Игорь Царев - Пятая Стихия

Форум
Текущее время: 28 мар 2024, 19:28

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15 апр 2017, 12:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 апр 2017, 22:04
Сообщения: 4
2 апреля в Новосибирске был организован вечер памяти Игоря Царева, посвященный 4-й годовщине со дня ухода Поэта. Вечер проходил в Культурном Центре «ИНИГО» (www. inigocenter. ru), вход для всех желающих был свободный. Вел концерт Артур Багинский. В программе вечера был краткий рассказ о жизни и творчестве Игоря Царева, звучали его стихотворения и песни, сочиненные на его стихи. По удивительному совпадению этот музыкально-поэтический вечер носил такое же название, что и концерт памяти Игоря Царева, состоявшийся 8 апреля в Москве - «Целебная музыка строк».
По просьбе Ирины Борисовны Царевой привожу текст выступления. Исполненные стихотворения и песни на стихи Игоря Царева будут обозначены в виде названий. Все желающие смогут с легкостью их найти в разделе «Стихи» на главной странице сайта «Пятая стихия».
Вложение:
FullSizeRender 2.jpg
FullSizeRender 2.jpg [ 84.73 КБ | Просмотров: 7818 ]


Послезавтра, 4 апреля исполнится 4 года, как не стало Игоря Царёва. Сегодняшний вечер я бы хотел полностью посвятить этому гениальному поэту. И дело даже не в том, что лично мне очень нравятся его стихотворения. А в том, что еще при жизни его творчество было очень высоко оценено как профессиональными критиками и литераторами, так и огромным числом читателей и любителей поэзии. Потрясающее владение литературным русским языком, прекрасный стиль изложения, редкая образность, красота рифм и чистота мысли ставят Игоря Царева в один ряд с Классиками русской поэзии ХХ века - Ахматовой, Пастернаком, Цветаевой, Бродским. И становится тем более обидно, что в эпоху глобального развития и распространения информации многие из нас ничего не слышали о поэте, чье творчество составляет золотой фонд русскоязычной поэзии последних десятилетий.

Песня "СЛЕД НА НЕБЕ" (памяти ушедших поэтов) .
Сл. и муз. – А. Багинский

Весна являет свои приметы:
Сверкает солнце, вскипают почки,
И над землею парят поэты,
Пером по небу рисуя строчки.

В обычной жизни они – как все мы,
И так же хмелем порой согреты.
Но, выбиваясь из общей схемы,
Хранят поэты свои секреты.
Едва занявшись любимым делом,
Вооружившись крылатой фразой,
Полету мысли отдавшись телом,
Поэты в небо взмывают сразу

И там над миром парят, как птицы,
Без чувства страха и тонны груза,
И может вечно полет их длиться,
Но ждет к обеду родная Муза.

Сдержать поэтов смешны усилья,
Нельзя от неба их скрыть за дверью,
Ведь от препятствий мощнее крылья,
От подрезаний острее перья.
Для них свобода важнее премий,
Пусть миг полета и быстротечен.
Пути земные стирает время,
А след на небе навеки вечен.

Рисует осень свои сюжеты,
Смывая краски и ставя точки,
А над землею кружат поэты
И улетают… поодиночке...

Игорь Царев - это творческий псевдоним поэта. Настоящее его имя - Игорь Вадимович Могила. Он потомок древнего русского рода Могил. Самым известным из его предков был Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Петр Могила, живший в 1й половине 17 века. В 1996 году святитель Петр Могила был канонизирован Украинской Православной церковью в пределах Украины, а в 2005 году он был канонизирован на всей территории Российской Православной церкви. О принадлежности к славному роду поэт упоминает в своем стихотворении

"В ПОИСКАХ СЛОВА"

В столыпинские времена род Могил был переселен на Дальний Восток. Игорь родился 11 ноября 1955 года в поселке Гродеково Приморского края, в 15 километрах от границы с Китаем. Родители Игоря - высокообразованные люди. Отец его стал профессором Дальневосточного Университета путей сообщения. Мать более 60 лет проработала преподавателем русского языка и литературы. Детство и юность Игоря прошли в Хабаровске. И, конечно же, яркие впечатления и образы удивительного дальневосточного края нашли в дальнейшем отражение в его поэтическом творчестве. Дальнему Востоку посвящено много стихотворений поэта - "Окна Хабаровска", "Земля дальневосточная", "Город Ха", "Мое сатиновое детство" и многие другие. Вот строчки из стихотворения "Искры звездные":

Когда микросхемы были большие, а я у маменьки маленький,
мы жили на станции у границы – провинция, губы бантиком!
Там искры звездные, паровозные сыпались в снег под валенки,
и мне казалось, что гул вокзала – это и есть романтика…

После окончания математической школы Игорь поступил в Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ). Уже там стал проявляться его литературный талант. В ЛЭТИ в те годы работал известный на всю страну студенческий клуб "Гаудеамус". И Игорь принимал самое активное участие в написании сценариев студенческих спектаклей и капустников, которые были наполнены его стихами. Учеба давалась ему легко, и после окончания института Игорь был распределен в Москву, в закрытый НИИ, где и проработал инженером-конструктором до 1982 года. А потом неожиданно для всех он оставил работу инженера и ушел в журналистику. Любовь к литературе, к поэзии, к работе со словом вышла на первый план, и Игорь начал заниматься тем, что всегда было его истинным призванием.

ЯЧМЕННОЕ ЗЕРНЫШКО (стихотворение)
ШАРМАНЩИК (песня)

Свою журналистскую деятельность Игорь начал в 1983 году в газете "Московский комсомолец". Через два года он перешел на работу в еженедельник "Труд". Надо сказать, что на тот момент это была самая издаваемая газета, которая благодаря своим многомиллионным тиражам попала в Книгу рекордов Гиннеса. В этой газете Игорь проработал 22 года, пройдя путь от корреспондента до редактора отдела и ответственного секретаря. За годы работы в "Труде" он написал более 400 развернутых статей, 12 научно-популярных книг (часть из них в соавторстве с женой Ириной Царевой) и огромное количество плановых публикаций. Интересен факт, что большинство из нас заочно было знакомо с журналистской деятельностью Игоря Царева. Именно он был автором прогремевшей на всю страну статьи в газете "Труд" про полтергейст. И именно Игорь Царев придумал тогда свое название этому явлению – «Барабашка». Прошло 30 лет, подробности тех событий уже никто и не вспомнит, а слово осталось в народе и живо по сей день. В 2007 году Игорь переходит на работу в "Российскую газету" на должность ответственного редактора (зам. главного редактора). Там на писательство времени уже не было, но стихи продолжали рождаться.
Игорь гордился своей родовой фамилией, хотя на нее иногда неадекватно реагировали не очень просвещенные люди. Но когда он стал журналистом, руководство попросило его подписывать статьи псевдонимом, т.к. опасалось нездоровой реакции у читателей, когда, например, статья заканчивалась фразой "Вечная память героям!", а следующей строкой стояло И.Могила. Псевдоним "Игорь Царев" родился, когда он стал писать статьи в соавторстве со своей женой - Ириной Царевой. Имя было взято от Игоря, фамилия - от его жены. Со временем читатели привыкли к новому имени и стали воспринимать соавторов как одного человека. И тогда было принято решение разделять авторство, при этом Игорь подписывался уже привычным псевдонимом, а его жена своим именем.
Сейчас прозвучат 2 стихотворения, одно из них в виде песни. Оба представляют собой пейзажные зарисовки, но решены в техническом отношении совершенно по-разному. Первое стихотворение состоит из одного единственного предложения, но, тем не менее, очень полно раскрывает красоту увиденного явления природы.

ДОЖДЬ (стихотворение)

Второе стихотворение, наоборот, состоит из очень коротких предложений, иногда буквально по одному слову, и в художественном плане его можно сравнить с графикой в живописи, когда один штрих, одна черта очень точно раскрывают образ и передают его характер.

ОЗЕРО. ПЕСОК. ОСОКА. (песня)

Несмотря на активную журналистскую и писательскую деятельность, главным делом всей жизни Игоря Царева было написание стихов. Стихи он писал всегда - и в студенческие годы, и во время работы в секретном НИИ, и в годы журналистской деятельности. В 2002 году был выпущен первый сборник стихов поэта "Море камни не считает". Сам Игорь эту книгу не афишировал, в ней были собраны его ранние стихи, а сам поэт уже вступил в пору творческой зрелости. В 2011 году в Киеве была издана книга стихов "Соль мажор". Были издания подборок стихов поэта во многих российских и международных литературных журналах и альманахах. Но самая полная подборка его стихов была, конечно же, в интернете. В 2002 году Игорь Царёв открыл авторскую страницу на литературном портале Стихи.ру, где каждая новая публикация привлекала к себе внимание огромного числа истинных ценителей высокой поэзии. За все годы общее количество читателей его стихов превысило 170 000 человек, на его странице было оставлено более 10 000 отзывов.
Игорь Царев стал лауреатом многих российских и международных конкурсов: в 2008 году была получена национальная литературная премия "Золотое перо Руси" за высокое художественное мастерство, были победы на конкурсах "Серебряный стрелец - 2008", "Заблудившийся трамвай - 2011", и как вершина признания его творчества была завоевана национальная литературная премия "Поэт года -2012".

ПЛАЧ ДЕРЕВЕНСКОГО ДОМОВОГО (стихотворение)
ОЖИДАНИЕ (песня)

Поэзия Игоря Царева - это необыкновенный сплав из высокой духовности, ярчайшей образности, великолепного чувства рифмы, глубочайшего знания и самого уважительного отношения к литературному русскому языку и наполненности смыслом каждого сказанного слова. И при этом - постоянная, неустанная работа, совершенствование уже написанных стихотворений и создание новых. Говоря о поэтическом труде и вершинах мастерства, в одном из интервью сам Игорь сказал следующее: "Никаких вершин мастерства в природе не существует. Поднявшись на уровень, который раньше представлялся вершиной, сразу же обнаруживаешь, что находишься у подножия еще большей горы. Так что любой поэт вне зависимости от опыта практически всегда пребывает в состоянии улитки, ползущей по склону Фудзи. При этом четких ориентиров, что хорошо, а что плохо, в поэзии не существует. Здесь верным компасом служит только ощущение преодоления: "вверх" двигаться всегда труднее, чем "вниз". И если сегодня тебе удалось то, что не получалось вчера, значит ты на верном пути. А если в своих прошлогодних стихах ты не видишь ни одного недостатка, значит, за это время ты не сделал ни одного шага вверх".
Все читатели поэзии Царева - от профессиональных филологов и литературных критиков до обычных пользователей интернета, нашедших стихотворения в сети, отмечают его необычайно богатую и разнообразную палитру рифм. И при этом рифма никогда не является целью, она всегда подчинена общей идее стихотворения и тонко вплетена в его общую структуру. Вы уже смогли убедиться в этом на примере услышанных стихотворений и сможете еще обнаружить невероятные жемчужины в рифмах стихотворений, которые еще прозвучат сегодня.

КОЛОКОЛЬНАЯ И КАНДАЛЬНАЯ (стихотворение)
ПОВОЗКА ДУРАКОВ (песня)

Все без исключения люди, лично знавшие Игоря Царева, говоря о его человеческих качествах отмечают скромность и интеллигентность. Он сам никогда не гонялся за известностью и популярностью, и ему всегда было не по себе, когда он получал восторженные отзывы о своих стихах или поэтические посвящения своему творчеству. В таких случаях он обычно отвечал: "Тронут, что посвящено мне, хотя, считаю, что я этого не достоин. Не делайте из меня идола. В этой роли я ощущаю себя неловко". А в своей переписке с поэтом Станиславом Минаковым Игорь Царев пишет буквально следующее: "Я старый журналюга и всегда мог хорошо пропиарить свои вирши, используя административный ресурс (всю жизнь работал и работаю в центральных газетах с миллионными тиражами). Но дал себе когда-то зарок - не прилагать ни малейшего усилия в данном направлении. Мол, если тексты достойны, сами пробьются. А если нет - так тому и быть..." .
Самые близкие Игорю люди, его жена, его семья, отмечают и другие его человеческие качества. Например, тонкое чувство юмора. Он не был шутником, постоянно рассказывающим анекдоты. Он не выкрикивал шутки, чтобы их все услышали, а изредка и к месту тихим голосом произносил реплику, после которой добавлять уже было нечего.
Игорь был неординарным человеком. С одной стороны – математический склад ума, энциклопедические познания во многих областях науки, скорость мышления, умение принять верное решение в любой ситуации. С другой стороны – невероятный талант в самых разных областях искусств: он хорошо рисовал, был членом Клуба ленинградских карикатуристов; он хорошо играл на гитаре и сам сочинял песни на свои стихи; и безусловно - невероятный талант в литературе и конечно же поэзии.

ОБЕТОВАННАЯ ВСЕЛЕННАЯ (стихотворение)
МОЙ МИР (песня)

Тематика поэзии Царева невероятно богата. Это и картины родной природы, включая малую родину - Дальний Восток. Это и размышления о судьбе своей страны и судьбах ее людей. Это мысли о поэзии как высоком искусстве и о поэтах, чей труд не только вдохновенный полет мысли, но и тяжелые, порой мучительные поиски нужного слова. И конечно же проникновенная любовная лирика. Все самые задушевные, теплые и нежные строки Игорь Царев посвятил своей жене - Ирине Царевой. Это была любовь на всю жизнь. Сама Ирина Борисовна вспоминает, что Игорь со свойственной ему настойчивостью в достижении поставленной цели добивался ее расположения на протяжении семи лет, и, однажды войдя в семью, стал для всех самым родным и любимым человеком на всю жизнь. А Игорь Царев, говоря о своей жене, называл ее не только любимой женщиной, но и - критиком и музой в одном лице. В отличие от многих поэтов, пишущих о страданиях неразделенной любви, лирика Игоря Царева - это строки о счастливой, реализованной любви, взаимной, гармоничной, всеобъемлющей, сопоставимой с гармонией в природе или божественной гармонией.

ВЕЧЕР НА ДВОИХ (стихотворение)
СУББОТНЕЕ (песня)

Говоря о поэзии Игоря Царева, нельзя не упомянуть о таком ее качестве, как о музыкальности. Музыкальность проявляется во всем – это и упоминание музыкальных жанров в названиях стихотворений, таких как «Зеркальный вальс», «Марш авантюристов», «Ночная мелодия», «Снежный романс», «Хабанера»; это и упоминание в стихах музыкальных инструментов – скрипка, флейта, орган, баян, гитара и обязательно – колокола; это и люди-музыканты, ставшие героями стихотворений, таких как «Шарманщик», «Скрипачка», «Смерть музыканта». И самое главное – это внутренний размер каждого стихотворения, четкий и выверенный, как в музыке. Секрет этой музыкальности и в том, что Игорь Царев сам очень любил музыку и бардовскую песню в частности. Известен случай, когда в молодости он со своим другом поехал участвовать в Грушинском фестивале бардовской песни под Самару на велосипедах, а это почти тысяча километров от Москвы!
Название сегодняшнего концерта «Целебная музыка строк» подчеркивает эту тесную взаимосвязь поэзии и музыки в стихотворениях Игоря Царева. Вот строки из стихотворения поэта:

Но фокус, ведь, именно в этом –
Перо и чернильная ночь
На то и даются поэтам,
Чтоб немочь могли превозмочь,
Чтоб в рифму с урановым веком,
Который безжалостно строг,
Рождалась в душе имярека
Целебная музыка строк.

Ирина Борисовна Царева пишет о музыкальности его стихов: «Игорь не позиционировал себя в качестве исполнителя своих песен. В далекой юности все пели под гитару. Но в дальнейшем он пел только для домочадцев и самых близких друзей, отдав свои стихи другим авторам-исполнителям. И всегда радовался появлению новых песен. Каждая из них имела свой аналог в его копилке, просто потому, что стихи свои он всегда пропевал, и порой было непонятно, родила ли их мелодия, или они рождали мелодию - стихи изначально музыкальны». А сам Игорь сравнивал поэзию еще и с колокольным звоном. Поэт – это колокол, а стихотворение - это колокольный звон, который, единожды возникнув и оторвавшись от колокола, дальше живет уже своей жизнью.
Именно из-за необыкновенной музыкальности стихов Царева на них написано очень много песен разными музыкантами. На сегодняшний день их уже несколько сотен, и они продолжают появляться каждый год, т.к. эти музыкальные строки не оставляют равнодушными ни бардов, ни профессиональных композиторов-песенников.

ХАБАНЕРА (стихотворение)
ВРЕМЯ РАЗЛУК (песня)

Еще одна группа образов в стихотворениях Игоря Царева – это стихотворные портреты его современников, не каких-то конкретных, известных людей, а самых обычных жителей страны, разных возрастов, разных, как сейчас принято говорить, социальных групп и разных судеб. Здесь и пожилая дама, бывшая актриса, с достоинством идущая в шляпке из гипюра по улице мимо рюмочных и чебуречных; и юная скрипачка, играющая на улице на обычной мосторговской скрипке и превращающая своей вдохновенной игрой толпу в людей; здесь и наивный деревенский сочинитель Иероним, чья родня не воспринимает всерьез его творчество и растапливает печку его тетрадками со стихами. Как настоящий художник-портретист Игорь Царев показывает в своих героях, поставленных в разные жизненные ситуации, истинно человеческие качества и находит такие слова, которые берут читателя за живое и заставляют сопереживать героям стихотворений.

ПОЛКОВНИК (стихотворение)
СТАРЫЙ ХИППИ (песня)

Еще одна группа стихов Царева – это посвящения российским поэтам, соратникам по перу, тем, чье творчество не оставляло равнодушным самого Игоря Царева. Это и поэты-предшественники – Марина Цветаева, Игорь Северянин, Максимилиан Волошин, Борис Пастернак; и поэты-современники – Николай Рубцов, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий и конечно же один из любимейших поэтов Царева – Иосиф Бродский. Бродскому он посвятил сразу несколько стихотворений.

МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ (стихотворение)
БРОДЯГА И БРОДСКИЙ (песня)

Говоря о поэзии Игоря Царева, обязательно нужно отметить ее невероятную образность. Поэт как настоящий художник, описывая вроде бы обычные предметы и явления, видит в них особые внутренние качества, мимо которых проходит обычный обыватель.
Из стихотворения, посвященного Марине Цветаевой:
«На тонком пульсе нитевидном
Повисла пуговка души»
Нитевидный пульс – это медицинский термин, означающий, крайне тяжелое состояние человека, близкое к смерти; от слова «нитевидный» идет ассоциация с ниткой; что может повиснуть на нитке? – пуговка. Так получаются строки, где в образных сравнениях и ассоциациях показан трагический уход поэтессы.
А вот строки из стихотворения «Дефиле по зоопарку»:
Гутен абенд, дорогая, миль пардон,
Пожалей меня, сегодня, пожалей!
По жаре я выпил крепкого бордо,
А потом еще добавил божоле.
И от винного безвинно разомлев,
Посмотреть надумал, дозу перебрав,
Как теряет в зоопарке разум лев,
От того, что даже именем не прав.
Здесь и игра слов «пожалей – по жаре – божоле»; и прекрасная точная рифма «разомлев – разум лев»; и опять же ассоциация лев – значит левый, а не правый.
Вот из такой тонкой ткани, в которой переплетаются яркие образы, невероятные рифмы, смысловые ассоциации, новые значения слов и состоит поэзия Игоря Царева. Исследователи сравнивают стихотворения Царева с изысканным кофе или дорогим коллекционным вином, которое нужно с наслаждением смаковать по глоточку.
Вот стихотворение «Пасхальное», которое названием связано с весной и со светлым праздником Пасхи, но при этом светлая тематика вызывает у поэта грустные ассоциации, может быть, в чем-то пророческие, учитывая, что сам поэт ушел именно в предпасхальный период.

ПАСХАЛЬНОЕ (стихотворение).
17 МГНОВЕНИЙ ЗИМЫ (песня)

Одни из самых глубоких, продуманных и прочувствованных стихотворений Царева – это стихи о людях, творящих поэзию, о создателях, демиургах. Со свойственной ему скромностью Игорь Царев говорит о языкотворцах, о верховных поэтах в третьем лице, не причисляя себя к их кругу и называя себя всего лишь «рядовым словарного запаса». Но всем своим творчеством, своими гениальными строками он доказывает обратное – именно он сам на равных встает в один ряд с величайшими поэтами.

ДЕМИУРГАМ (стихотворение)
ПЕРЕВОДЧИК (песня)

Остается только добавить, что строки стихотворения «Переводчик» выбиты в качестве эпитафии на памятнике поэта. Игорь Царев умер 4 апреля 2013 года прямо за своим рабочим столом в редакции. Не выдержало сердце.
И что же теперь? А теперь началась вторая жизнь Поэта Игоря Царева – жизнь в его поэзии, его строках. Когда-то в одном из интервью он сам сказал так: «Для меня понятие ПОЭТ – это очень высокое звание. Это человек, чьи творения живут дольше своего создателя. И первым, кто назвал меня поэтом, был я сам…».
Стихотворения поэта продолжают жить. И конечно же необходимо отметить огромную роль, которую в этом играет жена поэта – Ирина Борисовна Царева, его родственники и его друзья.
Уже в год смерти поэта был открыт в интернете сайт «Игорь Царев - Пятая стихия», посвященный его творчеству. В том же 2013 году была учреждена ежегодная Международная литературная премия имени Игоря Царева. С этого же года в рамках премии проводится ежегодный Международный конкурс поэзии имени Игоря Царева. В 2014 году – в серии «Лауреаты премии Поэт Года» издана книга «Любя и веря вопреки», куда вошли более 400 стихотворений Игоря Царева. Ежегодно в самых разных городах России и за рубежом, и очень активно на родине поэта, в Хабаровске, проходят литературные чтения, поэтические вечера, посвященные поэзии Царева, издаются подборки его стихов в различных журналах и альманахах. В апреле 2016 года была открыта мемориальная доска в школе, в которой учился Игорь Царев. В мае 2016 года в Хабаровске на Открытом международном конкурсе педагогических идей Большую золотую медаль получил проект о включении поэзии Игоря Царева в образовательную хрестоматию по Дальневосточной литературе. И есть уверенность, что не за горами тот день, когда поэзию Царева будут изучать в школах наряду с другими классиками современной литературы.
Так же следует сказать, что жанр авторской песни – еще один путь, которым замечательная поэзия Игоря Царева сможет дойти до своего слушателя и заинтересовать его. Будут появляться новые песни на стихи поэта, и все мы - и музыканты, и слушатели – будем совместными усилиями продолжать тот колокольный звон, который когда-то произвел великий царь-колокол – поэт Игорь Царев.
В завершении вечера прозвучит песня, которая в прошлом году стала лауреатом международного конкурса бардовской песни клуба «Самарские барды» и которая вошла в диск «Песни на стихи Игоря Царева»:
ПЕСНЯ ПРО БАЯН

Вложение:
FullSizeRender 2.jpg
FullSizeRender 2.jpg [ 84.73 КБ | Просмотров: 7818 ]


При подготовке выступления были использованы материалы из официальных источников:
- материалы сайта «Пятая стихия»;
- книга «Любя и веря вопреки»;
- специальный выпуск журнала «Изба-читальня», посвященный Игорю Цареву).


Вложения:
FullSizeRender 15.jpg
FullSizeRender 15.jpg [ 109.39 КБ | Просмотров: 7818 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB