Игорь Царев - Пятая Стихия

Форум
Текущее время: 27 апр 2024, 21:04

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 20 мар 2024, 19:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 ноя 2013, 22:21
Сообщения: 532
Победитель поэтического конкурса "Пятая стихия" 2020 года
КЛАВДИЯ СМИРЯГИНА

Вложение:
Клавдия Смирягина.jpg
Клавдия Смирягина.jpg [ 24.94 КБ | Просмотров: 1393 ]

- Здравствуйте, Клавдия. Вы – многократный и успешный участник поэтического конкурса Премии имени Игоря Царёва «Пятая стихия», победитель, финалист и призёр других авторитетных конкурсных площадок, автор нескольких сборников стихов, состоявшийся современный поэт со своей преданной читательской аудиторией. Расскажите, как давно Вы пишете стихи, что привело Вас в поэзию и что поэзия значит для Вас?

Здравствуйте, Ольга. Первую попытку записать слова в столбик я предприняла в начальной школе. Родители решили показать мои опусы родственнику, обучавшемуся на литфаке ЛГУ. А он оценил мои потуги довольно низко. И как-то я расхотела писать стихи на тот момент. Потом была пора юношества. И, как водится, возобновились попытки втиснуть всё то огромное, что наваливается на человека в этот период, в рамки рифмованных строк. Сейчас я вижу, насколько всё это было неумело, хотя кое-какие не штампованные находки и случались. Даже в городской газете была подборка. Потом был опять перерыв. Потом начался длительный «поздравительный» период, когда я писала стихи каждому сотруднику на работе ко дню рождения. Эти работы, при всём пренебрежительном отношении к этому жанру со стороны большинства моих знакомых авторов, оказались хорошей школой. Я старалась писать не банально, и это у меня получалось.
И вот как-то муж буквально заставил меня зарегистрироваться на сайте «Стихи.ру». Мне повезло. Я успешно избежала объятий «степломников», попав на конкурсную площадку «Сады Лицея», а затем на площадку «Первый конкурсный проект». Там было у кого поучиться. Вы знаете, Ольга, это было безумно интересно. Регулярно проводились блиц-конкурсы, на которые отводился час или два, уже не помню. Но отлично помню это лихорадочное состояние сперва ожидания новой темы, а потом счастье от того, что откуда-то вдруг в голову приходят образы, рифмы, аллюзии… Чудесное было время. И дальше всё как-то само собой пошло…

- Клавдия, Вы родились в Ленинграде и до сего дня живёте в Санкт-Петербурге. К слову сказать, и мои корни по отцу из этого города, города-памятника, с одной стороны, и колыбели новых энергий и идей, поворотных для истории нашей страны событий, с другой. У каждого, любящего Петербург, своя история отношений с ним, свои любимые места, свои открытия и обретения. Что уж говорить о тех, кому он дан от рождения и кто ему верен! Расскажите, чем является для Вас Ленинград и чем –Санкт-Петербург.

Ольга, для меня Ленинград – это город моего счастливого детства, безмятежной юности, город уверенности в завтрашнем дне. Про это есть вот такое стихотворение:
Можете не верить. Но поверьте:
ныне, а не тридцать лет назад
где-то на неведомой планете
есть счастливый город Ленинград.
Ели голубые на Московской
в снежных шубах спят под Новый год.
Лавочки скрипят по-стариковски
в сквере, где к «Зениту» поворот.
Там гуляют девушки и дети
в свете голенастых фонарей.
Их обидеть может только ветер,
если дунет чуточку бодрей.
В пять утра скребёт усатый дворник
снег, который за ночь намело.
К девяти от солнечного горна
в комнатах уютно и светло.
Где-то там, на Загребском бульваре,
я живу на пятом этаже,
к празднику тихонько кашеварю
и конечно, счастлива уже.
Ленинград – город, которым я горжусь. Не только и не столько его красотой, сколько его людьми и его историей. Мои родители и мои дедушки и бабушки были блокадниками. Те, кто знаком с моими стихами, знают и про мою маму, Дмитриеву (Горину) Нину Васильевну, в шестнадцать лет ставшую помкапитана буксирного парохода, тонувшую в ледяной Неве под обстрелом, и историю отца, Дмитриева Валентина Егоровича, осиротевшего и чудом выжившего в блокадном городе благодаря неравнодушным ленинградцам, подобравшим и отправившим в больницу мальчишку, упавшего на улице. Бабушка и дедушка – родители папы – умерли от голода в 42-м. Мамин папа ушёл в ополчение, опираясь на палочку. Мамина мама всю блокаду работала на фабрике «Скороход». Кстати, обе мои бабушки – Клавдии. В честь них я названа.
Я не очень часто уезжала куда-то из родного дома, но везде, где я побывала, ощущала на себе какое-то особенно тёплое отношение людей к ленинградцам. «Ленинградцы – дети мои». Вот это чувство жило в сердцах старшего поколения очень долго.
А Петербург – это уже немного, а может и значительно, иной город. Город, которому ещё предстоит оправдать гордое имя Святого Петра. Так мне кажется.

- Если возможно, то расскажите, пожалуйста, о Вашей семье. Что Вам известно о Ваших предках?

К сожалению, известно немного. Кроме деда по материнской линии, который родился в Дмитрове Московской области, все предки жили на Псковщине. Область была в зоне немецкой оккупации, и архивные документы утрачены. Так что знаю только имена прадедушек и прабабушек. Дед по отцу был кузнецом. Когда из семьи, где было четверо малолетних детей, свели в колхоз единственную корову, дед со всей семьёй перебрался в Ленинград. Прапрадед по материнской линии, дед Елисей, жил на хуторе Зуево в Пустошкинском районе. Его сын Павел Елисеевич, мой прадед, имел двенадцать детей. Зимой он уезжал в Санкт-Петербург, где работал обойщиком. По семейному преданию, обивал мебель и стены Мариинского театра. И по мере взросления детей перевозил их в город. Так и моя бабушка стала работницей фабрики «Скороход». А вот дедушку Васю, отца моей мамы, вместе с его тремя сёстрами привезла в Петербург моя прабабушка Неонила. Она овдовела, и что уж там было, почему не осталась в Дмитрове, не знаю. Знаю, что смогла одна поднять, вырастить и выучить четверых детей. Дед со смехом рассказывал моей маме, что вырос на «колбасных обрезках». Тогда в лавках принято было отпускать колбасы аккуратно обрезанными, а обрезки в конце дня продавали по смешным ценам. Как бы то ни было, но и дедушка, и его сестры не бедствовали.

- Очень интересно! Знаете, а я только сейчас поняла истоки шутливого выражения одной бабушкиной подруги, заставшей то время, ребёнком пережившей раскулачивание: «Что ты понимаешь в колбасных обрезках!»
Вернёмся к теме Ленинграда. Великая Отечественная война, блокада стали тяжелейшим испытанием для Вашей семьи. Каким образом эти темы нашли своё выражение в Вашей поэзии? Что есть героика в поэзии?


Про то, как блокада коснулась моей семьи, я уже рассказала. И конечно, я не могла не писать об этом. Цикл «Мои ленинградцы» есть и в сети, и в моих сборниках. А что есть героика? Героика и в поэзии, и в литературе в целом – это демонстрация героизма народа через призму одной или нескольких человеческих судеб. Как в осколке зеркала отражается весь мир, так и в судьбе одного человека отражается судьба народа. И не нужны ни высокие слова, ни громкие фразы. Наши матери и отцы и думать не думали, что они герои, что их когда-нибудь так назовут. Они просто жили, работали, воевали. Делали то, что дóлжно. Мама рассказывала, что ни разу за время войны у неё не возникло мысли о возможности того, что фашисты победят. Уверенности в том, что выживет, не было, а уверенность в Победе была. Тем и сильны.

- Спасибо за такой глубокий ответ. Клавдия, не так часто в современной женской лирике представлена историческая тема столь ярко и убедительно, как у Вас. Поэзия и история – каковы их взаимоотношения? Творит ли поэзия свои мифы и насколько сильно их влияние на современность? Должен ли поэт неукоснительно следовать источнику? Что такое дух времени с Вашей точки зрения?

Безусловно, поэзия творит свои мифы. А уж насколько они влияют на современность, зависит от совокупности многих факторов, не последними из которых являются талант автора и известность текста. Что касается следования источнику, важно в главном не соврать, не перевернуть с ног на голову факт истории. В свете нынешних многочисленных попыток историю не просто «подправить», а и переписать, это мне кажется особенно важным. И да, дух времени уловить удаётся не всегда. Это ведь та особенная атмосфера, в которой двигались, дышали, творили живые люди. Чтобы этим духом проникнуться, требуется особенный настрой, сродни медитативному погружению в эпоху. Вот рассуждаю на эту тему, и сами собой вспоминаются современные псевдоисторические сериалы, в которых мальчики-мажоры тщетно пыжатся изобразить молодых людей прошлого. Вроде, и костюмы на них порой правильные, и даже речь бывает поставлена, а видишь всё равно дитя 21-го века. Так и в стихотворении: важно уловить воздух эпохи. И в то же время, простой рассказ о событиях прошлого много теряет, если нет в нём связи с днём сегодняшним. История, она ведь и впрямь повторяется…

- Я знаю, что Вы с отличием окончили Ленинградский педагогический институт имени Герцена по специальности «учитель математики», у вас есть стаж работы в школе. Вы – автор электронного сборника стихов с таким говорящим названием: «Логарифм счастья». Поэзия и математика, вообще точные науки – в каких отношениях они находятся? «Мешает» ли одно другому или, наоборот, дисциплинирует, организует творческую мысль?

Ни о каком дисциплинировании мысли и речи нет, уж поверьте. А математика для меня – это тоже поэзия, поэзия чисел, поэзия пространств. Мне здорово повезло с учителями в школе. Математику преподавал Борис Германович Зив, по задачникам которого учились мои сыновья. А к нам в класс он приходил с листами формата А4, исписанными его бисерным почерком. На каждый урок – новые, им самим придуманные задания. Дифференцированный подход, пробный учебник геометрии, анекдоты в середине урока для снятия напряжения – это всё он, Зив. А наша учительница по литературе Лия Марковна запомнилась мне одним вопросом, который она задала нам, старшеклассникам, на уроке по Достоевскому. Она спросила, как мы относимся к казни царевича Алексея. И это в 1974 году… Так что, сдавая экзамены в десятом классе, я ещё не знала точно, куда мне податься – на матфак или на филфак. Матфак победил.

- Судя по Вашей страничке в социальной сети, Вы отдаёте предпочтение жизни на природе, в тишине и уединении сосновых, северных лесов Ленинградской области. Так ли это и что такое природа, общение с ней для Вас, поэта и математика? Какие струны оживают в душе в лесу или у озера, как это выражается в Вашем творчестве? И какое место в Вашей жизни занимают четвероногие друзья?

Ольга, если можно, отвечу одним моим текстом:
Потирая уставшую спину,
я любуюсь на стриженый ряд
тонких прутьев, измазанных глиной.
Вот, в саду посадили малину.
Без малины – какой же он, сад?

А денёк-то! Не день, а подарок!
На неяркой холстине небес –
рыжий профиль сосны сухопарой,
да берёз облетающих пара –
это наш одомашненный лес.

Здесь, на узкой лоскутной полоске
не желающих сохнуть болот,
всё, что вне, представляется плоским,
время капает с крыши на доски
и густеет, как липовый мёд.

Где-то в воздух летят эшелоны,
мир стремительно сходит с ума.
А у нас по-осеннему сонно;
дождь пророчит седая ворона,
и за осенью будет зима.

Ну, послушайте! Это же просто:
я вплетаюсь, врастаю сосной
в эту почву и медленный воздух,
как в надёжный, незыблемый остров
посреди круговерти земной.

…А сегодня сажали малину –
будет радость для наших ребят.
Гуси тянутся правильным клином…
Жизнь становится длинной-предлинной,
если дети приходят в наш сад.

- Спасибо. Полностью принимаю такой ответ...
Клавдия, мы уже напоминали читателю о том, что вы неоднократно становились лауреатом «Пятой стихии». А что именно привнесло в Вашу жизнь участие в конкурсе Премии имени Игоря Царёва? В чём причина его многократности? Поделитесь с нами своим отношением к творчеству и личности Игоря Вадимовича. Можно ли сказать, что поэзия Игоря Царёва оказала на Вас как поэта влияние, и если да – то в чём оно выражается?


Самой важной, основной причиной моего участия в конкурсах Премии имени Игоря Царёва было буквально преклонение перед его талантом. Ещё при жизни Игоря Вадимовича я воспринимала его творчество, как некий маяк, свет, вершину, до которой мне самой расти и расти. Сложная простота, тексты, к которым хочется возвращаться – это Игорь Царёв. А кроме того, вокруг Ирины Царёвой собираются люди, которых я смело могу назвать своими единомышленниками. А это при существующей многовекторности взглядов и мнений бесценно.

- Что Вас привлекает, а что, может быть, вызывает отторжение в современной русской поэзии, следите ли за творчеством других поэтов? Входите ли в какие-либо профессиональные объединения или ЛИТО? Как Вам кажется: современная поэзия находится на взлёте или в упадке? Или Вы предложите другое определение для её состояния? Вообще, независимо от наших предпочтений, куда она движется, на Ваш взгляд?

Отторжение вызывает графомания, привлекает мастерство. Здесь должен быть смайл улыбки. Я ведь не критик, у меня нет литературного образования. Я оцениваю стихи просто: если мурашки бегут по позвоночнику – это моё. Потому стараюсь увиливать от участия в составах каких-либо жюри. И читаю я стихи тех, чьё творчество успела узнать и полюбить. Я не открою Америку, если скажу, что сейчас благодаря интернету открылись шлюзы для лавины графомании. Выловить в этом море настоящую золотую рыбку непросто. Это дело удачи. Но и возможностей пробиться у настоящего таланта поболе, чем раньше. У меня хранятся подборки старых журналов, ещё с 60-х годов. Заглядываю порой в «Юность» и думаю, какую же бездарность порой пропускали на страницы любимого журнала. Но… текст политически выверен. Сегодня, в принципе, каждый печатающийся в сети найдёт свою аудиторию. Это и хорошо, и плохо. Плохо потому, что графоман живёт с уверенностью в том, что он талант. Ведь хвалят! И те, кто хвалит графомана, могут так и не подняться в своих предпочтениях. А хорошо, потому что талант всё же пробьётся. А куда движется поэзия? Да кто знает? Тут, куда мир движется, не понять…

- Поделитесь, над чем Вы сейчас работаете. Каковы Ваши ближайшие творческие планы?

Работаю над собой. Творческий застой, потому и на конкурс Премии Игоря Царёва больше не хожу. Нечего показать. Но хочется верить, что сказано ещё не всё. И они придут, новые стихи.
Спасибо, Ольга.

- Спасибо за искренние и яркие ответы, Клавдия! Пусть к Вам снова придёт вдохновение!
__________________________________________________________________
С победителем Поэтического конкурса 2020 года Премии имени Игоря Царёва «Пятая стихия» беседовала Ольга Флярковская.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 мар 2024, 13:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 фев 2024, 20:36
Сообщения: 5
Прекрасное взаимодействие двух творческих натур!
И отдельное поздравление Ольге Флярковской со званием лауреата в конкурсе "Поэт года -2023"!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2024, 00:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 фев 2024, 20:36
Сообщения: 5
Кстати, Клавдия, меня удивил вопрос Вашей учительницы лит-ры о правомерности казни царевича Алексея. Неужели она ждала от учеников сомнений в виновности наследника, который по глупости или злонамеренности стал игрушкой в руках Карла VI, императора Австрии?


Последний раз редактировалось Марк Ш 24 мар 2024, 15:45, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2024, 15:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 фев 2024, 20:29
Сообщения: 8
Ольга, пользуясь случаем, тоже поздравляю Вас с новой победой - званием лауреата в конкурсе "Поэт года -2023"!)) Вы умница!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 46


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB