Игорь Царев - Пятая Стихия

Форум
Текущее время: 26 мар 2017, 18:48

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Финал. Обзор лит.обозревателя
СообщениеДобавлено: 12 сен 2016, 02:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 ноя 2013, 14:15
Сообщения: 61
Завершение конкурса. Переписка Учредителя и членов жюри.

Членам жюри:

В июле всем членам жюри было отправлено письмо следующего содержания:

Уважаемые члены жюри!

Спасибо вам за большую работу, которую вы проделали. Нам остается определить победителя. Пока учредители единого мнения по победителю не выработали, и мы надеемся на ваши подсказки.

Мы будем признательны вам, если вы выскажете свое мнение путем распределения мест между финалистами (первое место – 10 баллов, второе – 9 баллов, третье – 8, и т.д. до 1 балла). Причем здесь не надо ориентироваться на баллы, которые вы ставили ранее – сейчас требуется лишь указание на место каждого из них в призовой таблице.
Если Вы считаете лучшими двоих, то можно дважды поставить 10 баллов (но только дважды!), и тогда 9 баллов не ставьте никому – то есть, эти два автора заполняют позиции первых двух мест. Можно поступить иначе: поставить две «девятки», но тогда в «десятке» - прочерк.

Поскольку анонимность снята, к стихам финалистов я добавляю электронные адреса страниц с их произведениями (указанные ими в анкетах). Делаю это, чтобы вы могли составить свое суждение об авторе (в правилах такая возможность предусмотрена).

Выбор победителя осуществят учредители, опираясь на собственное мнение с учетом мнения жюри и лит.обозревателя. Конечный результат будет объявлен 12 ноября 2016 года на церемонии вручения наград, и не ранее.

Понимаю, что сейчас время летних отпусков, поэтому и засылаю вам материалы пораньше. Жду ответ к сентябрю. И заранее признательна.

Надеюсь, что этот последний этап не отнимет у вас много времени и сил, и лето продолжит радовать вас заслуженным отдыхом!

С уважением и благодарностью,
Ирина Царёва


От членов Жюри:

…За эти дни уже, кажется, выучила стихи наизусть, но раздрай и колебания у меня так и остались…

 …У меня маятник так и качается – то  «Сталкер» перемещается каждый день с первого на четвёртое место. ((((, то Вера Кузьмина на первом месте, то Смирягина на 2-м, да и те, кто по 1-3 балла получили, мне тоже нравятся безотносительно к местам…

 …И страшновато мне, что кого-то незаслуженно обхожу высокими баллами, и надеюсь, что всё будет скорректировано в момент подведения итогов…

 …За эти дни поняла, что, несмотря на малый объем работы, именно этот этап - самый сложный. Сужу по себе: выучила практически все стихи наизусть, но рука не поднимается ставить кого-то на последние места :( 
 Такие все хорошие! Ну, не без погрешностей, но все равно хороши!  Каждый по-своему...

… Ломаю себя через коленку, вписывая единицу, двойку, тройку…

…Несмотря на полученные ЦУ не могу никому выставить низкие баллы. Понимаю, что это не баллы, а лишь указатели занимаемого места в сравнении финальных работ. Но что делать, если я не вижу среди них последних!? Так что распределяю свои предпочтения с 1-го по 5-е место – считайте, что авторы, по моему мнению, делят между собой только верхние строчки рейтинга. Нравятся все!..

…В других конкурсах большинство из нашей финальной десятки безоговорочно оказалось бы в призёрах…


Нужны ли еще комментарии?

Но… таблица все равно составлена…

ЖЮРИ – ВЫБОР ПОБЕДИТЕЛЯ. ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА

Вложение:
0001.jpg
0001.jpg [ 43.14 КБ | Просмотров: 2284 ]


Последний раз редактировалось Александр Лелянов 12 сен 2016, 23:54, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Финал. Обзор лит.обозревателя
СообщениеДобавлено: 12 сен 2016, 02:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 ноя 2013, 14:15
Сообщения: 61
От литературного обозревателя

Приветствую всех участников очередного сезона конкурса «Пятая стихия», посвященного памяти Игоря Царева!

В первую очередь, безусловно, авторов!
И, конечно, организаторов, членов Жюри, просто читателей!
(Хочется надеяться, что последних было немало).

Думаю, что конкурс задался.
В финал вышли очень разнообразные и равно зрелые произведения.

Читать и перечитывать их было интересно и поучительно.

Далее следуют мои субъективные заметки по этому поводу.
Так и следует к ним относиться.
И не более.


П-1194 – Овсянников Евгений (Н.Новгород, Россия)

Лозоходцы


Так видят руду сквозь прозрачное чрево земное.
Так смотрят на солнце, а слышат гуденье огня.
Змеящийся воздух изъеден коррозией зноя,
И ос вувузелы в осоке высоко звенят.

Так рыбу выводят – уже на крючке – ощущая
Её полупойманность нервной, натужной лесой.
Так мчатся по встречке на чашку небесного чая.
Так в лес уходя от погони, петляет косой.

Так мерит былая больным, обезлюбевшим взглядом.
Так дети, играя, случайно находят ключи
От дверцы за гранью…Заходят... Далёкое - рядом.
Так память о прошлом порой потрясённо молчит.

Так снится под утро столетним в тумане деревня,
Легка и бесклёкотна снов журавлиная вязь.
Вот так и живём и плетём – и неровно, и верно,   
то матерной сказкой, то словом высоким давясь…

В обзоре второго тура я об этом стихотворении написал следующее:\
«Запоминающийся текст. Не все образные решения в нем я безоговорочно принимаю. Но ведь об этом можно подробнее поговорить и в финале, не правда ли? При случае.»

Случай представился.
При перечитывании текст показался мне и зрело задуманным, и одновременно несколько нервно исполненным.
Самохарактеристика финальных строк
«Вот так и живём и плетём – и неровно, и верно,   
то матерной сказкой, то словом высоким давясь…»
относится, конечно, к человеческой жизни в целом. И с ней трудно не согласиться.
И вместе с тем она применима и к самому стихотворению.
Здесь ключевое понятие «плетем».
Затейливая образная вязь стиха то поднимается до высоких обобщений, то несколько провисает и становится не слишком выразительной.
Зачин текста последовательно логичен и хорошо выстроен. Никаких сомнений не вызывает.
Но интересное дело, даже когда образные решения стихотворения не слишком очевидны и требуют приложить определенные усилия для расшифровки, они все равно не теряют своего поэтического обаяния.
Примером тому такие конструкции:
«Так мчатся по встречке на чашку небесного чая»;
«Так мерит былая больным, обезлюбевшим взглядом.».
С другой стороны на таком фоне строки типа
«Так память о прошлом порой потрясённо молчит»
звучат попроще и выглядят достаточно очевидными.
Но мы ведь помним безошибочно точное авторское определение: «и неровно, и верно»
Автор и его текст запомнились. Мои симпатии на их стороне.




П-1204 – Макеев-Сергей Дуков (Москва, Россия)

Сталкер

Шёл грека через реку…

…идти по низине, по чёрной воде,
где ивы скелет не найти в лебеде…
ни порванной нитки теченья…
где жжёной сосёнки торчит булава,
где чувства не могут попасться в слова,
и всё не имеет значенья…

где сроки условны, где родины нет,
где был или будет свинцовый рассвет
над стиснутым кряжами полем,
где ворон привязан с далёких годин,
как «змей» за верёвку… внизу – господин –
с цигаркой зажёванной Голем.

идти и считать, не сбиваясь, до ста,
пока не проглотит того пустота,
ногою почувствовать мякоть
высот поналепленных грубо из глин,
понять наконец: ты остался один.

не ждать ни пощады, ни вящих чудес,
и волком косить в наползающий лес
с водой дождевой, – а не талой,
где ветер поймает её на язык
(ах, он – невидимка – как он многолик!)
шершавый, рябиновый, алый.

проделать весь путь, как бы ни был далёк…
присесть у стены и раздуть камелёк,
шепнуть однозначное «грека» –
и пальцами выдавить капли «Лыхны»…
листать принесённые ангелом сны,
в себе сохранив человека.

Предварительная характеристика: «Жюри высоко оценило этот текст. Не стану с ним полемизировать. Хотя некоторые замечания к П-1204 у меня имеются. Думаю, еще будет возможность об этом поговорить...»
Говорю.
Прямо, как думаю.
Текст показался мне крайне неровным и достаточно принужденно сконструированным.
Начиная с формального эпиграфа.
Не покривив душой, с определенным энтузиазмом принимаю начала и завершения всех строф (за исключением второй).
«…идти по низине, по чёрной воде» – «и всё не имеет значенья…»;
«…где сроки условны, где родины нет» – ……………………….;
«…идти и считать, не сбиваясь, до ста» – «и плакать, и плакать, и плакать…»;
«…не ждать ни пощады, ни вящих чудес» – «шершавый, рябиновый, алый»;
«…проделать весь путь, как бы ни был далёк…» – «в себе сохранив человека…».
А вот наполнение строф, их сердцевина иногда вызывает противоречивые чувства.
Так в первой строфе определения «ивы скелет» или «жженая сосенка» по меньшей мере смущают. А вот словосочетание «чувства не могут попасться в слова» при всей его неоднозначности достаточно поэтически интересно.
Дальше «вяще».
С трудом воспринимаю и такой образ:
«…ворон привязан с далёких годин,
как «змей» за верёвку… внизу – господин –
с цигаркой зажёванной Голем».
«годин»? Как-то слишком выспренно. Для данного описания.
И присутствие Голема в тексте мне кажется не более органичным, чем пресловутого «греки».
Так же для меня мало естественным представляется оборот:
«…ногою почувствовать мякоть высот поналепленных грубо из глин…».
Плохо представляю и целесообразность следующего процесса:
«…пальцами выдавить капли «Лыхны»…».
Хотя … когда вода дойдет до горла…
Но финал безусловен и практически все искупает:
«листать принесённые ангелом сны,
в себе сохранив человека».
Резюмирую: текст оказался для меня слишком трудным. Потому оценивать его и не берусь.



П-1221 – Бердан Юрий (Нью-Йорк, США)

Фата Моргана


Мираж. Фата Моргана. Круговерть
На скорости двадцать шестого кадра:
Нет ничего - начало  только завтра.
Есть только бездна вод, земная твердь…
Ни горя, ни улыбок, ни азарта,
Ни пенья птиц, ни грёз в начале марта,
Нет звёзд и неба – некуда смотреть,
И рассказать про жизнь мою и смерть
Ещё не сможет местная Кассандра.
 
И я - никто, и звать меня никак…
Платан ещё не вырос возле дома,
И с первенцем, заснувшим на руках,
Не ждёт меня до первых звёзд мадонна.
 
Ни бомб, ни пуль, не тонут корабли,
Ни жути Холокоста, ни мессии,
Ни звёздных дней, ни чёрных лет России…
Ещё земную твердь не погребли
Ни доллары, ни евро, ни рубли,
Ни пепел «близнецов» и Хиросимы,
И безмятежно молодой и сильный
Ещё не задыхаюсь от любви -
Нечеловеческой, невыносимой.
 
Все впереди: надежда-правда-ложь,
Мгновение, что сотни жизней длилось -
На белой блузке бабушкина брошь
И девичьего лифчика стыдливость,
И первых губ застенчивая дрожь,
И губ прощальных северная стылость.
 
Ещё услышать той шальной весной
Звучащие из Домского органа
Бесстрастность дюн и ярость урагана,
И нежность вперемежку с сединой,
И всё, что было-не было со мной,
И всё, чему не быть. Фата Моргана.

Ранее было сказано: «Много чего в этом тексте. Известное самоограничение ему бы не помешало. Но и выразительных поэтических формул хватает».

Продолжаю.
Очень интересный автор. Его отважная и размашистая манера письма была мне неизменно симпатична. Но далеко не всегда находила понимание у некоторых членов жюри.
Возможно, на это раз автор решил несколько сгладить острые углы.
Сгладил. Получилось немного приглаженно (чего отчасти жаль), но и по-прежнему зрело и многопланово.
Текст настолько поэтически последователен и органично увязан, что не возникает желания дробить его на части и выхватывать отдельные цитаты. Хотя глубоких (и эффектных) фрагментов в нем хватает с избытком.
Ограничусь одним:
«Ещё услышать…
Звучащие из Домского органа
Бесстрастность дюн и ярость урагана,
И нежность вперемежку с сединой».
Рад бы был видеть это произведение в числе победителей.



П-1223 – Смирнов Сергей (Кингисепп, Россия)

Честное слово

Мы держались на честном слове (а на чём нам ещё держаться?):
мы когда-то его давали – и остались ему верны.
Посмотри, как тревожно тени тёмной сетью на мир ложатся,
посмотри, как плывут туманы с той, неведомой стороны.
Безответные тонут звёзды в этой ночи чернее ваксы.
Мы остались, согласно слову, на границе, на рубеже,
на часах, на посту, в дозоре, на проклятой собачьей вахте,
мы когда-то давали слово и его не вернём уже.

Ну, а там, за границей света, копошились такие звери,
на две трети – созданья мрака, и созданья мечты – на треть.
Мы в такие шагали дали, мы в такие входили двери,
что ни в сказке сказать словами, а увидеть – и умереть.
Мы такие дымы вдыхали, что нет слаще и нет приятней,
на отеческом пепелище, в изголовье родных гробов.
Мы когда-то давали слово и его не вернём обратно:
встать за веру, хранить надежду и в сердцах сберегать любовь.

Первое впечатление: «Непростой по ощущениям и восприятиям текст. Хотя отчасти и дидактичный».
По внимательному прочтению. Полно и всесторонне передано ощущение проживаемой жизни со всеми ее тревогами, бедами и обретениями.
Зачин текста сразу определяет многое:
Здесь и несомненное мужское достоинство и верность долгу: «Мы держались на честном слове…».
И чувство некоей обреченности и обделенности «…а на чём нам ещё держаться?».
Попытка вытащить себя за волосы из болота?
Даже не из болота. Акценты расставлены вполне определенно.
«…тревожно тени тёмной сетью на мир ложатся… плывут туманы с той, неведомой стороны…».
Где «…за границей света, копошились такие звери…».
Мир не без иллюзий «созданья мечты – на треть».
Но «…на две трети – созданья мрака…».
Раз так приходится оставаться «на границе, на рубеже, на часах, на посту, в дозоре, на проклятой собачьей вахте».
Ведь «Мы когда-то давали слово и его не вернём обратно: встать за веру, хранить надежду и в сердцах сберегать любовь».
На том и стоим, там и остаемся.



П-1245 – Брагин Никита (Москва, Россия)

Апокриф

Проходил селом богатым Спас, а с ним апостолы, –
был в тот день великий праздник, колокольный звон.
Все село тогда молилось, пели алконостами
литургийные стихиры, праздничный канон.

А когда накинул вечер покрывало мглистое,
все сельчане собирались у огней лампад,
и внимали благодати, и молились истово,
и горел закатным златом тихий листопад.

Но не слушал Спас молитвы, не стоял во храме Он,
а сидел в избушке старой на краю села,
где над маленьким ребенком голубицей раненой
пела песенку сестренка, пела и звала...

И апостолы внимали, словно откровению, 
и сложили в красный угол хлебы и гроши
догорающему слову, тающему пению, 
незаученной молитве, голосу души.


«Душевный и духовный текст».
Да что тут размусоливать!
Автор сполна высказал все то, что было у него на душе.
Складно и внятно.
Передав чувство подлинной теплоты и внутренней гармонии.
Новый апокриф:
«догорающему слову, тающему пению, 
незаученной молитве, голосу души».



П-1258 – Флярковская Ольга (Москва, Россия)

От века...
Игорю Царёву

«От века поэтовы корки черствы»*,
Зато не бывают поэты мертвы,
Когда бы и пили мертвецки...
И то, что для Дании просто «слова...»,
В России – поэтова с плеч голова
И кровь на страницах и «рецках»…
Поэт – это выход в гудящий портал,
Быть может, там ангел Господень летал,
А может, насвистывал демон…
Слова для поэта – что к небу ключи,
А может быть, небо стихами звучит
В мерцательном пульсе фонемы.
И всё, что на сердце наносит рубцы,
Что жизнь нанизала на наши венцы,
Вернётся энергией рифмы…
И пусть изречённая мысль не нова,
И тяжко подчас достаются слова,
В приливе толкая на рифы…
Сияет гвоздинными язвами твердь,
А шагом к бессмертью становится смерть,
И слава легонько стучится...
Как нитью, потомков прошила строка,
Сердца человеков связав на века
И высветив судьбы и лица…
_____________11 ноября 2015 г.
*Марина Цветаева, «Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!..»


«Тяжела, недовоспета доля русского поэта. «И то, что для Дании просто «слова...», в России – поэтова с плеч голова…».».
Этот экспромтный тезис был развит и обыгран в комментариях. Оно и хорошо.
Текст представляет достаточно изобретательную интерпретацию истин пусть и довольно очевидных, но от этого не теряющих своей глубины.
А следующие поэтические формулы и наблюдения:
«Поэт – это выход в гудящий портал,
Быть может, там ангел Господень летал,
А может, насвистывал демон…»;
«В мерцательном пульсе фонемы…»;
«И всё, что на сердце наносит рубцы…
Вернётся энергией рифмы… »….
заслуживают высокой оценки.
Несколько словесно смущает оборот «Сияет гвоздинными язвами твердь…», хотя выраженная мысль ясна и понятна..
И даже далеко не оригинальное умозаключение «А шагом к бессмертью становится смерть…» тоже может быть развернуто и интерпретировано. Перефразируя известное высказывание, это «такой решительный шаг для поэта и такой незначительный шажок с точки зрения вечности».
Но время в конечном итоге все покажет.
И всем воздаст.



П-1268 – Кетов Владимир (Гамбург, Германия)

Поэт

Повернется нехотя ржавый ключ,
Колыхнется походя скарба хлам,
И сквозь штору душную пыльный луч
Перережет комнату пополам.

Где в разводах масляный потолок
И на кухне капает дряхлый кран,
И зачем-то девушку приволок,
Усадил, пунцовую, на диван.

Разве ей почувствовать, как в ночи
Пальцы подбираются к кадыку
В пике полнолуния, – хоть кричи...
Разве ж это мыслимо – чтоб в строку?!.

Но хирург таинственный в две руки
Вдруг раздернет рубище пополам,
Чтобы с кровью вытащить из строки
Душу, неподвластную докторам.

На свободу выпустив этот крик,
Голос окончательно потеряв,
Он сутуло сгорбится, как старик,
Безразличный к формуле «Прав – не прав».

И всего-то выжато десять строк,
А как будто прожито десять лет,
И нелепо пялиться в потолок –
Никакой реакции сверху нет...

Он куда-то выскочит по делам,
Чтобы как-то выправить скудный быт,
Позабывши начисто про диван
И про ту, которая там сидит,

Краску потерявшая на щеках,
Трепетно прижавшая локоток,
Ничего не знавшая о стихах,
Да и в полнолуниях не знаток.

Целый мир открывшая в пять минут,
Выйдет неуверенно за порог,
Чтоб пойти, куда её поведут
Эти непонятные десять строк.

А над пыльным городом из-за туч,
Неподвластен времени и упрям,
Снова выйдет солнечный узкий луч
И разрежет комнату пополам.

«И снова о судьбе поэта. Не так судьбоносно, как в предыдущем тексте, но не менее трагично».
Действительно и в действительности , поэту приходится совсем нелегко. И точно не сладко:
«Повернется нехотя ржавый ключ,
Колыхнется походя скарба хлам…».
Тем более, когда на творческие муки накладываются проблемы взаимоотношения с Музой. Особенно, если она обретает земные и реальные черты. А поэт живой человек:
«И зачем-то девушку приволок
Усадил, пунцовую, на диван».
И можно понять зачем.
Но почему-то именно в этот близкий к интимному момент главная небесная Муза предъявляет свой счет и призывает к выполнению поэтического долга.
(Возможно, из женской ревности тоже).
И сразу «в ночи пальцы подбираются к кадыку». И
«… хирург таинственный в две руки
Вдруг раздернет рубище пополам,
Чтобы с кровью вытащить из строки
Душу, неподвластную докторам».
Мучительная операция и результат ее еще не определен.
«И всего-то выжато десять строк,
А как будто прожито десять лет».
Ясно, после этого все, что остается поэту, так это смыться под благовидным предлогом:
«Он куда-то выскочит по делам,
Чтобы как-то выправить скудный быт,
Позабывши начисто про диван
И про ту, которая там сидит».
А девушка, живая реальная девушка?
«Целый мир открывшая в пять минут,
Выйдет неуверенно за порог,
Чтоб пойти, куда её поведут
Эти непонятные десять строк».
Но что с нее взять? Скорее всего, сделает вывод, что нечего связываться с поэтами.
И правильно сделает.
Но и труд поэта не пропадет втуне. Подан будет ему вещий небесный знак:
«Снова выйдет солнечный узкий луч
И разрежет комнату пополам».
И, значит, Поэзия продолжается.



П-1274 – Кузьмина Вера (г. Каменск-Уральский, Россия)

Совки

Давай-ка, мой хороший, по одной - за нас, дурных, а больше бы не надо...
Моя страна натянута струной от Сахалина до Калининграда.
Сейчас в нее распахнуто окно, там огоньки, далекий лай собачий.
Не виноваты водка и вино, что мы живем вот так, а не иначе -
Вот так - не отрываясь от страны, гитарно-балалаечного гула...
Играй "Хотят ли русские войны" и "Журавлей" Гамзатова Расула,
Играй, страна!
Добавь смешной тоски:
Артек, Гагарин, Жуков, батя юный...
Да, мы совки.
...а дети на совки
В песочнице натягивают струны.
Давай еще - и по последней, ша! За Родину, натянутую туго.
За каждого смешного малыша.
За то, что удержали мы друг друга.
Да, перебрали. Улицы страны дрожат струной, неровные такие...
Споем "Хотят ли русские войны", чтоб слышали Берлин, Париж и Киев?

Живет страна, пока живут совки: смешные дети, мужики и бабы.
А Господу - подтягивать колки, стараясь, чтоб не туго и не слабо...


«Безусловно, текст осмысленный и со смыслом».
Высокое лирическое переживание, когда внутренние ощущения лирического героя, ощущение струны, натянутой до самого предела, неразрывно переплетены и увязаны с реалиями внешнего мира. Собственно так и должно быть.
Чрезвычайно интересно и образное решение текста в целом, его физически осязаемое звучание, плотное и густое вибрирование, мучительно тугой нерв.
И все это органично и последовательно проведено от начала до конца.
Последим за цитатами, за основной темой стихотворения.
«Моя страна натянута струной…»;
«Не виноваты водка и вино, что мы живем вот так, а не иначе…»;
«…не отрываясь от страны, гитарно-балалаечного гула...»;
«…дети на совки в песочнице натягивают струны…»;
«…по одной - за нас, дурных…»;
«…по последней… За Родину, натянутую туго»;
«Улицы страны дрожат струной, неровные такие...».
И в финале песенная сентенция "Хотят ли русские войны", смысл которой со временем менялся. И если прежде это был чисто риторическая формула, то теперь цитату приходится завершать отчасти успокаивающим, но не слишком обнадеживающим вопросительным знаком.
Остается уповать только на «верхнюю» силу:
«А Господу - подтягивать колки, стараясь, чтоб не туго и не слабо...».
Ну да, человек всего лишь объект…



П-1279 – Смирягина Клавдия (Санкт-Петербург, Россия)

Слово

Слова произрастали просто так,
высокие и стройные, как свечи.
Порой он их безжалостно калечил,
колол, рубил, топил словами печи
и грелся сам, и грел своих собак.

Слова дождями падали с небес,
несли прохладу, жажду утоляли.
Он в них купался, думая едва ли,
куда они  текли, куда впадали,
какой ещё питали дом и лес.

Слова стучались странниками в дверь,
отведав снеди, в путь пускались снова,
он их не помнил, мало ли такого,
не стоящего вздоха или слова,
случается порой среди потерь.

И день пришёл, ударив наповал,
из пустоты, блестя алмазной гранью,
возникло слово, и цветки герани
осыпались навстречу увяданью.
Он принял дар
и крест на плечи взял.

«Поэту всегда интересно писать о себе. В лучшем случае о себе подобных. Ничего не попишешь раз «Он принял дар и крест на плечи взял….».
Знакомый каждому творческому процесс «Слова произрастали просто так» приобретает прямо эпический характер «Порой он их безжалостно калечил, колол, рубил, топил словами печи и грелся сам, и грел своих собак».
Но жажда творчества не остановима и неумолима:
«Слова дождями падали с небес,
несли прохладу, жажду утоляли»;
«Слова стучались странниками в дверь».
А поэт иногда расслаблено и рассеяно пропускает их мимо себя:
«он их не помнил, мало ли такого, не стоящего вздоха или слова, случается порой».
Так случается редко, но случается (говорят).
Ожидание, вознагражденное неоценимым даром:
«…из пустоты, блестя алмазной гранью, возникло слово».
То единственное настоящее слово.
Почаще бы.


П-1331 – Кольцевая Виктория (г.Ровно, Украина)

Утиная охота

А кто бы здесь назвал меня по имени —
ни старожила и ни пришлеца.
Две уточки с подрезанными крыльями,
два вскинувших лорнетки озерца.
И душу отразят, и не поморщатся,
и сумрачный не выкажут зрачок.
В реликтовом настенном одиночестве 
и звуки, и зрачки — наперечёт.

Так жертвуешь всем этим, будто козырем,
и будто вовсе не игрок уже.
Крошит или раскрашивает озеро
на стёклышки для ложных витражей,
на водоросли, пёрышки и камешки
чужая, не фартовая рука.
Оглянешься на стены и поранишься
о донышко утиного зрачка,
об острое, солёное, гранёное.
О хлебницу и чашку на столе.

Твердеешь и сливаешься с пилонами,
сыреющими заживо в земле.
Но кто бы здесь блаженствовал и нежился,
колено от какого праотца...
Родись ты хоть татарином, хоть нежинцем,
хоть уточкой родись у озерца.


«Впечатляющий и запоминающийся текст, наполненный многими выразительными подробностями».
Пристальный и тревожный взгляд лирического героя, «ни старожила и ни пришлеца» и в себя, и вовне.
Окно ли, зеркальце или немудреный настенный сюжетец столько скрывают и столько открывают. Корневые узы, исторические связи, житейские детали.
Они «…душу отразят и не поморщатся…».
Душу, изнывающую «…в реликтовом настенном одиночестве», где «и звуки, и зрачки — наперечёт…».
И прошлое, и окрущающее привычно (свычно), но от этого не менее опасно:
«оглянешься на стены и поранишься…».
Картина складывается. Ее ощущаешь, и ей сочувствуешь.
Еще чуть бы выразительнее и техничнее финал.
Название текста наверняка не случайно. В нем еле внятный отзвук той самой «Утиной охоты».
Для меня во всяком случае.


Заключение.

Еще раз спасибо авторам за их стихи.
Свои симпатии я не выражал в каких-то баллах – на то есть жюри.
Вот пусть и делает эту работу. И с меня снимет хотя бы ответственность.

До новых встреч!

В. Г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Финал. Обзор лит.обозревателя
СообщениеДобавлено: 14 сен 2016, 02:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 авг 2015, 05:21
Сообщения: 20
Самонадеянно говорить от имени всех участников и болельщиков, может, у кого-то другое впечатление, но от меня - громадная благодарность вам, Ирина и Александр. Всё сделано просто здорово! Чисто и самоотверженно. Спасибо жюри - профессионально и довольно, на мой взгляд, точно. И конечно, господину обозревателю. Отличная работа! Всем успехов и удачи. Ю.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Финал. Обзор лит.обозревателя
СообщениеДобавлено: 21 сен 2016, 22:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 ноя 2013, 22:21
Сообщения: 339
Спасибо, Юрий, что оценили нашу работу! "Чисто и самоотверженно" - именно так! И я горжусь этим.
Ирина


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB