Игорь Царев - Пятая Стихия

Форум
Текущее время: 20 сен 2018, 21:02

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О ЛОББИРОВАНИИ И ГЕНОЦИДЕ
СообщениеДобавлено: 24 янв 2016, 18:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 ноя 2013, 22:21
Сообщения: 393
О ЛОББИРОВАНИИ И ГЕНОЦИДЕ

Одновременно со стартом каждого нового сезона конкурса мы в обязательном порядке получаем от обиженных, а порой и открыто негодующих поэтов, несколько писем, смысл которых заключается в вопросе: «Почему вы ограничиваете участие в конкурсе только стихами силлабо-тонической школы?» Порой праведное негодование представителей других направлений не ограничивается одним только вопросом, и за ним следуют далеко не толерантные высказывания типа «вы отстали от жизни, это отстой» (цитата) и прямые обвинения в «лоббировании» и «геноциде»…

Мой ответ очень простой: это формат «Пятой стихии» - учредители хотят видеть его именно таким. Согласитесь, это наше право. Поэтический конкурс - это не распределение бюджетных средств, государственных квартир, дефицитных товаров и даже не продажа билетов на нашумевший спектакль. Вряд ли в этом случае адекватны рассуждения о равных правах, лоббировании и даже о… геноциде (цитирую). С таким же успехом все эти ярлыки можно повесить, например, на выставку картин импрессионистов за то, что устроители не разместили на ней картины Рембрандта или Шишкина… или наоборот…

Мы нисколько не обижаем авторов таких писем и их единомышленников. Позволю себе процитировать строки из Положения о премии: «…предпочтение будет отдаваться произведениям, созвучным творчеству Игоря Царёва и традиционным формам стихосложения, тяготеющим к силлабо-тонической школе. Организаторы приносят свои извинения замечательным представителям других поэтических школ и не сомневаются, что и их произведения найдут достойное место на конкурсах, проводимых в России и за рубежом».

Можно еще добавить, что мы не делим поэзию разных школ на «плохую» или «хорошую», а только пользуемся правом учредителей Премии вручать ее тем, чье творчество нам ближе. А, главное, Премия была учреждена как дань памяти и названа именем Игоря Царёва, потому совершенно естественно, что мы ждем от участников конкурса произведения, созвучные творчеству именно этого поэта.
Вот, собственно, и всё, чем лично я считаю нужным ответить на полученные письма, а участвовать в дискуссии на тему превосходства одной системы стихосложения над другой не хочу, да и, честно говоря, опыта такого не имею. Наверное, проще дать слово человеку, с которым я переписываюсь уже более двух лет, которого я очень уважаю, и мнение которого совпадает с моим.

ВЛАДИМИР КЕТОВ – Гамбург, Германия. Из нашей личной переписки, с разрешения автора:

«Может, Вы удивитесь, а может, и нет, но в Википедии (и далеко не только в ней) в статьях «Стихосложение» и «Силлабо-тоническая система» слово «рифма» не встречается... ни разу!! Поверили ли бы Вы в это лет 15-20 назад?
Делается это сознательно. Критиками и «властителями» поэтических умов все чаще проталкивается мысль, что рифма не нужна и что писать с рифмами гораздо проще, чем без них (Вы не ослышались!).
Логика у них железная: если тебе что-то не дается – объяви это ненужным или легкодостижимым, и тогда никто не уличит тебя в творческом бессилии.
Так что слово «рифма» теперь изымается – почти как в 37 году, когда изымали фамилии врагов народа.
Рифма теперь, можно сказать, почти враг народа для поэзии.
Было бы смешно, если бы не было так страшно.
Слава богу, что хоть Вы в конкурсе сохранили и продекларировали приверженность силлабо-тонической системе…

… И про мое отношение к точному слову.
Вот я читаю:
Проскользну за облако на закат,
Огибая пряничный городок,
и одного эпитета «пряничный» мне достаточно, чтобы представить себе этот город, которого я никогда не видел – какой он чистенький, небольшой, аккуратный. Вот она, цена точного слова на своем месте.
Вот чего мне не хватает в стихах, о которых я говорил выше. Там большинство эпитетов – приблизительные и не хватают за горло.
(Этот пример, кстати, говорит и о том, что слово может быть самым тривиальным – если оно стоит на своем месте, то никакое иное заумное слово не выполнит положенной миссии лучше)…

…Кроме того, разговор о рифме касается и такой важной для конкурса грани, как качество рифмы и ее назначение.
А то ведь примут рифму в условиях конкурса как формальную данность (ну нужна им рифма, организаторам, – «на, вот возьми ее скорей!»; проблема ли поставить дежурную рифму), а по сути, будет поток сознания, формально слегка и бледно зарифмованный, и все.
А ведь рифма должна нести огромную нагрузку – и смысл усиливать, и музыку стиха поддерживать, и, главное, эмоционально вгонять стих одним ударом в сердце, в мозг, в печень, заменяя десяток вялых описательных строк:
До сих пор не зарубцован след тернового венца,
Выпьем, братцы, за Рубцова поминального винца
или:
А в груди его хрип, да комья –
Так простыл на земном граните…
И кошу на него зрачком я:
Поберег бы себя, Хранитель!
Тут уже не только о рифме, но и о точности и емкости: вот герой посматривает, пока с недоверием, кто там к нему привязался, зачем он за ним ходит. Описывать эту осторожность и недоверие можно десятками строк, а можно двумя словами – «кошу зрачком», и все ясно. А рифма «комья – зрачком я» замечательная (очень непростая, но, что безумно важно, абсолютно здесь гармоничная, как естественная разговорная речь), и именно она вколачивает этот эффект краткости и ясности прямо в печень. И это тот классический, но редкий даже для больших поэтов случай, когда рифма несет одновременно все мыслимые нагрузки: работает на смысл, на чувство и на форму.
Вот такие стихи я хочу видеть. Самый главный внешне видимый итог такого подхода – емкость и краткость «в одном флаконе»…
…Ведь «кошу зрачком» – это практически штамп, а какой эффект! На самом-то деле 60-70, а то и более процентов поэтической речи состоит из штампов и привычных выражений; а вот выглядят ли они таковыми – зависит только от таланта поэта.
Потому что бездарен тот строитель, который, чтоб его, не дай Бог, не обвинили в использовании тривиальных методов, станет изобретать для фундамента своего модерного здания новомодные элементы заковыристой формы из невероятных материалов вместо привычных бетонных блоков – а ведь если они на своем месте, ничто лучше и быстрее их задачу не выполнит; только найди им это место, в этом задача…

…Мне вообще главной бедой нынешней поэзии мыслится стремление к размазанности, к отсутствию структурированности, а ведь именно поэзия, по крайней мере русская, всегда отличалась стройной структурированностью. Стараются, по сути, создать новый жанр, сохраняя за ним старое название – поэзия: невыносимо многословный, психологически неимоверно перегруженный в сторону рефлексии, свободный от какой-либо формы. Спору нет, иногда время объективно порождает новые формы, но тут, я убежден, и намека нет на объективность. Это «новое» создается: а) в основном - искусственно теми, кому старые формы даются с трудом, кто не способен сказать в них новое слово (это сделать, действительно, чем дальше, тем труднее); б) редко – действительно мастерами, пресыщенными старыми формами, которым хочется «новенького», «кисленького»; но их меньшинство, и выдавать эти их попытки за новое направление просто нечестно...»


Будет справедливо, если я завершу свой ответ на письма оппонентов еще одним мнением. И хотя здесь речь идет о другом конкурсе, отношение автора к конкуренции между системами стихосложения (если речь не идет о провокации «скандала», необходимого для рейтинга телевизионной передачи) четко определено.

ИГОРЬ ЦАРЁВ, статья «Немного о "Вечерних стихах"», глава вторая (полная версия - http://igor-tsarev.ru/article/):

«2. Об отборе стихов и авторов для передачи

Здесь я бы хотел объяснить, что не стоит мешать мух с котлетами. Да, существует разные по уровню профессионализма стихи. Это, так называемая, вертикальная составляющая. И у передачи должна быть планка качества, ниже которой авторов пропускать нельзя. Для этого должна быть какая-то система (жюри или еще что-то). Тут, правда, надо понимать – чем ниже планка, тем больше зрителей, но тем меньше истинной поэзии.
Судя по всему, организаторы сами еще не определились, где им держать этот уровень, и выясняют его на ходу эфиров известным среди экспериментаторов «методом тыка».
Существует и, так называемые «горизонтальные» распределения стихов (уже примерно одного класса качества). И «Вечерние стихи» (большей частью) выставляют перед зрителями стихи примерно одинаковых по качеству, но разных по направлениям авторов.
На одном краю, скажем, «Илиада» Гомера. На другом – Илиада для детей – считалочка «Ехал Грека через реку». И то и другое (признайте без споров) по технике исполнения практически равно профессиональны.
И «фишка» «Вечерних стихов» отчасти состоит в том, что они выставляют на ринг автора «Илиады» против автора «Ехал Грека»…
Поэты, надо отдать им должное, на эту уловку почти не ведутся, и между собой открыто воевать не спешат.
Зато в чате разворачиваются нешуточные бои «остроконечников» с «тупоконечниками», тщательно провоцируемые… режиссером, ведущим и критиками…
… споры о том, кто /из поэтов разных школ – авт./ лучше пишет – увлекательны, но бессмысленны…»

Именно этих споров «остроконечников с тупоконечниками», в том числе и в самом жюри нашего конкурса, учредители, не ставящие перед собой задачу привлечь максимум откликов и повысить рейтинг за счет «скандала», предпочли избежать.

Дорогие авторы писем, надеюсь, я ответила на ваши вопросы?
Ирина Царёва


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О ЛОББИРОВАНИИ И ГЕНОЦИДЕ
СообщениеДобавлено: 30 янв 2016, 07:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 мар 2015, 03:59
Сообщения: 3
Супер! Конкурсам и журналам пора возвращаться к рифмованным стихам. Пошалили, и будет. Музыкальная и бесформенная поэзии совсем не равны. Почтение этому конкурсу за прогрессивную позицию. Может быть, она станет примером для других литературных институций и событий.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О ЛОББИРОВАНИИ И ГЕНОЦИДЕ
СообщениеДобавлено: 30 янв 2016, 19:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 18 окт 2013, 16:17
Сообщения: 95
После Игоря Царева и Владимира Кетова добавить нечего. Радостно читать умные слова от умных людей.
Респект и Вам, 77777!

Молодец, Ирина! Достойно продолжаете дело мужа. Так держать!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О ЛОББИРОВАНИИ И ГЕНОЦИДЕ
СообщениеДобавлено: 30 янв 2016, 20:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 окт 2013, 02:01
Сообщения: 118
Всем не "отстойным"
По их словесам
Ответ предостойный
Поэтами дан!

Творчество Игоря - настоящая Поэзия!
И Конкурс его имени - однозначно должен быть созвучен его творчеству!
Без вариантов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О ЛОББИРОВАНИИ И ГЕНОЦИДЕ
СообщениеДобавлено: 31 янв 2016, 13:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 ноя 2013, 22:21
Сообщения: 393
Спасибо, друзья, за поддержку!
Захотелось добавить к вышесказанному еще одну мысль, высказанную Игорем в 2010 году в интервью Екатерине Шталь (для "Клубочка"):
«...Да и вообще в литературе я люблю не столько форму (она может быть любой), сколько содержание, выверенную логику микрокосма текста. Бессмыслица, пусть даже красивая, меня не трогает. Якобы глубокое содержание такого творения высосано из пальца (или, если угодно, рождено в головах) не автора, а самих рассуждающих об этом творении. По сути, это такое хитрое зеркало для «мудрецов». Каждый видит в нем только отражение своих домыслов. Увы, сейчас в поэзии входят в моду такие зеркала – набор бессмысленных красивостей, являющихся (если называть вещи своими именами) банальным словоблудием. И находятся почитатели (и немало!), которые видят в таких творениях бездну потаенного смысла, о котором автор даже не подозревал...» И.Царев (полный текст http://www.clubochek.ru/articles.php?id=289)

Именно "выверенную логику микрокосма текста", облаченную в формы, обладающие литературно-художественными достоинствами, мы и ждем от участников нашего конкурса.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О ЛОББИРОВАНИИ И ГЕНОЦИДЕ
СообщениеДобавлено: 31 янв 2016, 14:12 
Не в сети

Зарегистрирован: 18 окт 2013, 16:17
Сообщения: 95
Отвечающих этим требованиям авторов не много, к сожалению. Радует то, что они все-таки присутствуют, пусть и в единичных вариантах. Радует и то, что конкурс не оставляет незамеченными авторов, стихи которых стремятся отвечать этим требованиям и, возможно дорастут до него. Им я прежде всего желаю успеха! И еще радует то, что безграмотность стихосложения, банальное словоблудие, рефлексия и "бесформенная поэзия" сдерживаются еще на этапе отборочного тура.

Повторюсь: ТАК ДЕРЖАТЬ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О ЛОББИРОВАНИИ И ГЕНОЦИДЕ
СообщениеДобавлено: 28 мар 2016, 17:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 мар 2016, 14:18
Сообщения: 11
Доброго Вам времени суток, Ирина Борисовна!

Лично я полностью разделяю Вашу позицию: как жена и муза Вашего мужа, Вы имеете полное право устанавливать свои правила для конурса его имени. Связанные с этим обвинения в Ваш адрес в лоббировании, дискриминации, а тем более "геноциде" (?!) мне как юристу представляются несосотоятельными: в конце концов, конкурс-то действительно не государственный...... Но примерно то же самое можно сказать и о Википедии - это тоже не гос. структура. Так что каждый издатель и читатель волен выбирать своего поэта (как бы банально это ни звучало).
Ведь почему поэзию с рифмой и четким смыслом мы ставим выше свободного потока сознания и рефлексии? Только потому, что нам больше нравится? Но помилуйте, если ссылаться исключительно на вкусы читателя, придется Донцову поставить выше Достоевского!
А объективные критерии где?

Хотя мне все-таки ближе позиция украинского мастера:

Класична пластика і контур строгий,
І логіки залізна течія -
Оце твоя, поезіє, дорога.....

Думаю перевод на русский в данном случае не потребуется?
Короче говоря, мне лично тоже нравится поэзия с рифмой и смыслом, но это мнение я никому не навязываю.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О ЛОББИРОВАНИИ И ГЕНОЦИДЕ
СообщениеДобавлено: 28 мар 2016, 17:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 мар 2016, 14:18
Сообщения: 11
P.S. Спасибо Вам, Ирина Борисовна, за Ваши усилия по популяризации творчества Игоря Вадимовича: не опускайте рук - оно того стОит!
P.P.S. Дай Бог каждому Поэту такую Музу!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О ЛОББИРОВАНИИ И ГЕНОЦИДЕ
СообщениеДобавлено: 29 мар 2016, 16:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 ноя 2013, 22:21
Сообщения: 393
Я благодарна Вам, Владислав за понимание и единомыслие. Радует, что в нашем весьма неоднозначном мире еще существуют здравомыслящие люди с живым сердцем! Верю, что их не так уж мало :)

Спасибо за поддержку! Как Вы понимаете, моя позиция останется прежней независимо от всяческих "наездов".

С теплом,
Ирина


Тим, верный друг "Пятой стихии"! Спасибо Вам, что всегда отзываетесь в трудную минуту!
Обещаю - буду так держать! :))


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB