Игорь Царев - Пятая Стихия

Форум
Текущее время: 29 мар 2024, 03:22

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 08 июн 2020, 01:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 ноя 2013, 14:15
Сообщения: 141
Дорогие друзья!

Поздравляем всех авторов, принявших участие во втором туре конкурса «Пятая стихия-2020».
Вне зависимости от выхода в финал, вы уже стали претендентами на публикацию подборок своих произведений в Сборнике стихов лауреатов «Пятой стихии» 2020 года.
К сожалению, во второй тур не смогли выйти те стихи, оценки которых были снижены из-за их несоответствие теме конкурса, хотя по качеству некоторые из них вполне достойны финала.
Но, что сделано, то сделано, и будем надеяться, что этот негативный опыт научит наших участников внимательнее относиться к правилам и условиям конкурса.
Но надо отметить, что есть стихотворения не по теме конкурса, тем не менее, прошедшие во второй тур – это означает, что они бы получили по 8-10 баллов от каждого члена жюри, если бы не были «оштрафованы».

Итак,
УЧАСТНИКИ ВТОРОГО ТУРА «ПЯТОЙ СТИХИИ-2020»:

П-2027 – Кривонос Сергей (Украина)
П-2028 – Макашев Юрий (Барнаул)
П-2030 – Димитров Дилян (Франция)
П-2032 – Овсянников Евгений (Н.Новгород)
П-2033 – Левина Виктория (Израиль)
П-2034 – Рокецкая Анна (Москва)
П-2035 – Кузьмина Светлана (Хотьково МО)
П-2037 – Боровкова Марианна (Москва)
П-2050 – Ерофеева Надежда (Геленджик)
П-2053 – Смирягина Клавдия (С-Петербург)
П-2055 – Татаренко Юрий (Новосибирск)
П-2061 – Серегина Алина (Люберцы МО)
П-2062 – Уварова Елена (Мытищи МО)
П-2067 – Пешкова Светлана (Липецк)
П-2071 – Самусенко Галина (Коломна МО)
П-2075 – Волчек Дмитрий (Хабаровск)
П-2079 – Антипов Владислав (Украина)
П-2088 – Худякова Марина (Башкортостан)
П-2089 – Советников Леонид (Рыбинск)
П-2093 – Григорчук Дмитрий (Орск)
П-2100 – Гильман Ксения (Воскресенск МО)
П-2102 – Кваша (Песочина) Эмилия (Германия)
П-2103 – Чуриков Сергей (Оренбург)
П-2104 – Дариус Александр (США)
П-2105 – Караванова Вера (Н.Новгород)
П-2107 – Чернецкая Анна (Жуковский МО)
П-2109 – Шенфельд Ольга (США)
П-2112 - Казарян Марианна (США)
П-2114 – Иваницкий Евгений (Фрязино МО)
П-2128 – Севрюгина Елена (Мытищи МО)
П-2133 – Тюряева Светлана (Петушки Владим.обл.)
П-2137 – Головлевыа Галина (Н.Новгород)
П-2138 – Сорокин Александр (Одинцово МО)
П-2142 – Мигунова Людмила (Новосибирск)
П-2148 – Чулочникова Светлана (Екатеринбург)
П-2149 – Маньков Виктор (Удмуртия)
П-2150 – Гончаренко Евгений (Казахстан)
П-2151 – Егоров Алексей (Новосибирск)
П-2152 – Брагин Никита (Москва)
П-2154 – Крюков Сергей (Москва)
П-2156 – Полюшко Ирина (Саров)
П-2162 – Жданова Ольга (Рязань)
П-2163 – Ефимова Светлана (Тавда Свердл.обл.)
П-2164 – Баневич Людмила (Москва)
П-2166 – Коркин Владимир (Ярославль)
П-2184 – Шунин Дмитрий (Богородск)
П-2185 – Шехтман Марк (Израиль)
П-2191 – Курилов Дмитрий (Москва)
П-2192 – Четыркин Михаил (Портукгалия)
П-2193 – Пономарева Марина (Москва)
П-2205 – Хатеновский Виктор (Москва)
П-2206 – Шульженко Анжелика (Ростов-на-Дону)
П-2219 – Болгов Анатолий (С-Петербург)


Работа по определению списка финалистов еще не завершена, хотя оценки членов жюри уже проставлены. Таблица с результатами будет представлена на обозрение до 20 июня, а пока мы уже можем познакомить вас с краткой оценкой работ 2-го тура нашим литературным обозревателем (расширенный обзор литературного обозревателя будет представлен по работам, вышедшим в финал), а заодно и со стихами участников 2-го тура.


ВТОРОЙ ТУР КОНКУРСА «ПЯТАЯ СТИХИЯ-2020»
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ


Краткое вступление
В этом году количество текстов, которые жюри отбирает для участия во втором туре, заметно уменьшилось. Очевидно, строже стал отбор.
И значит, тем острее будет борьба за выход финал.
Девизом этого сезона стала строчка из стихотворения Игоря Царева: «Но только для меня твоя улыбка, и только для тебя моя любовь…».
Казалось бы традиционная лирическая тема. Но не все так просто. Хотелось бы в представленных текстах знакомиться не только и не столько с личными переживаниями авторов, но и видеть в них отображение во всей сложности и многогранности высоких человеческих чувств. И от того, насколько полно и поэтически убедительно участниками удастся представить свою стихотворную интерпретацию этой темы, в значительной мере и будет зависеть оценка их конкурсных текстов Жюри.
Уже традиционно обзор на этом этапе конкурса имеет следующий формат. После краткой характеристики текста приводится цитата из него, имеющее отношение к теме конкурса. Или просто значимая цитата.
Обозреватель имеет (оставляет за собой) право по совокупности всех художественных и идейных достоинств (как он их видит своим субъективным взглядом) поощрить понравившиеся ему тексты дополнительными баллами (плюсиками).
На старт! Внимание! Марш!


1. П-2027

* * *
В твоем лице есть что-то от весны,
От всех апрелей будущих и прошлых.
Проталины морщинок осторожных
Улыбкой добрых глаз освещены.

В твоем лице от лета что-то есть.
Когда приходишь ты, теплеют будни,
И на душе становится уютней,
Как будто добрую прислали весть.

В твоем лице и белизна зимы,
И осени задумчивость лесная.
Что будет с нами завтра, я не знаю,
Но знаю, будет мир с названьем «Мы».

И, небо исписав наискосок
Безоблачными буквами созвездий,
Хмельная ночь нам окна занавесит
И бережно прижмет к виску висок.

Уподобление взаимодействия и взаимопроникновения двух любящих людей с циклическим круговращением природы со всем ее разнообразием и изменяемостью выглядит достаточно свежо и вместе достоверно.
Цитата в тему конкурса: «Что будет с нами завтра, я не знаю, Но знаю, будет
мир с названьем «Мы»».


2. П-2028

ТЫ МОЙ БОГ

Ты мой Бог.
Не потому, что рядом
Неба синь. И «город золотой»
В череде прошедших звездопадов
Кажется нам сбывшейся мечтой.

Ты мой Бог.
Не потому, что вместе,
Снова отмеряя день за днём,
Получаем радостных известий
Ровно сколько грустных отдаём.

Ты мой Бог.
Не потому, наверно,
Что бывает разным волшебство.
Просто ты...
Пусть медленно, но верно
Сделала наш мир
Из ничего.

Текст стилистически немного спотыкливый, но не вызывающий никаких сомнений в искренности чувств ЛГ.
Цитата в тему конкурса: «Просто ты... Пусть медленно, но верно сделала наш мир
из ничего».


3. П-2030

РОЖДЕНЫ СВОБОДНЫМИ

В сердце жар - сгораю пеплом,
Плачу криком для глухих.
Я ноктюрн сыграю светлый -
Для тебя и нас двоих.

Небо я хватаю цепко,
И трясу - глотаю пыль.
Сушит звёзды на прищепках
Безнадёжности фитиль.

В поле солнце расплодилось -
Рухну в тень его детей.
Я хочу чтоб ты мне снилась
Раз от разу всё светлей.

Ты мой берег, выход к морю,
И сыпучий мой песок.
Я плыву и с ветром спорю,
Ты бежишь наискокок.

Засыпаю на свободе,
Не боясь колючих роз.
Кровь любовью верховодит,
Животворствует гипноз.

Я люблю твой облик вольный!
Бесконечность дней длинна.
Выдам тайну непристойно:
Для меня ты рождена.

Текст, даже умиляющий своей откровенной наивностью.
Цитата в тему конкурса: «Кровь любовью верховодит, животворствует гипноз».


4. П-2032

САНИТАР

Ариадна тает, речи теряя нить:
«Абонент недоступен. Пытался перезвонить».
Колет кубик – по протоколу,
а он
скользит по глиссаде в кому,
туда, где вязкая глубина.
- «Ариадна..!»

Он не знает, при чём здесь минос, при чём здесь крит.
Знает я – но я с двоими не говорит.
Я сливается с ним, остаётся она одна –
Ариадна.

Ариадна мерцает - дорожка света и щель в стене,
Пациент – реконструктор, сломавший своё пенсне.
Белизна больничная взгляды пьёт до глазного дна,
«...адна…»

Раньше были луанда, герат, мосул.
Я пытался бодриться. На этих двоих – уснул.
И за сон на посту мне назначен чужой рубеж
И бомбить за него воронеж и марракеш.

Нетривиальный текст, в котором конкурсная тема решается не в лоб, а обнаруживает и образную глубину, и своеобразные метафизические проявления.
Цитата: «он скользит по глиссаде в кому, туда, где вязкая глубина. - «Ариадна..!»».


5. П-2033

НОВАЯ ПЕРСИДСКАЯ СКАЗКА

Аяталловским путчем знаменитым,
последним рейсом, взятым под конвой,
из Персии, под свист антисемитов,
бежал отец твой навсегда с семьёй.

С французским гимназическим акцентом,
высок и строен, дьявольски красив,
в Израиле мешки с сухим цементом
носил на стройке и раствор месил.

Семья жила, и обрезались дети
в еврейской синагоге из камней.
В один из дней январских на рассвете
одним ребёнком больше стало в ней.

Ты рос в согласьи с голосом традиций –
евреем в доме, воином в бою,
чтобы персидской сказкою свалиться
однажды в жизнь бедовую мою!

Семья затрепетала, не желая
разноплеменья, смешанных кровей!
Семья кричала, что я всем чужая –
ворона белая с заснеженных полей...

Что не понять мне доли мессианской,
не исчерпать судьбы своей до дна,
что стороной далёкой христианской
душа моя навек уязвлена!

Что не жена кошерному еврею,
рождённая под русскою звездой!
Что с детства пред мужчиной не робею,
имею гордый взгляд и голос свой...

В семейных хрониках персидской новой сказки
тебе дан статус объявившего войну –
за право жить, не следуя указке,
за право выбирать себе жену.

Мы победили в этой схватке пылкой,
когда любовь и жизнь – на волоске!
Прижмусь щекой к пульсирующей жилке
под смуглой кожей на родном виске...

Да, в современном мире имеются и такие варианты жизненных ситуаций и любовных коллизий..
Цитата в тему конкурса: «Мы победили в этой схватке пылкой, когда любовь и жизнь – на волоске!».


6. П-2034

РАССВЕТЫ

Ничего – живем – не замечаем,
до утра баюкая хандру.
Я свои рассветы приручаю –
будто птиц прикармливаю с рук.

Золотой, сияющий, тревожный –
тёмных крыш касаются крылом.
Полюбить – ну, разве это сложно?
Сложно разлюбить тебя потом.

Провожаю радостно и горько,
каждый из невстреченных с тобой:
горихвостка, жаворонок, сойка,
бледный, беспокойный, голубой.

Мчит рассветов огненная стая –
день за днём, из года в новый год.
Ах, как долго сердце заживает!
Вот еще рассвет -
и заживет.

Переживания (и даже страдания) ЛГ выглядят вполне достойно и даже весьма поэтично..
Цитата в тему конкурса: «Ах, как долго сердце заживает! Вот еще рассвет -
и заживет».


7. П-2035

* * *
Сегодня в доме тихо и тепло…
Хотя ещё вчера ломилась вьюга
В промёрзшее оконное стекло
И грелись мы в объятиях друг друга,
Пока остервенело мелкий снег
Врывался сквозь незаткнутые щели
Меж рам, впотьмах декабрь стонал во сне
И горек был смолистый запах ели,
Зажатой в пасти левого угла,
На праздничную пытку обречённой.
И жгла тела искрящаяся мгла,
И ночь брела своей дорогой чёрной.

Сегодня в доме льётся мягкий свет…
И даже мы лучимся этим светом.
А, может, нас и вовсе больше нет,
Но мы пока не ведаем об этом,
Блаженствуя в неведенье своём?
А где-то там, вдали, окна проём,
И, кажется, все та же вьюга в нём,
Но ждут рассвет совсем другие двоё…

В незамысловатой диалектике текста есть все же нечто подкупающее.
Цитата в тему конкурса: «А, может, нас и вовсе больше нет, Но мы пока не ведаем об этом, Блаженствуя в неведенье своём?».


8. П-2037

ПРО ТЕБЯ И ПРО МЕНЯ

Полна корзинка щедрых лакомств,
Бастардный золотится брют,
Поверх листвы летит собака,
Принюхиваясь к сентябрю.

В льняной мешок зашиты травы,
В подполье шебуршится мышь.
И никакой на нас управы –
Такие ветреные мы:

Ты ягоду берёшь губами –
По нёбу неба льётся сок,
Густеет воздух между нами,
Оса вонзается в висок.

Я – ягода твоя брусника,
Полупрозрачный леденец,
Я – яшма – страсти камень дикий,
Священный сердолик сердец.

Ты – свой, ты – свет, орех в скорлупке,
Сверчок в запечном уголке.
Ночь расплывается в улыбке
И гладит месяц по руке,

А я с тобой в слова играю:
Найду, рассыплю и сложу.
А сверху бабочка порхает.
А снизу засыпает жук.

И все – единый орган слуха,
Неповторимый эпизод.
Жужжит серебряная муха,
И жизнь смеётся и идёт.

Затейливая вязь метафор и образных подробностей этого текста может показаться излишней, а иногда и слегка утомительной. Но все стихотворение тем не менее предстает достаточно цельной поэтической конструкцией.
Цитата в тему конкурса: «Жужжит серебряная муха, И жизнь смеётся и идёт».


9. П-2050
ОТВЕТ В ПРОШЛЫЙ ВЕК
(Из письма мне, 1979 г.)

Ты не верь чудесам, но, попав под серебряный дождь,
Ты ладони подставь, удивляясь негаданной сказке.
Тихий шепот любви и касания первого дрожь
Осыпаются с неба, наполнясь живительной лаской.

Ты ладони подставь и к лицу поднеси серебро,
Отразись на мгновенье в прозрачной таинственной влаге
И заметь в глубине легкий профиль — корабль Арго,
Открывающий миру свои горделивые флаги.

Ты не верь чудесам, но, попав под серебряный дождь,
Поищи в вышине те слова, что к тебе обращались.
Тихий шепот любви и касания первого дрожь...
Где ж тот дождь, под которым с тобой мы когда-то прощались?

(Мой ответ, 2017 г.)

Много вёсен прошло... Дождь осенний уже не пугает.
Не боюсь я грозы и зигзагов неистовых молний.
Все мосты сожжены, и последний закат догорает.
Только прошлого эхо доносится, но... мы безмолвны.

Легкий профиль "Арго" мчится вдаль, уносимый волнами,
Развеваются флаги, и парус кричаще алеет...
Я молю, чтоб тебя миновали шторма и цунами
И, быть может, немного о юности прошлой жалею.

Безвозвратно ушла она — чистая, светлая юность,
И порой достаю я твои пожелтевшие письма.
Тихий шёпот любви — в каждой строчке... Читаю, волнуясь,
А созвездья-слова в вышине надо мною зависли.

Замысел лирического диалога, который реализуется в этом тексте, сам по себе достаточно интересен. Но используемый при этом поэтический словарь не слишком индивидуален или, попросту говоря, довольно трафаретен.
Цитата в тему конкурса: «Где ж тот дождь, под которым с тобой мы когда-то прощались?».


10. П-2053

ЯБЛОКО

…А яблоко ложится в руку,
как будто помнит райский сад.
У них, пригубивших разлуку,
нет времени смотреть назад.

Есть только этот день осенний,
есть ельник, дятла метроном
и завтрашнее воскресенье
с полынным праздничным вином.

И небо выцветшего ситца,
и запах скошенной травы,
и знанье, что не повторится
вот эта речь сухой листвы.

А если сентябри иные
им вместе встретить повезёт,
пусть снова будут выходные,
молчания тягучий мёд.

Она не названного слова
опять почувствует огонь.
И яблоко положит снова
в его горячую ладонь.

Библейские реминисценции прослеживаются где-то на самой периферии текста, но их влияние все же ощутимо.
Цитата в тему конкурса: «У них, пригубивших разлуку, нет времени смотреть назад».



11. П-2055

ОТЕЛЬ 4 ЗВЕЗДЫ

Жил по законам магии
Два бесконечных дня.
Если я стану маленьким,
Не поливай меня.
Строчки чеканил запросто,
Рифмам не изменял.
Если я стану августом,
Посентябри меня.
Пуговичные прорези
Верности не хранят…
Если я стану прописью –
Перепиши меня.
Танцы дождинок с листьями –
Осени западня.
Если я стану истиной,
Не вспоминай меня.

Живое лирическое чувство этого нетривиального текста не может не вызвать отклик в душе чуткого читателя.
Цитата в тему конкурса: «Если я стану истиной, Не вспоминай меня».
++


12. П-2061

ПТИЦА

Надо мной - синева, подо мной - сон-трава,
А во мне - всё слова, всё свежей да упруже...
Я, наверное, дерево - все дерева
Прячут кольца внутри, а не носят снаружи.

В кроне вечно шумит то норд-вест, то зюйд-ост,
Гнутся тонкие руки мои, словно ветви;
И поёт во мне птица, не вьющая гнёзд,
Не про вёсны поёт - про суда и про верфи,

Что бывает, как ситец зелёный, вода,
Шьют волну корабли по зелёному ситцу...
И приходит сюда человек иногда -
Он целует листву мне и слушает птицу -

И тогда подо мной закипает земля,
И ко лбу его жмусь я прохладной корой, ведь
Я, наверное, мачта его корабля -
И, меня не срубив, корабля не построить...

...Он не рубит - и я дорастаю до звёзд.
И поёт во мне птица, не вьющая гнёзд.

Поэтичный и полетный текст. Но не отрывающийся от земли, питающей его корни своими животворными соками.
Цитата в тему конкурса: «...и я дорастаю до звёзд. И поёт во мне птица, не вьющая гнёзд».


13. П-2062

ОЖЕРЕЛЬЕ

В прошлой жизни я был цыганом: пил вино, воровал любовь.
Помню, как-то в запале пьяном, за плетнями тверских дворов,
в кабаке, где тянуло прелью и гудело полсотни рыл,
я жемчужное ожерелье дочке конюха подарил.
Пошутил: «В нём душа живая, только ныне укрыта сном.
А разбудишь (сама не зная) – мы, бедовые, совпадём.
В каждом веке найдём друг друга, будем вместе в любых мирах».
И ушёл... И скулила вьюга, как собака скулит впотьмах.

Сотня лет с той поры минула. Не кочую – свой дом, жена,
на парковке – седан сутулый, в чубе – ранняя седина.
А на сердце свинец и тучи: чувства есть, да всегда не в масть.
Но недавно мне выпал случай с проводницей одной совпасть.
Мы, обнявшись, летели в бездну, а потом поднимались ввысь.
Было жарко в купе и тесно. И разгульно пьянила жизнь.
Пахло волей, полынью, Тверью, проводницей, сырым бельём.
И мерещилось ожерелье на горячей груди её.

Своеобразная стихотворная композиция, в которой проступают и сочетаются облики (образы) Волонтира (Будулая) и Михалкова (Проводника). Насколько органично - вопрос.
Цитата в тему конкурса: «В каждом веке найдём друг друга, будем вместе в любых мирах»».


14. П-2067

НАДО МНОЮ ЗЕМЛЯ

Ты меня по имени не зови,
мы с тобой случайные визави –
две беды в прокуренной тишине.
…А меня вне города больше нет.
Я дитя его – у него внутри,
и смотрю глазами его витрин
от Базарной площади до пруда.
Я теперь из города – никуда.
От Никольской башенки – до кремля
подо мной – земля,
надо мной – земля.
Я теперь – дыханье крылатых львов,
папиросный дым, перегар дворов,
колокольный звон и колёсный скрип,
я – нектарный флёр златоглавых лип.
У меня в ладонях –
прохлада луж,
у меня в гортани –
сквозняк и сушь.
Ты привык по имени… Ну и что ж!
Отними у памяти, уничтожь,
вырви восемь звуков, сожги, развей,
без любимых слов – забывать быстрей.
Я тебе ни сродница, ни жена,
не тобой наказана-прощена.
Я – вьюнок, примятый твоей ногой,
и трава, и корни, и перегной,
серый мох, крадущий тепло камней…
Ты, когда остынешь, придёшь ко мне.

Текст высокого эмоционального накала. Говорящий сам за себя и обо всех нас.
Цитаты в тему конкурса: «...подо мной – земля, надо мной – земля», «Ты, когда остынешь, придёшь ко мне».
++


15. П-2071

* * *
Злорадно шепчет дождь простудный –
мол, одиночества печать…
со временем тягаться трудно,
с начала не дано начать…

А где-то в параллельном мире
дождинки стынут на лету.
Мужчина ходит по квартире
и ставит чайник на плиту.

Он ждёт меня, я знаю точно,
готовит ужин для меня.
А наша маленькая дочка
глаз не отводит от огня.

Лохматый кот когтистой лапой,
усердно шкрябает живот.
И мой сынишка громко папой
мужчину этого зовёт.

Мир на замке, а ключ потерян,
куда-то брошен сгоряча.
Но я открыть сумею двери
и без пропавшего ключа.

С ленивой грацией небрежной
кот заберётся на кровать.
И будут ходики неспешно
иное время отбивать.

Протянет руки мне навстречу
единственный мужчина мой.
Покой опустится на плечи.
Я наконец вернусь домой!

Лирическая зарисовка, наполненная и пронизанная многими точными бытовыми и психологическими деталями.
Цитата в тему конкурса: «...со временем тягаться трудно, с начала не дано начать…».


16. П-2075

НЕ ЛУЧШЕ И НЕ ХУЖЕ ВСЕХ

Я не лучше и не хуже всех,
там горю завиднейшей из судеб,
где России белоснежный стерх,
сумрак голубой обняв, танцует.

Будет счёт моих утрат расти,
снов моих, крылато отзвеневших.
Девушка весенняя, прости
мне мою сентябрьскую нежность.

Не богатый и не молодой,
для тебя я ничего не значу.
Положи мне волосы в ладонь
шелестом осенним на удачу.

Белым стеарином тает плоть
от огня любви неугасимой.
Ведь ничто в судьбе так не сбылось,
как твоё единственное имя.

Ветреной, овсяной грусти свет
сберегу украдкой, не забуду.
Мир есть притяжение планет,
ну а жизнь есть притяженье чуда.

Я не лучше и не хуже всех,
там горю завиднейшей из судеб,
где России белоснежный стерх,
сумрак голубой обняв, танцует.

Элегическая (сентябрьская) печаль этого текста как предчувствие будущей (если Бог даст) декабрьской грусти. При таком общем настроении некоторые избыточные красивости по ходу, пожалуй, можно и простить
Цитата в тему конкурса: «Ведь ничто в судьбе так не сбылось, как твоё единственное имя».


17. П-2079

СОНЕТ

В начале дня, в одиннадцать утра,
Сидим одни в кофейне молчаливой
И православный храм вблизи залива
Нам виден из восточного шатра.
Сей молодой и древний страж Днепра
Является ныряльщикам как диво
В тот миг, когда коснувшись дна игриво,
Назад приходит вынырнуть пора.
Здесь церковь – с отголоском веры прежней,
Левобережье – и Правобережье
Едины меж собою столь же тесно,
Как Днепр и берег, небо и земля,
Полесье с печенежской дикой Степью
И я с Тобою, Милая моя.

Отражение временных и пространственных реалий в личном опыте. Пусть и несколько приблизительное.
Цитата в тему конкурса: «...и я с Тобою, Милая моя».


18. П-2088

ДАВНИЕ УЗЫ

Наши давние узы связались узлом
интересов, проблем и событий.
Уцелевшая лодка (считай, повезло)
дремлет в гавани общего быта.

Полка с книгами, лампа, уютный диван
и сервиз василькового цвета –
оживают предметы, мечты и слова,
если мы существуем при этом.

Наполняются будни насущным теплом
от огня в расточительном сердце.
И летит во Вселенной наш маленький дом,
место, где есть возможность согреться.

Текст без особых поэтических открытий. Если не сказать, вообще без оных. Но обретению в итоге ЛГ своего места во времени и жизни можно даже позавидовать..
Цитата в тему конкурса: «И летит во Вселенной наш маленький дом, место, где есть возможность согреться».


19. П-2089

КАК ПОЗАБЫТЬ

Как позабыть о лучшем сне земном,
Который с явью до сих пор не слился?
На Чёрной речке в детстве он приснился —
Не в здешнем веке, а совсем в ином.
Там девочка, любимая до слёз,
Такая та, что обмираю весь я,
Со дна души восходит в поднебесье,
По кромке плёса в мир речных стрекоз.

Там ярче звёзды и рассвет быстрей,
Черёмухи воздели к небу ветки,
И сердце, будто вольный соловей,
Не признаёт грудной скелетик клетки.
Одну из трёх сестёр по именам,
Тебя оно, волнуясь, узывало
То рыть ходы сквозь дебри сеновала,
То, рыб шугая, бегать по волнам.

Когда б на свете красоту ценили,
Глядели б неотрывно на тебя.
Как ты молчишь, с букетом жёлтых лилий
И выгоревший локон теребя.
Как ты поёшь — и искренне, и тонко.
Как ты лежишь, не ведая стыда,
На сахарном песке, где лижет кромку
И сладко-сладко шепчется вода.

Какой бы ты была в объятьях ночи,
Стань женщиной, купайся в волнах чувств?
Не карие глаза, блистали б очи!
Не губ бутон, раскрылся б розан уст…
Но ночь зажглась, когда слепые руки
Постичь пытались, что же надо нам,
И сосны пели о реке разлуки,
И чёрный ветер крался по волнам.

Тебя из сна сюда переселю —
Мечтал не раз. Но глубже чуя бездну:
Скорей к тебе из этого исчезну —
Шептал поздней, а нынче лишь люблю.
Копаясь в недрах старого альбома,
Не узнаю себя. И мнится мне,
Что это ты с другим была в том сне,
А мне лишь только издали знакома.

Довольно сумбурный. а местами и неряшливый текст. При таких обстоятельность его пространность явно не идет ему на пользу.
Цитата в тему конкурса: «...девочка, любимая до слёз, такая та,
что обмираю весь я».


20. П-2093

ТЕПЛОТА

Кресло горячее – просто согнали кота.
Нет, не мешал. А чего он, вообще, здесь разлегся?
Креслом хранима кошачья его теплота,
Та, что бывает еще от весеннего солнца.

Не торопись, пусть обдуманным будет ответ.
В душу ладони вложив, можешь просто погреться.
Все, что сейчас от меня происходит к тебе,
Может, слегка и нелепо, но точно от сердца.

Не упрекай ты в отсутствии вкуса меня,
В недоуменьи своем ты права лишь отчасти.
Ночью прошедшей и в зареве нового дня
Каждой безвкусицей я так безудержно счастлив.

Разную жизнь проживают людские сердца,
Бьются годами, а чьи-то сгорают, как магний.
Дай мне ладони свои, подержи у лица.
Чувствуешь это тепло? Нет, оно не иссякнет.

Ангел небесный сидит у меня на плече,
Мысли прекрасные слышу в его доброй песне.
Раз не мешал, то кота мы прогнали зачем?
Пусть бы лежал. Кошки любят дремать в мягком кресле.

Текст, который достаточно точно характеризует цитата из него же: «Может, слегка и нелепо, но точно от сердца».
Цитата в тему конкурса: «Дай мне ладони свои, подержи у лица. Чувствуешь это тепло? Нет, оно не иссякнет».


21. П-2100

* * *
Пусть на твои виски небо крошит мел,
дни убегают за горизонт событий,
только бы ты вот так на меня смотрел,
не растворив тепла в монотонном быте.
Лучики у приподнятых уголков
глаз твоих, как морская вода, соленых —
чище, важней, дороже всех пустяков,
что на устах у прочих в меня влюбленных.

Есть у любой истории свой финал,
но вспоминать об этом сейчас — не кстати.
С первой минуты, когда ты меня поймал,
я поняла, что смелости мне не хватит,
вырваться, отделиться, закрыв глаза,
остановить движение по орбите...
Только бы эта старая бирюза
не закатилась за горизонт событий!

Сердце смеется... Ломаный ли пятак
верности положу на ладонь пустую?
Только бы ты смотрел на меня — вот так,
даже когда свой возраст перерасту я,
даже когда останется только тень
от красоты моей на закате тела...
Так ведь глядят на ангелов и детей —
кажется, именно этого я хотела.

Текст, довольно вдохновенно и выразительно повествующий о любви, прорастающей из времени и сквозь время и преодолевающей его. (Пусть и на время).
Цитата в тему конкурса: «Только бы ты смотрел на меня — вот так,
даже когда свой возраст перерасту я».


22. П-2102

ПОМЕРАНЦЕВОЕ

Я приеду к тебе в понедельник
На оранжевом лучике дня
С пёстрой дудкой моей самодельной
Поглядеть, как не помнишь меня.

Отблеск дня — апельсиновый ослик —
Опускает копытце в закат,
И летит то ли блик, то ли оклик
Красным пёрышком за облака.

Ты не помнишь... Ты помнишь?.. Ты помнишь
Яркий холод горячей волны,
Захлестнувшей последнюю полночь
Нашей первой с тобой «довойны»?!

Память — глина. Кирпичиков обжиг.
Медно-красный закатный ожог.
Память мыслей и тел наших общих
И любви многоликий божок.

Память ставит тавро или метку
Раскалённой печаткою тьмы.

С тёмно-синею сумерек меркой,
С нищетой перемётной сумы
Я процокаю мимо... Всё мимо...

Ты не помнишь... Ты помнишь... Ты по...
Мнишь ли милою, манишь ли мнимо —
Слышу... Слушай: я еду тропой

В понедельник, в надежду, вовеки,
В незабвенность, зароки, зарю...

Флёрдоранж померанцевой ветки,
Апельсиновый лучик дарю
Я тебе просто так. Просто очень.
Очень сильно. Совсем. Навсегда.

Неба оттиск, похожий на осень.
Я на ослике еду туда.

Живописный и изобретательный текст. Обращает на себя внимание.
Цитата в тему конкурса: «Я тебе просто так. Просто очень. Очень сильно. Совсем. Навсегда».


23. П-2103

МИМОЛЁТНАЯ БАБОЧКА

Непонятно зачем
я сегодня забрёл на поляну,
где гуляли с тобой
в позапрошлый безумный июль.
Одиноко стою
в разнотравье густом и духмяном,
вспоминаю тот день,
учащается бешено пульс.

Элегантно пестря
колыхались из клевера волны.
Мы тонули в цветах.
Распевали цикады вокруг.
И у нас каждый раз
на какое-то время, невольно,
замирали сердца
от соприкосновения рук.

На невзрачный шалфей
грациозно лимонница села.
Мне казалось, она
от прохлады дрожала слегка.
Я хотел обогреть
трепетавшее бабочки тело,
приближая ладонь,
но спугнул недотрогу с цветка.

Я улыбкою вслед
провожал улетавшую фею.
Улыбалась и ты,
из ромашек сплетая венок.
А повсюду витал
аромат горьковатый шалфея,
две наивных души
опьяняющий словно вино.

Всё по-прежнему здесь...
Деловито стрекочут цикады,
шелестит мурава,
и шалфея живая вуаль
деликатно хранит
упоительный запах мускатный
легкокрылой любви,
упорхнувшей, как бабочка, вдаль.

Красочный и щедрый (и совсем не избыточный) гербарий впечатлений и эмоций.
Цитата в тему конкурса: «И у нас каждый раз на какое-то время, невольно,
замирали сердца от соприкосновения рук».


24. П-2104

СКЛОНЯЕТ К МНОГОСЛОВИЮ ДУША

Склоняет к многословию душа,
Но ты в любви, не изменяя слогу
На итальянском даме объяснись –
Учил еще Михайло Ломоносов.
Не лучше ли, однако, помолчать
Когда наполнен весь Милан протяжным
Распевом колокольным. А любовь
Глядит сама из окон в del Duomo,
Где после мессы ангелов слышны
Живые голоса и восклицанья.
Тех, что потом плутают босиком
По Via Dante к парку Sempione
И там парят в дворцовых куполах
В стыдливой однократности явленья.
Потом (как будто пробудившись) взмыв
Над будничной подробностью предместий,
Летят на север к Альпам средь озер
И городков на линиях прибрежных
С воскинутыми шпилями церквей,
Все наблюдая как перетекают
Озера те друг в друга без конца.
И снова не сдержать им восклицаний
Лугам альпийским, распахнувшим длани
Любви моей, что – пусть и невидна –
Восходит к небу, вся тобой полна.
______________________________________
* del Duomo, Via Dante, Sempione – названия
собора, улицы и парка в центре Милана.

Текст, наполнение которого разнообразными культурными реминисценциями отнюдь не заслоняет и не скрывает его лирическую сущность.
Цитата в тему конкурса: «А любовь глядит сама из окон в del Duomo».
+


25. П-2105

ПОЕЗД

Гудок паровозный запомнит меня такою:
В растрепанных чувствах с распахнутою душой.
И мимо промчавшийся город махнёт рукою –
Закрыты перроны, мой поезд для них чужой…

Я буду смотреть на безликие окна, двери,
Сквозняк заползёт под одежду, скользя змеёй.
Моё отраженье в стекле на себя примерит
Звенящий покров пустоты за моей спиной.

Замрёт тишина, зацепившись за стыки рельсов.
На тот полустанок затерянный в мире грёз
Вернусь из зимы, как приходят суда из рейсов.
Встречай! Не выходит сбежать от тебя всерьёз!

Многим, как и ЛГ этого текста, приходится (везет) преодолевать нелегкий путь от себя (своего чувства) для того, чтобы вновь победительно возвращаться к себе (своей любви) .
Цитата в тему конкурса: «Встречай! Не выходит сбежать от тебя всерьёз!».


26. П-2107

НОЧЬ, РОДИВШАЯ СТИХИ

Уходит жизнь… в песок… горстями…
Стремительней, день ото дня…
А я хочу пожить страстями –
Вы вправе осудить меня!

Тебя всё нет… Но я не плачу!
Размахом крыльев дорожа,
Благодарить сестру-удачу
Не устаёт моя душа.

Судьба закрыта. Неизвестно,
Что ожидает за чертой…
Там вознесенье или бездна?
Безумства или же покой?

Но если только… Только если….
Источником, сквозь толщу льда…
Героем самой сладкой песни,
Он вдруг появится – тогда…

Я брошу всё!! Без сожаленья!
И мне наградой за грехи –
День, уничтоживший сомненья,
И ночь, родившая стихи!

Эмоциональный порыв ЛГ понятен. Но к его поэтическому воплощению есть определенные вопросы.
Цитата в тему конкурса: «А я хочу пожить страстями...».


27. П-2109

ПО КИПЛИНГУ

Юные глаза нежны
И насмешливо-бездонны.
В них полуночные звоны
И полуденные сны,
Блеск шампанских пузырьков
И туман мгновенной страсти.
От бессилья до всевластья
Быстрых несколько шагов.
Огнедышащая сталь
Глаз уверенных и зрелых -
Жребий брошен. Выбор сделан.
Цель огромна и проста.
Неприступный бастион
Станет звездным обелиском...
И в последней строчке списка
Женских несколько имен.
Паутинки в уголках
Глаз надмирных и крылатых.
Люди – верные солдаты
Из потешного полка -
Расставляются щелчком
На доске волшебной сказки.
Но уже близка развязка
И финал почти знаком.
Мудрость выпита до дна
И осадка нет в стакане.
Что откроется на грани,
Если жизнь опять одна?
Понимая все и всех,
Не сберечь земные царства.
Как последнее лекарство
Взгляд расплескивает смех.
Не вхожу царицей в сны,
Не казню и не венчаю.
Мой удел необычаен –
Видеть мир со стороны.
Но блуждая допоздна
По сонетам и балладам,
Безнадежно влюблена
Я в четыре этих взгляда.

Довольно изящный текст. И только? Кто знает... Своего читателя он во всяком случае найдет.
Цитата в тему конкурса: «И в последней строчке списка женских несколько имен».


28. П-2112

ВСЁ О ТЕБЕ
всё о тебе в этом пасмурном дне –
ветер изменчивый, дождь бесконечный...
было – и памяти не обеднеть.
пусть ты молчишь – всё равно не излечишь
ни от себя, ни от прошлой весны, –
да и не надо, прервется на вдохе
стих.
разве мало на свете больных
счастьем, слетевшим внезапно с ладони,
но продолжающим тихо дышать –
в строчке написанной, в ноте звучащей.
скоро вернётся весна, мельтеша
солнечным зайчиком.
тучи отчалят:
высь – нараспашку, лети – не робей,
сад захлебнется персидской сиренью.
было – и памяти не обмелеть, –
всё о тебе в этом вечном парении –
всё о тебе.

Мне этот текст показался наполненным живой эмоцией, хотя и несколько сумбурным.
Цитата в тему конкурса: «всё о тебе в этом вечном парении – всё о тебе».


29. П-2114

ЧАСОВЩИК

Это тема для валторны, двух фаготов, клавесина,
Двух свистулек, двух снежинок, колокольчиков зимы.
Открывается шкатулка, где Щелкунчик с балериной, –
Музыкальная шкатулка, где с тобой кружились мы.

Флейте – петь, снегам – искриться, нам – разгадывать загадку:
Неужели мы вернулись, неужели влюблены?
А над нами две снежинки, и несут нас две лошадки
В наше кукольное царство и игрушечные сны.

Мы – две сущности, две ноты царской радостной охоты.
Нас с тобой не испугает волчий вой из детских книг.
Позади большая вьюга, и ликуют два фагота.
Бунтовавший тёмный ангел нынче – тихий часовщик.

Чёрный пластырь вместо глаза на лице его совином.
Словно крылья старой птицы, свисли полы сюртука.
Заржавели зодиаки, и растянуты пружины,
А в сердцах так мало счастья, тут работы на века.

Фея-флейта гасит свечи. Бьют часы, но как-то странно.
Надо смазать шестерёнки износившихся миров.
Спит усталый старый мастер, сполз парик его стеклянный.
Осторожная кукушка не выходит из часов.

Часовщик сердец бесплотных, часовщик миров полночных
Спит, а облако, как птица, звёзды бледные клюёт.
Пусть кружиться нам недолго, наше счастье пусть непрочно,
Но счастливая валторна начинает свой полёт.

Грациозная поэтическая конструкция. Виртуозно разыгранная и отнюдь не надуманная. Все по делу.
Цитата в тему конкурса: «Флейте – петь, снегам – искриться, нам – разгадывать загадку: Неужели мы вернулись, неужели влюблены?».


30. П-2128

НА «Л»

в твоем саду растут мои стихи
люпины лебеда и лопухи
на «л» три слова ...
ты спросишь что я делаю в саду
зачем сюда без повода бреду
но голос сломан

свистящий ветер выстрелит в гортань
и станет больше на одну из ран
и будет равной
рассвету ветка шороху трава
но жизнь что не по-новому нова
прервётся рано

я в тело сада медленно уйду
мои стихи растут в твоём саду
а счастье в доме
и засыпая в сердце тишины
я буду падать яблоком хмельным
в твои ладони

и будет ветер-вертер голосить
неся мою тоску от сих до сих
от страсти к страсти
и просыпаясь бисером в траву
произнесу когда я оживу
ну здравствуй мастер

в моем саду растут твои стихи...

Очень многоплановый и поэтически насыщенный текст. Заслуживающий и внимания, и понимания..
Цитата в тему конкурса: «...и будет ветер-вертер голосить».


31. П-2133

ЧЁРНАЯ РОЗА ТИФЛИСА

«…Но для чего пережила тебя любовь моя?»
эпитафия Грибоедову А. С.


Чернее тучи весть из Тегерана:
Погас навеки свет моих очей -
Посол России - агнец на закланье,
Пал жертвой исступлённых палачей.

Вот он мой ад! О, как душе убого!
Чернеет роза, что в любви цвела.
Взяв разворот крутой, судьбы дорога
Жизнь к траурному руслу подвела.

Пусть, палачей своя дождётся плаха,
А в памяти останется слеза,
Застывшая в алмазных гранях «Шаха» **
И отблеском слепящая глаза.

Твои, наш Государь, решенья зыбки -
То мщенье, то из памяти стереть...
А что осталось мне - его улыбка?
Плиты могильной глянцевая твердь?

Не колкие шипы у Черной розы.
Разлуки бремя - не смертельный бой.
Подарок Тегерана - вдовьи слёзы -
Зачем пережила тебя любовь?

* Так называли вдову А. Грибоедова, носившую траур по мужу до собственной кончины.
** Знаменитый алмаз, подаренный русскому царю, с извинениями за резню в посольстве Тегерана.

Не думаю, что этот текст удался автору. Слишком выспренно и напыщенно он выглядит.
Цитата в тему конкурса: «Вот он мой ад! О, как душе убого! Чернеет роза, что в любви цвела».


32. П-2137

ТЫ И Я

Жизнь многолика и многоголоса –
От всходов до пожухлого листа
Бежишь по кругу, мучаясь вопросом:
«Зачем бегу, а главное – куда?»

Порой, устав от этой круговерти,
Бесценное меняешь на гроши,
Опять бежишь и мучаешься этим,
И каешься в грехах, и вновь бежишь.

У каждого из нас свои секреты,
Таящие в себе и тьму, и свет.
Готов сорвать наложенное вето?
Дерзни, задав вопрос, принять ответ.

Вдруг в этот миг, взмахнув премудрой кистью,
Жизнь, обозначив контур на судьбе,
Закрасит светлым среди тысяч истин
Единственную, близкую тебе,

И нас двоих узлом завяжет туго,
Соединяя рваные края?
Внутри до точки сжавшегося круга –
Ответ на все: здесь только ты и я.

В этом тексте его финал столь же очевиден как и все предыдущее.
Цитата в тему конкурса: «Ответ на все: здесь только ты и я».


33. П-2138

ЕДИНСТВЕННАЯ

Желанье счастия в меня вдохнули боги…
Евгений Боратынский

Не схимница и не святая –
сестра, любовница, жена.
Волос распущенных густая
на плечи падает волна.

Такой тебя во сне я встретил,
а то, что было наяву,
по пустырям разносит ветер,
как небылицу и молву.

Мне снится ладного покроя
твой сарафанчик без затей
и красноречие немое
походки праздничной твоей.

В пустой, прокуренной берлоге,
богами счастья одержим,
других встречая на пороге,
я обхожусь теплом чужим.

И в каждой ты живешь незримо,
и не даёшь покоя мне,
и всякий раз проходишь мимо…
И гаснет свет в чужом окне.

ЛГ, конечно, можно посочувствовать, но, скорее, стоит позавидовать.
Цитата в тему конкурса: «Такой тебя во сне я встретил».


34. П-2142

ВСЁ О ТЕБЕ.

…И понимаю, что люблю…
Боль не гоню… а счастье прячу…
Игла – в стогу, и та – иначе…
А жар… - на диво и углю…

Когда б коснулась я - о, сны! -
Не звёзд, но чувств, что неба выше:
В душе – рассвет – ежихой рыжей,
Как солнце - в лапах у сосны…

Ложится негою к плечам
Восход - нелепость пробужденья!-
Ещё реальны – тронь! – виденья
И звуки чудятся в речах...

Когда б коснулась я - о, грех! -
Стилом податливого воска..,
Но слова чувственная роскошь -
Былинке – равная - в костре…

И понимаю - мне пропасть,
Что негу пить из неба чаши:
И восхитительно, и страшно,
И не напьёшься впрок и всласть…

Когда б коснулась я - о, рок! –
По воле нежности спонтанной -
/К примеру, строк/ - читая тайно…
-Как космос этих строк глубок!..

Среди ветров и звёзд, и вьюг
Судьбу, как бабочку с ладони,
Боюсь неловким вздохом тронуть…
…И понимаю, что люблю…

Смысл текста понятен, но его лексикон выглядит довольно случайным, а порою и бессвязным.
Цитата в тему конкурса: «И понимаю - мне пропасть, что негу пить из неба чаши».


35. П-2148

С ТОБОЙ

Люблю, но реже говорю об этом
У. Шекспир, сонет 102


Но реже говорю тебе об этом,
не пленница ни страсти, ни обид –
так светит август материнским светом,
так дерево столетнее горит.

Где длится, нескончаем, век железный,
где истины предательства полны,
где колыбель качается над бездной,
где от любви полшага до войны,

где скипетр с державой впору вору,
где пал тысячекратно гордый Рим,
где дар свободы, словно дар Пандоры,
вручает время пасынкам своим,

там я с тобой, тревожась и лелея,
хоть между нами тридевять земель,
но поровну и тёмные аллеи,
и мартовской Фиальты акварель.

Там я с тобой – звездою колыбельной,
во тьму вонзившей света остриё,
мелодией дождя виолончельной
и ясным днём – во здравие твоё.

Попытка осознать личное лирическое чувство как неотъемлемую часть общей мировой панорамы.
Цитата в тему конкурса: «Там я с тобой – звездою колыбельной, во тьму вонзившей света остриё».


36. П-2149

СЕРДЦЕ ГОЛУБЕМ ТРЕПЕТАЛО…

Сердце голубем трепетало,
От весны до весны заря
Над земной суетой вставала,
Неземную любовь даря.

Вдохновлённый голубкой света,
Окрылённая явью сна
Были жизни теплом согреты,
Где цвела для двоих весна.

Зёрна лет на двоих делили,
Отделяя от плевел их.
На крыло становя, поили
Добротой голубков своих.

Наслаждались цветеньем сада,
Были вместе в земных трудах
Воркованью потомства рады,
Прославляя судьбы года.

Сердце голубем трепетало…
Вдруг затихло без сил на взмах.
В осень снежное покрывало
Не спешила стелить зима.

Надломилось крыло спасенья,
Боли года претить – не в мочь.
Свет последней зари осенней
В сне предзимья украла ночь,

Для голубки одной оставив
Боль зимы и весны печаль,
Подарив голубиной стае
Высь небес и земную даль.

Обычная жизненная история (для ЛГ это, конечно, не так), которая часто сбивается на не слишком высокое поэтическое косноязычие.
Цитата в тему конкурса: «Надломилось крыло спасенья, боли года претить – не в мочь».


37. П-2150

ОТБОЛЕЛА ДУША ЯНВАРЕМ

отпустила зима. буду жить.
снег бессмертья почти на излете.
а синонимом к слову любить -
купола в неземной позолоте.

отболела душа январем,
не итожу, поверь, просто жарко,
мы с тобою до веку вдвоем,
от рассвета любви до заката.

чай на кухне, снежинки в окно,
разыгралась метельная вьюга.
неказистых стихов полотно
разукрашено белой округой -

и не видно почти ничего,
и не сыщешь подспудного смысла.
только строчки ложатся легко,
будто в камень печальные числа...

отпустила зима. воронье
разлетелось куда-то до срока.
а уютное наше жилье
будто келья монаха ль, пророка -

знаем, знаем с тобой наперед,
все, что было, останется (с)нами.
и весны оголтелой черёд
уходить в поднебесье цветами.

В этом лирическом монологе то и дело приходится спотыкаться о заметные поэтические огрехи. Ну и Бог с ними.
Цитата в тему конкурса: «...а синонимом к слову любить - купола в неземной позолоте».


38. П-2151

В ПРЕДУТРЕННЕМ ШУМЕ ДОЖДЯ

Чуть слышно,
В предутреннем шуме дождя,
Как фея летящей воды,
Намокшие пряди от глаз отведя,
Войдёшь, оставляя следы.
Подует и смолкнет натружено фен,
Закружится ложка, звеня,
И запахи кофе, летая вдоль стен,
Во сне потревожат меня.
На спинку кровати отбросишь халат,
Нырнув с головой в темноту.
Листок одеяла, как строгий прелат,
Укроет твою наготу.
С трудом просочится сквозь тучи рассвет,
У окон края обводя,
Неспешно проявит он твой силуэт
В предутреннем шуме дождя.

Довольно поэтичные, но несколько экзальтированные предутренние видения. (Очевидно, героиня вернулась к ЛГ со второй смены).
Цитата в тему конкурса: «Листок одеяла, как строгий прелат, укроет твою наготу».


39. П-2152

У ЛЮБВИ УЛЫБКИ ЛЕПЕСТКОВЫЕ

У любви улыбки лепестковые
в день июля, жаркий как вино,
у любви за крепкими засовами
тихо дремлют злато и зерно,
у любви легчайшее дыхание
и летучим поцелуем взгляд,
словно чаша неба над лоханями
всех земных наследий и наград!

Отчего же я не сплю и мучаюсь,
жизнь пройдя как тридесять полей?
Отчего я рад любому случаю
ощутить яснее и смелей
все твои приметы и созвучия –
птичий гомон, колокольный хор,
пряталки луны и звезд за тучами,
ветерка и вяза разговор?

А когда мечтаю о неведомом,
то в душе рождаются миры,
и живут, и ждут, пока не выдохну
синь весны и осени костры,
зимушку, седую и согбенную,
полосу пшеницы в летний зной!
Широка любви моей вселенная,
но доверена тебе одной.

Текст местами производит впечатление написанного достаточно неряшливо. А иногда выглядит и откровенно самопародийно.
Цитата в тему конкурса: «...у любви легчайшее дыхание и летучим поцелуем взгляд,
словно чаша неба над лоханями всех земных наследий и наград!».


40. П-2154

* * *
Есть право на любовь. Есть право на ошибку.
Среди иных даров Господнего добра
Есть право догорать в надсумеречной зыбке
Полночной немотой душевного костра.

Безнравственно просить в молитве наслаждений.
Но слаще ничего при жизни не хочу –
Лишь продлевать с тобой литой поток мгновений.
И руки вознося, в отчаянье молчу.

Я вечно нахожусь в подвешенности между
Злодейством жадной тьмы и добротой огня.
Но верю и живу немеркнущей надеждой,
Что смертная любовь бессмертнее меня.

Текст, преисполненный молитвенным экстазом. Не преувеличенным ли?
Цитата в тему конкурса: «Но верю и живу немеркнущей надеждой, что смертная любовь бессмертнее меня».


41. П-2156

ЛЕСНАЯ ФАНТАЗИЯ

Я сказал: «А хочешь — будешь
спать в заброшенной избушке,
утром пальчики девичьи
будут класть на губы вишни,
глушь такая, что не слышна
ни хвала и ни хула...»
А. Вознесенский

На таинственной планете
Лес блуждающих приветит.
И, едва задремлет ветер,
Дятел, словно метроном,
Растревожит сон столетий,
А кукушка на рассвете
Без вопроса нам ответит,
Сколько вместе проживём.

Ностальгия о давнишнем,
Милом, призрачном и лишнем...
Поцелуи пахнут вишней
И водой из родника.
Как скворцы, горды жилищем.
Вместе будущее ищем.
Будь богатым или нищим —
Дверь избушки без замка.

Есть для пришлых соль и спички,
На растопку три странички...
Взято прошлое в кавычки —
Ни хвала и ни хула.
Я тебе признаюсь лично,
Хоть немного непривычно,
Что смешно и симпатично
Ты косички заплела.

Легкий, прозрачный, симпатичный и поэтичный текст.
Цитата в тему конкурса: «Поцелуи пахнут вишней и водой из родника».


42. П-2162

В ТУ ЖЕ ВОДУ

Не обязательно быть пророком для предсказания неудачи,
ты не усвоила всех уроков, ты не умеешь любить иначе.
На те же грабли, и в ту же воду, с всепоглощающей жаждой счастья –
не переделать твою природу, не запретить над огнём качаться.

Ты любишь сказки, не веришь в были, не держишь злобы, не прячешь радость,
живёшь затем, чтоб тебя любили – а без любви замерзаешь сразу,
и незаметно слабеют корни, дрожишь от ветра, роняешь листья,
в твоей заснеженной тёмной кроне всё больше инея серебрится.

Наивно ждёшь судьбоносной встречи, следы пугливого счастья ищешь,
но льды не тают от слабой свечки, их не растопишь теплом от спичек.
К огню доверчиво тянешь ветки, не научившись ошибки помнить,
и ожидаешь любви ответной, как свет – прекрасной, как мир – огромной.

Но жизнь не греет тебя нисколько, недолгим пламенем обжигает,
и снова раненым веткам больно, пейзаж безлюден, и мгла – живая.
А ты с завидным упорством веришь, что не бывает реки без брода.
Расправив листья, раскинув ветви – на те же грабли, и в ту же воду.

Хотелось, чтобы выяснение отношений лирических героев в этом тексте проходило менее дидактично. И, разумеется, более страстно.
Цитата в тему конкурса: «не переделать твою природу, не запретить над огнём качаться».


43. П-2163

КАМНИ

Из глубины, из недр разумной плазмы
растёт и пробивается Алголь,
сквозь плоть и кровь живых многообразий
на божий свет выходят крик и боль.
Стеклянное мерцание двойное,
с парсеками усиливая взгляд,
всё на пути, пройдя сплошной волною,
мгновенно обращает в камнепад.

Вот камень – Ты. Вот этот камень – Я.
А вот другой, огромный, вот поменьше –
подобно граду горнему летят,
летят
на город, где никто из нас не венчан.

Затронь – и запоют Сады камней
на собственном, неслыханном наречии:
его переведут на человечий, –
узнают о тебе и обо мне.

Мы Камни. Наши души – горы гор.
Нам здесь лежать веками,
с «безразличием».
Нам птицы будут приносить укор
и так красиво говорить на птичьем;
так загудит от нежности Земля
космическими струнами предсердий,
что даже неживые Ты и Я
почувствуем вибрации Бессмертья.

И даже если б не было войны,
и даже если б люди жили вечно:
мы – Камни. Мы, седые валуны,
друг другу крепко подпираем плечи.

В этом тексте одушевление природы носит даже слегка избыточно антропоморфный характер
Цитата в тему конкурса: «...даже неживые Ты и Я почувствуем вибрации Бессмертья».


44. П-2164

МАТИЛЬДА, ТЫ СНОВА ЗАПУТАЛА ПРЯЖУ…

Матильда, ты снова запутала пряжу!
Ты просто бездарна, как старый носок,
Который годами всё вяжешь и вяжешь,
А всё – неумёха, какой с тебя прок?
Детей разогнала, побила посуду
И шамкаешь громко кривящимся ртом.
Матильда, постой, мне так больно и худо,
Не смей покидать наш неприбранный дом!
Куда ты спешишь? Ну не будь слишком строгой,
Здесь кров твой, замри, помолчи у дверей.
Полвека идём мы одною дорогой,
Я плакал, когда ты рожала детей..
Матильда, упрямая злая старуха,
Одна норовишь ускользнуть со двора!
Вот ставня стучит так зловеще и глухо,
Свет меркнет…послушай. Неужто пора?
Матильда, как можно?! Меня ты любила.
Зачем же теперь – в этот день, в этот час
Меня, как очки, вдруг взяла и забыла,
И выпало время... и свет вдруг погас.
Спасибо, родная, я нитку нащупал.
Клубок покатился… Матильда, постой!
Я слаб без тебя…Башмаки перепутал.
Прости, дорогая, Я вслед… за тобой…

Трогательный текст, включающий в себя и большую пройденную жизнь, и то, что будет после нее.
Цитата в тему конкурса: «Прости, дорогая, Я вслед… за тобой…».


45. П-2166

БЕЛЕЕ БЕЛОГО

..мне помнится - зима была, она была, как снег, бела,
и снег был бел, как та зима, а, может, и белей,
но было нам не до зимы, не до безмолвной белизны –
мы снили друг для друга сны, что радуги цветней,
и были сонны и тихи мои прозрачные стихи,
слова шуршали, словно снег в полуночной тиши,
а снег всё падал, и шуршал, и в белом шла моя душа,
чтоб заглянуть, едва дыша, в глаза твоей души…

Лаконичный, выразительный и запоминающийся текст.
«и в белом шла моя душа, чтоб заглянуть, едва дыша, в глаза твоей души…».
+


46. П-2184

ТЫ ПРИДЕШЬ

Я однажды засну в пышнотелой скирде,
От забот и невзгод отдохнувший вполне.
И пойду по траве, по земле, по воде
На мерцающий свет в приоткрытом окне.

Там, где корни уходят во влажный песок,
Сероглазую рыбу хранит стрелолист,
Где течёт по сосне янтареющий сок
На прибрежные выси приокской земли.

Где за каждым забором раскинулся сад,
В разнотравных лугах земляника растёт.
Где на листьях прозрачная зреет роса,
А на пчёлах гречишный и липовый мёд.

Озарённое светом, всё ближе окно,
И всё ближе и ближе бревенчатый дом.
Дом, как в детстве - большой, пребольшой и родной.
Дед и бабушка вышли встречать с рушником.

А за ними отец с безмятежным лицом,
Улыбается прадед в седые усы.
А за ними народ заполняет крыльцо
И весёлые песни невнятно басит.

Приглашают - входи. И в душевном ладу
Безпечальную вечность в любви проведёшь.
Я же, молча, сажусь у порога и жду.
Ты придёшь, ты придёшь, ты придёшь.

В целом интересный текст, но более профессиональная отделка ему явно не помешала бы.
Цитата в тему конкурса: «Я же, молча, сажусь у порога и жду. Ты придёшь, ты придёшь, ты придёшь».


47. П-2185

СТИХИ ГАЛАТЕЕ

Ocтaвь Пигмалиона, Галатея!
Талантом, как недугом, одержим,
Над замыслом заоблачно немея,
Земному он становится чужим.
Он в мраморе свои виденья прячет,
Как будто бы надеется опять
Изведать богоданную удачу –
Любовь из невозможного создать.

Оставь его! Иди! Там ждут Афины!
Там целый мир! Hу чтo жe ты? Иди!
Сильны мужи и юноши невинны...
Повелевай – округлостью груди,
Капризом бёдер, зовом лoнa, властью
Влечений, изгоняющих покой!
Ночной жасмин благоухает страстью,
И влажно дышит в сумерках левкой,
И роза зачарованно запела...
Иди же, Галатея!

...А потом,
Когда поймёшь – душа окаменела, –
Вернись для пробужденья в этот дом,
Где нежность – не разменная монета,
Где камню повелели – Оживи! –
И где любовь есть продолженье света,
А тело – продолжение любви,
Где вишнями колышется аллея,
Где за окном цикада голосит...
Вернись к Пигмалиону, Галатея!

Никто другой тебя не воскресит.

Масштабный текст, воплощенный с должным умением и незаурядным поэтическим размахом.
Цитата в тему конкурса: «Изведать богоданную удачу – Любовь из невозможного создать».


48. П-2191

В БЕССОННОЙ ГОЛОВЕ ТАКОЕ ОРИГАМИ….

В бессонной голове
такое оригами! –
то ангелы поют,
то демоны трубят…
Шататься по Москве,
ходить весь день кругами
и думать о тебе,
и чувствовать тебя.

Любовь моя и боль,
ты – рана ножевая,
ты – мой горящий куст,
и крест, и забытьё.
И горько, и светло
мне жить, переживая
присутствие твоё,
отсутствие твоё…

Любовь моя и боль!
Ты - праздник и ненастье,
ты жизни вечный мёд
и смерти остриё!
Ты в сумраке моём
мерцающее счастье,
безумие моё…
спасение моё…

Мне кажется без «оригами в голове» текст выглядел бы еще более значительно. Но поверим автору. На слово.
Цитата в тему конкурса: «И горько, и светло мне жить, переживая присутствие твоё, отсутствие твоё…».


49. П-2192

ОСТАНОВИСЬ... – Я ВСПОМНЮ САМ...

Остановись... – я вспомню сам
Как рассвело не по часам,
Как луч скользнул за край стола
...И показалось –
Февральский мир вдруг стал так мал,
Иных миров воссоздавал
Он тень и свет. А ты спала.
И улыбалась...

Всё необычно было мне...
Там ель к оттаявшей зиме
Как в измерении другом
Тянула лапы,
Там звук молчанье пережил...
И день, наш новый пассажир,
Вошёл в привычный свой вагон,
Снимая шляпу.

Снега готовились к весне,
И новый год протёр пенсне,
Тактичный. Вежливый. Живой.
Несовременный...
И как любовь из светлых книг
Твой аромат ко мне приник
Теплом. И свежей синевой
Одновременно...

«Тактичный. Вежливый. Живой» текст. И почему несовременный? Очень даже ко времени.
Цитата в тему конкурса: «А ты спала. И улыбалась...».


50. П-2193

* * *
В твоем непромерзаемом жилье,
Где Бог похож на плюшевого мишку,
Любовь и нелюбовь живут в излишке.
А я цежу, как старший сомелье,
Твои причуды сквозь своё «хочу»,
Вкус чуда проникает сквозь рецептор.
Я потому, что дорого плачу,
Не радуюсь и не хватаюсь цепко
За дом, что так похож на многогрань,
С геранью и горошиной в матрасе.
Не за остаток льда на теплотрассе,
Не за твоё: «по-быстрому сваргань
Нам на двоих, что хочется самой…»
За игры страсти, где процент от спеси.
Не за этаж (фактически) восьмой.
На деле же, уплывший в поднебесье.
Всё бытовое – только символизм.
И поцелуй за кофе, скрип кровати.
И примирений псевдо-героизм.
И псевдо-увеличенность проклятий.
Когда-нибудь, содрав всю кожуру,
И выбравшись из устья горловины,
На сотый раз тебе я не совру…
Сказав «люблю» не ночью воробьиной.
Враги, друзья, мужья с приставкой «экс»,
Всё отойдет, истлеет, разорится.
Я.
Ты.
Наш дом. На завтрак кекс.
И тишина…Парящая, как птица.

Мне текст представляет не слишком удачно сбалансированным. И по образной системе, и по словарю.
Цитата в тему конкурса: «А я цежу, как старший сомелье, твои причуды сквозь своё «хочу», вкус чуда проникает сквозь рецептор».


51. П-2205

НЕ ПОТОМУ - ЧТО Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ

Не потому - что я тебя люблю,
Не оттого, что сердце в горле скачет;
Ты мне нужна, как крылья кораблю,
Ты мне нужна, как кнут ленивой кляче.

Я пренебрёг заветами Христа...
Не зря ко мне не благосклонны Боги.
Но без тебя я - церковь без креста,
Я путник, ночью сбившийся с дороги.

Ты мне нужна и в Спас, и в Рождество,
И в скорбный час истерзанной отчизны.
Ты мне нужна, как смерти торжество
Над мрачными развалинами жизни.

Манера ЛГ изъясняться просто ставит в тупик. Или он сам себя туда заводит, пытаясь как-то позатейливей выразить свои чувства.
Цитата в тему конкурса: «Ты мне нужна, как смерти торжество над мрачными развалинами жизни».


52. П-2206

ПЕРСОНАЖИ

Обращайся ко мне по отчеству
и по данному в детстве имени.
Мы — герои чужого творчества,
не больные, но одержимые.

Назовёшь его — сразу вспомнится
как не спали ночами долгими.
Ты тогда был моей бессонницей,
закоулками и наколками
на душе и на теле высечен.
Я скульптуру тебе поставила, —
но осталась всего лишь тысячной
с кем играл, не озвучив правила.

Я тонула в скупых объятиях,
мне порой не хватало воздуха.
Эти чувства — моё проклятие,
помогите же мне, апостолы!
Оторвите меня и выбросьте, —
схоронюсь я в глубинах озера,
окружённая только рыбами
да камнями. Совсем без голоса.

Звёзды плещутся в лунном зареве,
одержимые — одержимее.
На одной сковородке жаримся…
Ну, и кто из нас уязвимее?
Мы сдавались друг другу… встречными,
не распятыми, но разбитыми.
Это с виду мы — бе-зу-пре-чны-е,
а внутри? Там рога с копытами.

Наши души полны вулканами,
извержения — неизбежные.
Нас Создатель считает «парою»,
мы — бежим от себя по-прежнему,
друг от друга бежим по разные
части света, мосты и пристани.
Мы лишь гости на этом празднике,
как нам рядом, скажите, выстоять?

Как нам выстоять, не расплавившись
от эмоций, от чувств, от честности?

Слышен стук пожелтевших клавиш и...
нашу жизнь предают известности.

В этом тексте высокий накал чувств ЛГ вполне сопоставим с невнятностью их поэтического выражения.
Цитата в тему конкурса: «Ты тогда был моей бессонницей, закоулками и наколками».


53. П-2219

ЦВЕТЫ И СНЕГ

Зима скулит, ползёт щенком в нору,
Сугробов нет, вода стоит и морось.
Намокший ветер лижет конуру
Моих пространств из тысячи каморок.

Вдали, где ты, есть снеги и снега,
Твои следы рассматривают звёзды.
Шаги ведут в цветочные луга,
А мне до них немыслимые вёрсты.

Но я иду, чтоб время растолочь,
Смешать его с небесной силой в ступке
И выпить зелье, и расплавить ночь,
Желая свет увидеть в жизни хрупкой.

Февраль раскрыт весталками сполна,
Открыты двери тюрем и гулагов
Моей судьбы, что памятью больна,
Но жаждет волю пить под вешним благом.

Я знаю суть, зачем и почему
Тянусь ростком доверчиво из тлена.
Влечёт мечта, с ней дебри зла и мук
Переломлю, как опыт, о колено.

Да будет в помощь небо в облаках
И новый снег, насыпанный под утро.
С надеждой в чудо вырвусь из блокад
К твоим рукам в труде заветно мудром.

Да будет нам дарована весна
Под пенье птиц и набуханье почек,
Где голос твой и вещей рыбы знак
Земной Эдем и нежности пророчат.

Пройду сквозь ночь хулы и снов обман,
Чтоб утром снять в твоей прихожей куртку…
Где нет любви, там я схожу с ума,
Сжигая дни негаснущим окурком.

Тексты, завершающие конкурсную подборку, не лучшие из вышедших во второй тур. И достоинства этого текста тоже весьма проблематичны.
Цитата в тему конкурса: «С надеждой в чудо вырвусь из блокад к твоим рукам в труде заветно мудром».

Резюме.
Не могу сказать, что общий уровень второго тура чрезмерно высок.
Но целый ряд текстов, безусловно, заслуживают внимания. Плюсиками (1 плюс – 1 балл) я отметил наиболее интересные мне тексты.
Будем ожидать решения жюри.

Обозреватель конкурса Владимир Гутковский


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 23


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB