полях
Трактора, увязшие по ступицы.
Развезло кисельные берега,
Но их мягкий норов куда полезней
Босякам уездного городка,
Чем асфальто-каменные болезни.
Как же сладок дух луговой пыльцы!
И вода прозрачна, и крест тяжел там,
И беспечно маленькие тельцы
Под крестом пасутся в цветочно-желтом...
И тебе дан шанс – в небеса лицом –
Не спеша, в подробностях, помолиться,
Ведь, когда распутица, под Ельцом
Бог куда доступнее, чем столица.
Стихотворение «Распутица» написано Игорем Царёвым 14 мая 2012 года. Оно относится к позднему творчеству поэта, написано менее чем за год до его скоропостижной смерти. В то время поэт жил и работал в Москве. Это был один из его выездов в подмосковный Елец, где и было написано произведение.
Не случайным эпиграфом к стихотворению послужила фраза «Май – время Тельцов». Автор ссылается на знак зодиака (созвездие), время которого приходится на первую половину мая. Это можно проследить уже с первых строк: «В майском небе топчется знак Тельца…». В то же время, фраза «Май – месяц Тельцов» имеет и второе значение – она относится к окружающей поэта обстановке: «беспечно маленькие тельцы под крестом пасутся в цветочно-жёлтом».
Сочетание небесного и земного прослеживается как отдельная смысловая линия произведения. Первые строки о созвездии Тельца и Млечном пути обращают наше внимание на весеннее небо, передают особое чувство восхищения и позитива автора по отношению к последнему весеннему месяцу. Великолепные метафоры: «топчется знак Тельца, Млечный путь копытцами оцарапав», точно передают «весеннее», возвышенное настроение автора. В то же время, следующие строки возвращают нас к земному, проблемному в этот месяц, времени распутицы. Это, своего рода, вынужденные выходные, вырвавшие всех людей из повседневных забот, поездок и сельхозработ. «И стоят растерянно на полях трактора, увязшие по ступицы» - две строчки объемно и всеохватно передают чувство, когда человек бессилен перед природой, когда обычные земные вещи, суета и полевые работы замерли: они отступают перед природным началом. В этих условиях человек отвлекается от таких забот, начинает больше замечать окружающее, природу, естественная красота которой остается в стороне в будни.
И, кажется, единственные, кто беззаботно радуется весенней непогоде, это детишки, которых автор просторечно называет «босяками уездного городка», подчеркивая всю простоту и естественность, беззаботность их жизни по сравнению с теми, кто живет в условиях «асфальто-каменных болезней». Именно дети – те, кто не обращает внимания ни на дороги, ни на трактора, ни на иные проблемы; дети, воспитываемые «мягким норовом кисельных берегов», привлекли внимание автора. И он, подобно им, начинает полной грудью вдыхать «дух луговой пыльцы», отойдя от забот, проникнувшись душой села, душой деревенской природы.
Фразы «крест тяжёл там», «тельцы под крестом пасутся в цветочно-жёлтом», а также последний абзац стихотворения заслуживают отдельного внимания. Тема взаимоотношений Бога и человека, православной, глубоко религиозной и высокодуховной природы русского человека, является одной из основных тем в творчестве поэта. Эта тема прослеживается во многих стихотворениях Игоря Царёва, и «Распутица» - одно из таких произведений.
Лёгкий дух луговой пыльцы и беспечность тельцов, пасущихся на лугу, сочетается - и контрастирует с «тяжёлым крестом» людей
села. Возможно, в этой фразе автор делает ссылку на известное христианское выражение «нести свой крест», отмечая сложность сельской жизни, непростые условия, к которым относится и период распутицы. «И беспечно маленькие тельцы под крестом пасутся в цветочно-жёлтом» - одна строка, в которой заключено и золото креста и куполов, и цветочное «золото» земли, в продолжение темы сочетания земного и небесного в стихотворении. И последние строки, как итог, побуждают читателя к мысли, что это время – не просто непогода и остановка работы и жизни на селе, а шанс общения с Богом. Именно шанс, то самое свободное время, которого не хватает в обычные дни, когда можно помолиться «не спеша, в подробностях», без суеты, не на бегу, как это делается обыкновенно, когда человек занят заботами дня. Неспешная, личная, подробная молитва Богу, не просто символическая, но подобная искренней беседе, а также слова поэта «Когда распутица под Ельцом, Бог куда доступнее, чем столица», делает Создателя в творчестве Царёва настолько естественным и близким народу, настолько сближает веру и повседневную, сложную сельскую жизнь, что невольно вызывает у читателя восторг. Именно последние строки точно и просто передают особенность русской души – высокую духовность в обычной жизни, тесную связь и доступность земного и небесного. Бог доступен каждому – простая истина христианской морали заключена в нескольких строках, и люди, невольные пленники непогоды, имеют шанс этой истиной воспользоваться.
Оценивая в целом содержание стихотворения, можно сказать, что автор ненавязчиво выстроил единую смысловую композицию. Раскрывая и описывая свое впечатление от обычного в весеннюю пору явления – распутицы, разлива рек, он смог передать не только личные чувства и эмоции, но и простыми словами рассказать о довольно непростых вещах. Тесная связь земного и небесного, простота, естественность, и в то же время «тяжёлый крест» сельской жизни, близость человека к Богу, и непогода, как шанс эту близость почувствовать – всё это присутствует в стихотворении «Распутица». В то же время, ностальгическое душевное чувство, сродни русской тоске, вызываемое простым и красочным описанием деревенской, словно застывшей в распутицу, картины, а также возвышенный смысл, вызывают у читателя желание задуматься над собственной жизнью, дарят моральное и эстетическое наслаждение от прочтения одного из лучших произведений Игоря Царёва.
Стихотворение богато средствами художественной выразительности, позволяющими, при ограниченном объеме формы, передать читателю неограниченный объем содержания произведения. Метафоры «топчется знак Тельца, Млечный путь копытцами оцарапав», «мягкий норов кисельных берегов», «асфальто-каменные болезни», тяжелый крест, придают образность при формировании в представлении читателя картины, описываемой поэтом, и, с другой стороны, вкладывают более ёмкий смысл в произведение. Использование метафоры «кисельные берега» является обращением к народной литературной традиции, выражение часто использовалось в произведениях устного народного творчества. В тексте оно может быть понято как в исконном значении метафоры – «благополучие, изобилие», в контексте стихотворения – плодородная, богатая земля, так и в значении «размытые из-за непогоды берега». Олицетворения «чернозёмы с глинами не дают и мелочью поступиться» и «стоят растерянно трактора», позволяют автору показать одушевленный образ природы и человека, причем передается как характер первой – её власть над деятельностью людей в период распутицы, нежелание «даже мелочью поступиться», так и растерянность второго, невозможность сделать что-либо. Использование просторечного слова «босяки» добавляет простоты и естественности в характер стихотворения. Точно и уместно автором использованы эпитеты: земная дорога, уездный городок, сладкий дух пыльцы, прозрачная вода, цветочно-желтый луг. Они придают образности, полноты картине стихотворения, позволяют до конца прочувствовать эмоции поэта.
Метр стихотворения сложный, стопы анапеста чередуются со стопами ямба:
В майском не/бе топ/чется знак /Тельца,
Млечный путь / копыт/цами о/царапав…
Размер стиха можно определить как четырёхстопный.
Мелодию стихотворения создают перебои ритма, вызванные чередованием 10-ти и 11-тисложных строк, а также перекрёстная рифма.
Оценивая структурно-смысловую композицию стихотворения, можно говорить о том, что роль вводной части играет первая строфа, а основной посыл стихотворения, обращение к читателю, заключены в последней строфе. Всё стихотворение разбито на 5 четырехстрочных строф.
Стихотворение «Распутица» по праву может считаться одним из лучших произведений классика современной русской литературы – Игоря Царёва. В этом произведении прослеживаются особенности творчества поэта, его тонкое чувство и видение русской души, близость к Богу, одухотворенность, органично переплетающаяся с простыми жизненными проблемами. Тот посыл, который идёт от автора к читателю, формирует образы и впечатления, близкие по настроению многим ценителям отечественной литературы, а его
обращение, завершающее стихотворение, побуждает задуматься о высоких и вечных вещах. Игорь Царёв в своих произведениях говорит простым и понятным языком с теми, кто решил прикоснуться к его творчеству. Именно это позволяет полностью проникнуться глубиной смысла, облеченного в доступную читателям форму. Наверное, такой и должна быть настоящая поэзия.


Последний раз редактировалось Хабаровск 16 июн 2015, 11:32, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 июн 2015, 11:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 май 2014, 15:04
Сообщения: 11
29 января 2014 года учреждено Региональное отделение Русского литературного клуба в ДФО с создание авторской странички "Дальневосточники" на портале Стихи-ру. Русский литературный клуб пропагандирует творчество дальневосточных авторов. Наш земляк - дальневосточник Игорь Царев (11.11.1955-04.04.2013) удостоен звания "Лучший поэт года-2012". В связи с этим фактом на многих литературных встречах в дальневосточной столице состоялись чтения стихов И.Царева, просмотр презентаций, встречи с его родителями, проживающими в нашем городе. В городском музее по истории города организована выставка, посвященная творчеству поэта, приуроченная к Дню города (май 2015г). Краевой библиотеке женой поэта - Ириной Царевой, членом СПР, переданы в дар подборка книг и журнальных публикаций творческих работ поэта (осень 2014г).
26 марта 2015 года, в Год Литературы, в Хабаровске учрежден Межвузовский литературный клуб имени И.Царева. Инициаторами учреждения МЛК стали студенты четырех хабаровских высших учебных заведений, увлекающиеся поэзией, пишущие стихи, а также любители поэзии при активной поддержке РО РЛК и СРП. Финальное заседание сезона 2014-2015 гг. прошло 4 июня 2015 г. в Дальневосточном институте управления РАНХиГС, в канун пушкинских дней. В нём участвовали представители ДВГУПС, ДВГГУ, Института искусств и культуры, ДВИ РАНХиГС. Звучали стихи А.С. Пушкина, С. Есенина, А.Ахматовой, Б. Пастернака, Э. Асадова и др. Завершилась встреча поэтическим марафоном – чтением стихов авторов – участников встречи.

Творчество И.Царева привлекает к себе внимание и опытных авторов, и начинающих поэтов. Свой город Игорь любил и посвятил ему несколько стихотворений. Вот одно из них:

Город Ха
Игорь Царев

Гроза над Становым хребтом
В шаманские грохочет бубны.
И пароходик однотрубный,
Взбивая сумерки винтом,
Бежит подальше от греха
К причалу, пахнущему тесом,
Туда, где дремлет над утесом
Благословенный город «Ха».

Я с детства помню тальники
И лопоухие саранки,
И уходящие за рамки
Кварталы около реки,
Коленопреклоненный дом
В дыму сирени оголтелой...
И до сих пор сквозь все пределы
Я этим городом ведом.

Я вижу и закрыв глаза
Сквозь сеть ненастного ажура,
Как от Хекцира до Джугджура
Гремит шаманская гроза,
И переборками звеня,
Держа в уме фарватер трудный,
Мой пароходик однотрубный
Опять уходит без меня.

В настоящее время проводится второй Международный литературный конкурс "Пятая стихия" литературной премии имени Игоря Царева. Многие хабаровские поэты в Год Литературы приняли в нем активное участие, прошли отборочный этап, но не смогли выйти даже во второй тур. Это говорит о качестве творчества наших авторов: им есть чему поучиться у более опытных поэтов. Например, таких, как Аркадий Федотов ("Муза при свечах").

Если ты поэт
Аркадий Федотов

Отрадно сознавать,
что ты кому то нужен,
Что с трепетом в груди
ты тянешься к цветам.
Со свежею строкой
стараешься быть дружен,
Что судят о тебе
по песням и стихам.
А ты еще вполне
наполнен вдохновеньем,
Весь творчеством объят -
бездушье - ни к чему
Не в силах одолеть
весомость притяженья,
Стремишься ты откликнуться
в стихах ему.
И в строчках эту жизнь
правдиво отражаешь,
Не терпящий ничуть
словесной чепухи.
В твоих стихах сквозит
еще цветенье мая,
И по сердцу тебе
своих друзей стихи.
Надеждою живешь,
не чтишь врачей запреты,
Хотя ты далеко
совсем не Прометей -
А сколько песен есть
еще тобой не спетых,
И сколько для поэзии
живет в тебе идей?
А время, что бежит,
чувствительность не стерло.
Рождаются стихи
во сне и наяву.
Пусть время не щадит,
порой сжимает горло,
А ты твердишь: "Я мыслю,
значит я жижу!"
Ты рифмами живешь
и ими ты испытан,
Тебе всю жизнь искать
заветные слова.
И если ты не стал
поэтом знаменитым -
Да здравствуют стихи!
Поэзия жива!


Игорю Царёву, дальневосточному поэту, посвящают свои стихи хабаровские авторы. Вот один из текстов:

Игорю Царёву, поэту и гражданину
Е. Крадожён-Мазурова

Завораживают, закручивают
И уводят куда-то, маня,
Поэтические эти кручи
Не одну, не одну меня…
Околдованы словом Игоря
К восхожденью готовы полки
От Гродеково до Билибина
И до станции Петушки…
Эх, нельзя объять необъятное,
Но набатом опять звучит
Повторённое, многократное:
«Настоящий поэт – не молчит!»
И опять над страной чёрны вороны
Кружат, каркая: «Беспредел!»
Он писал, как нас тащит в сторону…
Он тогда как в воду глядел!

Публикуем стихи молодых поэтов города. Эти молодые поэты - актив межвузовского литературного объединения имени Игоря Царева.

Девятый вал
Сергей Курьян (ДВИ РАНХиГС)

Быть может трудно, может сложно
Понять, что правильно, что ложно,
Но в море мыслей бриз тревожный
Не потревожит дна.
Ты можешь думать сколь угодно,
Считать круги на глади водной,
Валить все на каприз погодный,
Но истина одна.

Сейчас я в шторме, водах бурных,
Сейчас – во власти мыслей хмурых,
Под реквиемы трубадуров
Вот-вот пойду ко дну.
И где искать, куда податься,
Похоже, начало смеркаться,
О борт мой волны разбиваться –
Как на войну идут.

И как тут не принять их вызов,
Судьбы коварные капризы.
Но вот на борт, что мал и низок
Летит девятый вал…
Не знаю я, что будет вскоре,
Где буду сам – на суше в море.
И воды, ритму жизни вторя,
Накрыли старый ял…

И интересно мне вдвойне:
Под крики чаек штиль у порта,
Встречать под бравые аккорды
В порту, или на дне?

Род человеческий
Илья Голованов (ДВГУПС)

Людской наш род необычайно
Вознёсся выше всех других,
Род человеческий, случайно,
Нам данный позже остальных.

Возможно это только шутка, -
И мы вообще эксперимент.
Но только не являлся шуткой
Из века в век такой момент:

Нас отличали от животных
Любовь, характер и мораль,
Но вижу я сейчас по правде,
Что человек – не божья тварь.

В нем человечности остатка
Не сохранилось и следа,
Ведь золотая лихорадка
Всем разом голову снесла.

И ныне каждый размышляет
Как можно больше всех урвать,
Никто друзьям не доверяет -
Их можно выгодно продать.

Продать любовь и честь -
Всё сразу!
Пусть нарастает чернота!
Взрастёт в душе твоей заразу,
И почернеют впредь глаза.


Здесь больше нет доверья слову,
Их заменяет денег тьма.
И скоро ляжет всем в основу,
Что жила чёрная мила.

Что безнаказанность возможна,
И сразу всё пойдёт к чертям!
Весть мир покатится дорожкой
К последним четырём часам:

На первый час начнётся хаос,
Второй - послышится стрельба.
На третий - нас и не осталось.
Четвёртый - подсчитать тела.

В тот час отец пошёл на сына,
А мать на дочку - души рвать.
Безумье нам - одна причина,
Что нам любви не занимать?!

Бесчестие и злая низость
Затмили светлые сердца,
Утратил человек гордливость
И стал животным навсегда.

Понятно почему однажды
Могучий ангел Люцифер
Был изгнан из объятий Рая
И брошен в пропасть адских мер.

Изгнал его Господь за то, что
Не преклонил тот головы
Пред челядью созданий ложных
Создания эти - это мы.

Россия. XXI век
Максим Юзефов (Института искусств и культуры)

Зима, Россия, двадцать первый век./
Провинциальный парк вблизи вокзала./
Во власти ледяного карнавала/
На землю падал серебристый снег./
Седые вихри унесённых дней /
Взметали ввысь следы воспоминаний -/
Ушедших, неисполненных желаний/
Судьбой-плутовкой, вольницей твоей./
Ты видишь лица: удрученный взгляд/
Их смотрит в снежные зимы глазницы./
Фигур туманных бродят вереницы -/
Все так же, как и много лет назад./
Средь них пустые рожицы бродяг/
Ко всем вопросам не найдут ответы:/
В лохмотьях чёрных - белые скелеты/
Нарочито пульсирующих скряг./
Средь них дрожат колени беглецов-/
Педантов, исчезающих в тумане,/
Спешащих в механическом дурмане/
Забыть в себе мальчишек-гордецов./
Средь них с улыбкой, с искрами в глазах/
(Их сердце бьётся в цирковом квартете)/
Поют, смеются, веселятся дети/
Подобно ангелам на небесах./
Средь них и ТЫ встаешь в единый ряд./
Забудешь все ушедшие тревоги,/
Забудешь пройденной судьбы дороги-/
Все так же, как и много лет назад!/
Зима, Россия, двадцать первый век./
Провинциальный парк вблизи вокзала./
Твоя душа безмолвно наблюдала,/
Как падал с неба серебристый снег.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 июн 2015, 12:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 май 2014, 15:04
Сообщения: 11
Посвящение Игорю Царева
Ольга Суслова

Звезда погасла – в сердце боль,
Остановился мыслей строй,
Вино творенья недопито,
Душой ещё не всё излито.

Разбиты крылья – не подняться,
Им от земли не оторваться.
Нет указателей дорог,
А, сколько написать бы смог!

А отблеск дня застыл слезой,
В прощанье с вечною землёй,
Оставив ей тепло и свет,
Своих стихов на много лет…


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB